Родительское собрание "Причины стойкого непослушания детей"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской области»
Причины стойкого непослушания детей.
Сегодня мы обсудим самые трудные случаи, когда родители не могут справиться с ребёнком, когда непослушание и конфликты на почве дисциплины становятся скорее правилом, чем исключением. "Трудными" чаще бывают подростки, но могут быть и дети любого возраста.
Непослушных детей принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые. Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем другие дети. Отсюда вывод: "трудный" ребёнок нуждается только в помощи. – ни в коем случае не в критике, и наказаниях.
Причины стойкого непослушания следует искать в глубинах его психики. Это на поверхность кажется, что он "просто не слушается", а на самом деле причина другая. И, как правило, она не осознаётся ни взрослым, ни самим ребёнком. Отсюда вывод: такие причины надо знать.
Психологи выделяют четыре основные причины серьёзных нарушений поведения детей.
Первая причина – борьба за внимание.
Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Родители то и дело отвлекаются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
- Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки и власти.
Знаменитое требование "я сам" трёхлетнего ребёнка сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становиться особенно трудно, когда родители общаются в ними, в основном, в форме замечаний и опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще – воспитывают.
Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения преувеличены, то ребёнок начинает восставать.
Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребёнка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачное. Зато оно своё, а это главное!
Третья причина – желание отомстить.
Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; ребёнка отлучили от семьи; родители постоянно ссорятся…
Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание…
И снова в глубине души ребёнок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.
Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: "Вы мне сделали плохо – пусть и вам будет плохо!".
Наконец, четвёртая причина – потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учёба, в другом случае не успехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.
Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!".
- Чувства родителей. Как быть с ними?
- Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
- Когда вы говорите о своих чувствах, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нем, не о его поведении.
- Не требуйте от ребёнка невозможного. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Чтобы избегать лишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
- Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка
Памятка для родителей
«Создание благоприятной семейной атмосферы»
- Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
- Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – ребёнок должен выспаться и легко проснуться.
- Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
- Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?». Лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
- Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
- Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Заповеди родителя- воспитателя
- Никогда не воспитывайте ребёнка в плохом настроении.
- Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу
- Предоставьте ребёнку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
- Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и должные шаги к цели.
- Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
- Укажите ребёнку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он сознал её.
- Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
- Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность
- Воспитание – это последовательность целей.
- Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.
Социальный педагог: Латынина Людмила Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Взрослые и дети - неразлучные друзья"
Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.Задачи: -...
Родительское собрание"Наше будущее - дети"
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от 3ех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. ...
Выступление на родительском собрании "Речевое развитие детей"
Материал содержит рекомендации для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста, младших школьников. Полезна логопедам, педагогам начальных классов,, воспитателят ДОУ....
Родительское собрание на тему: " Дети и деньги"
Дети и деньги - не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать - то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии. Имен...
Доклад на родительском собрании "Безопасность наших детей".
Жизнь и здоровье граждан - ценность любого государства, независимо от уровня жизни в нем. Проблема обеспечения безопасности детей в любой стране является одной из важнейших. Если исходить из здравог...
Влияние родительских установок на развитие детей
Как влияют родительские установки на развитие ребёнка?...
Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»
Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций....