Путешествие на планету Букварию. В гостях у русского языка.
методическая разработка (5 класс) по теме

Лобода Юлия Геннадиевна

Представленное занятие является обобщающим, в ходе занятия повторяются основные правила русского языка, изученного в 5-ом классе. Основная цель занятия - расширение и углубление  знаний у обучающихся воспитанников  по русскому языку, литературному чтению. Занятие построено таким образом, чтобы все учащиеся класса могли проявить свои знания, умения, навыки. Задания имеют разноуровневый подход, что дает возможность к привлечению и отстающих учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современной коррекционной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения  может быть назван центральным. Многочисленные исследования доказывают, что интерес у обучающихся воспитанников резко снижается при переходе из начального звена в среднее.  Вместе с тем, поскольку «обучение ведет развитие» (Л. С. Выготский), единственным способом компенсации дефектов развития  является именно целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне важно найти такие способы подачи материала, которые бы способствовали поддержанию достаточно высокого уровня мотивации на протяжении всего периода обучения.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является проведение игровых занятий в процессе обучения, что способствует созданию у обучающихся воспитанников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Игровые занятие способствуют развитию мышления,  памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно,  сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Игровое занятие  имеет две цели: одна из них обучающая, которую  преследует учитель, а другая игровая, ради которой действует ученик. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

         Игровое занятие может быть использовано на различных этапах обучения, но особенно  целесообразно проводить его на этапах повторения и закрепления материала.

        Представленное занятие является обобщающим, в ходе занятия повторяются основные правила русского языка, изученного в 5-ом классе. Основная цель занятия - расширение и углубление  знаний у обучающихся воспитанников  по русскому языку, литературному чтению. Занятие построено таким образом, чтобы все учащиеся класса могли проявить свои знания, умения, навыки. Задания имеют разноуровневый подход, что дает возможность к привлечению и отстающих учащихся.

        Использование ИКТ на игровом занятие повышает его эффективность, так как дает дополнительную наглядность предложенного материала.

Применение ИКТ:

- помогает обучающимся воспитанникам выполнить задание более точно;

- развивает их воображение, концентрирует внимание;

- повышает уровень усвоения материала;

-формирует информационную культуру.

Путешествие на планету Букварию.

Цель: расширение и углубление  знаний у обучающихся воспитанников  по русскому языку, литературному чтению.

Задачи:

- расширять кругозор, побуждать к познанию нового;

- воспитывать любовь к родному языку;

- развивать мышление, память, воображение.

Оборудование: проектор, презентация; карточки с заданиями по указанным темам; жетоны красного, жёлтого или зеленого цветов, таблички с названием команд: “Жёлтые”, “Зеленые”, “Красные”.

Ход и структура игры:

1) Дети распределяются на команды “Жёлтые”, “Зеленые”, “Красные” путём жеребьёвки. В каждой команде выбирается спикер.

2) Игровая ситуация: команды детей отправляются в путешествие на планету Букварию. Путь движения по планете показывает стрелка.

3) Каждая остановка содержит по три задания.

4) Задание каждой команде определяет цвет карточки, на котором оно записано.

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент

На доске – соответствующее оформление. Учащиеся входят в класс и берут из общей коробки по одному жетону красного, жёлтого или зеленого цвета. Согласно цвету жетона каждый участник игры занимает своё место за игровым столом, на котором размещены таблички с названиями команд: “Жёлтые”, “Зеленые”, “Красные”.

(слайд 1)

II. Вводная часть

1 ученик.

Если хочешь строить мост

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе

Добросовестно учись.

2 ученик.

В школу ходим мы не зря,

Без наук никак нельзя!

В жизнь неграмотным войдешь

За минуту пропадешь.

Чтоб ошибок избежать,

Ум свой надо развивать.

А в игре проверить можно

Просто будет или сложно.

Ведущий. Ребята, сегодня совершим с вами путешествие на планету, у которой совсем необычное название: Буквария.  Перед нами карта, на которой отмечены главные города этой планеты. Каждый город отражает свою тему. Путь движения  указывает стрелка. Какие же темы предлагают нам вспомнить жители планеты?  

(Слайд 2)

Дети читают название тем, записанных на доске:

Сказки

Загадки

Слова

Пословицы

Существительное

Прочитай-ка

Действия

Предложение

Ведущий. Наше путешествие начинается. Делая остановку, вашему вниманию будут предложены задания, записанные на жёлтом, зеленом и красным цветах. Даётся время на обсуждение. По готовности ответа командир поднимает табличку с названием команды.

Итак начинаем!!!!

(слайд 3)

1. СКАЗКИ

Задание. Отгадайте загадку. О каком сказочном герое идёт речь?

