Ознакомление с окружающим миром (конспекты занятий)
план-конспект занятия по теме

Колмацуй Ирина Юрьевна

материал необходимый для расширения словарного запаса и формирования лекико-грамматических структур

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon obrazovanie_umenshitelno-laskatelnoy_formy_sushchestvitelnykh.doc38 КБ
Microsoft Office document icon osen.doc41 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Приложение №1

Конспект занятия

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

«Зима».

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 242»

Учитель-дефектолог Колмацуй И.Ю.

Саратов

2013

Тема: Составление описательного рассказа о зиме:

          д/у «Подбери противоположное слово»;

        знакомство со свойствами льда;

        д/и «Живые слова».

Пр. содержание: Учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений. Познакомить со свойствами льда, упражнять в проведении простейших опытов. Воспитывать эстетические чувства.

Коррекционная работа: Совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи». Упражнять в подборе определений к заданным словам и подборе антонимов. Активизировать в речи прилагательные и глаголы, учить ориентироваться на их окончания при согласовании с существительными. Продолжать учить делить предложение на части.

Материал: У каждого ребенка на тарелочке: небольшой кусочек пластилина,, резинки, кусочек льда. Иллюстрации к некоторым сказкам.

Способ организации: Дети сидят за столами.

Ход занятия: Сообщаю детям:

- Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года?

- Какой снег зимой? (белый, пушистый, мягкий, холодный и т.д.);

- Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрепит, поет);

- А какая погода зимой? (морозная, холодная, студеная, вьюжная, снежная);

- Какое солнце? (за облаками, тусклое, не греет);

- Как выглядят деревья? (спят, отдыхают, голые, заснеженные);

- Как живут зимой звери и птицы?

- Какие красивые слова можно сказать о зиме, какая она? (белоснежная, морозная, искрящаяся, вьюжная);

- А сейчас попробуйте придумать рассказ о зиме. Расскажите, какая она? Какой снег? Какая погода, солнце? Как выглядят деревья? Как живется зимой зверям и птицам? Используйте в своем рассказе слова, которые мы сейчас подбирали. Я буду записывать ваши рассказы. Самые лучшие мы поместим в уголке для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились. Говорите не спеша, чтобы я успевала записывать.

(4-5 рассказов детей. Выбор лучшего.)

Физминутка. Игра на развитие дыхания «Снежинки и ветер».

(Дети делятся на 2 подгруппы: одни – «снежинки», другие – «ветер». «Ветер» дует, «снежинки» кружатся. Нет ветра – отдыхают. Затем дети в подгруппах меняются местами).

- Как вы думаете, можно ли маленькое превратить в большое? Попробуйте раскатать пластилиновый столбик. Какой он был? (маленький);

- А стал? (большой);

- А можно ли короткое превратить в длинное? (растянуть резинку);

- Сейчас у нас день. А во что он потом превратиться? (в ночь);

- Днем светло. А ночью? (темно);

- Сейчас зима, какая погода? (холодная);

- А летом какая будет? (теплая);

- Очень много превращений есть в сказках, давайте их вспомним? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Золушка», «Кот в сапогах»,  «Финист – ясный сокол») если дети затрудняются, показать иллюстрации;

- У вас на тарелочках лежит пластилиновый кубик. Потрогайте, какой он твердый и холодный. Погрейте его ладошками. Какой он стал? (теплый и мягкий);

- Что еще бывает мягким? (вата, пух);

- А твердым? (дерево, металл);

- Как вы думаете, твердое можно во что-нибудь превратить?

- Что я вам дала? (лед);

- Какой он? (холодный, твердый);

- А ладошки у вас? (теплые, мягкие);

- Что будет с холодным льдом, если взять его в теплые ладошки? (растает);

- A когда тает лед? (когда тепло);

- Верно. «Я холодная ледышка,

                 Я такая, как водичка.

       Только я тепла боюсь,

       Я в водичку превращусь».

- Когда бывает лед? (зимой);

- А когда нет льда? (летом);

- Летом кругом вода, можно купаться, а куда же она девается зимой? (превращается в лед);

- Видите, о скольких удивительных превращениях вы узнали сегодня. А сейчас я научу вас играть в одну очень интересную игру. Она называется «Живые слова», потому что словами в ней будете вы сами. Кто хочет быть словом? (Вызываю 3 детей).

- Ты, Маша, будешь словом «деревья», Таня – словом «покрыты», а Света – словом «снегом». Какими словами стали девочки?

