Причины моего "административного" интереса к детям с ОВЗ
методическая разработка (9 класс) на тему

Обзор современных  подходов к проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Этапы исследовательской работы в коррекционной школе-интерната  VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_moego.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Причины моего «административного» интереса  к детям с ОВЗ.

( исследование учителя-дефектолога)

          В последние годы очевиден «поворот» общества и государственных структур в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья.

            Россия  в скором времени, наравне с развитыми европейскими странами, сумеет организовать свою эффективную систему помощи детям с особыми возможностями здоровья, сейчас  ведётся экспериментальная работа и создание учреждений , где  массово на  практике  апробируются  различные варианты  обучения и воспитаний детей с ОВЗ. То, что  наше государство серьёзно подходит к решению названной цели,  показывает ратификация нашей страной Конвенции  ООН о правах инвалидов (сентябрь 2008).Внимание к проблеме  было подчёркнуто тем, что  2009/10 учебный год Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев открыл в столичной школе, работающей в рамках инновационной программы «Инклюзивное образование», 2009 год объявлялся  Годом равных возможностей.

              В настоящее время реализуется федеральный проект « Доступная среда», в котором важное место отведено созданию доступной среды для детей с ОВЗ. Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка.

В новом  Федеральном законе об образовании , действие которого наступило  с 1 сентября 2013 года , предусмотрена генеральная линия  на получение образования  детьми с  ОВЗ, с ограниченными возможностями здоровья.

    Во многих регионах России (Москва, Петербург, Екатеринбург) накоплен значительный опыт в области  оказания психолого-медико-педагогической  и социальной  помощи нуждающимся детям, В Челябинской области отмечается большой опыт организации образования детей в специальных учреждениях, где имеются все условия для поддержки развития детей и получения ими  достойного образования, включая профессиональное. Более десяти лет осуществляется программа  инклюзивного образования в  школах области, которое   опирается на  законодательную  базу:

1. Конституция Российской Федерации

2. «Конвенция о правах ребенка».

3.«Конвенция ООН о правах инвалидов».

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

5. Федеральный Закон РФ «Об образовании в российской Федерации».

6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г.

7. Декларации прав ребенка

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617

9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

10. Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

11. Программа «Доступная среда для инвалидов»,

12. Концепция непрерывного образования.

13. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

           Таким образом, вопросы инклюзивного образования, образования детей с  различными дефектами в развитии  актуальны  в  современных условиях.

              Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, не всегда  хватает знаний, умений, опыта. Не все могут профессионально разобраться в диагностике успехов ( неуспеха) в образовательной деятельности ученика,  составить программу обучения ( развития) его в зоне ближайшего развития.

             Проблема профессионализма вообще и профессиональной компетентности в частности рассматривается как одна из центральных в психолого–педагогических исследованиях. В настоящее время наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, педагога–исследователя, способного совершенствовать учебно–воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития,  как учащихся, так и самого педагога.

             Одной из функций руководителя школы является  управление  службой сопровождения и система стимулирования  компетентностных  характеристик специалистов. Требования к организации деятельности по профессиональному совершенствованию педагогов рассматриваются И. Д. Багаевой, А. И. Жуком, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластениным. Изучение профессионально компетентного учителя в зависимости от его творческих способностей раскрывается в трудах Т. В. Кудрявцева, Я. А. Пономарева, И. В. Страхова.  Кроме того, сущность педагогического творчества характеризуется и обосновывается В. В. Загвязинским, В. А. Кан–Каликом, М. М. Поташником, В. С. Решетько.  Пути формирования профессиональной компетентности педагога, система стимулирования его педагогического творчества обосновываются также Ю. А. Бабанским, О. Л. Жук, Н.В.Кухаревым, М.Н. Скаткиным, Г. И. Щукиной.

            Как результат нашего внимания к данной проблеме, выделение противоречия между:требованиями к педагогу ( учитель, воспитатель, классный руководитель)  о повышении уровня педагогических знаний и умений, обладания психологическими  качествами личности педагога, с одной стороны,  и недостаточностью у него знаний в области работы с детьми с ОВЗ и их родителями, недостаточной  мотивацией к их развитию.

            В процессе социально- психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов специальной школы руководитель  создаёт  необходимые и достаточные условия, важные для повышения педагогического, психологического уровня педагогических работников  школы.

