Использование индивидуально – ориентированной системы обучения А.А.Ярулова при изучении курса «Биология. Многообразие живых организмов»
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему
В этой работе представлен опыт работы по применению Индивидуально - ориентированной системы обучения (ИОСО) Ярулова А.А. при преподавании биологии 7 класс. Это одна из новых технологий, которые можно использовать учителям различных предметов, адаптировав её под свой предмет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основная работа | 230 КБ |
Приложение к разработке №2 | 110 КБ |
Приложение к работе №1 | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №61»
Использование
индивидуально – ориентированной системы обучения А.А.Ярулова
при изучении курса
«Биология. Многообразие живых организмов»
Сиднева Светлана Владимировна
учитель биологии
Новокузнецк 2015г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ..……………………………………..5
1.1 Предпосылки индивидуально-ориентированного обучения в школе……………………………………………………………………………..5
1.2. Средства и методы реализации индивидуально-ориентированной системы обучения……………………………………………………………….9
1.3. Результаты и перспектива развития учащегося при ИОСО……23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………24
2.1. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации индивидуально-ориентированного обучения школьников на основе данных диагностики по повышению успеваемости и качества знаний обучающихся……………………………………………………………………24
2.2. Проблемы и перспективы реализации индивидуально-ориентированного обучения в общеобразовательной школе………………28
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………….32
Приложение 1…………………………………………………………………..35
Приложение 2…………………………………………………………………..39
Введение.
XXI век провозглашают веком образования. Информация, появляющаяся во всех сферах жизни и науки, в нынешнем веке удваивается ежегодно. Принятие новых стандартов образования и введение профильного обучения на старшей ступени ставят учителя в ситуацию постоянного поиска оптимального решения задач современной школы. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно. В документах, посвященных обновлению российского образования, отмечено, что в число формируемых и развиваемых в школе компетенций должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетенции. Задача учителя не просто «наполнить» обучающихся знаниями, а научить их учиться, пользоваться информацией, работать с ней, стать самостоятельными в определении траектории своего учения и развития. Л.Н. Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором её нет. «... Для восприятия чужой мудрости, - отмечал он, - нужна прежде всего самостоятельная работа». Организация успешной деятель-ности школьников, развитие мотивации, совершенствование навыков самостоятельной работы – важнейшее направление работы учителя с целью подготовки обучающихся к продолжению учебы в ВУЗах и СУЗах.
Важнейшее противоречие традиционной работы связано с сочетанием групповой формы организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Преодолеть данную проблему помогает принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) подходе. Каждый ребенок неповторим: у каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта [15]. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности [4].
Реализовать данный подход можно через индивидуально-ориентированную систему обучения (ИОСО). Если применить ИОСО, то она адаптирует классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика. За основу в решении данной проблемы нами была взята разработка Ярулова А.А., кандидата психологических наук, заведующего лабораторией психолого-педагогического сопровождения Красноярского краевого центра развития образования [23].
Целью данной работы является изучение положительных и отрицательных результатов использования ИОСО в создании таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у обучающихся образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
● поиск у обучащихся личных мотивов усвоения знаний, умений, навыков;
● снижение негативных факторов педагогического процесса, создание условий для успешной познавательной деятельности обучающихся;
● подача учебного материала в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, развивать любопытство.
- анализ повышения качества образования обучающихся при использовании ИОСО.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
- Предпосылки индивидуально-ориентированного обучения в школе
Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть и к тем, кто
преподает, и ко всему преподаваемому.
Ж.Ж. Руссо
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Несомненно, к таким проблемам относятся, на наш взгляд, ключевые, а именно:
- как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
Но есть вопрос вопросов: "Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?" [23].
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип
дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.
Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями.
Во-первых, нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый неповторим! У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, когнитивной организации, опыт и т.д. Эти особенности не носят фатальную предопределенность и неизменяемость. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.
Во-вторых, дети являются не только, да и не столько, объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.
Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, прежде всего, нужно иметь в виду его саморазвитие.
Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную "траекторию" своего развития.
Задачей же педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями [23].
Разрешить поставленную задачу можно только путем проектирования такой технологии обучения, которая бы предусматривала осуществление принципа дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне. Такой технологией стала индивидуально- ориентированная система обучения (ИОСО).
При разработке данной технологии обучения автор не фиксировал свое внимание на критике классно-урочной системы обучения, не покушался на дидактические постулаты, считая, что в них имеются мощные резервы индивидуально-ориентированного обучения.
Смысл названия предлагаемой технологии обучения видна в том, что она прежде всего ориентирована на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимость. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качеств персептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Поэтому технология называется индивидуально-ориентированной.
Во-вторых, она названа так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретение социального опыта и т. д.;
В-третьих, она ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.
В-четвертых, она ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности;
В-пятых, она ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей учителя[6].
Несколько слов о том, почему в названии и освещении излагаемого материала используются термины "система", "технология", "способ".
Когда мы говорим о том, что предлагаемая вниманию новая технология является системой обучения, то имеем в виду, что она содержит в себе множество психологических и педагогических закономерностей, принципов,
методов и приемов организации процесса обучения, находящихся в отношениях и связях друг другом и образующих определенную целостность, единство.
Когда мы используем понятие "технология обучения", то подразумеваем наличие алгоритма (процессуального описания) проектирования, организации и проведения учебного процесса в рамках индивидуально-ориентированной системы обучения.
Когда мы используем понятие "способ обучения", то имеем в виду основной прием (метод), используемый в данной технологии обучения.
При разработке ИОСО автор хорошо понимал, что успешность любой методики обучения зависит от того, как ясно и четко в ней прописана технология организации учебного процесса как для учителя, так и для ученика. Чем меньше вопросов возникает у организаторов учебной деятельности, чем конкретнее требования к учащимся, тем эффективнее результаты внедрения любой системы обучения.
Вот почему при разработке индивидуально-ориентированной системы обучения мы уделяем большое внимание технологии осуществления и решили представить ее вашему вниманию в виде ответов на вопросы.
- Средства и методы реализации индивидуально-ориентированной системы обучения
- Что является основой ИОСО? Основой разработанной технологии обучения является индивидуально-ориентированный учебный план по предмету[23]. Он составляется по следующей форме:
Таблица 1
Индивидуально- ориентированный учебный план.
Источники изучения | Контрольные сроки | Необходимо повторить, знать, уметь | Задания на оценку | Индивидуальное задание | Оценка | Подпись учителя | ||
«3» | «4» | «5» | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
в №1 указываются номера параграфов, наименование тем или разделов курса; в №2 определяются временные рамки изучения параграфов, тем или разделов; в №3 обозначаются понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать; в №№4,5,6 обозначаются вопросы по теме; в №7 определяются, по мере необходимости, индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития; в №№8 - 9 отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.
План позволяет каждому учащемуся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым, создавая условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.
Для более полного отражение учебного материала и в связи с необходимостью тестового опроса, мы добавили еще один рубрикатор «терминология».
Таблица 2
Индивидуально – ориентированный учебный план (новый).
Источники изучения | Контрольные сроки | Необходимо повторить, знать, уметь | Терминология | Задания на оценку | Индивидуальное задание | Оценка | Подпись учителя | ||
«3» | «4» | «5» | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
План задает четкие и ясные правила деятельности, как для учителя, так и для каждого ученика, что делает его доступным для реализации в любой школе.
Как организуются занятия? При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока - лекционный и лабораторный [23].
На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих занятиях не проводятся опросы, контрольные и проверочные работы, не выставляются оценки. Посещение лекционных занятий является обязательным.
На лабораторных занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации, как у учителя, так и у одноклассников - консультантов по предмету. Здесь допускается свободная форма посещения занятий, выполнение заданий по другому, не связанному расписанием, предмету или чтение непрофильной литературы.
В начале учебного года каждому ученику выдаются учебные планы по предмету. Учитель проводит инструктирование учащихся о том, как организовать работу по их выполнению, знакомит с правилами, обязательными для исполнения каждым.
После первых лекционных занятий по предмету ученик приступает к реализации своего индивидуально - ориентированного учебного плана.
Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может осуществлять как на лабораторном занятии, так и в свободное от уроков время. Это связано, прежде всего, с тем, что индивидуально - ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашние задания.
Выполнив задание, ученик сдает его учителю. Учитель имеет право выслушать ответ учащегося, как на все вопросы, так и на отдельные, выбранные им непосредственно при приеме задания, а также поручить процедуру контроля исполнения своим консультантам из числа учащихся.
Ученик может одновременно сдавать не более двух планов. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, то есть нельзя сдавать, к примеру, третий план, если не сданы ответы по первому и второму планам.
Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то между ним и учителем могут состояться следующие варианты договоренностей:
- о повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий;
- о выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала, но не выше заявленной.
Но во всех случаях при ответах учащихся не используется оценка 'неудовлетворительно', так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления[23].
Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не соответствующих его возможностям, то между учителем и учащимся может быть заключен контракт, в котором может быть определен конкретный или минимальный уровень выбора оценки.
При выполнении плана ученик имеет возможность опережающего обучения по предмету, вне зависимости от выбранного им уровня заданий. Самостоятельно выполнив определенное количество заданий, установленных планом на месяц, четверть, он может продолжать изучение материала последующих календарных сроков.
Опережающее обучение позволяет ученику использовать сэкономленное время при изучении одного предмета на изучение учебных материалов других предметов.
Данная технология предоставляет возможность экстерната по отдельным предметам. Порядок экстерната определяется педагогическим коллективом самостоятельно.
