Ознакомление с окружающим миром (конспекты занятий)
план-конспект занятия по теме
материал необходимый для расширения словарного запаса и формирования лекико-грамматических структур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.doc | 33.5 КБ |
obrazovanie_umenshitelno-laskatelnoy_formy_sushchestvitelnykh.doc | 38 КБ |
osen.doc | 41 КБ |
konspekt.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Конспект занятия
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
«Зима».
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 242»
Учитель-дефектолог Колмацуй И.Ю.
Саратов
2013
Тема: Составление описательного рассказа о зиме:
д/у «Подбери противоположное слово»;
знакомство со свойствами льда;
д/и «Живые слова».
Пр. содержание: Учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений. Познакомить со свойствами льда, упражнять в проведении простейших опытов. Воспитывать эстетические чувства.
Коррекционная работа: Совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи». Упражнять в подборе определений к заданным словам и подборе антонимов. Активизировать в речи прилагательные и глаголы, учить ориентироваться на их окончания при согласовании с существительными. Продолжать учить делить предложение на части.
Материал: У каждого ребенка на тарелочке: небольшой кусочек пластилина,, резинки, кусочек льда. Иллюстрации к некоторым сказкам.
Способ организации: Дети сидят за столами.
Ход занятия: Сообщаю детям:
- Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года?
- Какой снег зимой? (белый, пушистый, мягкий, холодный и т.д.);
- Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрепит, поет);
- А какая погода зимой? (морозная, холодная, студеная, вьюжная, снежная);
- Какое солнце? (за облаками, тусклое, не греет);
- Как выглядят деревья? (спят, отдыхают, голые, заснеженные);
- Как живут зимой звери и птицы?
- Какие красивые слова можно сказать о зиме, какая она? (белоснежная, морозная, искрящаяся, вьюжная);
- А сейчас попробуйте придумать рассказ о зиме. Расскажите, какая она? Какой снег? Какая погода, солнце? Как выглядят деревья? Как живется зимой зверям и птицам? Используйте в своем рассказе слова, которые мы сейчас подбирали. Я буду записывать ваши рассказы. Самые лучшие мы поместим в уголке для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились. Говорите не спеша, чтобы я успевала записывать.
(4-5 рассказов детей. Выбор лучшего.)
Физминутка. Игра на развитие дыхания «Снежинки и ветер».
(Дети делятся на 2 подгруппы: одни – «снежинки», другие – «ветер». «Ветер» дует, «снежинки» кружатся. Нет ветра – отдыхают. Затем дети в подгруппах меняются местами).
- Как вы думаете, можно ли маленькое превратить в большое? Попробуйте раскатать пластилиновый столбик. Какой он был? (маленький);
- А стал? (большой);
- А можно ли короткое превратить в длинное? (растянуть резинку);
- Сейчас у нас день. А во что он потом превратиться? (в ночь);
- Днем светло. А ночью? (темно);
- Сейчас зима, какая погода? (холодная);
- А летом какая будет? (теплая);
- Очень много превращений есть в сказках, давайте их вспомним? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Золушка», «Кот в сапогах», «Финист – ясный сокол») если дети затрудняются, показать иллюстрации;
- У вас на тарелочках лежит пластилиновый кубик. Потрогайте, какой он твердый и холодный. Погрейте его ладошками. Какой он стал? (теплый и мягкий);
- Что еще бывает мягким? (вата, пух);
- А твердым? (дерево, металл);
- Как вы думаете, твердое можно во что-нибудь превратить?
- Что я вам дала? (лед);
- Какой он? (холодный, твердый);
- А ладошки у вас? (теплые, мягкие);
- Что будет с холодным льдом, если взять его в теплые ладошки? (растает);
- A когда тает лед? (когда тепло);
- Верно. «Я холодная ледышка,
Я такая, как водичка.
Только я тепла боюсь,
Я в водичку превращусь».
- Когда бывает лед? (зимой);
- А когда нет льда? (летом);
- Летом кругом вода, можно купаться, а куда же она девается зимой? (превращается в лед);
- Видите, о скольких удивительных превращениях вы узнали сегодня. А сейчас я научу вас играть в одну очень интересную игру. Она называется «Живые слова», потому что словами в ней будете вы сами. Кто хочет быть словом? (Вызываю 3 детей).
- Ты, Маша, будешь словом «деревья», Таня – словом «покрыты», а Света – словом «снегом». Какими словами стали девочки?
