Интеллектуальная игра «В гостях у русского языка».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Маненькова Ирина Павловна

Интеллектуальная игра «В гостях у русского языка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «В гостях у русского языка».

Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области русского языка.

Задачи:

- привить интерес к изучению русского языка;

- создание условий для воспитания любви и уважения к родному языку;

- научить обучающихся решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку.

Оборудование:

- мультимедийная аппаратура.

Оформление:

- эпиграф, портрет И.С.Тургенева;

- выставка книг и словарей по русскому языку;

- высказывания русских и зарубежных писателей о русском языке.

Эпиграф.

                                     Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык -

                                это клад, это достояние, переданное нам нашими

                                предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим

                                могущественным орудием: в руках умелых оно в

                                состоянии совершать чудеса.  

                                                                               И.Тургенев, русский писатель                                                                                                                                                                

Ход игры.

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует гостей и участников игры: «Добро пожаловать на нашу игру «В гостях у русского языка».

  1. Объявление темы и целей игры.

Учитель:

- Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

Эпиграфом к нашему мероприятию я взяла слова И.С.Тургенева о русском языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель:

- Уважаемые ребята и коллеги, вы, конечно, помните, что 2007 год был объявлен у нас в стране годом русского языка. Но я думаю, каждый год с полным правом может так называться, потому что это - родной для нас язык. Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережём ли свой язык? Вот это мы сегодня и выясним на нашей игре.

  1. Проведение игры.

Учитель:

- Итак, мы начинаем. Оценивать участников игры будет компетентное жюри. В его составе обучающиеся 12 класса: Казимирова Екатерина, Головнёва Екатерина, Теслин Иван, Игумнова Екатерина. Приветствуем жюри.

          В нашей игре сегодня принимают участие две команды: «Алфавит» и «Словосочетание».

Приветствуем команду «Алфавит»:

Что такое алфавит?

Всем ребятам он известен.

Буква в нём всегда стоит

На своём особом месте.

Учим, учим назубок

Алфавит мы дружно,

Чтобы он найти помог

В словарях всё то, что нужно.

Приветствуем команду «Словосочетание»:

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание!

В нём ходят порою слова,

Но не равны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает,

А кто есть кто же без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову

И никогда – наоборот,

Запомни как основу.

Наша игра состоит из следующих конкурсов:

  1. Разминка.

Игра с болельщиками.

  1. Весёлые буквы.

Игра с болельщиками.

  1. Устами младенца.
  2. С русского на русский.

Игра с болельщиками.

  1. Юные художники.

Игра с болельщиками.

  1. Язык жестов.

Игра с болельщиками.

            1 конкурс. Разминка.

             Первое задание разминки связано со знанием русского алфавита.

Вам предлагается из счётных палочек сложить буквы. Чем больше букв, тем больше баллов. 1 балл за букву.

            Второе задание разминки: из предложенных слов составить

             словосочетания. Чем больше словосочетаний, тем больше баллов.

            За каждое словосочетание 1 балл.

           Время для разминки – 3 минуты.

            Слова для составления словосочетаний даны в разрезанном виде на     бумаге, команды должны составить следующие словосочетания: русский язык, знать правила, синтаксический разбор, сложное предложение, изучать пунктограммы.

Игра с болельщиками.

Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (Швейную)
  2. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ)
  3. Назовите местоимения, которые мешают водителям на дороге? (Я-МЫ)
  4. С буквой Р она течёт,

С буквой П для вас печёт

Кулебяки и ватрушки,

Варит кашу и галушки. (РЕЧКА – ПЕЧКА)

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (СОН)

  Учитель:

- 1 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.

                  (Жюри объявляет баллы команд.)

2 конкурс. Весёлые буквы.

Внимание на экран. Вам даны непонятные слова. Для того чтобы получилось красивое слово, необходимо  переставить буквы. За каждое правильное слово 1 балл.

Время для 2 конкурса – 3 минуты. Слова записать на листочке и передать жюри.

АЛКВИ – ВИЛКА

КАЧАШ – ЧАШКА

БЕЗАРЁ – БЕРЁЗА

ЛЬПЕРА – АПРЕЛЬ

ЛУТБОФ – ФУТБОЛ

ЛОРКЕС – КРЕСЛО

ОТЕРЕШ – РЕШЕТО

Игра с болельщиками.

Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. Какое имя числительное приказывает? (ТРИ)
  2. В каком слове семь одинаковых букв? (СЕМЬ-Я)
  3. Какую часть слова можно в земле найти? (КОРЕНЬ)
  4. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. (КОЛОС – ГОЛОС)

  1. Кто говорит на всех языках? (ЭХО)                  

                   

Учитель:

- 2 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.

                  (Жюри объявляет баллы команд.)

                 3 конкурс. Устами младенца.

             Вам необходимо узнать слово по фразеологизмам. Совещается вся

           команда вместе. Если вы  знаете  ответ, необходимо поднять

          цветную карточку, которая лежит у вас на столе. За каждое  

          правильное слово – 1 балл.          