Работа по индивидуально-ориентированному учебному плану позволяет организовать углубленное или коррекционное изучение учебных курсов на индивидуальном уровне. Зная возможности и способности того или иного ученика, учитель, путем определения дополнительных заданий в графе "индивидуальное дополнительное задание", может стимулировать работу ученика в том или ином направлении[23].
- Каковы обязательные требования?
Работа по ИОСО не предусматривает проведение коллективных контрольных и практических работ, кроме годовых или инспекторских. По мере личного выполнения плана, если на определенном этапе предусматривается выполнение подобной работы, ученику выдается индивидуальная карточка с текстом диктанта или контрольных заданий, после выполнения которых он может продолжать выполнение дальнейших заданий по предмету.
При ИОСО не практикуется проведение экзаменов при переводе учащихся из класса в класс. Оставление учащегося на повторный курс обучения практикуется только в исключительных случаях, так как технология позволяет исправлять пробелы в знаниях по одному или трем предметам за предыдущий курс обучения в последующем классе.
Учащимся, успешно справившимся с учебным планом по всем предметам за четверть или полугодие, могут быть предоставлены дополнительные недельные каникулы.
- Как распределяется учебное время при ИОСО?
Для правильного распределения учебного времени между лекционными и лабораторными занятиями рекомендуется пользоваться следующими соотношениями [23]:
Таблица 3
Распределение учебного времени между лекционными и
лабораторными работами.
Классы | Доля учебного времени на лекции в % | Доля учебного времени на лабораторные занятия в % |
5 | 60 | 40 |
6 | 50 | 50 |
7 | 40 | 60 |
8 | 30 | 70 |
9-11 | 20 | 80 |
Как видно из таблицы, доля учебного времени, отводимого на лекционные занятия, от класса к классу уменьшается, а доля на лабораторные занятия, наоборот, увеличивается. Это связано с поэтапным формированием у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.
- Как осуществляется разбивка учебного материала на фрагменты-задания?
Осуществление распределения учебного материала на фрагменты-задания является самым сложным видом деятельности для учителя, изъявившего желание работать по технологии ИОСО, так как необходимо учесть множество требований, изложенных в стандартах, программах. Также необходимо соотнести предъявляемые требования с критериями, заложенными в технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.
Учитывая вышесказанное, рекомендуется при дифференциации заданий руководствоваться следующими требованиями к трем уровням фрагментов-заданий, предусмотренных технологией ИОСО.
Фрагменты - задания нормативного уровня - должны обеспечить обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке "удовлетворительно". Как правило, это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимание. Содержание такого уровня заданий включают в себя вопросы: кто, что, где, когда, описание, пересказ, формулировку теоремы или понятия, работу с картой или справочником, выполнение практических упражнений или опытов.
Фрагменты - задания компетентного уровня (компетентный - с латинского - знающий, сведущий в определенной области) должны быть направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствовать оценке " хорошо". Типовыми для данного уровня являются вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать? [12]. Это и задания, содержащие возможности приведения примеров, составления опорного конспекта и т. д.
Фрагменты - задания творческого уровня должны быть направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке "отлично". Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать почему, действительно ли..., перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить и провести беседу или лекцию и т. д.
Для составления фрагментов-заданий учитель, прежде всего использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом необязательно задания переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номеров заданий и упражнений, а также страниц учебного пособия, где они помещены.
- Имеются ли ограничения к объему учебных заданий?
Технологией ИОСО предусматриваются ограничения на объем выполняемых учащимися фрагментов-заданий.
Для устранения перегрузки учащихся учитель руководствуется следующими критериями к объему выполняемых учащимся заданий:
Для предметов: русский язык, иностранный язык, математика, физика, химия.
Таблица 4
Критерии к объему выполняемых учащимися заданий.
Оценка | Количество заданий к параграфу | Количество заданий к разделу или теме |
Удовлетворительно | Не более четырех устных и трех письменных заданий | Не более десяти устных и восьми письменных заданий |
Хорошо | Не более трех устных и двух письменных заданий | Не более восьми устных и шести письменных заданий |
Отлично | Не более двух устных и одного письменного задания | Не более шести устных и четырех письменных заданий |
Для остальных предметов:
Оценка | Количество заданий к параграфу | Количество заданий к разделу или теме |
Удовлетворительно | Не более четырех | Не более десяти |
Хорошо | Не более трех | Не более семи |
Отлично | Не более двух | Не более пяти |
Следует обратить внимание на тот факт, что чем выше уровень оценки, тем меньшее количество заданий должен выполнить учащийся. Это связано:
- с качественной степенью трудности заданий по уровням дифференциации;
- со стимулированием учащихся на выбор более высокого уровня фрагментов - заданий;
- с ориентацией нормативного уровня фрагментов-заданий на формирование базовых знаний, умений, навыков, способствующих дальнейшему успешному обучению учащихся;
- с созданием условий для формирования реальной самооценки, произвольной регуляции учебной деятельности у учащихся.
