Логопедическая песочница.
статья по теме
Об использовании пескотерапии в логопедической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1logopedicheskaya_pesochnitsa.docx | 991.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая песочница
Теплые летние дни сменились дождливыми осенними. На опустевшей детской площадке в песочнице не высятся замки, не стоят ровными рядами куличики. А совсем недавно воздух звенел от детских голосов и коробка песочница была заполнена детворой. Почему, несмотря на современное оснащение детских площадок, гора песка всегда привлекает детское внимание ? Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.
Кроме разнообразия возможностей для применения своих творческих способностей по организации интересной игры, дети получают огромную практическую пользу от игры в песке и с песком .
С песком ребенок знакомиться очень рано. Сколько радости доставляют малышам построить из песка замок, сварить кашу- малашу, и просто погрузить руки в песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в тетради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком с детьми, имеющими нарушения речи, очень эффективно.
Погружение обеих рук в песок снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.
Известно что уровень речевого развития зависит от степени сформированности мелкой моторики рук.
Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и скажите, что Вам приятно, тепло или прохладно , ощущаете маленькие песчинки. Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует.
Можно выполнить такие упражнения:
-. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки).
-. Выполнить те же движения, положив ладонь на ребро.
-. «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
- Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
- «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками.
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Можно вместе пофантазировать, чьи они?
Интересны такие упражнения:.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются на только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, необходимо научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти..
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи можно использовать игры на развитие фонематического слуха:
Игра «Эхо». Педагог или родитель произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
- та-ка-па , - па-ка-та , - ка-на-па , - га-ба-да, - па-ба-па . - по-бо-по ,- пу-бу-пу ,
- пы-бы-пы, - та-да-та , - да-та-да , - ла-га-ка , га-ка-га
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
1. выбрать фигурки, в названиях которых есть звук /а/ или другой гласный.
2. Выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук /с/ или /ш/ и т.д.
Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком /с/ находятся в начале, в середине, в конце слова. Если звуко - произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке.
Так мы закрепляем навыки правильного произношения автоматизируемого звука,
формируем умение слышать и вычленять отдельные звуки в слове , развиваем связную речь и т.д.
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (Дети очень любят лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Образ буквы легче запоминается, если предварительно была «превращена» и прорисована на песочных дорожках. Нравится ребятам сдувать песок, прикрывающий буквы, дописывать их или менять «П» на «Н», «Р» на «В» «Л» на «А», «Ч» на «Т», «О» на «Я» и т.д. ….
Слова на песке можно писать печатными буквами сначала пальчиком, потом палочкой, держа её как ручку. Ошибки на песке исправлять проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребенку ощущать себя успешным
Можно предложить ребенку произнести написанное на песке слово, интонационно выделяя ударный звук и . оставить над буквой след ударения.
Педагог или родитель дает детям задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поумнеть помог.
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- повышается мотивация речевого общения;
- развиваются первичные произносительные умения и навыки;
- пополняется и активизируется словарь;
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
- формируются навыки чтения и письма.
-развивается произвольное внимание и память.
Веденикина Н.Г. учитель-логопед высшей квалификационной категории
МДОУ детский сад 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочница в кабинете логопеда
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий....
"Песочница" логопеда при работе с детьми с ОВЗ
quot;Песочница" логопеда.Мой кабинет похож на песочницу, где есть песок, ракушки (огромное количество), камушки, минералы, кварц, жадеит, чароит, вообщем многое с геологических раскопок и прогул...
Нужна ли ребенку песочница дома?
Консультация для родителей о роли песочной терапии в развитии речи детей....
Коррекционное занятие с использованием педагогической песочницы по теме: «Где прячется здоровье?»
Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни.Задачи:o образовательная:- закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания,...
Конспект занятия для песочницы.
Конспект занятия для песочницы "В гости к зайчику зимой"....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Безопасная песочница» (межгрупповой, творческий, краткосрочный
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ ...
Занятие в песочнице "Путешествие в город букв"
Представленные в занятии игровые задания будят в детях не только интерес, но и готовность к обучению, предоставляя ребенку возможность развиваться на основе деятельности....