         Время для обдумывания – 1 минута.

  1. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путников. (КАША)
  2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА)
  3. Они не цветут, не вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)
  4. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (ВЕТЕР)

Учитель:

- 3 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.

                  (Жюри объявляет баллы команд.)

4 конкурс. С русского на русский.

В русском языке есть слова, ограниченные по употреблению.

Они огрубляют нашу речь. Что это за слова? ЖАРГОНИЗМЫ. С такими словами вы сейчас встретитесь.  Попробуйте   перевести их на современный русский язык.                        

За дословный перевод – 3 балла. Время для перевода – 3 минуты.

           Внимание на экран.

          Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы        можем клёво оторваться на хате. – Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу, и мы можем отдохнуть у меня.               

           Учитель: «Перевод записать на листочке и передать жюри».                                                                                      

Игра с болельщиками.

Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. Название какого дерева состоит из четырёх предлогов? (С-О-С-НА)
  2. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (БЕЖАТЬ СО ВСЕХ НОГ)
  3. Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? (ЕСТЬ, КОГДА ИХ ДЕРЖАТ «ВВЕРХ НОГАМИ»)
  4. С глухим траву она срезает,

Со звонким – листья объедает. (КОСА – КОЗА)

  1. Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье – слог второй,

А в целом – столик школьный твой. (ПАР – ТА)

Учитель:

- 4 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.

                  (Жюри объявляет баллы команд.)

                 5 конкурс. Юные художники.

Существует много разных знаков, которые что-либо запрещают. Вам, юные художники, предлагается придумать знак, запрещающий грубую речь,  и нарисовать его.

                 Время на выполнение задания – 5 минут.

                 За творческий подход – 5 баллов.

 Игра с болельщиками.

Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (ЗНАТЬ КАК ДВАЖДЫ ДВА)
  2. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА)
  3. С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получить название дня и ночи? (С УТКИ – СУТКИ)
  4. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В ФЕВРАЛЕ)
  5. Сколько раз числительное СТО повторяется в стихотворении?

У проСТОго СТОрожа –

НепроСТОрный дом:

Часто в нём СТОножка

Бродит под СТОлом.

Дорожит СТОножка

ЧиСТОтою ног

И СТОличной ваксой

Чистит СТО сапог.  (9 раз)

Учитель:

- 5 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.

                  (Жюри объявляет баллы команд.)

                 

6 конкурс. Язык жестов.

Мы так привыкли пользоваться речью, что даже не задумываемся о том, каким огромным сокровищем обладаем. А теперь давайте представим на несколько минут, что мы разучились говорить и вынуждены общаться жестами. Командам необходимо при помощи жестов и мимики изобразить пословицу. Одна команда показывает, другая – угадывает.  

За правильный ответ – 1балл. За артистичность – 5 баллов.

Время для подготовки – 5 минут.

                 

                 Пословицы: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

                 (Команды сами выбирают конверт с пословицей)

Игра с болельщиками.

Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. Почему КВАС пишется слитно, а К ВАМ – раздельно? (Слово «квас» - имя существительное, а – «к вам» - местоимение с предлогом.)
  2. Какое существительное состоит из трёх О? (ТРИО)
  3. Какое местоимение требует чистоты? (МОЙ)
  4. Крик птицы – это первый слог.

Второй – известен всем предлог,

А третий – бурная волна.

Теперь шарада всем ясна? (КАР – НА – ВАЛ)

  1. С Ы мы мчим вас что есть мочи.

С У – мы ноги вам промочим. (ЛЫЖИ – ЛУЖИ)

Учитель:

- 6 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог данного конкурса, а затем и всей игры в целом.

  Пока жюри подводит итоги игры, я хочу задать вам ещё один вопрос. Кто написал стихотворение в прозе «Русский язык»? Правильно, И.С.Тургенев.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты, - один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

5.Подведение итогов игры. Награждение команд призами.

Учитель:

- Наша игра «В гостях у русского языка» закончилась. Жюри внимательно слушало ваши ответы и сейчас мы попросим его подвести итоги. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что  изучение русского языка – увлекательное дело. Прошу жюри огласить результаты игры.

(Жюри подводит итог.)

Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить.

Слова умеют плакать и смеяться.

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

                              (Я.Козловский)

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                               (Марк Лисянский)

Всем большое спасибо за активное участие в игре!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-развлекательная игра "Знаешь ли ты, русский язык?"

Эта игра для воспитанников детского дома (13-15 лет)...

Презентация к интеллектуальной игре " Повторение изученного по русскому языку в 7 классе"

Презентация к интеллектуальной игре " Повторение  изученного по русскому языку в 7 классе" поможет   вспомнить материал, изученный в 5-7 классах. Построена по типу игры "Умники и умницы и вк...

Игра "Интеллектуальный ринг", внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 класса

Мероприятие направлено на развитие творческих способностей, эрудиции, логического мышления и повышения интеллектуального уровня учащихся. Можно проводить как в одном классе, разделив учащихся на коман...