Например, выбрав для выполнения задания высокого уровня, по причине их малого количества, ученик реально сталкивается с трудностями: для их выполнения, оказывается, необходимо знать материал нормативного и компетентного уровней. В последующем он либо выберет оптимальный для него уровень заданий, либо останется на выбранном им уровне, основательно готовясь к ответу с учетом требований предыдущих уровней.
Уменьшение количества заданий, соответствующих оценкам "хорошо" и "отлично", также должно способствовать развитию у школьников творческого подхода к получению знаний, что является немаловажным фактором развития познавательных процессов у каждого из них.
Однако учитель, работающий по ИОСО, может не руководствоваться данными требованиями технологии и распределять задания по уровням на основе их равного количества.
Для учащихся 5-7 классов, занимающихся по ИОСО, следует планировать фрагменты-задания к каждому параграфу, а не по темам или разделам. Это требование связано с тем, что учащиеся соответствующих возрастов еще в полной мере не умеют обобщать, осуществлять дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также не обладают достаточными навыками самостоятельной работы.
Для учащихся 8-11 классов допускаются фрагменты-задания одновременно к нескольким параграфам, к теме или разделу в целом.
При планировании фрагментов-заданий можно использовать по уровневое выполнение дифференцированных заданий, когда, к примеру, для получения оценки "отлично" поэтапно необходимо выполнить задания всех уровней. Однако такая форма работы может быть использована только при условии, что количество заданий не должно превышать десять устных или письменных упражнений. При этом варьирование количества заданий по уровням осуществляется по выбору самого учителя.
Вместе с тем не рекомендуется использовать по уровневое выполнение фрагментов-заданий в работе с учащимися 8-11 классов. Это правило связано с тем, что от класса к классу увеличивается количество предметов и объем изучаемого материала. Поэтому введение данного ограничения, прежде всего, направлено на недопущение перегрузок, как правило, ведущих к нарушениям психического и физического здоровья учащихся.
- Как организуются лекционные занятия?
Лекция является одной из ведущих форм учебных занятий по индивидуально - ориентированной системе обучения. Ее основой является изложение учителем учебного материала в течение ряда уроков согласно календарно-тематическому плану и с акцентом на освещение ведущих идей, принципов, законов, алгоритмов.
Основными методами и приемами при проведении лекционных занятий являются объяснение и рассуждение.
Как правило, урок-лекция проводится:
- при изучении нового раздела, темы учебного курса;
- при изучении учебного материала, мало или совсем не связанного с ранее изученным материалом;
- при обобщении отдельных разделов или тем изученного материала;
- при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей;
- при выводе сложных закономерностей с применением большого математического аппарата и ряда логических операций;
- при изучении учебных тем, где необходимы межпредметные связи;
- при изучении материала проблемного характера [9].
На лекциях самостоятельная работа учащихся проявляется:
- при осмыслении нового материала;
- в ходе диалога во время занятия;
- во время кратких ответов на вопросы, поставленные учителем;
- при конспектировании лекции;
- при осмыслении персональных заданий на самоподготовку.
На практикумах, семинарских занятиях, групповой работе самостоятельная работа учащихся проявляется:
- в ходе выступления с рефератами, докладами, фиксированными сообщениями;
- при участии в дискуссиях;
- при написании ответов на вопросы письменной летучки;
- при тестировании;
- в ходе прослушивания и оценки выступлений одноклассников;
- при ведении записи новой информации [14].
В зависимости от дидактических целей лекции бывают вводные, инструктивные, обзорные, обобщающие, мини-лекции, кино (видео) лекции[8].
Вводная лекция. Особенность ее состоит в том, что учитель не рассматривает все вопросы темы, которые предстоит изучить, а выделяет лишь основные, ключевые, уяснение которых позволит учащимся лучше усвоить материал на лабораторных занятиях в ходе самостоятельной работы. Во вводной лекции зачастую широко используются внутрипредметные и межпредметные связи для раскрытия целостного представления основ наук и их практической значимости. Для вводной лекции наиболее типичными приемами, используемыми учителем, являются обобщения, доказательства, оценочные выводы.
Обзорная лекция проводится с целью систематизации знаний учащихся, полученных ими в ходе самостоятельного изучения учебного материала. Основным в обзорной лекции является умение учителя так отобрать и сгруппировать факты, чтобы в ходе ее проведения ученики логически осмыслили закономерности тех или иных явлений, фактов изучаемой темы или раздела.
Обобщающая лекция проводится в завершении изучения раздела или темы, для закрепления полученных учащимися знаний. При этом учитель вновь выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости, переводя их на более высокие уровни усвоения, тем самым, способствуя применению полученных знаний, умений и навыков в нестандартных и поисково-творческих ситуациях[8].
