урок
учебно-методическое пособие (8 класс) на тему
ТЕМА: «К. Г. Паустовский « Телеграмма».
Отношение Насти к матери.
Смысл названия рассказа.»
(2- ой урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_8_klass.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения и развития речи
в 8 классе
ТЕМА: «К. Г. Паустовский « Телеграмма».
Отношение Насти к матери.
Смысл названия рассказа.»
(2- ой урок)
ЦЕЛЬ: выявить способы авторской характеристики Насти, определить, что писатель ценит в людях; воспитывать у ребят чувство любви, уважения, ответственности к самым родным, самым близким людям- к родителям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, словарная работа, чтение и анализ прочитанного.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Паустовского, музыкальная композиция- запись
песни «Мама» в исполнении Лазаревой(слова – МартыненкоТ., музыка – Розанов А.), карточки с индивидуальным заданием для проверки домашнего задания.
УЧИТЕЛЬ Н.А.Алимова.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Работа по составлению портрета Насти
- Обсуждение смысла названия рассказа
- Заключительное слово (наставление) учителя
- Домашнее задание
СЛОВАРЬ:
Пустельга- 1.Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомыслинный, пустой человек (разг.)
ЭПИГРАФ УРОКА:
За добро плати добром, не будь пустельгой.
К.Г. Паустовский
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- приветствие
- посадка
- проверка готовности к уроку
- ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Беседа по прочитанному
Каково ваше впечатление о рассказе «Телеграмма» Паустовского?
- О чём этот рассказ? (Основная тема — взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Тихона о Насте — завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)
- Определить, как построен рассказ, выделить 3 основные части и озаглавить каждую.
- часть — Мать.
- часть — Дочь.
- часть — Телеграмма.
-Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпилога. Основные действие уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только увидеться с ней, но и на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже «зарубка на сердце».
- Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к
восприятию произведения, создает тональность повествования.)
- Какие мысли автор передает через этот пейзаж?
(Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвении природы: октябрь — «на редкость холодный», ветлы — «облетевшие», трава — «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо».), и вечно будет длится этот нагоняющий тоску осенний месяц )
- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? Восстановите прошлое героини. (Прошлое — в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «Неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Катерина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одиночество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчеркивает, что «сумрачно» не только в опустевших комнатах, но и в душе героини.)
- Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не
приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна
оправдать дочь? Найдите строчки в тексте.
(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)
- Самостоятельная работа по карточкам
Карточка №1
- Каков жанр этого произведения?
- Почему Тихон солгал Катерине Петровне?
- Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?
« Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».
Карточка №2
- Какова композиция рассказа «Телеграмма»?
- Почему Катерина Петровна пытается оправдать свою дочь?
- Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?
« Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».
Карточка №3
- Какую роль играют в рассказе Манюшка, Тихон, молоденькая учительница?
- Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?
«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой — хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
Карточка №4
- Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки,
страусовые перья, стеклярскую черную шляпу», а потом дарит их
Маняше? - Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
- РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТРЕТА НАСТИ
- Слово учителя
Во II части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир — мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним (письмо отправлено — естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.
Обратимся к образу Насти.
- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?
(«Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг — в переводе означает «Солнечный путь. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза— зеркало души человека. Что-то подобного мы и ожидали.)
- Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам,
а) Настя в мастерской Тимофеева.
- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?
(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеротическая жилка», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное — осталось главное: мать и ее одиночество.)
- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?
(И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой — человеческое равнодушие и непонимание.)
- Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимофеева: «Ночи не спишь!.. Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?».
(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года живет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)
- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием
к матери?
б) Выставка Тимофеева.
Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза Художников.
- Бездушна ли, по-вашему, Настя?
(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)
- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной
жизни.
(«Горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма ? Сколько душевных сил потратила.)
- Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.
(«Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадка на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней».)
-Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает неежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах — «неизбежных» - выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.
- Расположите эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева.
- Обсуждение выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.
- Появление Даши с телеграммой,
- Выступление Першина.
- Как Настя принимает телеграмму?
(Спокойно. Она даже не поняла, о какой Насте речь.)
- Почему Настя не открыла старому художнику правду?
(Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)
- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?
(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы.)
- Чтение и анализ эпизода «Настя под «хмурым небом».
Этот внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы — это слезы очищенья. Но с просветленьем души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последний годы, мы готовы простить все Насте за ее раскаяние.
- Успела ли Настя приехать к живой матери?
(Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются немрачные, а светлые, живые штрихи.)
- Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».
- Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте,
Настиному «недочувствию».
- Работа над эпиграфом к уроку.
- В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона сказанные Ма-
нюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?
(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте.)
- Какой смысл вкладывает в эти слова автор?
(«...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие читателям.)
- Какую библейскую заповедь нарушает Настя?
(Открываем ее запись не доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
- Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма постра-
дала ее душа.
- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти все же
пробудилась?(Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не мог снять с ней непоправимой вины, невыносимой тяжести».),
4. ОБСУЖЛЕНИЕ СМЫСЛА НАЗВАНИЯ РАССКАЗА
- Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство треноги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ – ИТОГ УРОКА
- Прослушивание музыкальной композиции
- Эта песня о самом дорогом, самом близком, самом родном и так необходимом для каждого из нас человеке – о мамочке. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский.—За добро плати добром!»
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
( на выбор)
1уровень- Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».
2уровень- Написать мини- сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...