Конспект логопедического занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок».
план-конспект занятия по теме
Конспект зантия к разработке "Роль загадок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_zanyatiyu_kolobok.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок».
Занятие проведено в средней логопедической группе с диагнозом ОНР.
Тип занятия: комбинированный.
Цель:
- Развитие словесно – логического мышления детей на примере отгадывания и толкования загадок.
- Стимулирование связной речи.
- Актуализация словаря.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Расширение и конкретизация представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных.
- Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные».
- Закрепление обобщающего понятия «Дикие животные».
- Развитие связной речи, мышления: отгадывание и толкование загадок, четырех типов: описательных, на сравнение метафорических загадок-рифм. Составление рассказа по мнемотаблице.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Совершенствование слоговой структуры слова, деление слов на слоги.
- Уточнение артикуляции гласных звуков [A], [У], [О], [И].
- Закрепление знаний изученных букв.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Активизация речевой деятельности детей.
- Развитие фонематического восприятия и фонематического представления.
- Развитие фонематического анализа.
- Развитие физиологического дыхания.
- Развитие тонкой и общей моторики.
- Развитие речевого слуха, чувства рифмы.
- Развитие познавательной и регулирующей функций речи, диалогической речи, общих речевых навыков.
- Формирование эмоциональной отзывчивости детей.
- Развитие и совершенствование слухового и зрительного внимания и памяти.
Коррекционно- воспитательные задачи:
- Формирование положительной установки на участие в деятельности.
- Формирование интереса к живой природе.
- Воспитание коммуникационных навыков, доброжелательности, отзывчивости, ответственности, сотрудничества.
- Формирование умения решать проблемные задачи.
Оборудование:
- Колобок из материи;
- Мягкие игрушки: заяц, волк, медведь, лиса;
- Макеты елочек и деревьев, «пенечки», «тропинка» для внешнего антуража;
- Магнитофон;
- Комплекты предметных картинок;
- Символы звуков;
- Мнемотаблица;
- Карточки с заданиями.
Предварительная работа:
- Обучение отгадыванию загадок: описательных, со сравнением, метафорических, загадок-рифм;
- Экскурсия с родителями в зоопарк, в зоомагазин;
- Чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, разучивание речи с движением «Мы играем на гармошке»;
- Упражнения в подборе слов на гласные звуки;
- Знакомство с символами звуков;
- Работа со словами. Объяснение значений незнакомых слов.
- Работа с мнемотаблицей. Составление рассказов о диких животных.
Ход деятельности:
- Организационный момент.
Учитель логопед: Ребята, сегодня к нам в гости придет сказочный герой. Догадайтесь, кто это? «Он по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».
Дети: Колобок.
Появляется Колобок.
Колобок: «Здравствуйте, дети! Давайте познакомимся! Бабушка называет меня Колобочком. А как вас называю ласково по имени?»
(Дети называют ласково свои имена).
- Основная часть.
- Упражнение на дыхание «Холодный ветерок».
Колобок: «Ух, пока я к вам катился, очень запыхался. Помогите мне остыть».
(Дети дуют на Колобка).
Колобок: «Ребята, я заблудился и хочу вернуться к бабушке и дедушке. Помогите мне пройти через лес».
Учитель – логопед: «Поможем Колобку, ребята?»
Дети: «Поможем!»
Колобок катиться по тропинке. Под елочкой находит конверт с загадкой.
Учитель-логопед: «Ребята, отгадайте, какое животное мы встретим первым?»
Загадка: Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я что есть духу,
Мчусь я без оглядки.
Кто я, угадай-ка!
Ну, конечно… (зайка).
Учитель- логопед: «А как вы догадались, что это зайка?»
Дети отвечают.
Появляется заяц.
Заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»
Колобок: «Не ешь меня!»
Заяц: «Тогда выполни все мои задания».
Колобок: «Хорошо. Ребята, а вы мне поможете?»
Дети: «Да».
Заяц дает задания. Дети выполняют.
Задание № 1. Где живу я, мне скажите?
Детенышей моих назовите.
Маму как зайчат зовут?
Чем питаемся мы тут?
Задание № 2. Много здесь следов, смотрите.
Какой след мне назовите?
На «полянке» нарисованы следы разных животных.
Учитель- логопед называет чей след – дети говорят какой.
След лисы-какой? (Лисий)
След волка – … (волчий)
След зайца – … (заячий)
След медведя – … (медвежий)
Заяц: «Все задания выполнили хорошо! Счастливого пути!»