- Наши слова стоят по порядку. Маша скажет свое слово и даст руку Тане. Таня скажет свое слово и даст руку Свете. Затем Света назовет свое слово.
- Про что сказали слова? (про деревья);
- Что они про них сказали? (что они покрыты снегом);
- Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье.
(По аналогии разобрать еще 1-2 предложения).
(Оценка деятельности детей).
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 242»
Учитель-дефектолог Колмацуй И.Ю.
Саратов
2013
Тема: Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Предметное содержание: Активизировать в речи детей словарь по теме «одежда». Закрепить согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ с существительными. Учить образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных. Воспитывать бережное отношение к одежде, прививать аккуратность, желание выглядеть красиво. Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
- Организационный момент
Дефектолог: Сядет тот, кто назовет свое имя ласково (Дима – Димочка, Таня – Танечка и т.д.).
- Дефектолог: У вас на столах лежат картинки. Переверните их и скажите про свою вещь так же, как я: «Это моя футболка».
Дети по образцу называют одежду (Это моя кофта. Это моя рубашка и т.д.).
Дефектолог: Скажите, как можно рубашку, кофту, брюки назвать одним словом?
Дети: Одежда.
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дефектолог: На доске расположены 4 картинки. Назовите их.
Дети: Рубашка, платье, кофта, сапоги.
Дефектолог: Посмотрите внимательно и назовите один лишний предмет.
Дети: Сапоги.
Дефектолог: Почему вы так решили?
Дети: Сапоги – это обувь, а рубашка, платье, кофта – одежда.
Игра повторяется, только с другими картинками.
- Дидактическая игра «Один – много»
Дефектолог: Показывает картинку с изображением одной кофты и спрашивает у детей: «Что это такое?».
Дети: Это кофта.
Дефектолог: Показывает картинку с изображением двух кофт и спрашивает у детей: «Что это такое?».
Дети: Это кофты и т.д.
Физ.минутка.
Руки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок,
Ножкой топ на носок,
Ножкой топ каблучок,
Ноги вместе, сели, встали,
Все попрыгали, устали,
Вместе тихо поклонились,
И на стульчик опустились.
- Игра «Посылка от бабушки», в ходе которой дети сортируют одежду по размеру и составляют предложения. Для игры нужны 2 куклы разного размера.
Дефектолог: Ребята, сегодня у нас в гостях 2 куклы. Одну зовут Таня, а другую Танечка. Как вы думаете, какую зовут Таня?
Дети: Большую.
Дефектолог: А какую зовут Танечка?
Дети: Маленькую.
Инструкция: Бабушка прислала им посылку с красивой, чистой, глаженой одеждой. Помогите разобраться, какая одежда для Тани, а какая для Танечки?
Дефектолог: Тане будем давать какие вещи?
Дети: Большие.
Дефектолог: А Танечке?
Дети: Маленькие.
Дефектолог: Я буду доставать одежду для Тани, а вы такую же, на меньшую по размеру, для Танечки. Я достала платье, а вы что будете доставать?
Дети: Платьице.
Дефектолог: Катя, достань платьице. Что ты достала?
Дети: Я достала платьице и т.д.
- Дефектолог предлагает отгадать загадку (по названным деталям назвать одежду):
У нее есть воротник,
Два длинных рукава,
Манжеты, пуговицы и петли.
Отгадайте, что это такое?
Дети: Это рубашка.
Инструкция: Я загадала про большую одежду – рубашку, а вы про маленькую – рубашечку.
Дефектолог: Как называются маленькие детали?
Дети: Воротничок, рукавчики, пуговички и т.д.
Дети составляют загадки про маленькую одежду по картинкам, которые висят на доске.
- Игра «Назови маленькие украшения»
Дефектолог: У вас на столах лежат конверты, откройте их и достаньте маленькие украшения для одежды. У меня в конверте бусики. А что у тебя, Дима?
Дети: Цветочки и т.д.
Анализ деятельности детей:
Дефектолог: О чем мы сегодня говорили на занятии?
Дети: Мы говорили об одежде.
Дефектолог: Одинаково или по разному мы называем большую и маленькую одежду?
Дети: По разному.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
«Осень»
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 242»
Учитель-дефектолог Колмацуй И.Ю.
Саратов
2013
Тема: Осень.
Цель: 1. Закрепить знания о признаках осени.
