Доклад Этапы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации
учебно-методический материал на тему
Доклад и презентация (13 слайдов).
Этапы слухоречевой реабилитации детей после КИ - первое положение "слухового" метода.
Литература - Королёва И. В.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат «18»
Доклад
Этапы слухоречевой реабилитации глухих детей
после кохлеарной имплантации
Учитель-дефектолог: Денисова Е. Н.
Рязань, 2016
Этапы слухоречевой реабилитации глухих детей
после кохлеарной имплантации
В нашей стране в последние 20 лет широкое распространение получил современный метод слухоречевой реабилитации глухих детей – кохлеарная имплантация. Она позволяет ребенку слышать речь окружающих. Однако важно знать: ребенок с кохлеарным имплантом хорошо слышит, но чтобы он научился понимать речь и говорить, ему требуется многолетняя реабилитация.
Современные кохлеарные импланты и супермощные слуховые аппараты обеспечивают возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а значит – возможность осваивать речь посредством слуха. Таким образом, технический прогресс создал базу для развития «слухового» метода обучения.
Важным положением слухового метода является представление о четырёх этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации.
1-й этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность — 3-12 недель. Задачи этого этапа:
1) достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно - 6 м).
2) вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками.
3) вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения.
4) обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию, развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях, игре, целенаправленных занятиях.
В решении первой задачи ведущая роль принадлежит аудиологу, настраивающему процессор КИ. Активное участие в этом принимает также сурдопедагог, который во время занятий оценивает реакции ребенка на звуки разного уровня и частоты при разных параметрах настройки процессора КИ, развивает у ребенка реакции на звуки, интерес к звукам, обучает родителей наблюдать за реакциями ребенка на звуки в течение дня. Решение второй и третьей задач обеспечивается, прежде всего, родителями, которые в течение всего дня привлекают внимание ребенка к разным звукам, вызывая у него интерес к слушанию, и побуждают пользоваться голосом. Роль сурдопедагога здесь заключается в развитии у ребенка начальных навыков слушания и пользования голосом для общения во время индивидуальных занятий, в обучении родителей естественному речевому общению с ребенком, способствующему развитию у него слуха и речи, в вовлечении их в развитие слуха и речи у ребенка во время ежедневных дел и целенаправленных занятий.
Решение всех четырех задач создает основу для спонтанного развития процессов слухового/слухоречевого анализа. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4-6 мес.
2-й этап. Основной этап развития слухового/слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность — 6-18 мес.
Понять содержание и главные задачи 2-го этапа помогает анализ процесса овладения речью (понимание речи окружающих и собственная речь) у детей с нормальным слухом и взрослых при обучении иностранному языку. При этом ребенок/взрослый слушает слово (слуховой анализ слова), запоминает его звучание, учится понимать, что значит это слово, пытается его повторить, слушая себя и сравнивая, похоже ли это звучание слова на то, которое он запомнил. Говорить это слово самостоятельно и использовать его при общении ребенок/взрослый будет только тогда, когда он помнит, что слово обозначает, как оно звучит и как его произнести (хотя бы приблизительно).
Задачи 2-го этапа:
1) достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. Это возможно только благодаря появлению у ребенка слухового опыта с КИ, формированию у него умения точно оценивать свои ощущения, накоплению у родителей опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки;
2) развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов:
- обнаружение, различение, узнавание, распознавание;
- слуховое внимание. Включает развитие произвольного и не произвольного внимания, селективного внимания;
- фонематический слух. Это основа для развития способности узнавать и запомнить слова только на слух;
- слуховой контроль голоса, слухоартикуляторная координация. Ребенок должен уметь повторить простое слово на слух, даже если он не знает его значения. Это предполагает, что параллельно с развитием слухового восприятия на этом этапе проводится интенсивная работа по развитию голоса, увеличения подвижности переключаемости артикуляторного аппарата, развитию звукопроизношения и др;
- слуховая и слухоречевая память. Все дети с КИ на этом этапе имеют выраженные проблемы слухоречевой памяти, так как слуховые центры коры мозга а не развивались в критический период — до 2 лет, что затрудняет накопление словарного запаса у ребенка.
3) развитие у ребенка потребности к речевому общению и его
начальных навыков.
Решение этих задач создает основу для спонтанного развития понимания речи и собственной устной речи у ребенка с КИ. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет.
3-й этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность — более 5 лет.
Цель этого этапа: овладение ребенком основными компонентами языковой системы и устной речью как основным средством общения. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 5-7 лет. Основные задачи реабилитации на этом этапе связаны с развитием языковой системы (системы родного языка – пассивный/активный словарь, грамматика), благодаря чему речь становится основным средством общения и познания. Однако в этот период у ребенка также совершенствуется слухоречевое восприятие и произносительные навыки.
Задачи 3-го этапа представлены ниже:
1) развитие слухоречевой памяти и слухового внимания, увеличение скорости обработки речи;
2) накопление пассивного (импрессивного) словаря параллельно с расширением представлений об окружающем мире;
3) развитие грамматической системы;
4) развитие понимания устной речи слухозрительно и на слух (на основе накопления словаря и развития общих представлений о мире, развития грамматической системы);
5) накопление активного (экспрессивного) словаря;
6) развитие диалогической речи;
7) развитие связной речи;
8) совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, интонационно-ритмических характеристик речи на основе слухового контроля;
9) развитие навыков чтения и понимания прочитанного.
4-й этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов».
Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Ребенок, достигший этого этапа, понимает прочитанный сложный текст, может пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях, умеет общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет. Этого уровня достигает только часть детей с КИ. В основном, это дети без дополнительных нарушений, имплантированные в возрасте до 2 лет, дети, слухопротезированные в возрасте до года, дети, прошедшие систему ранней слухоречевой абилитации.
Задачи 4-го этапа:
1) расширение общих представлений об окружающем мире;
2) увеличение словарного запаса;
3) дальнейшее развитие грамматической системы.
Представления о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации, целях, задачах и длительности каждого этапа позволяют правильно организовать реабилитацию, контролировать ее эффективность и своевременно ее менять в соответствии с возможностями и динамикой слухового и речевого развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Королева И. В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового метода». – СПб.: КАРО, 2014.
Королева И. В. «Первые шаги в мир звуков и слов» Рабочая тетрадь № 1. – СПб.: КАРО, 2014.
Королева И. В. «Слушаю и говорю предложениями» Рабочая тетрадь № 2. – СПб.: КАРО, 2014.
Королева И. В. «Буквы или звуки?» Рабочая тетрадь № 3. – СПб.: КАРО, 2014.
Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Слуховой» метод обучения детей после кохлеарной имплантации В нашей стране в последние 20 лет широкое распространение получил современный метод слухоречевой реабилитации глухих детей – кохлеарная имплантация. Этот метод позволяет ребенку слышать речь окружающих. Однако важно знать: ребенок с кохлеарным имплантом хорошо слышит, но чтобы он научился понимать речь и говорить, ему требуется многолетняя реабилитация. Современные кохлеарные импланты и супермощные слуховые аппараты обеспечивают возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а значит – возможность осваивать речь посредством слуха. Таким образом, технический прогресс создал базу для развития «слухового» метода обучения . Важным положением слухового метода является представление о четырёх этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации.
Четыре этапа слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации 1-й этап Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 2-й этап Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 3-й этап Языковой этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 4-й этап Этап развития связной речи и понимания сложных текстов.
1-й этап Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность — 3-12 недель. Задачи этого этапа: 1) достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно - 6 м). 2) вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками. 3) вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения. 4) обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию, развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях, игре, целенаправленных занятиях.
Упражнения 1-ого этапа
2-й этап Основной этап развития слухового/слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность — 6-18 мес. Задачи этого этапа: 1) достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. 2) развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов: обнаружение, различение, узнавание, распознавание; слуховое внимание. Включает развитие произвольного и не произвольного внимания, селективного внимания; фонематический слух. Это основа для развития способности узнавать и запомнить слова только на слух; слуховой контроль голоса, слухоартикуляторная координация. слуховая и слухоречевая память. 3) развитие у ребенка потребности к речевому общению и его начальных навыков .
Упражнения 2-ого этапа
3-й этап « Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность — более 5 лет. Основные задачи реабилитации на этом этапе связаны с развитием языковой системы: 1) развитие слухоречевой памяти и слухового внимания, увеличение скорости обработки речи; 2) накопление пассивного (импрессивного) словаря параллельно с расширением представлений об окружающем мире; 3) развитие грамматической системы; 4) развитие понимания устной речи слухозрительно и на слух (на основе накопления словаря и развития общих представлений о мире, развития грамматической системы); 5) накопление активного (экспрессивного) словаря; 6) развитие диалогической речи; 7) развитие связной речи; 8) совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, интонационно-ритмических характеристик речи на основе слухового контроля; 9) развитие навыков чтения и понимания прочитанного.
Упражнения 3-ого этапа
4-й этап Этап развития связной речи и понимания сложных текстов. Задачи этого этапа: 1) расширение общих представлений об окружающем мире; 2) увеличение словарного запаса; 3) дальнейшее развитие грамматической системы. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет. Этого уровня достигает только часть детей с КИ.
Упражнения 4-ого этапа
Четыре этапа слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации Представления о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации, целях, задачах и длительности каждого этапа позволяют правильно организовать реабилитацию , контролировать ее эффективность и своевременно ее менять в соответствии с возможностями и динамикой слухового и речевого развития ребенка.
Литература Королёва И. В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового метода». – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. «Первые шаги в мир звуков и слов» Рабочая тетрадь № 1. – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. «Слушаю и говорю предложениями» Рабочая тетрадь № 2. – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. «Буквы или звуки?» Рабочая тетрадь № 3. – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.
В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации....
Реабилитация неслышащих школьников после кохлеарной имплантации
Сопровождение неслышащих школьников после КИ...
Психолого-педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации.
Инновации в образовании....
КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Составитель: Юрина Галина Николаевна, учитель -дефектолог
Рабочаа индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для детей с нарушениями слу...
Родительское собрание на тему: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации»
Тема: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации» Цель: обучение педагогов методам и приемам работы по развитию связной ре...
Организация слухоречевой реабилитации обучающихся после кохлеарной имплантации
Статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с кохлеарноимплантированными обучающимися....
Доклад Основные положения метода «3П-реабилитации» ребёнка после кохлеарной имплантации
Доклад Основные положения метода «3П-реабилитации» ребёнка после кохлеарной имплантации...