Доклад Этапы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации
учебно-методический материал на тему

Денисова Елена Николаевна

Доклад и  презентация (13 слайдов). 

Этапы слухоречевой реабилитации детей после КИ - первое положение "слухового" метода.

Литература - Королёва И. В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат «18»

Доклад

Этапы слухоречевой реабилитации глухих детей

после кохлеарной имплантации

Учитель-дефектолог: Денисова Е. Н.

Рязань, 2016

Этапы слухоречевой реабилитации глухих детей

после кохлеарной имплантации

В нашей стране в последние 20 лет широкое распространение получил современный метод слухоречевой реабилитации глухих детей – кохлеарная имплантация. Она позволяет ребенку слышать речь окружающих. Однако важно знать: ребенок с кохлеарным имплантом хорошо слышит, но чтобы он научился понимать речь и говорить, ему требуется многолетняя реабилитация.

Современные кохлеарные импланты и супермощные слуховые аппараты обеспечивают возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а значит – возможность осваивать речь посредством слуха. Таким образом, технический прогресс создал базу для развития «слухового» метода обучения.

Важным положением слухового метода является представление о четырёх этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации.

1-й этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность — 3-12 недель. Задачи этого этапа:

1) достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно - 6 м).

2) вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками.

3) вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения.

4) обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию, развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях, игре, целенаправленных занятиях.

В решении первой задачи ведущая роль принадлежит аудиологу, настраивающему процессор КИ. Активное участие в этом принимает также сурдопедагог, который во время занятий оценивает реакции ребенка на звуки разного уровня и частоты при разных параметрах настройки процессора КИ, развивает у ребенка реакции на звуки, интерес к звукам, обучает родителей наблюдать за реакциями ребенка на звуки в течение дня. Решение второй и третьей задач обеспечивается, прежде всего, родителями, которые в течение всего дня привлекают внимание ребенка к разным звукам, вызывая у него интерес к слушанию, и побуждают пользоваться голосом. Роль сурдопедагога здесь заключается в развитии у ребенка начальных навыков слушания и пользования голосом для общения во время индивидуальных занятий, в обучении родителей естественному речевому общению с ребенком, способствующему развитию у него слуха и речи, в вовлечении их в развитие слуха и речи у ребенка во время ежедневных дел и целенаправленных занятий.

Решение всех четырех задач создает основу для спонтанного развития процессов слухового/слухоречевого анализа. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4-6 мес.

2-й этап. Основной этап развития слухового/слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность — 6-18 мес.

Понять содержание и главные задачи 2-го этапа помогает анализ процесса овладения речью (понимание речи окружающих и собственная речь) у детей с нормальным слухом и взрослых при обучении иностранному языку. При этом ребенок/взрослый слушает слово (слуховой анализ слова), запоминает его звучание, учится понимать, что значит это слово, пытается его повторить, слушая себя и сравнивая, похоже ли это звучание слова на то, которое он запомнил. Говорить это слово самостоятельно и использовать его при общении ребенок/взрослый будет только тогда, когда он помнит, что слово обозначает, как оно звучит и как его произнести (хотя бы приблизительно).

Задачи 2-го этапа:

1) достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. Это возможно только благодаря появлению у ребенка слухового опыта с КИ, формированию у него умения точно оценивать свои ощущения, накоплению у родителей опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки;

2) развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов:

  • обнаружение, различение, узнавание, распознавание;
  • слуховое внимание. Включает развитие произвольного и не произвольного внимания, селективного внимания;
  • фонематический слух. Это основа для развития способности узнавать и запомнить слова только на слух;
  • слуховой контроль голоса, слухоартикуляторная координация. Ребенок должен уметь повторить простое слово на слух, даже если он не знает его значения. Это предполагает, что параллельно с развитием слухового восприятия на этом этапе проводится интенсивная работа по развитию голоса, увеличения подвижности  переключаемости артикуляторного аппарата, развитию звукопроизношения и др;
  • слуховая и слухоречевая память. Все дети с КИ на этом этапе имеют выраженные проблемы слухоречевой памяти, так как слуховые центры коры мозга а не развивались в критический период — до 2 лет, что затрудняет  накопление словарного запаса у ребенка.

 3) развитие у ребенка потребности к речевому общению и его
начальных навыков.

Решение этих задач создает основу для спонтанного развития понимания речи и собственной устной речи у ребенка с КИ. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет.

3-й этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность — более 5 лет.

Цель этого этапа: овладение ребенком основными компонентами языковой системы и устной речью как основным средством общения. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 5-7 лет. Основные задачи реабилитации на этом  этапе связаны с развитием языковой системы (системы родного языка – пассивный/активный  словарь, грамматика), благодаря чему речь становится основным средством общения и познания. Однако в этот период у ребенка также совершенствуется слухоречевое восприятие и произносительные навыки.

Задачи 3-го этапа представлены ниже:

1) развитие слухоречевой памяти и слухового внимания, увеличение скорости обработки речи;

2) накопление пассивного (импрессивного) словаря параллельно с расширением представлений об окружающем мире;

3) развитие грамматической системы;

4) развитие понимания устной речи слухозрительно и на слух (на основе накопления словаря и развития общих представлений о мире, развития грамматической системы);

5) накопление активного (экспрессивного) словаря;

6) развитие диалогической речи;

7) развитие связной речи;

8) совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, интонационно-ритмических характеристик речи на основе слухового контроля;

9) развитие навыков чтения и понимания прочитанного.

4-й этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов».

Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Ребенок, достигший этого этапа, понимает прочитанный сложный текст, может пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях, умеет общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет. Этого уровня достигает только часть детей с КИ. В основном, это дети без дополнительных нарушений, имплантированные в возрасте до 2 лет, дети, слухопротезированные в возрасте до года, дети, прошедшие систему ранней слухоречевой абилитации.

Задачи 4-го этапа:

1) расширение общих представлений об окружающем мире;

2) увеличение словарного запаса;

3) дальнейшее развитие грамматической системы.

Представления о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации, целях, задачах и длительности каждого этапа позволяют правильно организовать реабилитацию, контролировать ее эффективность и своевременно ее менять в соответствии с возможностями и динамикой слухового и речевого развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Королева И. В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового метода». – СПб.: КАРО, 2014.

Королева И. В. «Первые шаги в мир звуков и слов» Рабочая тетрадь № 1. – СПб.: КАРО, 2014.

Королева И. В. «Слушаю и говорю предложениями» Рабочая тетрадь № 2. – СПб.: КАРО, 2014.

Королева И. В. «Буквы или звуки?» Рабочая тетрадь № 3. – СПб.: КАРО, 2014.

Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГБОУ «Школа-интернат №18» Этапы слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации подготовила учитель-дефектолог первой квалификационной категории Денисова Е. Н. Рязань 2016

Слайд 2

«Слуховой» метод обучения детей после кохлеарной имплантации В нашей стране в последние 20 лет широкое распространение получил современный метод слухоречевой реабилитации глухих детей – кохлеарная имплантация. Этот метод позволяет ребенку слышать речь окружающих. Однако важно знать: ребенок с кохлеарным имплантом хорошо слышит, но чтобы он научился понимать речь и говорить, ему требуется многолетняя реабилитация. Современные кохлеарные импланты и супермощные слуховые аппараты обеспечивают возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а значит – возможность осваивать речь посредством слуха. Таким образом, технический прогресс создал базу для развития «слухового» метода обучения . Важным положением слухового метода является представление о четырёх этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации.

Слайд 3

Четыре этапа слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации 1-й этап Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 2-й этап Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 3-й этап Языковой этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 4-й этап Этап развития связной речи и понимания сложных текстов.

Слайд 4

1-й этап Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность — 3-12 недель. Задачи этого этапа: 1) достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно - 6 м). 2) вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками. 3) вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения. 4) обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию, развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях, игре, целенаправленных занятиях.

Слайд 5

Упражнения 1-ого этапа

Слайд 6

2-й этап Основной этап развития слухового/слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность — 6-18 мес. Задачи этого этапа: 1) достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. 2) развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов: обнаружение, различение, узнавание, распознавание; слуховое внимание. Включает развитие произвольного и не произвольного внимания, селективного внимания; фонематический слух. Это основа для развития способности узнавать и запомнить слова только на слух; слуховой контроль голоса, слухоартикуляторная координация. слуховая и слухоречевая память. 3) развитие у ребенка потребности к речевому общению и его начальных навыков .

Слайд 7

Упражнения 2-ого этапа

Слайд 8

3-й этап « Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность — более 5 лет. Основные задачи реабилитации на этом этапе связаны с развитием языковой системы: 1) развитие слухоречевой памяти и слухового внимания, увеличение скорости обработки речи; 2) накопление пассивного (импрессивного) словаря параллельно с расширением представлений об окружающем мире; 3) развитие грамматической системы; 4) развитие понимания устной речи слухозрительно и на слух (на основе накопления словаря и развития общих представлений о мире, развития грамматической системы); 5) накопление активного (экспрессивного) словаря; 6) развитие диалогической речи; 7) развитие связной речи; 8) совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, интонационно-ритмических характеристик речи на основе слухового контроля; 9) развитие навыков чтения и понимания прочитанного.

Слайд 9

Упражнения 3-ого этапа

Слайд 10

4-й этап Этап развития связной речи и понимания сложных текстов. Задачи этого этапа: 1) расширение общих представлений об окружающем мире; 2) увеличение словарного запаса; 3) дальнейшее развитие грамматической системы. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет. Этого уровня достигает только часть детей с КИ.

Слайд 11

Упражнения 4-ого этапа

Слайд 12

Четыре этапа слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации Представления о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации, целях, задачах и длительности каждого этапа позволяют правильно организовать реабилитацию , контролировать ее эффективность и своевременно ее менять в соответствии с возможностями и динамикой слухового и речевого развития ребенка.

Слайд 13

Литература Королёва И. В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового метода». – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. «Первые шаги в мир звуков и слов» Рабочая тетрадь № 1. – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. «Слушаю и говорю предложениями» Рабочая тетрадь № 2. – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. «Буквы или звуки?» Рабочая тетрадь № 3. – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.

В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации....

Реабилитация неслышащих школьников после кохлеарной имплантации

Сопровождение неслышащих школьников после КИ...

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Составитель: Юрина Галина Николаевна, учитель -дефектолог

Рабочаа индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для детей с нарушениями слу...

Родительское собрание на тему: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации»

Тема: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации» Цель: обучение педагогов методам и приемам работы по развитию связной ре...

Организация слухоречевой реабилитации обучающихся после кохлеарной имплантации

Статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с кохлеарноимплантированными обучающимися....

Доклад Основные положения метода «3П-реабилитации» ребёнка после кохлеарной имплантации

Доклад Основные положения метода «3П-реабилитации» ребёнка после кохлеарной имплантации...