Программа по развитию устной речи для коррекционных школ VIII вида 4 класс
рабочая программа по теме
Данная рабочая программа может быть использована учителями, работающими в 4-х классах коррекционных школ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_rechi_3_kl.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2008 г.
Данный учебный предмет является специальным для обучения детей с нарушениями интеллекта. Занятия имеют интегрированный характер и рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, расширяется и обогащается представление об окружающем мире.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. Ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе наблюдений обогащается словарь детей, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная речь включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, на практических занятиях, при демонстрации учебных фильмов, предметных и сюжетных картин. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях дети знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специальные методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по
развитию устной речи.
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;
- ухаживать за одеждой и обувью;
- поддерживать порядок в классе, дома;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов;
- выученные правила дорожного движения.
За год- 68 часов.
I четверть- 18 часов.
№ п/п. | Кол-во часов, дата | Тема урока | Виды деятельности |
1. | 1 ч. | Сентябрь – осенний месяц. Погода осенью. | Беседа по иллюстрации; отгадывание загадок; составление предложений о прошедшем лете, каникулах. Игра «Бывает- не бывает». Работа с календарем природы. |
2. | 1 ч. | Признаки ранней осени. Детские игры детей в осеннее время года. Экскурсия. | Экскурсия на пришкольный участок. Беседа о погоде дня, признаках ранней осени, осенних месяцах. Игры детей на свежем воздухе: «У медведя во бору…», «Салочки», « Краски». |
3. | 1 ч. | Овощи: картофель. | Составление описания внешнего вида клубня картофеля, его вкус, употребление в пищу, хранение. Зарисовки в тетрадях. Составление и запись предложений. |
4. | 1 ч. | Овощи: капуста. | Составление плана рассказа, зарисовка и подпись. Знакомство с различными сортами капусты. «Что варят из капусты?» |
5. | 1 ч. | Овощи: горох, боб. | Описание внешнего вида по плану: форма, цвет, размер, употребление в пищу. Игра «Съедобное- несъедобное». Зарисовка по шаблону. |
6. | 1 ч. | Овощи: свёкла. | Отгадывание загадок об овощах. Составление описания по вопросам. Лепка свеклы из пластилина. Отгадывание сканворда: «На огороде». |
7. | 1 ч. | Бахчёвые культуры: дыня. | Знакомство с понятием бахчевых культур, местом их произрастания. Отгадывание загадок. Описание внешнего вида по плану- картинке. Значение культуры. Игра «Угадай по вкусу». |
8. | 1 ч. | Бахчёвые культуры: арбуз. | Описание внешнего вида по плану. Значение культуры. Сбор семян для подкормки птиц зимой. Игра «Угадай по вкусу и описанию». |
9. | 1 ч. | Сезонные изменения в природе: золотая осень. Экскурсия в осенний парк. | Беседа о золотой осени, её признаках. Листопад. Описание природы и погоды дня. Сбор осеннего букета из листьев. Составление ответов на вопросы. |
10. | 1 ч. | Улица, на которой расположена школа. Адрес школы. Экскурсия. | Беседа о местонахождении школы, её назначении, адресе. Наблюдения во время экскурсии: дома, тротуары, улицы, номера домов и названия улиц около школы. Путь следования до автобусной остановки. Правила дорожного движения. Запись в тетради адреса школы. |
11. | 1 ч. | Домашний адрес. | Рассказ детей о своем месте проживания, пути следования, адреса. Запись адресов товарищей в тетрадь, большая буква в названиях города и улиц. |
12. | 1 ч. | Лиственные деревья: дуб. Узнавание, называние. Семена дуба. Осенний листопад. | Отгадывание загадки. Определение названий деревьев по иллюстрациям. Составление рассказа о дубе. Зарисовка дубового листа по шаблону в тетрадь. Что происходит с лиственными деревьями осенью? Сбор осеннего букета из листьев. |