- Наши слова стоят по порядку. Маша скажет свое слово и даст руку Тане. Таня скажет свое слово и даст руку Свете. Затем Света назовет свое слово.

- Про что сказали слова? (про деревья);

- Что они про них сказали? (что они покрыты снегом);

-  Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье.

(По аналогии разобрать еще 1-2 предложения).

        (Оценка деятельности детей).



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                               

Конспект занятия

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 242»

Учитель-дефектолог Колмацуй И.Ю.

Саратов

2013

Тема: Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Предметное содержание: Активизировать в речи детей словарь по теме «одежда». Закрепить согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ с существительными. Учить образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных. Воспитывать бережное отношение к одежде, прививать аккуратность, желание выглядеть красиво. Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Ход занятия

  1. Организационный момент

        Дефектолог: Сядет тот, кто назовет свое имя ласково (Дима – Димочка, Таня – Танечка и т.д.).

  1. Дефектолог: У вас на столах лежат картинки. Переверните их и скажите про свою вещь так же, как я: «Это моя футболка».

Дети по образцу называют одежду (Это моя кофта. Это моя рубашка и т.д.).

        Дефектолог: Скажите, как можно рубашку, кофту, брюки назвать одним словом?

Дети:  Одежда.

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

        Дефектолог: На доске расположены 4 картинки. Назовите их.

Дети: Рубашка, платье, кофта, сапоги.

        Дефектолог: Посмотрите внимательно и назовите один лишний предмет.

Дети:  Сапоги.

        Дефектолог: Почему вы так решили?

Дети:  Сапоги – это обувь, а рубашка, платье, кофта – одежда.

Игра повторяется, только с другими картинками.

  1. Дидактическая игра «Один – много»

        Дефектолог: Показывает картинку с изображением одной кофты и спрашивает у детей: «Что это такое?».

Дети: Это кофта.

        Дефектолог: Показывает картинку с изображением двух кофт и спрашивает у детей: «Что это такое?».

Дети:  Это кофты и т.д.

Физ.минутка.

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок,

Ножкой топ на носок,

Ножкой топ каблучок,

Ноги вместе, сели, встали,

Все попрыгали, устали,

Вместе тихо поклонились,

И на стульчик опустились.

 

  1. Игра «Посылка от бабушки», в ходе которой дети сортируют одежду по размеру и составляют предложения. Для игры нужны 2 куклы разного размера.

Дефектолог: Ребята, сегодня у нас в гостях 2 куклы. Одну зовут Таня, а другую Танечка. Как вы думаете, какую зовут Таня?

Дети: Большую.

        Дефектолог: А какую зовут Танечка?

Дети:  Маленькую.

Инструкция: Бабушка прислала им посылку с красивой, чистой, глаженой одеждой. Помогите разобраться, какая одежда для Тани, а какая для Танечки?

        Дефектолог: Тане будем давать какие вещи?

Дети:  Большие.

        Дефектолог: А Танечке?

Дети:  Маленькие.

        Дефектолог: Я буду доставать одежду для Тани, а вы такую же, на меньшую по размеру, для Танечки. Я достала платье, а вы что будете доставать?

Дети:  Платьице.

        Дефектолог: Катя, достань платьице. Что ты достала?

Дети:  Я достала платьице и т.д.

  1. Дефектолог предлагает отгадать загадку (по названным деталям назвать одежду):

У нее есть воротник,

Два длинных рукава,

Манжеты, пуговицы и петли.

Отгадайте, что это такое?

Дети: Это рубашка.

Инструкция: Я загадала про большую одежду – рубашку, а вы про маленькую – рубашечку.

        Дефектолог: Как называются маленькие детали?

Дети:  Воротничок, рукавчики, пуговички и т.д.

Дети  составляют загадки про маленькую одежду по картинкам, которые висят на доске.

  1. Игра «Назови маленькие украшения»

        Дефектолог: У вас на столах лежат конверты, откройте их и достаньте маленькие украшения для одежды. У меня в конверте бусики. А что у тебя, Дима?

Дети: Цветочки и т.д.

Анализ деятельности детей:

        Дефектолог: О чем мы сегодня говорили на занятии?

Дети:  Мы говорили об одежде.

        Дефектолог: Одинаково или по разному мы называем большую и маленькую одежду?

Дети:  По разному.



Предварительный просмотр:

                                                               

Конспект занятия

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

 «Осень»

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 242»

Учитель-дефектолог Колмацуй И.Ю.

Саратов

2013

Тема: Осень.

Цель: 1. Закрепить знания о признаках осени.

          2. Упражнять в образовании имен прилагательных от существительных, в умении дифференцировать в активной речи свистящие и шипящие звуки.

          3. Развивать мышление, память, внимание, речь детей.

          4. Воспитывать наблюдательность за природными явлениями.

Оборудование: осенние листья, 3 сюжетных картины осени, разрезные картинки, мышка (игрушка), корзина с орехами.

Предварительная работа: экскурсия в сквер, беседа о признаках осени, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихотворения А. Плещеевой «Осень наступила», составление рассказов по сюжетным картинам об осени, дидактические игры «С какого дерева листок», «Четвертый лишний».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

У каждого ребенка в руке осенний лист. Дети садятся за столы так, чтобы листья, разложенные на столе, и в руке у ребенка совпадали.

Дефектолог: Саша, с какого дерева у тебя лист?

Саша: С дуба.

Дефектолог: Значит, какой это лист?

Саша: Дубовый.

Дефектолог: А у тебя, Ира, с какого дерева у тебя лист?

Ира: С клена.

Дефектолог: Это какой лист?

Саша: Кленовый.

Далее идут рябиновые, осиновые листья и т.д.

Дефектолог: Молодцы! Положите свои листья на край стола. А теперь послушайте загадку:

Пусты поля. Мокнет земля.

День убывает. Когда это бывает?

Дети: Осенью.

Дефектолог: Правильно! Сегодня на занятии мы с вами будем говорить об осени.

  1. Повторение.

Дефектолог: Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя осень, золотая осень, ранняя осень.

Дефектолог: Осень – красивое время года. Многие художники писали о ней картины. Давайте рассмотрим эти картины. Какая осень здесь изображена?  (1 иллюстрация). Как вы догадались? Какие листья на деревьях? Какая трава?

Дети: На этой картине ранняя осень. Желтые, но много зеленых…

Дефектолог: А какая осень изображена на этой картине?  (2 иллюстрация). Назовите признаки золотой осени.

Дети: Золотая осень. Все листья на деревьях желтые. Птицы улетают на юг.

Дефектолог: Посмотрите, какая осень изображена на третьей картине? Как вы догадались?

Дети: Поздняя осень. На деревьях нет листьев. Небо хмурое. Птицы улетели.

Дефектолог: Молодцы! Назовите еще раз, какие три периода осени мы знаем?

Дети: Ранняя осень, золотая осень, ранняя осень.

  1. К детям на занятие из леса приходит Мышка.

Дефектолог: Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Здравствуй, Мышка!

Мышь: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам из леса и принесла орешки, но орешки не простые, а с заданиями. Справитесь с ними – орешки будут ваши. Нужно быстро, без ошибок, проговорить слова, которые спрятаны внутри.

Дефектолог: Давайте попробуем собрать орехи. Только сначала вспомним, где находится кончик языка на звуке [ш-ж], а где на звуке [с-з]?

Дети показывают положение языка и проговаривают слова: шапка-сайка-зайка-жалко; пушок-кусок-лужок-возок; шар-базар-жар-гусар…

Мышь: Молодцы, ребята! Все слова проговорили без ошибок. А теперь я расскажу вам, как весело мы, мыши, в лесу живем, а вы повторяйте за мной:

Жили-были на сосне

Две серьезных шишки.

Жили-были под сосной

Две веселых мышки.

И кричали мышки:

Эй! Спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас

Только понаслышке.

Удивились шишки:

Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть

Здесь, на нашей вышке!

Лучше мы вас пригласим:

Залезайте, повисим!

(Дети повторяют за Мышкой по две строчки стихотворения).

Дефектолог: Спасибо, Мышка, за интересные орешки и веселое стихотворение!

Дети: До свидания!

  1. Физ.минутка «Клен».

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

(Дети стоят в кругу, ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища в стороны. Руки вверх, пошевелить пальцами).

  1. Закрепление.

Дефектолог: А теперь дети, отгадайте загадки:

Падают с ветки золотые монетки.

Дети: Листья.

Дефектолог: Под кочкою крошка, только шляпка да ножка.

Дети: Гриб.

Дефектолог: Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю хочет напоить?

Дети: Дождь.

Дефектолог: Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Дети: Осень.

  1. Складывание разрезных картинок.