“Жёлтые”

Столяр Джузеппе – Сизый нос

 Полено как-то в дом принёс.

 Он начал что-то мастерить,

 Полено стало говорить.

 Кто в том полене говорил?

 Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)

“Зеленые”

Скорей бы приблизился вечер

 И час долгожданный настал.

 Чтоб мне в золочёной карете

 Поехать на сказочный бал.

 Никто во дворце на узнает:

 Откуда я, как я зовусь.

 Но только лишь полночь настанет,

 К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

“Красные”

Летела стрела и попала в болото,

 А в этом болоте поймал её кто-то.

 Кто, распростившись с зелёною кожей,

 Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-Лягушка)

(слайд 4)

2. ЗАГАДКИ

Задание. Отгадайте загадку.

“Жёлтые”

Сели на странички

 Тридцать три сестрички,

 Сели рядом - не молчат,

 Нам загадки говорят. (Буквы)

“Зеленые”

Долговязый Тимошка

 Бежит по узенькой дорожке.

 Его следы –

 Твои труды. (Карандаш)

“Красные”

То я в клетку, то в линейку.

 Написать по мне сумей-ка!

 Можешь и нарисовать.

 Что такое я? (Тетрадь)

(слайд 4)

3. СЛОВО

Общее задание для всех команд. Составьте несколько новых слов, используя буквы, входящие в состав слова

В Е Л О С И П Е Д

(слайд 5)

4. ПОСЛОВИЦЫ

Задание. Восстановите пословицы.

“Жёлтые”

ДЕЛО - ПОТЕХА

Ответ: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС.

“Зеленые”

ЛЕС - ДРОВА

Ответ: ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ.

“Красные”

СВЕТ - ТЬМА

Ответ: УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА.

(слайд 6)

5. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Задание. Найдите существительное, которое является составляющим данного слова.

“Жёлтые”

Л Е С

Лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник.

Ответ: ДЕРЕВЬЯ.

“Зеленые”

Р Е К А

Берег, тина, рыба, вода, рыболов.

Ответ: ВОДА.

“Красные”

Б О Л Ь Н И Ц А

Сад, лестница, радио, больные, помещение.

Ответ: БОЛЬНЫЕ.

(слайд 7)

6. ПРОЧИТАЙ-КА

Задание. Прочитайте слова. Найдите лишнее.

“Жёлтые”

РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД

Ответ: КАРАНДАШ, РУЧКА, КИСТОЧКА, ВЕДРО

лишнее слово – ВЕДРО.

“Зеленые”

ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ

Ответ: МЯЧ, БАРАБАН, ОЛЯ, ЮЛА.

лишнее слово – ОЛЯ.

“Красные”

ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ

Ответ: КЛЕЙ, ПЛАСТИЛИН, КРАСКА, ВЕТЕР.

лишнее слово – ВЕТЕР.

(слайд 8)

7. ДЕЙСТВИЯ

Задание. Выполните математические действия и прочитайте слово.

“Жёлтые”

ЧЕТ + ИР - ТИР + Т + ВЕРТЬ =

Ответ: ЧЕТВЕРТЬ.

“Зеленые”

КАН + И + КОМ + УЛ – ОМ + Ы =

Ответ: КАНИКУЛЫ.

“Красные”

ПЕМ + РИК – ИК – М + ЕМЕ + НА

Ответ: ПЕРЕМЕНА.

(слайд 9)

8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Общее задание для всех команд.  Составьте предложение из букв данного слова.

ЛЕТО.

Пример: Люда ела торт одна. Леша ест только оладьи. Лена ела тонкий омлет.

Подведение итогов.

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие на удивительную планету Букварию. Посмотрите, нас уже встречают жители планеты. Они приготовили вам всем подарки за старание и показанные знания.

Буквы сложатся в слова, цифры в трудные задачи.

Ученику – Ура! Ура! Ура! Много знаний и удачи!

(слайд 10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие  познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...

урок русского языка "Космическое путешествие на планету Писем"

Урок -путешествие, где дети знакомятся с эпистолярным жанром. (В рамках года Космонавтики)...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Интеллектуальная игра «В гостях у русского языка».

Интеллектуальная игра «В гостях у русского языка»....

Материал к уроку по теме "Приставки. В гостях у русского языка"

Данная презентация позволяет быстрее запомнить нужную тему. В занимательной форме представлен материал о 3 группах приставок: неизменяемые, изменяемые, зависящие от значения. Работа была выполнена по ...

Урок-путешествие "В мире удивительных Прилагательных". (Открытый урок русского языка в 6 классе с использованием ИКТ).

Цель урока-путешествия :повторение изученного об имени прилагательном,отработка умений и навыков по ихправописанию и употреблению в речи....