13. | 1 ч. | Лиственные деревья: тополь. Узнавание, называние. Семена тополя. | Понятие лиственного дерева. Отгадывание загадок по теме. Описание тополя по плану. Найти среди гербария листьев листья тополя. |
14. | 1 ч. | Деревья: различие. Части дерева. Различные семена деревьев. | Показ презентации о деревьях нашего края, угадывание их названий детьми. Составление описания выбранного дерева. Зарисовки частей дерева в тетрадь и подпись. Игра «Угадай с какого дерева лист».Рассказ о семенах различных деревьев. |
15. | 1 ч. | Растения на клумбе. Узнавание, различение. | Рассматривание цветов, знакомство с их названиями и назначением. Составить описание понравившегося цветка. Зарисовки в тетрадях. Игра « Лото: цветы на клумбе». |
16. | 1 ч. | Растения на клумбе. Части растений: корень, стебель, листья, цветки. | Узнавание и называние уже знакомых цветов. Описание внешнего вида по плану. Знакомство с частями растений и зарисовка в тетрадях. Отгадывание ребуса «Цветы». |
17. | 1 ч. | Сезонные работы в саду и огороде. Сбор семян на клумбе. | Рассказ о сезонных работах в садах и огородах: сбор урожая, перекопка земли, обрезание кустарников и деревьев, борьба с вредителями, посадка под зиму. Ответы на вопросы. Сбор семян на пришкольном участке. |
18. | 1 ч. | Что мы узнали за I четверть. Проверочная работа. | Повторение пройденного, ответы на вопросы. Выполнение проверочной работы в форме тестирования. Оценки. |
II четверть – 14 ч.
№ п/п. | Кол-во часов, дата | Тема урока | Виды деятельности |
1. | 1 ч. | Ягоды: клюква и брусника. Различение. | Рассматривание, называние, различение, описание, сравнение. Зарисовки в тетрадях. Назначение. Игра «Угадай на вкус». |
2. | 1 ч. | Ягоды: рябина и калина. Сравнение. | Рассматривание кистей рябины и калины. Составление ответов на вопросы. Коллективная лепка «Ветка рябины». Чтение стихотворений о рябине и калине: В. Сибирцева, М. Колосовой, А. Плещеева, И. Токмаковой. |
3. | 1 ч. | Сезонные явления в природе: ноябрь. Поздняя осень. | Признаки поздней осени. Чтение стихотворений про осень А. Берловой, Ю. Каспаровой, Твардовского. Составление ответов на вопросы. Работа с календарем природы. |
4. | 1 ч. | Растения в природе. Их значение в жизни человека. | Обобщение: деревья, кустарники, травы, цветы. Определить название по картинке, дать описание или составить рассказ. Игра «Угадай что это». |
5. | 1 ч. | Транспорт. Виды транспорта. | Называние видов транспорта по картинкам, рассказ о назначении. Описание внешнего вида автобуса. Беседа о правилах поведения в автобусе. Игра « Кондуктор и пассажиры». Обыгрывание диалогов.
|
6. | 1 ч. | Правила дорожного движения. | Обобщение о транспорте и его назначении. Беседа о правилах дорожного движения. |
7. | 1 ч. | Посуда. | Повторение названия посуды, её назначение. Описание по образцу. Умение различать: столовая и чайная посуда. Игра «Из чего сделано?» |
8. | 1 ч. | Посуда. Правила ухода за посудой. Практическая работа. | Описание действий. Выполнение практических действий: мытьё, вытирание, раскладывание детской посудки. Игра «Накрой на стол». |
9. | 1 ч. | Декабрь – первый месяц зимы. Экскурсия. | Экскурсия в зимний парк, наблюдения детей. Повторение признаков зимы, зимних месяцев, составление предложений |
10. | 1 ч. | Сезонные явления в природе: начало зимы. | Обобщения по экскурсии. Составление описания по иллюстрациям и картинам природы. Просмотр презентации на тему. Отгадывание загадок о явлениях природы. |
11. | 1 ч. | Одежда: виды одежды. | Повторение видов и названия одежды, её назначения в разное время года. Игра «Что лишнее?» |
12. | 1 ч. | Сезонная одежда: зимняя одежда. Практическая работа. | Обобщение по теме. Работа по карточкам. Объяснение выполнения задания. Практическая работа по группам: чистка одежды влажной щеткой; стирка носовых платков. |
13. | 1 ч. | Обувь и уход за ней. Виды обуви: зимняя обувь. | Работа по картинкам и табличкам: подобрать названия к предметам. Беседа о видах и назначении обуви. Практическая работа. |
14. | 1 ч. | Повторение пройденного за 2 четверть. Проверочная работа за 1 полугодие. | Ответы на вопросы по пройденному материалу. Подбор обобщающих слов к группам предметов. Выполнение проверочной работы. |
III четверть – 20 ч.