Мини-лекция может проводиться учителем в начале каждого урока в течение десяти минут по одному из вопросов изучаемой темы. Как правило, эта форма используется в 5-6 классах, где учащиеся еще неспособны воспринимать учебный материал в большом объеме. В более старших классах мини-лекция может быть использована как задание творческого уровня, когда ученик выступает с самостоятельно подготовленным сообщением по изучаемой проблеме.
Кино (видео) лекция способствует развитию наглядно-образного мышления у школьников. Учитель осуществляет подбор необходимых кино-видеоматериалов по изучаемой теме. Перед началом просмотра до учащихся доводится целевая установка, в ходе просмотра кино-видеоматериалов учитель комментирует происходящие на экране события.
Инструктивная лекция проводится с целью организации самостоятельной последующей работы учеников по углублению, систематизации и обобщению изучаемого материала на лабораторных занятиях. В процессе лекции ученики получают методические рекомендации по работе с учебной литературой, с содержанием темы, выполняют инструктивные задания.
При проведении лекционного блока учителю предоставляется право одновременного чтения лекций для параллельных классов. Это экономит время, как учителя, так и учеников, а также позволяет привлекать к чтению лекций специалистов различного профиля.
Уроки-лекции могут быть:
- объединены в единый блок;
- чередоваться с лабораторными занятиями;
- объединяться в единый урок (лекция + лабораторные занятия).
На уроках-лекциях, как уже отмечалось выше, не проводятся опросы и не выставляются оценки.
- Как организуются лабораторные занятия?
Лабораторные занятия при индивидуально-ориентированной системе обучения включают в себя:
- самостоятельную работу учащегося по изучению учебного материала;
- индивидуальные или групповые консультации, проводимые учителем по заявкам учащихся;
- выполнение практических и контрольных работ;
- отработку изученного материала.
Самостоятельная работа по изучению учебного материала строится каждым учеником на основе индивидуально-ориентированного учебного плана по предмету. Выбрав по своим желаниям и возможностям уровень выполнения заданий по той или иной теме, ученик может их выполнять как на уроке, так и во внеурочное время. Поэтому учителю не рекомендуется заставлять ученика сдавать материал, если тот не изъявил на это желания. Учитель имеет право отпустить учащегося с урока для самостоятельной подготовки материала в библиотеке. Главным условием организации самостоятельного изучения материала учеником является то, что он должен изучать его последовательно, то есть от параграфа к параграфу, от темы к теме.
Индивидуальные и групповые консультации по предмету проводятся учителем, как в ходе лабораторных занятий, так и в специально установленное учебной частью внеурочное время. Консультация дается, как правило, по желанию ученика или группы учащихся. Вместе с тем, учитель при возникновении важного для понимания изучаемой темы вопроса может дать ответ для всех присутствующих в классе. Учитель может планировать и проводить тематические консультации для всех желающих. График с темами консультаций вывешивается в аудитории или доводится до сведения учащихся.
Рекомендуется проводить консультации по обучению учащихся навыкам самостоятельной работы. Это могут быть пятиминутки на уроках, где проводятся инструктирование, демонстрация рациональных приемов.
К проведению консультаций учитель может привлекать учащихся, успешно усваивающих программу.
Практические и лабораторные работы проводятся по физике, химии, биологии по мере продвижения каждого ученика в выполнении индивидуально-ориентированного учебного плана. По другим предметам они могут проводиться, если предусмотрены учебной программой. Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ[23].
При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:
- умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
- умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
- темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
- достижение необходимых результатов;
- оформление результатов работы.
Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев. Так, если ученик не справился с выполнением задания, ему не выставляется отрицательная оценка и предоставляется право повторной пересдачи.
Не рекомендуется проведение коллективных контрольных работ, так как каждому ученику по данной системе обучения разрешается учиться в собственном темпе. Как правило, коллективные контрольные работы проводятся по итогам четверти, полугодия, года по решению учебной части школы.
Индивидуальные контрольные работы планируются учителем и могут отражаться в индивидуально-ориентированном учебном плане по предмету. Допускаются не более трех письменных работ по предмету в четверть. Ученик по мере выполнения индивидуального учебного плана предупреждает учителя о готовности выполнения контрольной работы и о выбранном им уровне. Учитель назначает время проведения, заблаговременно готовит задания для выполнения, по результатам проводит оценивание. Если ученик не справился с выполнением дифференцированной контрольной работы, то учитель организует с ним дополнительную работу над ошибками, а затем предлагает выполнить повторную контрольную работу, но с использованием других заданий.
В случае если ученик заявил уровень выполнения контрольной работы на "отлично" и "хорошо", а результат оказался ниже ожидаемой оценки, то по обоюдному согласию сторон ему может быть выставлена фактически полученная оценка, например "хорошо" или "удовлетворительно".
