Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
статья по теме
Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание». В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную. Гуманистическое образование - это всегда партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.Учебно-воспитательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия.Педагогическое общение - это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности. Общение в педагогическом процессе выступает:
- во-первых, как средство решения учебных задач,
- во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса,
- в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.
Профессор Л. В. Байбородова предлагает другую типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние.
Типы взаимодействия при этом следующие:
- сотрудничество;
- диалог;
- соглашение;
- опека;
- подавление;
- конфликт;
- индифферентность;
- конфронтация.
Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие - диалог или сотрудничество на равных.
Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 273.5 КБ |
![]() | 19.02 КБ |
![]() | 23.41 КБ |
![]() | 12.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Краткие теоретические сведения по теме
Педагогическое взаимодействие.
Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание». В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.
Гуманистическое образование - это всегда партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.
Учебно-воспитательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия.
Педагогическое общение - это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.
Общение в педагогическом процессе выступает:
- во-первых, как средство решения учебных задач,
- во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса,
- в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.
В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Каковы особенности общения при решении каждой из них?
При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется интеллектуально-познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
- преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.);
- создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;
- осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т. п.).
Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог:
- УЧИТЕЛЬ-«Я».
- УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ.
- УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК.
- УЧИТЕЛЬ - ГРУППА УЧАЩИХСЯ.
- УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.
- УЧИТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ.
Профессор Л. В. Байбородова предлагает другую типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние.
Типы взаимодействия при этом следующие:
- сотрудничество;
- диалог;
- соглашение;
- опека;
- подавление;
- конфликт;
- индифферентность;
- конфронтация.
Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие - диалог или сотрудничество на равных.
Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.
Характеристика уровней и типов педагогического взаимодействия
Уровни | Происходящие процессы | |
1 | 2 | 3 |
1 | Взаимодействие человека с самим собой | Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка. От умения личности взаимодействовать с самой собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми |
2. | Взаимодействие человека с другим | Три уровня общения: • Другая личность более значимая. • Равноправность партнеров. • Мнение другой личности не играет никакой роли. Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя |
3 | Взаимодействие личности с определенной системой | Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшая из которых - общешкольный коллектив |
Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.
После теоретической части каждой группе предлагается задание, рассчитанное примерно на 20-25 минут.
Рекомендации педагогического совета
(При выработке проекта решения необходимо учесть получившиеся результаты исследований.)
Проект решения педсовета
- Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска.
С этой целью шире использовать исследовательские, проблемные методы преподавания, интерактивные формы обучения.
- Развивать совместную (учителя и учащегося) исследовательскую внеурочную деятельность (клубы по интересам, проектная деятельность).
- Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).
- Формировать межличностные отношения в ученическом коллективе. С этой целью развивать ученическое самоуправление, создавать и развивать общешкольные традиции
- Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.
С этой целью разработать и провести в коллективе тренинги эффективного общения и взаимодействия для учителей школы.
Предварительный просмотр:
Педсовет
Конец года | Начало года (18 человек) | ||
1.Степень удовлетворенности работой | Высокая | 4 | 13 |
