Индивидуально ориентированная система домашнего обучения детей со сложными двигательными нарушениями
методическая разработка по теме

Ткаченко Марина Викторовна

Основы и заповеди в преподавании предметов начального курса у детей на дому со сложными двигательными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_detmi_so_slozhn._dvigat_nar-mi.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально ориентированная система домашнего обучения

детей со сложными двигательными нарушениями

Комплексный проект модернизации образования во всё большей мере осознаётся учителями школы не просто как абстрактный процесс, дань моде, а как осознанная необходимость коренных изменений в обучении и воспитании учащихся. Особое внимание при этом уделяется поиску и апробации новых приёмов и методов в педагогике со всеми категориями обучаемых, в том числе и со сложными двигательными дефектами.

Действительно, всесторонне анализируя образовательные возможности детей с ДЦП, мы приходим к тому, что они все разные:

  • по степени развития;
  • по темпераменту;
  • по состоянию здоровья;
  • по модальности восприятия учебной информации;
  • по целям в жизни.

Вместе с тем нельзя и не учитывать их желания:

  • получить среднее образование;
  • быть подготовленными к дальнейшей учёбе;
  • быть успешными в жизни;
  • общаться со сверстниками и получать от этого удовольствие.

Согласно Закону РФ "Об образовании» дети, имеющие физические или психические заболевания, имеют право получать квалифицированную педагогическую помощь, как в школе, так и на дому. Однако подача материала для таких детей должна осуществляться с выполнением следующих требований и особенностей:

1. осуществление индивидуального подхода с учетом формы заболевания и возраста ребенка;

2. необходимо  умение предугадывать возможные реакции  школьника на критические замечания;

3. важно суметь выработать у ребенка объективное отношение к своим возможностям;

4. широкой использование наглядности, причем шрифт ее  должен быть крупные, чёткие, без мелких деталей, цвета - сочные;

5. подача материала состоять из простых предложений, доступных для восприятия;

6. схемы и таблицы должны быть чёткими, структурированными;

7. необходимо чаще поощрять учебную деятельность;

8. обязательно поддерживать доверительный эмоциональный контакт с родителями.

9. применять методы  компьютерного обучения и сети Интернет (по возможности).

10. применение различных приспособлений для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.

11. определяющая роль в обучении ребенка-инвалида принадлежит семье.

Все занятия с больным ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.

В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

  • игровые ситуации;
  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Но в основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка.

Остановимся на методике проведения предметов начального курса.

Уроки русского языка вызывают определенные затруднения, прежде всего из-за не развитости фонематического слуха и логопедических нарушений. Также трудность здесь заключается в неспособности самого процесса письма или в слабой скорости письма. "Непослушная" ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков, ведь "ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В.А. Сухомлинский).

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим массажем являются, по мнению В.В. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую больной ребенок проводит все время в четырех стенах своей квартиры и ему трудно описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:

  • моя любимая игрушка;
  • описание дерева под окном;
  • любимый человек.

Основу урока чтения составляет диалоговое общение, основанное на вопросно-ответной форме. Подробно составленный план, наводящие вопросы помогут ребенку при такой работе, но, как правило, на вопросы дети отвечают простыми предложениями, в них отсутствуют средства литературной выразительности, творческие работы получаются краткими и очень сжатыми. При коррекции структурного построения ответа необходимо ненавязчиво и очень тактично объяснять ошибки, не задевая самолюбия ребенка. Следует помнить, что больной ребенок очень раним, остро реагирует на критические замечания.

Несмотря на односложные ответы внутренний мир отдельных детей достаточно богат. Такие дети с удовольствием рисуют, используя всю палитру красок, и этот положительный момент в работе можно использовать в качестве минутки отдыха между основными уроками. Но особенно он эффективен на уроках развития речи. Выполнение заданий в виде рисунка на темы "Растения в природе ", "Любимое животное" дают положительные результаты, хорошие оценки и моральное удовлетворение от сделанной работы.

К трудным урокам можно отнести уроки математики. Хорошо, если в 1–2-м классах ребенок хорошо усвоил таблицу сложения в пределах 20 и таблицу умножения: с таким учеником легко отрабатывать вычислительные навыки в следующих классах, но есть категория детей, которым трудно запомнить такой объем информации. Для этого необходим больший отрезок времени, и так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, целесообразно, чтобы эти таблицы были перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая сработает в необходимый момент.

Методика работы над задачей тоже должна быть подкорректирована с учетом особенностей ребенка. В 1–2-м классах обязательны схема или рисунок, условия задачи. И только тогда – поиск решения. В 3–4-м классах можно практиковать самостоятельное чтение и разбор задачи. Конечно, времени на это уйдет немного больше, но это будет способствовать развитию умений и навыков работать самостоятельно, что, несомненно, пригодится ребенку в будущем при работе над другим материалом. Решение задачи записывается сначала по действиям с пояснением каждого. Труднее дается запись выражением или уравнением.

Все эти наблюдения, конечно, касаются работы с больными, но практически обучаемыми детьми.

Обучение в домашних условиях имеет и достоинства, и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обстановке ребенок ощущает уверенность и защищенность. А индивидуальная работа педагога со школьником позволяет уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала. Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги. Обучение один на один с преподавателем лишает больного ребенка необходимого общения со сверстниками. При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными. 

И, как заповедь для врача, хочется напомнить заповеди для учителя, который работает с детьми вообще и с больными в частности.

  • Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.
  • Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
  • Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
  • Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
  • Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.
  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
  • Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию самостоятельности.
  • Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
  • Воспитание должно быть щадящим к детству – поре неумения, незнания, ошибок, оплошностей, проступков и непонимания.

И последнее. Больной ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего до шепота.

Мы с тобой говорим глазами, ведь глаза – это нить между нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...

Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности

Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к  обучению через активизацию познавательной деятельности. Статья....

Статья "Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности"

Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности...

Использование индивидуально – ориентированной системы обучения А.А.Ярулова при изучении курса «Биология. Многообразие живых организмов»

В этой работе представлен опыт работы по применению Индивидуально - ориентированной системы обучения (ИОСО) Ярулова А.А. при преподавании биологии 7 класс. Это одна из новых технологий, которые можно ...

"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...

Проект учебного занятия с использованием технологии ИОСО.(индивидуально-ориентированной системы обучения)

Проект учебного занятия с использованием ИОСО.Ф.И.О. разработчиков: Ушакова Ольга Викторовна.Предмет: Русский язык.  Класс - 11.Тема учебного занятия «Подготовка к ЕГЭ. Часть С». Зада...

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...