Учебная ( корррекционно-развивающая) программа занятий с детьми среднего школьного возраста по коррекции дизорфографии.
рабочая программа (5 класс) по теме

Данная корекционно-развивающая программа  опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса письма у учащихся 5-6 классов в норме  и особенностей его усвоения детьми, помогает специалистам преодолеть речевые затруднения и этим упорядочить учебную деятельность по русскому языку. В содержание программы входят такие разделы: 1.Развитие фонетико-фонематических процессов и языкового анализа, слухо-речевой памяти; 2. Развитие гностико-праксических процессов; 3. Грамматико-орфографические упражнения. Программа позволяет развивать познавательную деятельность ребенка в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи,

Центр диагностики и консультирования

Санкт-Петербурга

УЧЕБНАЯ  (КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО  КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ.

Составители:

      Сумченко Г.М. – учитель–логопед ГБОУ ЦДК,

 специалист высшей квалификационной категории;

 кандидат психологических наук.

Санкт – Петербург

2011

          Программа разработана в целях оказания коррекционно – развивающей логопедической помощи детям старшего школьного возраста, испытывающим трудности в формировании орфографического навыка.

Программа  адресована учителям – логопедам для работы в условиях ГБОУ ЦДК и других служб психолого – педагогического сопровождения  ребенка.

Программа содержит:

-    пояснительную записку;

  • учебно-тематический план занятий;
  • содержание курса занятий;
  • список литературы.

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………. 4
  2. Учебно-тематический план …………………………………………….. 6
  3. Содержание курса занятий ……………………………………………... 7
  4. Список литературы ……………………………………………………   10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дизорфография – трудности формирования орфографического навыка – широко распространенное явление среди учащихся начальной и особенно – средней общеобразовательной школы.

        Эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно (с конца 80-ых годов ХХ века), так что особенности данной формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.

        Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте – имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематическом, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения.(Крутикова Э.Г., Сумченко Г.М., Сизова Э.Я., Храковская М.Г. Об изучении дизорфографии у школьников. СПб, 1995) При том, что дисграфические ошибки, как правило, исчезают после окончания начальной школы, для дизорфографии характерно наличие единичных ошибок дисграфического плана, которые сочетаются с массой орфографических ошибок (например,  до 9 класса могут встречаться замены “Ш-Щ”, “Б-Д” и др.).

        Кроме того, устная речь детей, имеющих дизорфографию, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, “закрытая” дикция, неразборчивая для окружающих речь).

        Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации фонем, как гласных, так и согласных. Имеются негрубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т.д.). Речь детей с дизорфографией бедна  интонационно, маловыразительна.

        Особенно значительно выявляется недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных и т.д.

        Особую группу школьников с дизорфографией составляют дети, у которых диагностируется скрытое или явное левшество. (Сумченко Г.М. Нарушение письма у детей с левшеством. СПб, 2000) Дети–амбидекстры  имеют стойкие нарушения письма, сопровождающиеся теми или иными нарушениями высших корковых функций (чаще всего двигательно–зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и др.). У таких школьников левшество может быть генетическим, врожденным, а может быть и приобретенным, патологическим. В обоих случаях требуется вмешательство логопеда.

        В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дизорфографией требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести логопед-дефектолог, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.

        В условиях ГБОУ ЦДК проводится комплексное коррекционное воздействие на детей с дизорфографией: они получают медицинское сопровождение (лечение у невропатолога).

        Продолжительность курса занятий – 36 часов при проведении занятий 2 часа в неделю.

Группы комплектуются в количестве 2 человек.

Контингент учеников в группах – учащиеся 5, 6, 7, 8 классов общеобразовательной школы.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Раздел

Тема

Кол-во часов

I. Развитие фонетико-фонематических процессов и языкового анализа; развитие слухо-речевой памяти.

  1. Работа над артикуляцией (дикцией)
  2. Работа над фонематическим воприятием
  3. Работа над языковым анализом
  4. Работа над слухо-речевой памятью.

10

II. Развитие гностико-праксических процессов

  1. Работа над зрительным (буквенным) гнозисом
  2. Работа над праксисом кисти руки

6

III. Лексико-грамматические и грамматико-орфографические упражнения

  1. Лексико-грамматические упражнения.
  2. Грамматико-орфографические упражнения.
  3. Работа с предложением.
  4. Работа со связным текстом

20

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЗАНЯТИЙ

Раздел I.  Развитие фонетико-фонематических процессов и языкового анализа.

Тема

Задачи

Дидактический материал

Кол-во часов

1

Работа над артикуляцией (дикцией)

Развитие четкой артикуляторной моторики

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка. Артикуляция гласных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и). Слова со стечением согласных (типа “Триста тридцать третья артиллерийская бригада”).

Послоговое проговаривание любого речевого материала (слов, фраз, текста).

   2

2

Работа над фонематическим восприятием

Развитие четкой слуховой дифференциации гласных и согласных (близких по акустико - артикуляционным признакам)

Тренировка в различении на слух слов с разными ударениями (замок – замок; пили – пили; косы – косы). Выделение ударного слога в словах разной длины (вода, водолаз, водопровод), с оппозиционным согласным (башня – пашня; дочка – точка). Слоги ша – ща; ба – да; да – та.

   2

3

Работа над языковым анализом

Развитие навыка членить предложения на слова, слов на слоги, слоги на звуки и буквы

Деление слов на слоги и буквы (звуки): вначале берутся 2-х сложные слова из списка непроверяемых слов. Затем речевой материал усложняется по лексике и звуко-буквенной структуре. Схемы предложений: По ___ ___ ___. По веткам прыгала белка.

   5

4

Работа над

слухоречевой

памятью

Развитие объема слухоречевой памяти

Повторение слов, фраз, стихотворений, чистоговорок, пословиц (типа “Семеро одного не ждут”, “Пришел Прокоп принес укроп”, “Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока”).

   5

Раздел II. Развитие гностико-практических процессов

1

Работа над

зрительным

(буквенным)

 гнозисом

Развитие зрительного восприятия букв

Реконструкции букв.

Строчные и заглавные буквы.

Зеркально расположенные буквы.

Нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте.                                              

  2

2

Работа над праксисом

 кисти руки

Развитие четкой каллиграфии (графомоторный навык)

Тренировка в пробах на динамический праксис (кулак – ладонь – ребро, проба).

Прописывание букв в воздухе, на столе.

Обведение по точкам.

Штриховка фигур.

Подключение дополнительных анализаторов для запоминания траектории букв (из наждачной бумаги, фанеры, пластилина).

Упражнения в письме по специальным трафаретам (линейка с вдавленными буквами).

Упражнения по прописям.

   2

Раздел III. Лексико-грамматические и грамматико-орфографические упражнения.

1

Лексико-грамматические упражнения

Развитие морфологического анализа

Развитие лексико-семантических связей

Подбор однокоренных слов (стол, столовая, столешница, столоваться, престол, столица и т.д.).

Разбор слов по составу:

 загородный.

Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами:

Вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода.

Подбор  слов с корнями – синонимами: вода, водный, река, речной.

Подбор синонимов: смелый – храбрый – отважный; грустный – печальный – хмурый.

Подбор антонимов: друг – враг, утро – вечер, счастье – беда.

С каждым из придуманных слов составляется предложение (со схемой) и записывается.

Объяснение многозначных слов: золотая осень, золотые руки, золотое сердце, золотая голова, свежие фрукты, свежий ветер, свежее утро, свежее дыхание.

Стилистические упражнения типа: придумать существительные к следующим прилагательным: пухлая (почка, девочка), пуховый (платок), пушистый (снег, свитер), земляной (вал, червяк), земельный (надел, налог, участок), землистый (цвет лица), глиняный (кувшин), глинистая (почва).

  7

2

Грамматико-орфогра-

фические

упражнения

Различение правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Различение Ъ и Ь.

Написание заглавных букв (различение строчных и заглавных).

Дифференциация падежных окончаний.

Тренировка в правильном употреблении глагольных форм.

Придумывание слов и предложений.

Подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером.

Вставлять пропущенные орфограммы: уч…щиеся нач…льной школы кач…ются на качелях.

Обозначать цветными маркерами.

Вписывать пропущенные Ъ и Ь.

Писать короткие диктанты.

Слова и предложения с именами собственными (с малознакомыми географическими названиями, типа: На острове Мадагаскар много полезных ископаемых.

Склонение словосочетаний существительных с прилагательными, причастиями, типа: бушующий океан, темновишневая шаль, цветущая акация.

Спряжение глаголов (в сочетании с существительными), типа: проспрягать идти по мостовой, жить в квартире и т.д.

5

3

Работа с предложением

Умение составлять самостоятельно предложения, производить синтаксический разбор.

Составление с каждым заданным словом предложение.

Составление предложений из деформированного текста, типа: лесу, в, елочка, родилась.

3

4

Работа со связным текстом

Развитие связной устной и письменной речи.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Работа с деформированным текстом.

Работа над планом изложения.

3

ЛИТЕРАТУРА

  1. Александров А.М. Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи. Пособие для учителя 2 класса.М.,1972.
  2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. // Школа здоровья,1997,№4, с.9-17.
  3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей в обучении. /сб. Нейропсихология сегодня/  М.,1995.
  4. Белякова Л.И., Шмакова О.Б. Нарушения письма и чтения у  учащихся неправшей. /сб. Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция/СПб.,1999, с. 53 - 60.
  5. Безруких М.М. Князева М.Г. Если Ваш ребенок левша. М.,1994
  6. Воронова А.П. Нарушения письма у детей. Методические рекомендации. СПб.,1994.
  7. Греков В.Ф, Крючков С.Е. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.,1970.
  8. Дидактический материал по русскому языку ( орфография, пунктуация, развитие речи, стилистика и культура речи) Пособие для учителей М.,1976.
  9. Доброхотова Т.А., Брагина М.Г. Левши М.,1994.
  10.  Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991
  11. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.,1995.
  12. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.,1950.
  13. Макарьев И.Н. Если ваш ребенок – левша. СПб. ,1995.
  14. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей./из опыта работы/ СПб, 1995.
  15. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно СПб., 1996.
  16. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма СПб.,1999.
  17. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. М.,1990.
  18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников /книга для логопеда/ М.,1997.
  19. Сумченко Г.М. Недоразвитие речи, дисграфия и дизорфография как закономерные этапы развития речевой системы у ребенка с речевой патологией. /сб. Речевая деятельность в норме и патологии./ СПб.,1999.
  20. Сумченко Г.М. Нарушение письма у детей с левшеством. /сб. Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых 20 в./ СПб.,2000.
  21. Сумченко Г.М. Преодоление ошибок письма  при левшестве (из опыта работы) (Сб. «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств») СПб.,2001.
  22. Храковская М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса. (Сб. «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств») СПб.,2001.
  23. Ястребова М.С. Коррекция нарушений речи у учащихся  М.,1984.
  24. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников./КАРО, СПб., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Грузовой транспорт"

Развивать у детей интерес к конструированию.Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение...

Презентация коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Викторина «Весёлая математика».

В группе продленного дня класса "Особый ребенок", чтобы закрепить знания, полученные на уроке "Математические представление и конструирование", я провожу игры-викторины "Веселая математика"...

Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста на уроках физической культуры

Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста...

Календарный план воспитательной работы для работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Календарный план воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида....

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...

Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты

Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, ...