Средняя | 15 | 4 | |
Низкая | - | 1 | |
2.Уровень удовлетворения вашими взаимоотношениями | С администрацией | Высокая-16 хорошая -3 средняя-1 | высокая -15 хорошая -2 средняя-1 |
С коллегами | высокая -18 средняя-2 | высокая -15 средняя-3 | |
С учениками | высокая -7 средняя-11 | высокая-4 средняя-14 | |
С родителями | высокая -2 средняя-12 низкий-6 | высокая-4 средняя-12 низкая-2 | |
3. Степень усталости | сильная-6 низкая-2 | высокая -1 средняя-15 низкая-2 | |
4. На сколько лет вы себя ощущаете | 45 30 45 18 20 25 25 50 50 25 35 40 50 35 30 18 30 18 | 40 35 40 16 18 20 18 41 45 30 45 13 35 30 35 30 25 60 | |
5. Сколько уроков в течение четверти были | интересными | 40-50% | 40% |
добротными | 30% | 50% | |
хорошими | 10% | все | |
средними | 10% | В конце недели 10% | |
неудачными | 1-2% | 2 -5% | |
Уровень вашего здоровья | выше сред.-1 средний –11 удовлетв.- 3 низкий-2 | выше сред.-1 средний –11 удовлетв.- 5 низкий-1 | |
Преобладающее настроение в течение дня | бодрое | 11 | 10 |
уверенное | 18 | 12 | |
нервозное | 6 | 7 | |
грустное | 2 | 2 | |
печальное | 1 | ||
безразличное | - | ||
позитивное | 2 | ||
Удалось ли Вам реализовать задуманное | полностью | 1 | 0 |
частично | 19 | 14 | |
не задумывалась | 4 | ||
Не знаю | |||
У нас в школе | весело | 11 | 8 |
интересно | 15 | 11 | |
Никому ни до кого нет дела | |||
Каждый сам по себе | |||
Творческая обстановка | 12 | 9 | |
Нервозно | 1 | 1 | |
Затрудняюсь ответить | 2 | ||
У вас дома | Все в порядке | 17 | 13 |
Есть проблемы | 2 | 4 | |
Идти домой не хочется | 0 | ||
по-разному | 1 | ||
Как вы думаете, ученики относятся к Вам | хорошо | 17 | 16 |
плохо | |||
замечательно | 1 | ||
нормально | 3 |
Говорят, что счастливый человек - это тот, кто с радостью идёт на работу, и с радостью возвращается домой
. Любимые коллеги! Оставайтесь такими же высоко классными специалистами в нашем общем деле и незаменимыми сотрудниками. И пусть наш большой коллектив остается на долгие годы таким же сплоченным и дружным как всегда.
Есть расхожее мнение о том, что человек счастлив тогда, когда с радостью идет на работу и с радостью возвращается домой.
Работа важная составляющая нашей жизни. Порой мы проводим на рабочем месте больше времени, чем с семьей. И потому особенно важно, чтобы работа была в радость.
Недавно в газете "Метро" были опубликованы данные о том, что 36% читателей счастливы на работе. На работу как на праздник, реально ли это и от чего зависит такой настрой?
Из тех кому своя работа нравится, лишь половина чувствуют себя счастливыми. Это может завесить от многих причин: отсутствие профессионального роста, моральная неудовлетворенность, плохие отношения с коллегами, неграмотное руководство.
Даже зарплата не всегда может обеспечить человеку удовлетворение и счастье от работы. Лишь 46% респондентов говорят о том, что именно зарплата делает их счастливыми на работе.
Большое значение для сотрудника имеют хорошие условия труда. Радуют всегда регулярные премии, гибкий график работы, служебный автобус.
Этим аномально жарким летом в некоторых фирмах сотрудникам бесплатно раздавали мороженное. Мелочь, а приятно. Именно такие, казалось бы, «детские» радости могут прекрасно сплачивать коллектив.
Есть замечательный рассказ Михаила Веллера "Хочу быть дворником" о том, что важно просто найти свое место, чтобы быть счастливым, пусть даже и дворника: "все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе начальство не страшно, их много, а дворников не хватает…"
Семь шагов, с помощью которых можно улучшить взаимоотношения на работе |
Каждый способ из ниже перечисленных поможет вам погасить разгорающийся конфликт в коллективе, урегулировать его.!
1. Убрать негатив и решиться!
Во-первых, вам нужно снять негативные эмоции через релаксацию или медитацию. Нужно твердо решить для себя, что вы хотите «отремонтировать» отношения. Настолько взаимоотношения именно с этими коллегами важны для вас? Если да, то можно идти дальше.
2. Простить.
Если кто-то из товарищей по работе «насолил» вам настолько, что вы больше не общаетесь так как раньше, то вам нужно простить. Принять ситуацию, допустить случившиеся без тревоги. Подумать над вопросом: «Зачем мне дано это испытание?»
3.Очертить границы.
Осознайте свою роль в тех взаимоотношениях, которые были, которые сейчас есть, и которые вам предстоит вернуть или создать. Прочувствуйте всю ответственность. Постарайтесь уйти от сведения счетов и возможных сожалений, не критикуйте и не обвиняйте.
4.Дать возможность понять себя.
Раз уж вы решились предпринять какие-то действия, вам надо также решительно изменить свое поведение. Уделите время объяснениям своих поступков, переживаний, позвольте другому человеку сполна понять вас. Если он будет понимать логику ваших мыслей и поступков, то это и есть мост к взаимопониманию. Будьте также готовы идти навстречу, выслушивать и разбираться в мыслях коллеги.