№ п/п. | Кол-во часов, дата | Тема урока | Виды деятельности |
1. | 1 ч. | Зимние забавы детей. Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. | Экскурсия на школьный двор. Беседа о зимних играх и забавах детей. Лепка снежной бабы, игры в снежки, катание на санках. |
2. | 1 ч. | Сезонные изменения в природе: январь. Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. | Повторение зимних месяцев, признаков зимы. Экскурсия в зимний парк, наблюдения за природой, водоемом поблизости школы. |
3. | 1 ч. | Зимующие птицы: снегирь. | Называние птиц по иллюстрации. Описание по плану: части тела птицы, величина, чем покрыто тело, польза для человека. Зарисовки в тетрадях, подписи. Чтение рассказа и ответы на вопросы. |
4. | 1 ч. | Зимующие птицы: синица. | Слушание рассказа о синице. Ответы на вопросы. Зарисовки в тетрадях. Сравнение синицы и снегиря. Подкормка птиц людьми зимой. Просмотр презентации о птицах. |
5. | 1 ч. | Перелётные птицы: грач. | Понятие перелетных птиц, называние их по таблице. Просмотр кинофильма о птицах. Составление рассказа по вопросам. Зарисовка в тетрадях. Дополнение предложений пропущенными словами. |
6. | 1 ч. | Перелётные птицы: скворец. | Отгадывание загадок о птицах. Составление и запись предложений, зарисовки в тетрадях. Сравнение грача и скворца. Подготовка людей к встрече птиц весной. |
7. | 1 ч. | Человек и природа: помощь зимующим птицам. | Изготовление кормушек. Подвешивание на деревьях и подкормка птиц. Узнавание птиц в природе. |
8. | 1 ч. | Домашние птицы: курица. | Называние домашних птиц по картинкам. Показ и называние частей тела курицы. Составление ответов на вопросы. Зарисовки в тетрадях и подпись. Чтение рассказа. |
9. | 1 ч. | Домашние птицы: утка. | Описание утки, сравнение с курицей. Игры «Мозаика», «Угадай, что мы задумали». Беседа о пользе домашних птиц, уходе за ними. Чтение отрывков из художественных произведений и домашних птицах. |
10. | 1 ч. | Птицы перелетные и зимующие. Обобщение. | Называние птиц перелетных и зимующих. Игра «Расскажи, а мы отгадаем». Сравнение образа жизни. Дополнение предложений словами по карточкам. Угадывание сканворда. |
11. | 1 ч. 22.02. | Труд жителей города и села зимой. | Рассматривание иллюстраций, рассказ по картинкам. Работа с деформированным текстом. Просмотр слайдов. |
12. | 1 ч. | Сезонные изменения в природе: февральские приметы. | Составление рассказа-описания. Дополнение предложений пропущенными словами. |
13. | 1 ч. | Домашние животные – коза. | Отгадывание загадки. Рассказ по плану и иллюстрации: основные части тела, питание, польза. Рисование по шаблону, подписи. Игра «Третий лишний». |
14. | 1 ч. | Домашние животные – овца. | Составление плана для рассказа. Описание внешнего вида по иллюстрации. Сравнение козы и овцы. Отгадывание ребусов. |
15. | 1 ч. | Дикие животные: ёж. | Называние диких животных нашего края. Описание: внешний вид, пища, повадки, образ жизни. Просмотр презентации о еже. |
16. | 1 ч. | Дикие животные: медведь. | Отгадывание животного по описанию. Просмотр презентации о медведе. Составление рассказа по плану. Зарисовки в тетрадях. Чтение отрывков из произведений. |
17. | 1 ч. | Комнатные растения и уход за ними. Традесканция. | Знакомство с названиями комнатных растений. Описание и сравнение по внешнему виду. Зарисовки и записи в тетрадях. Практическая работа. |
18. | 1 ч. | Комнатные растения и уход за ними. Герань. | Узнавание комнатных цветов. Беседа о правилах ухода. Практическая работа. |
19. | 1 ч. | Март – весенний месяц. | Беседа о признаках начала весны, весенних месяцах. Чтение отрывков из художественной литературы, описание картин природы. |
20. | 1 ч. | Природа весной. Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. | Обобщения о признаках весны. Наблюдения детей за изменениями в природе. Ответы на вопросы. |
IV четверть – 16 ч.
