Методика проведения современных уроков по ФГОС как важнейшее условие эффективности образовательного процесса
презентация к уроку ( класс) на тему
Что такое современный урок?
Каким должен быть современный урок? (критерии)
Что делать, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС?
Заседание педсовета проходило в форме урока по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_uroka.ppt | 2.46 МБ |
metodika_provedeniya_uroka.docx | 440.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? (критерии) Что делать, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС?
на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Обозначить буквами «ф» - урок по ФГОС
1. урок «открытия» нового знания 2. урок изложения нового материала; 3. урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков; 4. урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) 5. урок самостоятельной работы; 6.урок рефлексии 7. урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала; 8.урок проверки и оценки знаний, умений и навыков; 9. урок развивающего контроля
1ф 4ф 6ф 9ф
Подобрать к типу урока по ФГОС деятельностную цель
1. Урок «открытия» нового знания - формирование умений реализации новых способов действий. 2. Урок рефлексии - формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) - формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. 4. Урок развивающего контроля - формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
На уроке «открытия» нового знания (ОНЗ) учащиеся изучают новые знания и знакомятся с новыми способами действий и их применением. На уроках отработки умений и рефлексии ученики закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности. Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.
Современный урок предъявляет новые требования к условиям, к процессу, к качеству.
Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.
1. Сформулировать тему урока. 2. Спланировать учебный материал. 3. Продумать «изюминку» урока. 4. Сгруппировать отобранный учебный материал. 5. Спланировать контроль за деятельностью учащихся. 6.Подготовить оборудование для урока. 7. Продумать задание на дом. 8. Написать конспект урока ( технологическую карту).
Технология исследовательского обучения Использование проектной методики Технология развития критического мышления Применение ИКТ Проблемное обучение Разноуровневое обучение Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Здоровьесберегающие технологии Система инновационной оценки «портфолио»
особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
предъявить противоречивые факты, теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность» составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста практическая работа и т.д.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.
Практическая работа
урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Задание по группам Подберите на каждую букву слова «комфорт» слово, которое ассоциируется с характеристикой урока по ФГОС.
Решение педагогического совета 1. Активизировать работу педагогического коллектива по повышению эффективности урока на основе системно - деятельностного подхода 2. Принять к сведению материалы педагогического совета, использовать полученные знания в педагогической работе.
Решение педагогического совета 3. Создать методическую копилку «Технологическая карта урока»
Предварительный просмотр:
Методика проведения современных уроков по ФГОС как важнейшее условие эффективности образовательного процесса (типология современных уроков, технологические карты)»
Цель: создать условия для:
- Мотивации педагогов к повышению уровня самообразования по подготовке к введению ФГОС;
- Осознания основных критериев современного урока;
- Развития сотрудничества при работе в группах в процессе подготовки к педагогическому совету
1.Урок в рамках ФГОС
Каждому педагогу выдается карточка с определением
1. педагогическая единица процесса обучения и воспитания.
2.это процесс передачи знаний, в котором участвует учитель и ученик.
3. форма, используемая при классно-урочной системе обучения, которая проводится с постоянным учебным коллективом.
4. форма проведения занятий в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования.
5. это является разновидностью групповых учебных занятий.
6. это отрезок времени, посвященный изучению одного предмета.
7. это опыт, переживание, позволившие человеку сделать определенные выводы для дальнейшей жизни.
Заслушав все определения, делается вывод – это урок.
Задание №1: сформулируйте тему педагогического совета. Поставьте вопросы к данной теме:
-Что такое современный урок?
-Каким должен быть современный урок? (критерии)
-Что делать, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС?
Вопрос: какое из данных определений подходит к уроку, соответствующему требованиям ФГОС?
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик..
Что бы ни твердили о дистанционном образовании, учитель всегда будет главным. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
В прошлом году мы не раз поднимали вопрос сопоставления традиционного и современного урока.
К основным типам уроков относят:
задание №2 – обозначить буквами
«т» - традиционный урок , «ф» - ФГОС
- урок «открытия» нового знания
- урок изложения нового материала;
- урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков;
- урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- урок самостоятельной работы;
- урок рефлексии
- урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала;
- урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;
- урок развивающего контроля
Современные подходы к уроку:
- личностно-ориентированный,
- деятельностный,
- компетентностный
Задание №3: подобрать к типу урока по ФГОС деятельностную цель
1. Урок «открытия» нового знания - формирование умений реализации новых способов действий.
2. Урок рефлексии - формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) - формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля - формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Итак, современный урок предъявляет новые требования
-к условиям,
-к процессу,
-к качеству.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность»
- составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания:
- объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса
- практическая работа и т.д.