             Имеющееся противоречие определило проблему исследования:

Эффективность работы руководителя в организация социально- психолого-педагогического сопровождения деятельности  педагогов для их  педагогического и личностного роста.

Исходя из сложившегося противоречия и сформулированной проблемы, обозначена тема моего исследования:

«Роль директора ( руководителя) в организация социально- психолого-педагогической  службы в коррекционной  школе.»

Цель исследования: оптимизация  работы социально-психолого-педагогической службы. 

Объект: деятельность социально-психолого-педагогической службы школы-интерната.

Предмет: психолого-педагогическое сопровождение деятельности

педагогов , их взаимодействие.

Гипотеза: образовательный процесс в школе – интернате будет оптимальным, содержание деятельности педагогов  более эффективно,

если:

а) будет осуществляться социально- психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов.

б)      руководство СППС  оптимизировать  на научной основе.

в)   будет разработан и внедрён комплекс мероприятий, предполагающий совместную работу педагогов и специалистов службы сопровождения в образовательном учреждении.

             Цель исследования и выдвинутая нами гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

- раскрыть теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению деятельности педагогов.

- раскрыть практику организации психолого-педагогического сопровождения деятельности  педагогов в школе.

-  оптимизировать сотрудничество  специалистов и педагогов по содержанию психолого-педагогического сопровождения.

             Первый этап (сентябрь - декабрь 2011 г.) – подготовительный этап:

- выявления противоречия, определения проблемы;

- изучения нормативной базы, научной литературы по проблеме;

- анализа уровня профессионально–личностного развития воспитателя;

- выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитие педагогов;

- формулировки гипотезы, определения темы исследования, понятийного аппарата; проектирование этапов исследования;

- определение форм и методов организации исследования, его структуры и содержания;

- вхождения педагогов  и специалистов в образовательное пространство;

- определения содержания сопровождения специалистами сопровождения.

               Второй этап (январь - май 2012г.)- констатирующий этап, активизации психолого-педагогического сопровождения:

-ведения опытно-поисковых работы по определению составляющих

- корректировки профессионально - личностных качеств педагогов специалистами сопровождения;

- внедрения интерактивных методик сопровождения;

- начальный этап самореализации личности воспитателя.

            Третий этап (сентябрь - декабрь 2012 года) – формирующий этап эксперимента:

- повторного анализа уровня профессионально - личностного мастерства воспитателя;

- дальнейшего поиска форм и методов помощи педагогам специалистами сопровождения;

- разработки плана сопровождения,

-осуществления регуляции и коррекции профессиональной деятельности педагога.

            Четвертый этап (январь –май 2013 года) – заключительный:

- перехода от психолого-педагогической помощи к самопомощи,

- анализа педагогического, психологического уровня, мотивационного уровня воспитателя,

- самореализации;

- самоанализа, обработки результатов и оформления исследования,

 - подтверждения выдвинутой гипотезы

            Ожидаемые конечные результаты:

- повышение педагогического уровня

- повышение психологического уровня

- снижение влияние таких факторов как: состояние инерции, недостаточные теоретические знания, состояние здоровья.

            Методы, используемые при исследовании  темы работы.

Теоретические методы:  анализ, синтез,   обобщение, управленческое консультирование, экспертиза.

Практические методы : словесно-наглядный, наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, опрос, тестирование.

Панков В.В.,

Заслуженный учитель России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины девиантного поведения детей и подростков

статья рассматривает виды девиантного поведения, причины его проявления у современных детей и подростков...

«Выявление причин перегрузок у детей»

Данный материал можно использовать для выступлений на родительских собраниях и  на методических обЪединениях....

презентация к родительскому собранию "Причины агрессивного поведения детей"

Проявление разных видов агрессии в современном обществе-актуальная проблема. Каковы причины агрессивного поведения детей?  Как предупредит, корректировать такое поведение? Поговорим об этом ...

10 причин обязательно учить детей в музыкальной школе.

Авторитетное мнение профессора, доктора психологических наук Кирнарской Д.К. - обязательного обучения детей в музыкальной школе....

Причины девиантного поведения детей.

Причины девиантного поведения детей....

Статья: Причины девиантного поведения детей инвалидов.

Девиантное поведение детей и подростков Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общест...