2. Упражнять в образовании имен прилагательных от существительных, в умении дифференцировать в активной речи свистящие и шипящие звуки.
3. Развивать мышление, память, внимание, речь детей.
4. Воспитывать наблюдательность за природными явлениями.
Оборудование: осенние листья, 3 сюжетных картины осени, разрезные картинки, мышка (игрушка), корзина с орехами.
Предварительная работа: экскурсия в сквер, беседа о признаках осени, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихотворения А. Плещеевой «Осень наступила», составление рассказов по сюжетным картинам об осени, дидактические игры «С какого дерева листок», «Четвертый лишний».
Ход занятия:
- Организационный момент.
У каждого ребенка в руке осенний лист. Дети садятся за столы так, чтобы листья, разложенные на столе, и в руке у ребенка совпадали.
Дефектолог: Саша, с какого дерева у тебя лист?
Саша: С дуба.
Дефектолог: Значит, какой это лист?
Саша: Дубовый.
Дефектолог: А у тебя, Ира, с какого дерева у тебя лист?
Ира: С клена.
Дефектолог: Это какой лист?
Саша: Кленовый.
Далее идут рябиновые, осиновые листья и т.д.
Дефектолог: Молодцы! Положите свои листья на край стола. А теперь послушайте загадку:
Пусты поля. Мокнет земля.
День убывает. Когда это бывает?
Дети: Осенью.
Дефектолог: Правильно! Сегодня на занятии мы с вами будем говорить об осени.
- Повторение.
Дефектолог: Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя осень, золотая осень, ранняя осень.
Дефектолог: Осень – красивое время года. Многие художники писали о ней картины. Давайте рассмотрим эти картины. Какая осень здесь изображена? (1 иллюстрация). Как вы догадались? Какие листья на деревьях? Какая трава?
Дети: На этой картине ранняя осень. Желтые, но много зеленых…
Дефектолог: А какая осень изображена на этой картине? (2 иллюстрация). Назовите признаки золотой осени.
Дети: Золотая осень. Все листья на деревьях желтые. Птицы улетают на юг.
Дефектолог: Посмотрите, какая осень изображена на третьей картине? Как вы догадались?
Дети: Поздняя осень. На деревьях нет листьев. Небо хмурое. Птицы улетели.
Дефектолог: Молодцы! Назовите еще раз, какие три периода осени мы знаем?
Дети: Ранняя осень, золотая осень, ранняя осень.
- К детям на занятие из леса приходит Мышка.
Дефектолог: Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Здравствуй, Мышка!
Мышь: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам из леса и принесла орешки, но орешки не простые, а с заданиями. Справитесь с ними – орешки будут ваши. Нужно быстро, без ошибок, проговорить слова, которые спрятаны внутри.
Дефектолог: Давайте попробуем собрать орехи. Только сначала вспомним, где находится кончик языка на звуке [ш-ж], а где на звуке [с-з]?
Дети показывают положение языка и проговаривают слова: шапка-сайка-зайка-жалко; пушок-кусок-лужок-возок; шар-базар-жар-гусар…
Мышь: Молодцы, ребята! Все слова проговорили без ошибок. А теперь я расскажу вам, как весело мы, мыши, в лесу живем, а вы повторяйте за мной:
Жили-были на сосне
Две серьезных шишки.
Жили-были под сосной
Две веселых мышки.
И кричали мышки:
Эй! Спускайтесь, шишки!
Вы же знаете о нас
Только понаслышке.
Удивились шишки:
Глупенькие мышки!
Чем же плохо нам висеть
Здесь, на нашей вышке!
Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим!
(Дети повторяют за Мышкой по две строчки стихотворения).
Дефектолог: Спасибо, Мышка, за интересные орешки и веселое стихотворение!
Дети: До свидания!
- Физ.минутка «Клен».
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клен.
(Дети стоят в кругу, ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища в стороны. Руки вверх, пошевелить пальцами).
- Закрепление.
Дефектолог: А теперь дети, отгадайте загадки:
Падают с ветки золотые монетки.
Дети: Листья.
Дефектолог: Под кочкою крошка, только шляпка да ножка.
Дети: Гриб.
Дефектолог: Поглядите, поглядите –
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю хочет напоить?
Дети: Дождь.
Дефектолог: Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Дети: Осень.
- Складывание разрезных картинок.