- Результаты и перспективы развития обучающихся при ИОСО
При использовании ИОСО достигаются следующие результаты: школьники вступают в диалог, делятся с одноклассниками знаниями. Новый материал в виде опорных конспектов много раз повторяется в парах сменного состава. Уменьшается нагрузка на подготовку домашнего задания. Слабые дети чувствуют себя увереннее, решается проблема второгодничества. У учащихся за счет преодоления ими учебных трудностей, выбора уровня и темпа обучения появляется возможность получить реальный опыт ответственности за собственную жизнедеятельность [23].
Полностью предложенную технологию реализовать в наших условиях не представляется возможным, так как она предполагает полное перестроение работы школы. В то же время элементы технологии, возможно успешно реализовать в старшем звене школы. Изучение предметов в 8 – 11 классах предполагает работу с большим количеством литературы. Выделение в календарно-тематическом планировании уроков-лекций и уроков практической работы и уроков-зачетов при изучении каждого раздела или темы, способствует оптимальному распределению времени на уроках и во время подготовки домашних заданий, а также совершенствованию навыков работы с источниками, что крайне важно для старшеклассников - будущих студентов. Новизна работы связана с попыткой создания эффективной системы деятельности учащихся с целью совершенствования у них навыков самостоятельной работы и повышения мотивации. Работа по ИОСО дает возможность учащимся видеть перспективы своей работы, учит старшеклассников выстраивать собственную работу по предмету, совершенствует навыки работы с информацией.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации индивидуально-ориентированного обучения школьников на основе данных диагностики по повышению успеваемости и качества знаний обучающихся
Изучив ИОСО, ее идеи нашли отклик в нашем сознании, ибо они достаточно точно выражают и наши личные переживания по поводу ухудшения и качества знаний, и снижения мотиваций учащихся на активную учебную деятельность на уроках, и снижение контактности нас как педагогов и наших обучающихся.
Но, будучи поклонниками деятельностного подхода, нам также понятны и близки идеи концепции инструментальной педагогики: опыт и знания ребенка должны приобретаться путем делания, в ходе исследования обучающей среды, изготовления материальных объектов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом восхождения от общего к частному, используя индуктивный метод познания.
Для начала было разработано календарно – тематическое планирование по биологии 7 класса по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» (Приложение 1), на основе Программы для общеобразовательных учреждений 7 класс. Биология. Многообразие живых организмов. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова, а за тем, были составлены индивидуально - ориентированные учебные планы по все разделам (Приложение 2). Обучающимся были проведены вводные занятия, на которых рассматривались все процессуальные аспекты данной технологии. Первый этап, с которого начинаем все занятия - это психологический настрой на деятельность. Здесь происходит не только постановка целей и задач урока, но и формируется мотив учения для принятия учеником намеченных учителем действий и научных знаний. В тоже время первым этапом процесса усвоения является формирование мотивов. «Каждый учитель знает, что если ученик не хочет учиться, то его научить нельзя».
С целью определения качества знаний обучающихся проведено вводное тестирование по ранее изученному материалу. Результаты показали, что качество знаний на «старте» обучения по индивидуально – ориентированной системе обучения следующее:
Рис.1. Качество знаний обучающихся на вводе в технологию.
При планировании уроков, особую роль уделяли усвоению всеми обучающимися принципов ИОСО. Каждый ученик имеет свой индивидуально – ориентированный учебный план (ИОУП) по каждому разделу, по мере его изучения.
На втором этапе - лекционные занятия – ознакомление с новым материалом, при котором происходит предварительное ознакомление с формируемой деятельностью и входящими в нее знаниями, а это является следующим этапом процесса усвоения. Здесь учащиеся осваивают научные знания либо через жёсткую регламентацию учителем действий учащихся, либо через включение школьников в совместный процесс выполнения данной деятельности.
Третий этап усвоения - этап внешних практических действий. Усвоение возможно только тогда, когда ученик активно действовал с учебным материалом, то есть действие выполнял практически.
На четвертом этапе – этапе внешнеречевых действий, все элементы действия представлены в форме внешней речи (устной и письменной), при котором проходит дальнейшее обобщение всего изученного и усвоенного материала.
Результаты показали, что большинство обучающихся хорошо усвоили принципы работы по ИОСО, имеют хорошую мотивацию к обучению и повышению своего качества знаний. В гимназическом 7«А» классе во втором полугодии не осталось обучающихся, которые бы выбирали задания на оценку «удовлетворительно», а выбирали только на «хорошо» и «отлично». В общеобразовательных 7 «Б» и 7 «В» классах процент учащихся выбирающих задание на «хорошо» и «отлично» возрос с 28 до 45%.
Особенно большой интерес вызывает у обучающихся выполнение индивидуального задания, который носит творческий характер. Это задания по написанию и защите рефератов, сообщений, выполнению компьютерной презентации и сочинению рассказов. Выполнение данного задания требует от учащихся поиска дополнительного материала из различных источников. Особенно актуальным стало использование информационно- коммуникационных технологий, посещение библиотек, использование энциклопедической литературы.