№ п/п. | Кол-во часов, дата | Тема урока | Виды деятельности |
1. | 1 ч. | Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга. | Называние и узнавание раннецветущих растений. Описание по картинкам. Игра «Лото». Просмотр презентации. |
2. | 1 ч. | Насекомые полезные: муравей и божья коровка. | Называние по таблице насекомых, их классификация. Описание по плану, Место обитания, польза для человека. Отгадывание загадок. Игра «Узнай по описанию». |
3. | 1 ч. | Насекомые: муха и стрекоза. | Узнавание насекомых. Рассказ по вопросам о мухе. Зарисовки и записи в тетрадях. Просмотр фильма. |
4. | 1 ч. | Рыбы речные: окунь, лещ, карась. | Называние рыб по таблице. Определение основных частей тела. Рассказ по плану о выбранной рыбе. |
5. | 1 ч. | Уход за рыбами в домашних условиях. | Знакомство с рыбами домашними, условиями их проживания, уход за аквариумом. Ответы на вопросы. Работа с деформированными предложениями. |
6. | 1 ч. | Разнообразие животного мира. Охрана животного мира. | Отгадывание загадок, подбор иллюстраций о животном мире. Просмотр презентации. Рассказ о животных, занесенных в Красную книгу. Ответы на вопросы. Отгадывание ребусов. |
7. | 1 ч. | Сезонные изменения весной. Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. | Наблюдения детей. Беседа об изменениях на поверхности земли и водоемов. Составление предложений по теме. |
8. | 1 ч. | Человек. Охрана здоровья. | Рассказ: части лица человека и их назначение ( кратко). |
9. | 1 ч. | Глаза – органы зрения. | Рассказ о назначении зрения и его сохранении. Упражнения для глаз. Ответы на вопросы. |
10. | 1 ч. | Органы слуха – уши. Уход за ушами. | Рассказ о назначении органа слуха, правилах сохранения хорошего слуха. Практическая работа: уход за ушами. |
11. | 1 ч. | Нос. Значение чистоты носа. | Зарисовка органа обоняния. Рассказ учителя о назначении носа, правилах ухода, пользование носовым платком. Ответы на вопросы. |
12. | 1 ч. | Губы, зубы, язык и уход за ними. Практическая работа. | Беседа о назначении. Уход за зубами: показ сюжета на тему. Ответы на вопросы. Практическая работа: чистка зубов и языка. |
13. | 1 ч. | Что мы узнали о живой природе. | Обобщения о живой природе. Классификация: звери, птицы, рыбы, насекомые. Различие по внешнему виду. |
14-15. | 2 ч. | Что мы узнали о неживой природе. Экология воздуха и охрана окружающей среды. | Рассказ учителя об экологической проблеме и охране природы. Ответы на вопросы. |
16. | 1 ч. | Повторение пройденного за год. Проверочная работа за год. | Повторение и обобщение. Выполнение проверочной работы в форме тестирования. Оценки. |
Формы контроля уровня обученности.
- Устный опрос.
- Работа по карточкам.
- Самостоятельная работа.
- Практическая работа.
- Кроссворды, головоломки, конкурсы, викторины, ребусы.
- Ролевые игры.
- Наблюдения.
- Тестовые задания.
- Проверочные работы.
Технические средства обучения, оборудование
-картины;
-таблицы;
-муляжи или натуральные объекты;
-иллюстрации, картинки, репродукции;
-DVD, диски для просмотра, диафильмы, презентации;
-ноутбук или компьютер;
-детские книги;
-карточки;
-шаблоны, трафареты;
-предметы труда и личной гигиены для практических занятий и др.
Перечень использованной литературы.
- Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных
учреждений VIII вида.- Москва: Просвещение 1999.- Под редакцией
В. Воронковой.
- 3.А.К.Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – Москва: Владос, 1999.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.- Под редакцией В.В.Воронковой.- Москва: Школа-Пресс, 1994.
- Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.- Москва: Владос, 1998.
- К. В. Комаров «Развитие речи» Краснодар, 1994.
- Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова. Планирование уроков развития речи.
Москва :Аркти 2003.
- .Е.Д.Худенко, С.Н.Кремнева Развитие речи. Учебник для коррекционных школ VIII вида.- Москва: Аркти 2003.
Содержание учебного предмета.
1 четверть.
1.Сентябрь – осенний месяц. Погода осенью. Признаки ранней осени. Детские игры детей в осеннее время года. Сезонные изменения в природе: золотая осень. Экскурсии. 3 часа.
Цели и задачи. Познакомить с признаками ранней и золотой осени, названиями осенних месяцев. Учить участвовать в беседе, составлять полные ответы на вопросы. Познакомить с детскими играми. Воспитывать активность, умение играть в коллективе.
Задания: рассказать о том, как провел лето. Заполнить календарь погоды и рассказать о погоде дня.
Оборудование: иллюстрации, репродукции картин природы, заставок на компьютере.
2. Овощи: картофель, капуста, горох, боб, свекла. 4 часа.
Цели и задачи. Называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифициро-
вать, устанавливать общие и отличительные свойства. Уметь составлять описание по
плану. Развивать связную речь.
Задания: рассказать по плану о данном овоще; зарисовать в тетради и раскрасить, вы-
пить свеклу.
Оборудование: муляжи и натуральные предметы, картинки, картинный план-схема,
пластилин.
- Бахчёвые культуры: дыня, арбуз. 2 часа.
Цели и задачи. Связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения. Принимать активное участие в беседе. Развивать логическое мышление, связную речь.
Задания: рассказать по плану-картинке о данной культуре, определить на вкус; зарисовать в тетрадях, вылепить из пластилина. Собрать семена для подкормки птиц.
Оборудование: натуральные предметы, или муляжи, иллюстрации предметов, пластилин, пластиковые коробочки.
- Улица, на которой расположена школа. Адрес школы. Домашний адрес Экскурсия.
2 часа.
Цели и задачи: Учить ориентироваться в знакомом маршруте, знать адрес школы и дома, уметь правильно его называть и записывать. Правильно соблюдать правила дорожного движения.
Задания: назвать адрес дома, записать в тетрадь правильно адрес школы и домашний адрес.
Оборудование: конверты, открытки, почтовая карточка.
- Деревья: дуб, тополь и другие Узнавание, называние. Осенний листопад. Части дерева. Различные семена деревьев. 3 часа.
Цели и задачи: Учить различать деревья, части дерева, семена и листья. Составлять описание, правильно используя формы знакомых слов. Принимать активное участие в игре и беседе.
Задания: составить описание по плану, собрать листья для гербария и высушить их, семена деревьев для образца.
Оборудование: картинки, иллюстрации, ноутбук, гербарий листьев, семена листьев.
6. Растения на клумбе. Узнавание, различение. Части растений: корень, стебель, листья, цветки. Сезонные работы в саду и огороде. Сбор семян на клумбе.
3 часа.
Цели и задачи: Учить называть, различать и характеризовать цветы, их части. Уметь составлять рассказ о выбранном цветке, уметь устанавливать общие и отличительные свойства. Уметь правильно собирать семена цветов.
Задания: составить рассказ по плану, зарисовать цветы , их части в тетрадях. Собрать семена цветов.
Оборудование: картинки, иллюстрации, живые цветы, игра «Лото: цветы», ребусы.
- Что мы узнали за I четверть. Проверочная работа. 1 час.
Цели и задачи: проверить и оценить знания и умения обучающихся на конец 1 четверти. Уметь работать самостоятельно, используя полученные знания.
Задания: вспомнить по тетради темы, которые изучались в 1 четверти, выполнить проверочную работу в форме тестирования.
Оборудование: тетради, иллюстрации, цветные карандаши.
- четверть.
1.Ягоды: клюква и брусника, калина и рябина. Узнавание, различение и сравнение.
2 часа.
Цели и задачи. Учить узнавать, различать и сравнивать ягоды, составлять описание по плану, участвовать в коллективной игре, проявлять творческую активность.
Задания: Составить рассказ по плану, зарисовать ягоды, вылепить ветку ягод.
Оборудование: иллюстрации, натуральные предметы, пластилин.
2. Сезонные явления в природе: ноябрь. Поздняя осень. 1 час.
Цели и задачи: Познакомить с признаками поздней осени; учить составлять полные ответы на вопросы, активно участвовать в беседе.
Задания: прочитать стихотворение выразительно, определить признаки поздней осени.
Оборудование: книги, иллюстрации, картины природы.
3.Растения в природе. Их значение в жизни человека. 1 час.
Цели и задачи: Закреплять знания об изученных растениях, их значении; умения составлять описание и вопросы.
Задания: назвать растения по таблице, картинкам, составить описание, загадку.
Оборудование: таблицы, картинки, натуральные предметы или муляжи.
4. Транспорт. Виды транспорта. Правила дорожного движения. 2 часа.
Цели и задачи: Выявить знания о видах, назначении транспорта. Учить называть и характеризовать предметы устанавливать общие и отличительные свойства. Закреплять знания правил дорожного движения и умения их использовать.
Задания: назвать виды транспорта, где используется, составить описание автобуса.
Оборудование: картинки, слайды(интернет), таблицы по ПДД.
- Посуда. Правила ухода за посудой. Практическая работа. 2 часа.
Цели и задачи: Выявить знания о видах и назначении посуды, расширить представления детей по теме. Способствовать социальной адаптации детей в жизни.
Задания: назвать посуду по картинкам, описать один предмет по плану, выполнить практическое задание.
Оборудование: таблица, картинки, детская посудка, тазик, губка, полотенце.
- Декабрь – первый месяц зимы. Экскурсия. Сезонные явления в природе: начало зимы. 2 часа.
Цели и задачи: Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе.
Задания: составить описание по картинке.
Оборудование: презентация, иллюстрации, картинки.
- Одежда, виды одежды. Практическая работа. Обувь и уход за ней. Виды обуви: зимняя обувь.3 часа.
Цели и задачи: Познакомить с видами и назначением одежды и обуви, учить ухаживать за одеждой и обувью, правильно одеваться и обуваться по погоде.
Задания: описание по картинке, зарисовки в тетрадях, почистить брюки или юбку, туфли или ботинки, постирать платок.
Оборудование: картинки, таблички, настоящая одежда, обувь, щетки, крем для обуви, тазик, мыло.
9. Повторение пройденного за 2 четверть. Проверочная работа за 1 полугодие. 1 час.
Цели и задачи: Проверить знания и умения по предмету за 1 полугодие.
3 четверть.
- Зимние забавы детей. Сезонные изменения в природе: январь. Февральские приметы. Экскурсии. Правила поведения на экскурсии. 3 часа.
Цели и задачи: Учить наблюдать, видеть изменения в природе, происходящие с приходом зимы, расширять представления об окружающем мире, Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом.
Задания: Участие в беседе, составление правильных ответов на вопросы, определение признаков зимы на иллюстрациях, предметно-практическая деятельность: лепка снеговика; катание на санках.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимних картин природы.
- Зимующие птицы: снегирь, синица. Перелетные птицы: грач, скворец. Сравнение и обобщение. Помощь человека птицам. 6 часов.
Цели и задачи: Уточнять и расширять представления детей о птицах. Формирование умения согласовывать слова в предложении, отработка навыка рассказа-описания.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Воспитание бережного отношения к птицам.
Задания: Определение и называние основных частей тела птицы, зарисовки в тетрадях. Чтение рассказа о птицах учителем. Составление рассказа-описания выбранной птички. Отгадывание птиц по описанию. Участие в игре. Дополнение предложений словами. Просмотр презентации. Наблюдения за птицами во время экскурсии, определение их и подкормка. Сравнение образа жизни.
Оборудование: Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, предметные картинки, трафареты птиц, ноутбук, карточки, книги.
- Домашние птицы: курица и утка. 2 часа.
Цели и задачи: Уточнять и расширять представления о домашних птицах. Знать основные части тела, показывать их на иллюстрации, употреблять в речи простые распространенные предложения. Воспитывать базовые эмоции личности.
Задания: составить описание птицы, зарисовать в тетради.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, предметные картинки, трафареты птиц.