Дефектолог: Посмотрите, у каждого на столе лежит большая картинка, а рядом с ней такая же, но разрезанная на части. Давайте соберем каждый свою картинку. Что вы собрали?
Дети собирают разрезные картинки. Каждый называет, что у него получилось.
Анализ деятельности детей:
Дефектолог: Сегодня мы с вами говорили на занятии об осени. Все принимали активное участие. Молодцы! Занятие окончено.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Конспект занятия
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 242»
Учитель-дефектолог Колмацуй И.Ю.
Саратов
2013
Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Тема: Приставочные глаголы
Цель:
1. Выделение приставочных глаголов в речевом потоке.
2. Практическое использование приставочных глаголов в речи.
- Запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.
Оборудование:
Мяч, сачок.
Сюжетные картинки на приставочные глаголы из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал…» (на столах у детей по 1 картинке).
Текст стихотворения С. Маршака «Мяч».
Ход занятия
Организационный момент
Припоминание и называние действий, относящихся к листьям деревьев.
Дефектолог просит сесть на стул тех детей, кто правильно ответит на вопрос: «Что делают листья осенью?».
I. Выделение действий из отрывка из стихотворения С. Маршака «Мяч».
- Чтение дефектологом стихотворения.
- Вопросы по содержанию:
О чем говорится в стихотворении?
Что сделал мяч?
Назовите действия мяча.
Какие три действия очень похожи?
Назовите их (покатился, докатился, подкатился).
- Продолжите фразу:
Мяч по дорожке (что сделал?) покатился.
Мяч до ворот (что сделал?) докатился.
Мяч под ворота (что сделал?) подкатился.
Мяч с дорожки (что сделал?) скатился.
Мяч от ворот (что сделал?) откатился.
Мяч в огород (что сделал?) укатился.
Мяч через дорожку (что сделал?) перекатился.
Мяч из ворот (что сделал?) выкатился.
- Запоминание, проговаривание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.
- Подойди к столу, обойди вокруг стола.
- Выйди в спальню, подойди к кровати.
- Войди в раздевалку, подойди к шкафу.
- Принеси из уголка природы сачок, поднеси к столу.
- Перенеси сачок с окна на стол, вынеси его из группы.
- Игра «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов – антонимов по образцу:
налить воду в стакан – вылить воду из стакана
войти в комнату –
открыть дверь –
принести игрушку –
подойди к столу –
приехать в гости –
подъехать к воротам –
IV. Физ.минутка
Грач качался в гамаке (наклоны в сторону).
Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед – назад).
Мимо голуби летели (покачивание руками).
И на веточку присели (приседание).
Веточка качается (покачивание руками).
Неплохо получается.
- Игра «Потерялись слова» - составление предложений с приставочными глаголами по сюжетным картинками (работа с раздаточным материалом).
- Ваня (переходит) улицу. Ваня (подходит) к дому. Ваня (входит) в дом. Ваня (выходит) из дома. Ваня (обходит) дом.
- Таня (прыгает) на площадке. Таня (перепрыгивает) через ручей. Таня (спрыгивает) со скамейки.
- Птичка (вылетает) из клетки. Птичка (подлетает) к клетке. Птичка (влетает) в клетку.
- Ваня (наливает) воду в стакан. Ваня (выливает) воду из стакана. Ваня (переливает) воду из стакана в стакан. Ванна (поливает) клумбу.
- Машина (подъезжает) к гаражу. Машина (выезжает) из гаража. Машина (объезжает) вокруг гаража. Машина (переезжает) реку. Машина (едет) между домами.
- Игра «Исправь ошибку» - закрепление понимания приставочных глаголов.
В гости к детям пришел Незнайка. Он неправильно называет слова-действия. Дефектолог просит детей помочь исправить его ошибки.
Дети наливают цветы на клумбе. –
Мама поливает суп в тарелку. –
Повар выливает запеканку подливой. –
Ваня заливает воду из лейки. –
Таня обливает воду в стакан. –
- Припоминание трех похожих слов-действий из стихотворения
С. Маршака «Мяч».
- Дефектолог подводит итог занятий и оценивает ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке для второй младшей группы, тема "Отправляемся в гости"
Цели: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы. Упражнять в образовании имен прилагательных. Ввести в активны...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с выраженной степенью умственной отсталости на тему "Виды транспорта"
Цели: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Задачи:Образовательные:закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.упражнять в умени...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".
Задачи:· Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...
Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы
В Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)
Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...