Традиционные задания | Задания в учебниках ФГОС |
Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне | Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Своё мнение объясни. |
Перечислите отличия растений от животных. | Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!». Что ему ответил умный утенок Кряк? |
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению. | Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? |
Определите площадь прямоугольника. | Дан план комнаты и размеров ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. |
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.
Задание №4: Практическая работа в группах: выдаются темы и цели традиционных уроков, учителям необходимо создать учебную ситуацию на основе данного содержания.
1 группа - Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».
Цели: 1) повторить и обобщить знания учащихся по произведению данного раздела;
2) развитие памяти, внимания, мышления, связной речи;
3) воспитывать любовь к природе, к животным.
2 группа – урок русского языка
Тема: Понятие о глаголе как части речи
Цель: Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
Задачи:
1. Формировать представления о функциях глагола в речи.
2. Повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном.
3. Развивать логическое мышление, внимание, память, устную речь .
4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
3 группа – урок математики
Тема: Число ноль, цифра 0.
Цели: 1.Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.
2.Научить писать цифру 0.
3.Рассмотреть свойства 0.
4.Закреплять навыки счёта в пределах 9.
4 группа – урок окружающего мира
Тема :Домашние животные
Цели: 1. Систематизировать и расширить представления учащихся о жизни
домашних животных, их пользе для человека, расширять кругозор
детей о способах ухаживания за домашними животными.
2. Развивать речь учащихся, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь к домашним животным.
Задание №5: нарисовать эмблему современного урока, пояснить её.
Рефлексия : на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая- то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
- большой – для меня это важно и интересно …
- указательный - я получил конкретные рекомендации…
- средний - мне было трудно ( не понравилось)…
- безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец - для меня было недостаточно…
Заключение
Так что же для нас современный урок ? Ответы: это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Предлагаю вам вспомнить все, о чем говорили в процессе педсовета и подвести как бы черту, выбирая главное в уроке по ФГОС. На каждую букву слова «комфорт» подберите слово-ассоциацию, которая этот урок характеризует.
Результат работы групп
К | Компетентность | Критичность | Креативность | Культура |
О | Органичность, основательность | Отдача , оптимально | Открытие Ответственность | Образованный, осознанный |
М | моделирование | мотивация | методика | мастер |
Ф | Фантазия | формирование | функциональный | фундамент |
О | Отдых, осмысленный | Открытие, организованный | обучение | Опора, озарение |
Р | Радость | развитие | Рост | Результат, рефлексия |
Т | Тепло | Творчество | Талант | темп |
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желания что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- что я делаю?
- с какой целью?
- каковы результаты моей деятельности?
- как я этого достиг?
- можно ли сделать лучше?
- что я буду делать дальше?
Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.
Решение педагогического совета (Домашнее задание):
- Активизировать работу педагогического коллектива по повышению эффективности урока на основе системно - деятельностного подхода
- Создать методическую копилку «Современный урок»
При подготовке к уроку учителю удобнее составлять не поурочное планирование, а технологическую карту, которая позволит отследить и структуру урока, и его результат
Создайте учебную ситуацию на основе данного содержания.
1 группа - Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».
Цели: 1) повторить и обобщить знания учащихся по произведению данного раздела;
2) развитие памяти, внимания, мышления, связной речи;
3) воспитывать любовь к природе, к животным.
Создайте учебную ситуацию на основе данного содержания.
2 группа – урок русского языка
Тема: Понятие о глаголе как части речи
Цель: Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
Задачи:
1. Формировать представления о функциях глагола в речи.
2. Повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном.
3. Развивать логическое мышление, внимание, память, устную речь .
4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Создайте учебную ситуацию на основе данного содержания.
3 группа – урок математики
Тема: Число ноль, цифра 0.
Цели: 1.Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.
2.Научить писать цифру 0.
3.Рассмотреть свойства 0.
4.Закреплять навыки счёта в пределах 9.
Создайте учебную ситуацию на основе данного содержания.
4 группа – урок окружающего мира
Тема :Домашние животные
Цели: 1. Систематизировать и расширить представления учащихся о жизни
домашних животных, их пользе для человека, расширять кругозор
детей о способах ухаживания за домашними животными.
2. Развивать речь учащихся, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь к домашним животным.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа "Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения"
Творческая работа написана в форме творческого отчёта....
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...
Использование современных образовательных технологий на уроках математики как важное условие повышения качества математического образования
Как повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей? Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим...
«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...
2015-2016 учебный год. Школьный педсовет. «Инновационная деятельность педагогов как важнейшее условие в процессе преобразования современной школы». Доклад.
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...
Выступление на тему«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций» учителя технологии Жанкова В.И.
В выступлении говорится об элементах понятия компетенция ,также о том учитель в своей работе ,использует такие методы самостоятельной работы ,которые требуют от учеников проявления элементов творчеств...
Практикоориентированное обучение на уроках технологии как важное условие формирования компетенций учащихся.
Выступление на районном семинаре учителей технологии....