- Труд жителей города и села зимой. 1 час
Цели и задачи: Учить использовать в речи вновь усвоенные слова и выражения составлять под руководством учителя небольшого рассказа об изучаемых явлениях природы.
Задания: Работа по картинкам, с деформированным текстом.
Оборудование: сюжетные картинки, иллюстрации, ноутбук, карточки.
- Домашние животные – коза, овца. 2 часа.
Цели и задачи: Учить составлять план рассказа. Уточнять и расширять представления о домашних животных. Знать основные части тела животного, показывать их на иллюстрации, употреблять в речи простые распространенные предложения, дополнять высказывания товарищей.
Задания: Называние домашних животных по картинкам, подбор обобщающего слова. Участие в беседе при описании животного. Составление рассказа по плану. Дополнение предложений нужными словами. Зарисовать животного в тетради, подписать.
Оборудование: иллюстрации домашних животных, план-схема описания животного.
- Дикие животные: ёж, медведь. 2 часа.
Цели и задачи: Обогащение и уточнение словаря, участие в беседе. Развитие ассоциативного мышления. Развитие творческих способностей. Умение составить небольшой рассказ о животном.
Задание: зарисовать, подписать, составить рассказ по плану.
Оборудование: предметные картинки, трафарет животного, компьютер, книги.
7. Комнатные растения и уход за ними. Традесканция. Герань. 2 часа.
Цели и задачи: Учить связно высказываться, правильно использовать формы знакомых слов. Прививать умения правильно ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать трудолюбие, усидчивость в работе.
Назвать комнатные цветы: бегония, кактус, фикус и другие. Описать основные части комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Практическая работа: полить цветок, протереть листья влажной тряпкой или опрыскать.
Оборудование: комнатные растения, тряпки для протирания листьев, лейка с водой.
- Март – весенний месяц. Природа весной. Экскурсия. 2 часа.
Цели и задачи: Расширять представления детей об изменениях в природе весной.
Формирование основ диалогической речи, умения точно отбирать слова. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. Учить наблюдать и видеть изменения в природе.
Задания: Участие в беседе «Признаки весны». Распределение заданий детям для наблюдения ( наблюдать за небом, солнцем, ветром, изменением толщины льда, цвета снега и т. д.). Постановка учениками вопросов друг другу.
Оборудование: иллюстрации с изображением картин природы, карточки с заданиями, книги.
4 четверть.
- Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга. 1 час.
Цели и задачи. Уточнять и расширять представления детей о раннецветущих растениях. Формирование умений составлять описание предметов, задавать вопросы и отвечать на них. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. Воспитание бережного отношения к флоре нашего края.
Задания. Знакомство с раннецветущими растениями: ветреницей, подснежником, тюльпаном и др. Узнавание, называние и различие их по внешнему виду. Рассказ учителя о раннецветущих растениях по таблице. Подбор названий цветов к картинкам. Участие в игре «Лото». Составление ответов на вопросы. Зарисовки детей. Просмотр фильма о весенних цветах.
Оборудование: таблица, предметные картинки, ноутбук с записью фильма.
- Насекомые полезные: муравей и божья коровка, муха и стрекоза. 2 часа.
Цели и задачи. Уточнять и расширять представления и насекомых. Учить определять насекомых, находить признаки сходства и отличия. Находить и называть основные части тела насекомых. Познакомить с местом обитания, пользой или вредом для человека. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. Воспитание умения работать в коллективе.
Задания. Назвать насекомых по таблице и картинкам, основные части тела. Описание насекомого на выбор по плану. Зарисовки в тетрадях. Игра «Узнай по описанию». Просмотр фильма о жизни насекомых.
Оборудование: Таблица «Насекомые», предметные картинки, шаблоны насекомых, ноутбук с записью фильма.
- Рыбы речные: окунь, лещ, карась. Уход за рыбами в домашних условиях. 2 часа.
Цели и задачи. Познакомить с различными рыбами, обитающими в водоемах нашей местности, с декоративными рыбами; с правилами ухода за рыбами в домашних условиях. Учить связно высказываться по плану, правильно используя формы знакомых слов, дополнять высказывания товарищей.
Задания. Называние рыб по таблице. Определение основных частей тела. Рассказ по плану о выбранной рыбе. Знакомство с рыбами домашними, условиями их проживания, уход за аквариумом. Ответы на вопросы. Работа с деформированными предложениями.
Оборудование: таблица, картинки.
4. Разнообразие животного мира. Охрана животного мира. 1 час.
Цели и задачи. Обобщить знания о разнообразии и различии животных (зверей, птиц, рыб, насекомых); уметь сравнивать и находить признаки сходства. Учить участвовать в беседе, правильно отвечать на вопросы. Развивать умения делать выводы и обобщения.
Задания. Рассказ о животных, занесенных в Красную книгу. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Отгадывание ребусов.
Оборудование: таблицы, картинки, презентация, ребусы.
5. Сезонные изменения весной. Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. 1 час.
Цели и задачи. Расширять представления детей об изменениях в природе весной.
Формирование основ диалогической речи, умения точно отбирать слова. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. Прививать любовь к родной природе.
Задания. Участие в беседе «Признаки весны». Распределение заданий детям для наблюдения ( наблюдать за небом, солнцем, ветром, изменением толщины льда, цвета снега и т. д.). Постановка учениками вопросов друг другу.
6. Человек. Охрана здоровья. Глаза – органы зрения. Органы слуха – уши. Уход за ушами. Нос. Значение чистоты носа. Губы, зубы, язык и уход за ними. Практическая работа. 5 часов.
Цели и задачи. Уточнять представления детей о частях тела человека, необходимости беречь тело. Закрепить знания детей об основных навыках ухода за своим телом.
Активизация словаря; отработка умения моделировать фразу и задавать вопросы. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе. Воспитание эмоциональной адекватности, аккуратности, гигиенических навыков. Учить соблюдать правила личной гигиены.
Задания. Упражнения в постановке вопросов с использованием интонации. Упражнения в назывании частей тела и постановке вопросов. Слушание и обсуждение сказки Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», участие в беседе. Игра «Будь внимателен» (на зрительно-пространственную ориентировку). Выполнение практической работы: чистка ушей, чистка зубов.
Оборудование: таблицы, книга, щетки, зубная паста, ватные палочки.
- Что мы узнали о живой природе. 1 час.
Цели и задачи. Уметь различать представителей животного мира. Формирование навыков охранительного поведения в природе. Активизация глагольной лексики, умения отвечать на вопросы полным ответом. Воспитание базовых эмоций личности.
Задания. Назвать зверей, рыб, птиц, насекомых по картинкам, их обобщение. Участие в игре «Что лишнее?» Составление сравнительной характеристики предметов.
Оборудование: предметные картинки.
- Что мы узнали о неживой природе. Экология воздуха и охрана окружающей среды. 1 час.
Цели и задачи. Закреплять знания о неживой природе. Познакомить с экологической ситуацией на нашей планете, как бережно относиться к родной природе. Формировать умения участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять ответы других детей.
Задания. Ответы на вопросы.
Оборудование: картинки, книги, ноутбук.
10. Повторение пройденного за год. Проверочная работа за год. 1 час.
Цели и задачи. Выявить знания и умения детей по пройденному материалу за год. Выявить уровень владения словарем, умение составлять фразу, участвовать в диалоге, описывать предмет. Воспитание самостоятельности в работе.
Упражнения в подборе слов. Обобщающая беседа «Времена года». Выполнение проверочной работы по предмету в виде тестирования. Игра «Прогноз погоды». Оценки за год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мебель" урок развития устной речи в коррекционной школе
Данный урок направлен на расширение знаний учащихся о различных предметах мебели. Материал урока позволяет учить детей описывать мебель, закреплять умение пользоваться обобщающими словами; учит формир...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...
Урок чтения и развития речи в коррекционной школе 3 класс.
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» Урок чтения и развития речи в 3 классе. Урок подготовила учи...
Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"
Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...
Рабочая программа по развитию устной речи 2 класс.
Данная программа составлена для детей с ОВЗ....
Формирование семейных ценностей на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIIIвида (обобщение опыта)
Одной из самых главных задач при обучении и воспитании школьников является дальнейшая их успешная социализация в обществе, понимание истинных ценностей в жизни. В данной статье рассматривается роль се...
Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе.
Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе....