Автоматизация звука Р
план-конспект занятия по теме
Предлагается индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с использованием активных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_r.docx | 22.95 КБ |
avtomatizatsiya_zvuka_r.pptx | 738.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Арская гимназия №5
индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения
для учащихся 1 класса
Автоматизация звука Р «День рождения»
автор:
Апайчева Наталья Фёдоровна
учитель - логопед,
первая квалификационная категория
г. Арск Республика Татарстан
Тема: Автоматизация звука Р «День рождения»
Цель: автоматизировать звук Р в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать правильное произношение звука;
- активизировать словарный запас по теме «продукты»;
- совершенствовать грамматический строй речи: уметь употреблять существительные в винительном, творительном падеже, составлять предложения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические представления;
- совершенствовать артикуляционную моторику;
- развивать внимание, память, ревой слух.
Воспитательные:
- воспитывать навыки самоконтроля;
- учить добиваться поставленных целей.
Оборудование: для АМО (активный метод обучения): картинка клоуна, шары из цветной бумаги; предметные картинки «Продукты», электронная презентация, символы звука Р, слоговые таблицы, карточки с именами, пособие для составления предложений, мяч.
План
I. Организационное начало занятия: игра «4-лишний»
II. Актуализация знаний. Вхождение в тему, АМО ожиданий от занятия
1.Загадка
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Изолированное произнесение звука Р, наблюдение артикуляционного уклада
4. Фонетическая характеристика звука
5. Автоматизация звука Р в слогах
III. Работа над темой занятия
1. Автоматизация звука Р в словах
2. Автоматизация звука Р в предложениях.
3.Упражнение на развитие фонематического восприятия.
4.Упражнение в составлении предложений.
III. Рефлексия - АМО, итог занятия.
Ход занятия.
I.Организационное начало занятия.
«4-лишний»: сыр, хлеб, рыба, кефир
- Назови картинки, найди лишнюю (в слове «хлеб» нет звука р)
- Сегодня мы продолжаем работать со звуком Р.
II. Актуализация знаний. Вхождение в тему, АМО ожиданий от занятия.
1.Загадка
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (шар) (слайд №2)
- Где можно увидеть шары? (на празднике, в цирке). На доску вывешивается картинка «Клоун с шарами»
- У меня есть шары, но не простые (на них написаны слова: звук, слоги, слова, предложения, упражнения)
- Посмотри на них внимательно и скажи, чему бы ты хотела научиться на сегодняшнем занятии? (что повторить, запомнить, как поиграть). Ребёнок выставляет шары на наборное полотно: «Я хочу чётко произносить звук Р, повторить слоги со звуком Р, правильно произнести слова и т.д.
- Чтобы достичь своей цели, нужна правильная и чёткая работа языка. А для этого надо выполнить артикуляционные упражнения:
- блинчик;
- чашка;
- варенье;
- маляр;
- барабан.
3. Изолированное произнесение звука Р, наблюдение артикуляционного уклада
- Как произносится звук Р?
- Какое положение занимают губы, зубы, как расположен язык?
- Работает ли голос? Куда направлена струя воздуха?
4. Фонетическая характеристика звука (составление коллажа из символов на наборном полотне)
Звук Р согласный, звонкий, твёрдый.
5. Автоматизация звука Р в слогах
а) чётко повтори слоги (слайд №5)
б) прочитай по слоговой таблице:
РА-РА-РА АРА-ОРО-УРУ-ИРЫ
РО-РО-РО ОРО-УРУ-ИРЫ-АРА
РУ-РЫ-РУ УРУ-ИРЫ-АРА-ОРО
III. Работа над темой занятия
1. Автоматизация звука р в словах (именах)
- Где ещё можно увидеть шары? ( на празднике, на дне рождения)
а) «Доскажи словечко»:
Всех желаний исполненье –
Классный праздник - … (день рождения)
б) «Подбери имя девочке» (слайд №6)
- Я приглашаю тебя на праздник к девочке, которую зовут … ( Рая, Роза, Гульнара)
Ребёнок читает и выбирает имя девочке на карточках.
- Как зовут девочку? У кого день рождения? (Девочку зовут Рая. У неё сегодня день рождения.)
в) «Назови гостей»
К Рае первыми пришли гости: Рома и Вера. Что принесли дети? (Рома принёс кораблик. У Веры шар и разные коробки. Чтобы было веселее, позвали других ребят. (ученица читает имена на карточках: Роза, Марат, Рамиль, Гульнара)
- Кто ещё пришёл к Рае? (К Рае на день рождения пришёл Марат. К Рае на день рождения пришёл Рамиль и т.д.)
2. Автоматизация звука Р в предложениях.
а) подарки. Что подарили ребята Рае? (слайд №7)
(ракету, розу, барабан, букет ромашек, ружьё, пирамиду – употребление существительных в винительном падеже)
- С чем играют дети? Прочитай, правильно закончи предложения (по подготовленному пособию: Рома играет с ракетой). (приложение)
3.Упражнение на развитие фонематического восприятия, динамическая пауза.
Замени первый звук в слове на Р (с мячом)
танец – ранец забота – работа
хобот – робот нога – рога
макеты – ракеты лама – рама
поза – роза мука - рука
4.Упражнение в составлении предложений.
- Чем угощала ребят Рая? (слайд №8)
(пирогом, мороженым, пирожками, пирожным, рогаликом, тортом – употребление существительных в творительном падеже)
- Что пробуют ребята? (Роза пробует пирожное)
- Какой совет ты бы дала детям? Как вести себя на Дне рождения?
III. Рефлексия, итог занятия.
- Вернёмся к нашему клоуну. Что у тебя получилось на занятии? Выбери шар и подари его клоуну. (Сегодня на занятии я повторила звук Р. Произносила этот звук в слогах. Называла слова со звуком Р. Составляла предложения по картинкам и т.д.)
Ребёнок прикрепляет шары на доску рядом с клоуном.
Использованные источники:
Образовательный портал «Мой университет»: Активные методы обучения в образовательном процессе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадай загадку Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет — любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака.
Артикуляционная гимнастика
Образуй слоги Р Р А О Ы У
День рождения
Источники: При подготовке презентации использованы картинки из сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...
Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]
Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...
«Автоматизация звука В и звука Ш на речевом материале по теме «Посуда»
Занятие для подготовительного класса школы II вида (для слабослышащих детей) Задачи...
Тема: Автоматизация звука «Л» в сочетании с согласными звуками. Анализ и синтез слов типа слон.
Конспект логопедического занятия....
Мультимедийная презентация "Наведи порядок", направленная на автоматизацию звука "Р" и определение места данного звука в слове.
Необходимо назвать изображенный предмет, определить место звука в слове (1, 2, 3, 4) в соответствии с заданием и кликнуть по названной картинке мышкой. В результате предмет перемещается на полку. Мест...
Открытое индивидуальное занятие по РСВ и ОП «Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции перед гласными в игровых упражнениях. Коррекция звука «Р».
На индивидуальном занятии ведется работа по коррекциии звука «Р» и автоматизации звука «Ш» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: па...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...