Колобок и ребята продолжают путь.
На пенечке лежит карточка с загадкой.
Загадка: Серовато, зубовато,
По полю рыщет.
Телят, зайчат ищет.
Дети: «Волк».
Учитель-логопед: «Как вы догадались, что это волк?»
Дети отвечают.
Появляется волк.
Волк: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»
Колобок: «Не ешь меня! Я отвечу на все твои вопросы, а ребята мне помогут!»
Волк дает задания:
К картинкам с изображениями диких животных подобрать картинки, названия которых звучат сходно. Когда картинки будут разложены ребята, и волк вместе громко называю слова, отмечая их разное и сходное звучание.
Картинки: Лиса – коса, белка – стрелка, волк – полк, мишка – шишка, зайка – майка.
Я еще задачу дам – все расставить по местам:
Что скатали мы зимой?..
Что построили с тобой?..
На крючок в реке попал?..
Может все, хоть ростом мал?..
Детям предлагается выбрать среди близких по звуковому составу слов (дом, ком, гном, сом), подходящее по смыслу и дополнить стихотворение, используя в качестве опоры картинки.
После выполнения задания волк предлагает ребятам отдохнуть.
Речь с движением «Мы играем на гармошке»
Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем.
Руки к верху поднимаем.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
Волк прощается с детьми.
Колобок и ребята продолжают свой путь.
Учитель- логопед: «Ребята, догадайтесь, кто следующий нам встретится?»
Загадка: Коричневый, но не шоколад.
Большой, но не слон,
Любит мед, но не пчела,
Спит всю зиму, но не еж.
Дети: «Медведь».
Учитель- логопед: «Как вы догадались?» Дети отвечают.
Медведь: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»
Колобок: «Не ешь меня! Я отвечу на все твои вопросы, а ребята мне помогут!»
Медведь предлагает поиграть в игру «Хлопки». (Дети должны прохлопать, проговаривая по слогам названия перечисленных диких животных).
Слова: заяц, лиса, волк, медведь, белка, нора, логово, берлога, дупло.
Медведь: «А теперь попробуйте рассказать о любом диком животном».
Учитель-логопед: «Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. А я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажите».
При выполнении задания используется мнемотаблица.
Дети выполняют задания.
Медведь хвалит Колобка и ребят, прощается с ними.
Учитель-логопед загадывает следующую загадку.
Загадка: За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара.
Ребята отгадывают загадку и объясняют, как они догадались.
Появляется Лиса.
Лиса: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»
Колобок: «Не ешь меня! Я отвечу на все твои вопросы, а ребята мне помогут!»
Лиса предлагает поиграть в игру со звуками. Она показывает картинку обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у, или и.
Дети называют то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например «У-у-удочка». Затем выбирают из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
Слова: утка, ослик, аист, иволга.
Каждому ребенку дается набор звуковых символов.
Лиса: «Никак мне вас не перехитрить и придется отпустить».
Ребята и Колобок прощаются с лисой.
Колобок: «Спасибо вам ребята, что помогли пройти через лес. Дальше я сам докачусь до бабушки и дедушки».
Учитель-логопед: «Ребята, кого мы встретили в лесу? Как их всех вместе можно назвать? Все ребята молодцы! Вы показали, какие вы дружные, отзывчивые и смелые!
Наше занятие-путешествие закончилось.
До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок»
Цель: Развитие познавательного интереса детей на примере загадок, пословиц, поговорок. Коррекционно-образовательные задачи: Обогащение словаря по теме «Дикие животные» (название, внешние п...
Индивидуальное логопедическое занятие по теме : « русская народная сказка «Репка» Автоматизация звука [л] .»
Индивидуальное логопедическое занятие по теме : « русская народная сказка «Репка». Автоматизация звука [л] .» ЦЕЛЬ: автоматизировать звук/Л/ в слогах, словах и предложениях.Задачи:-Уточнить ...
Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «Колобок» с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР
Целью занятия яляется воспитание любви и интереса к сказке, как к средству развития творческого потенциала детей....
конспект урока по сказкотерапии - тема "Русская народная сказка "Колобок"
Закрепление образовательных, поведенческих и воспитательных навыков на примере героев сказки "Колобок."...
Открытое занятие:Знакомство с русской народной сказкой «Колобок»
Внеурочная деятельность по теме русской народной сказки "Колобок"...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...