Многие учащиеся, хорошо усвоив данную технологию, выполняли все задания с опережением. У них появлялось свободное время для выполнения заданий не только по биологии, но и по другим предметам (это предусмотрено данной технологией). Часть обучающихся, выполнивших задания по теме досрочно, работают на уроке консультантами, помощниками учителя.
Проведя мониторинговые исследования, по результатам первого полугодия, было замечено, что успеваемость и качество знаний обучающихся значительно возросло:
Рис.2. Качество знаний обучающихся к концу первого полугодия.
А к концу учебного года еще более улучшилось:
Рис.3. Качество знаний обучающихся к концу учебного года.
Эти показатели говорят о том, что данная технология дает положительные результаты в обучении. Обучающиеся самостоятельно определяют степень подготовленности по той или иной теме. И имеют возможность регулярно повышать степень своей подготовки.
2.2. Проблемы и перспективы реализации индивидуально-ориентированного обучения в общеобразовательной школе
Но было бы не правильно, не предупредить педагогов о тех трудностях, особенно на первоначальном этапе, с которыми они встретятся при переходе на индивидуально-ориентированную систему обучения.
Учителю, осваивающему ИОСО, будет сложно принять требования технологии в части:
- значительного увеличения доли самостоятельной работы учащихся;
- права выбора учащимися уровня и темпа выполнения учебных заданий;
- обязательного приема ответов на все задания у каждого учащегося в сроки, определяемые самим учеником;
- права учащегося на исправление оценки, ответ у доски по собственному желанию, индивидуальную контрольную работу и так далее.
Как показала практика, у части учителей на первоначальном этапе вызывает особое раздражение:
- отсутствие у большинства учащихся навыков устного ответа;
- завышенный или заниженный уровни выбора заданий большинством учащихся;
- не умение школьников работать самостоятельно, боязнь совершить ошибку.
Недоумение может вызвать и тот факт, что на первоначальном этапе происходит снижение общей и качественной успеваемости, возрастает тревожность среди учеников и их родителей.
Часть учащихся, особенно отлично успевающие и так называемые «двоечники» требуют возращения к прежней системе обучения. Первые, вследствие того, что увеличивается и так большая для них учебная нагрузка. Вторые протестуют потому, что при данной технологии в школу оказывается надо ходить, чтобы работать, то есть учиться, а не пересидеть и переждать.
Но по истечению времени, как правило, через учебную четверть все приходит в норму – первоначально трудное становится привычным, привычное в свою очередь, становится полезным. На учебных занятиях начинает господствовать деловая атмосфера. Если же этого не происходит, то следует винить не авторов технологии, а, проведя серьезный рефлексивный анализ убедиться в том, что сбои произошли по собственной вине.
Еще одной немало значимой проблемой является правильное составление расписания уроков. По технологии ИОСО предполагается спаренное расписание уроков, но в современной школе это практически невозможно, в связи с этим приходится прибегать к дополнительным , не обязательным для посещения, консультациям, при организации которых решается проблема нехватки времени для тех учащихся, кому это необходимо. И хотя эти занятия как правило не оплачиваются, но для достижения конечного результата это необходимая мера.
При вхождении в ИОСО на учителя как бы «обрушивается лавина» дидактических и организационных проблем связанных с разработкой новых планов, дифференцированных заданий для самостоятельной работы. Здесь, прежде всего, необходимо осознавать, что учитель работает на свое будущее, что происходит «развитие для покоя». Пройдет определенное время и "прожитые" трудности превратятся в достоинства, так как, разработав учебно-методический комплект по предмету, в дальнейшем предстоит лишь работа по его коррекции.
Заключение
Усвоение всегда индивидуально, оно зависит от того, какими природными возможностями, способностями, обладают дети, а так же каков багаж знаний имеется у них на данный момент. Психологами и педагогами доказано, что детям нелегко понимать и усваивать новый материал, если нет первоначальных знаний и умений, которые предшествуют данному учебному материалу. Естественно и то, что формирование одних способностей помогают сформировать другие, а для творческой деятельности, ранее приобретенные знания и умения служат инструментом для формирования способностей к творческому поиску.
Индивидуально – ориентированная система обучения своим концептуальным принципом систематичности и последовательности, как раз способствует тому, чтобы школьники последовательно овладевали теми или иными способами деятельности и входящими в них знаниями. Процесс обучения организован так, чтобы обучающиеся, без пробелов, изучали каждый раздел, каждую тему, каждый параграф, тем самым на основе предыдущего учебного материала осваивали новый.
Мы, как и авторы технологии, убеждены, и эту убежденность разделяют все учителя, работающие по ИОСО, что ради того, что меняется атмосфера урока, что школьники действительно начинают учиться, становятся самостоятельными и ответственными за результаты своей деятельности, стоит потрудиться и самому учителю.