5. Настроиться на позитив.
Стоит лишь настроиться на положительную волну, как вы увидите много возможных хороших исходов сложившейся ситуации. И в итоге взаимоотношения могут быть налажены. Настойтесь на ожидание того, что и другой человек действует из лучших побуждений. Боитесь, что вас сочтут наивным, и попытаются обмануть? Возможно, но только изначальное доверительное отношение может быть залогом успеха. Если, конечно, этот человек вам нужен на самом деле (см п. 1). А он вам нужен!
6. Слушать больше.
Мы все знаем, как важно, чтобы нас слушали и понимали. Вот и вы, слушайте и понимайте: сделайте такое одолжение, дайте вашему оппоненту выговориться. И в это время внимательно отмечайте про себя все нюансы беседы, не отвлекаясь на возражения и контраргументы. Когда настанет ваша очередь говорить, то можно будет спокойно и обстоятельно указать на сильные и слабые доводы. Главное, делать все спокойно и без суеты. Вы же ведь настроились на перспективу, не так ли?
7. Предпринимать усилия.
Одно дело решиться к лучшему психологическому климату в коллективе, и совсем другое - предпринимать шаги в этом направлении. Если будете что-то делать лишь время от времени, то и отношения будут такими же незрелыми, а если будете твердо знать, чего хотите, то и добьетесь своего.
Удачи и взаимопонимания!
ГСК ОУ № 480— это стабильный и сплоченный коллектив профессионалов-единомышленников, работающих не только над созданием оптимальной образовательной среды и организацией детского досуга, но и болеющих за воспитание ребят, за их здоровье и интересы, за личностное развитие каждого и создание комфортного микроклимата, во многом обеспечивающего камерную и по-семейному добрую и уютную атмосферу нашей школы, которой мы так гордимся.
Наши учителя — это профессионалы высокого уровня, люди, радеющие за школу и выстраивающие фундамент ее продуктивности и успеха по кирпичику своими каждодневными усилиями. Они любят своих воспитанников, разделяют их проблемы и помогают решить их, всегда понимают и отстаивают интересы ребенка, являясь прежде всего старшими друзьями детей и добрыми помощниками и единомышленниками родителей.
Наконец, наши учителя — просто очень достойные и интересные люди, которые не боятся нового и всегда готовы поучиться, способны признавать свои заблуждения и постоянно совершенствоваться в профессиональном и человеческом смысле, дарят себя детям, не жалея сил и свободного времени и получая от этого радость.
Большинство из наших учителей являются одновременно и воспитателями ГПД, делясь своими знаниями и интересами с ребятами и проводя с ними огромную часть своего времени.
Каждый сотрудник , от администратора до гардеробщицы, предан школе и детям и делает все возможное для того, чтобы у нас всем было по-настоящему хорошо. И, наверное, именно поэтому наши дети вырастают уверенными в себе, защищенными и любимыми, а главное – способными любить и понимать этот мир.
Предварительный просмотр:
Проект решения педсовета
- Каждому учителю, классному руководителю проанализировать свое педагогическое взаимодействие с учениками, внести необходимые коррективы с целью улучшения его качества.
- Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска.
С этой целью шире использовать интерактивные формы обучения, педагогику сотрудничества, дифференцированное обучение.
- Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).
- Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.
С этой целью психологам школы разработать и провести в коллективе тренинги эффективного общения и взаимодействия для учителей школы, практикум по выходу из состояния гнева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/19/picture-319657-1626720711.jpg)
Тематический педсовет "Педагогическая компетентность – одно из условий реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе"
Тематический педсовет по проблемной теме школы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/23/picture-87571.jpg)
Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»
Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности образовательного процесса чере...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-560387-1420705791.jpg)
Педсовет по теме "Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса" +презентация
Форма проведения педсовета:семинар- практикум.Прилагается презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/05/picture-217322-1365108314.jpg)
Методика проведения современных уроков по ФГОС как важнейшее условие эффективности образовательного процесса
Что такое современный урок?Каким должен быть современный урок? (критерии)Что делать, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС?Заседание педсовета проходило в форме урока по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-1012214-1518692809.jpg)
Доклад "Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-360714-1387714169.jpg)
Презентация к педсовету "Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса".
Данная презентация может использоваться при проведении педсовета на тему: "Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-121465-1538467460.jpg)
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...