Дефектолог: Посмотрите, у каждого на столе лежит большая картинка, а рядом с ней такая же, но разрезанная на части. Давайте соберем каждый свою картинку. Что вы собрали?

Дети собирают разрезные картинки. Каждый называет, что у него получилось.

Анализ деятельности детей:

        Дефектолог: Сегодня мы с вами говорили на занятии об осени. Все принимали активное участие. Молодцы! Занятие окончено.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Конспект занятия

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 242»

Учитель-дефектолог Колмацуй И.Ю.

Саратов

2013

 Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Тема: Приставочные глаголы

Цель:  

1. Выделение приставочных глаголов в речевом потоке.

2. Практическое использование приставочных глаголов в речи.

  1. Запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.

Оборудование:

Мяч, сачок.

Сюжетные картинки на приставочные глаголы из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал…» (на столах у детей по 1 картинке).

Текст стихотворения С. Маршака «Мяч».

Ход занятия

Организационный момент

Припоминание и называние действий, относящихся к листьям деревьев.

Дефектолог просит сесть на стул тех детей, кто правильно ответит на вопрос: «Что делают листья осенью?».

I.        Выделение действий из отрывка из стихотворения С. Маршака «Мяч».

  1. Чтение дефектологом стихотворения.
  2. Вопросы по содержанию:

О чем говорится в стихотворении?

Что сделал мяч?

Назовите действия мяча.

Какие три действия очень похожи?

Назовите их (покатился, докатился, подкатился).

  1. Продолжите фразу:

Мяч по дорожке (что сделал?) покатился.

Мяч до ворот (что сделал?) докатился.

Мяч под ворота (что сделал?) подкатился.

Мяч с дорожки (что сделал?) скатился.

Мяч от ворот (что сделал?) откатился.

Мяч в огород (что сделал?) укатился.

Мяч через дорожку (что сделал?) перекатился.

Мяч из ворот (что сделал?) выкатился.

  1. Запоминание, проговаривание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.
  1. Подойди к столу, обойди вокруг стола.
  2. Выйди в спальню, подойди к кровати.
  3. Войди в раздевалку, подойди к шкафу.
  4. Принеси из уголка природы сачок, поднеси к столу.
  5. Перенеси сачок с окна на стол, вынеси его из группы.

  1. Игра «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов – антонимов по образцу:

налить воду в стакан – вылить воду из стакана

войти в комнату –

открыть дверь –

принести игрушку –

подойди к столу –

приехать в гости –

подъехать к воротам –

IV.        Физ.минутка

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону).

Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед – назад).

Мимо голуби летели (покачивание руками).

И на веточку присели (приседание).

Веточка качается (покачивание руками).

Неплохо получается.

  1. Игра «Потерялись слова» - составление предложений с приставочными глаголами по сюжетным картинками (работа с раздаточным материалом).
  1. Ваня (переходит) улицу. Ваня (подходит) к дому. Ваня (входит) в дом. Ваня (выходит) из дома. Ваня (обходит) дом.
  2. Таня (прыгает) на площадке. Таня (перепрыгивает) через ручей. Таня (спрыгивает) со скамейки.
  3. Птичка (вылетает) из клетки. Птичка (подлетает) к клетке. Птичка (влетает) в клетку.
  4. Ваня (наливает) воду в стакан. Ваня (выливает) воду из стакана. Ваня (переливает) воду из стакана в стакан. Ванна (поливает) клумбу.
  5. Машина (подъезжает) к гаражу. Машина (выезжает) из гаража. Машина (объезжает) вокруг гаража. Машина (переезжает) реку. Машина (едет) между домами.

  1. Игра «Исправь ошибку» - закрепление понимания приставочных глаголов.

В гости к детям пришел Незнайка. Он неправильно называет слова-действия. Дефектолог просит детей помочь исправить его ошибки.

Дети наливают цветы на клумбе. –

Мама поливает суп в тарелку. –

Повар выливает запеканку подливой. –

Ваня заливает воду из лейки. –

Таня обливает воду в стакан. –

  1. Припоминание трех похожих слов-действий из стихотворения

С. Маршака «Мяч».

  1. Дефектолог подводит итог занятий и оценивает ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке для второй младшей группы, тема "Отправляемся в гости"

Цели: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы. Упражнять в образовании имен прилагательных. Ввести в активны...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с выраженной степенью умственной отсталости на тему "Виды транспорта"

Цели: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Задачи:Образовательные:закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.упражнять в умени...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы

       В  Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)

Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с  дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...