Результатом данной работы является то, что внедрение и использование ИОСО помогает обучающимся самостоятельно добывать, изучать, анализировать учебный материал; ликвидирует тревожность и напряженность в обучениии; способствует развитию индивидуальных способностей и возможностей каждого обучающегося; формирует самостоятельность и правильное распределение учебного времени. Работая в течении 10 лет по этой технологии я считаю, что она наиболее преемлема предметам естественного цикла. И осуществлять ее необходимо при переходе на вторую ступень обучения (с 5-го класса), т.к. это способствует постепенному формированию самостоятельности в обучении от класса к классу. Несмотря на все трудности внедрения данной технологии, педагоги и обучающиеся, хорошо ее освоившие, могут достигнуть хороших результатов.
Нужно ли говорить, что такое радость от хорошо проделанной работы, удовлетворение от собственных успехов и ощущения себя полноправным участником какого-либо действия. Так и наши ученики на сегодня, мы надеемся, испытывают такие чувства и эмоции.
Судьба человека, ни в малой степени, зависит от того, что он усвоит в школе и насколько прочным будет это усвоение. Поэтому данная проблема всегда стоит на одном из первых мест при организации индивидуально – ориентированных учебных занятий, при планировании учителем лекционных и лабораторных уроков, при выборе им тех или иных методов и приемов обучения внедряя в образовательную практику Красноярского края индивидуально – ориентированную систему обучения (ИОСО).
Список литературы
- Бояринцева, А.В. Игры на заседании педсовета [Текст] / А.В.Бояринцева // Практика административной работы в школе. 2006. №7. С.34-41.
- Галеева, Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образова-ния [Текст]/ Н.Л. Галеева // Завуч. 2003. № 2. С.91-140.
- Гальперин, П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотно-шения языка и мышления [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы философии. 1977. №4. С.95-101.
- Гин, А.А. Приемы педагогической техники [Текст]: Пособие для учителя / А.А. Гин. 2-е изд. М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.
- Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования[Текст]: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелылина, О.В. Чуракова; под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Учебная литература. 2006. - 176 с.
- Иванова, Е.О. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования [Текст] / Е.О.Иванова // Завуч. 2002. № 8. С.100-117.
- Ильина, И.В., Белова, С.Н. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников[Текст]/ И.В.Ильина, С.Н.Белова// Завуч. Управление современной школой. 2006. №8. С. 136-142.
- Крылова, О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей/ О.Н.Крылова; под. ред. проф. А.П. Тряпициной. - СПб.: Каро, 2005. - 112 с.
- Кульневич, С.В. Современный урок [Текст]: научно-практическое пособие в 2-х ч. / Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. - Ростов-н-Д.: Учитель, 2005. -253 с.
- Лебедев, В.В. Как структурировать образовательную информацию [Текст] / В.В.Лебедев // Школьные технологии. 2006. №2. С.92-99.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я.Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
- Лопатин, А.Р. Как сформировать диспозиционную мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе? [Текст] / А.Р. Лопатин // Завуч. 2004. № 6. С. 24 – 30.
- Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов [Текст]: сборник научно-методических материалов / Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин, Н.В. Немова, Т.И. Пуденко. - М.: Российская Академия Образования. 2005. - 129 с.
- Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия [Текст] / Н.А. Морева. - М.: Просвещение. 2007. - 158 с.
- Немов, Р.С. Психология: Психология образования: в 3-х кн. [Текст] / Р.С. Немов. 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 606 с.
- Петухова, Л.В. Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля [Текст] / Л.В.Петухова //Завуч. 2006. № 5. С.51-55.
- Пикалова, Г.В. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса [Текст] / Г.В.Пикалова // Завуч. 2006. № 1. С.87-100.
- Полякова, Н.В. Перспективные школьные технологии [Текст] / Н.В.Полякова // Завуч. 2005. №5. С. 38-50.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программирования [Текст] / Н.Ф.Талызина. М.: Московский университет, 1969. -133с.
- Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ф.Талызина. М.: Просвещение. 1988. - 175 с.
- Хорольская, Г.М. Формирование личности учащегося как субъекта отечественной культуры [Текст] / Г.М. Хорольская, О.М. Почекутова // Методист. 2007. № 8. С.32 – 37.
- Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С.Якиманская.- М.: Сентябрь. 2000. – 176 с.
- Ярулов, А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуаль-но-ориентированного подхода [Текст] / А.А. Ярулов // Завуч для администрации школ. 2000. № 3. С.76 - 100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая программа по учебному курсу "Биология. Многообразие живых организмов" для 7 класса
Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов...
Многообразие живых организмов. чем живое отличается от неживого. 6 класс
Конспект урока + презентацияМногообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого. Данный материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для 6 класса по теме "Многообразие ж...
Итоговый тест по курсу биологии 6 кл "Живой организм"
Тест для промежуточного экзамена по предмету...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...