Учебная ( корррекционно-развивающая) программа занятий с детьми среднего школьного возраста по коррекции дизорфографии.
рабочая программа (5 класс) по теме
Данная корекционно-развивающая программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса письма у учащихся 5-6 классов в норме и особенностей его усвоения детьми, помогает специалистам преодолеть речевые затруднения и этим упорядочить учебную деятельность по русскому языку. В содержание программы входят такие разделы: 1.Развитие фонетико-фонематических процессов и языкового анализа, слухо-речевой памяти; 2. Развитие гностико-праксических процессов; 3. Грамматико-орфографические упражнения. Программа позволяет развивать познавательную деятельность ребенка в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по коррекции дизорфографии | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи,
Центр диагностики и консультирования
Санкт-Петербурга
УЧЕБНАЯ (КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ.
Составители:
Сумченко Г.М. – учитель–логопед ГБОУ ЦДК,
специалист высшей квалификационной категории;
кандидат психологических наук.
Санкт – Петербург
2011
Программа разработана в целях оказания коррекционно – развивающей логопедической помощи детям старшего школьного возраста, испытывающим трудности в формировании орфографического навыка.
Программа адресована учителям – логопедам для работы в условиях ГБОУ ЦДК и других служб психолого – педагогического сопровождения ребенка.
Программа содержит:
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план занятий;
- содержание курса занятий;
- список литературы.
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………. 4
- Учебно-тематический план …………………………………………….. 6
- Содержание курса занятий ……………………………………………... 7
- Список литературы …………………………………………………… 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дизорфография – трудности формирования орфографического навыка – широко распространенное явление среди учащихся начальной и особенно – средней общеобразовательной школы.
Эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно (с конца 80-ых годов ХХ века), так что особенности данной формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.
Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте – имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематическом, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения.(Крутикова Э.Г., Сумченко Г.М., Сизова Э.Я., Храковская М.Г. Об изучении дизорфографии у школьников. СПб, 1995) При том, что дисграфические ошибки, как правило, исчезают после окончания начальной школы, для дизорфографии характерно наличие единичных ошибок дисграфического плана, которые сочетаются с массой орфографических ошибок (например, до 9 класса могут встречаться замены “Ш-Щ”, “Б-Д” и др.).
Кроме того, устная речь детей, имеющих дизорфографию, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, “закрытая” дикция, неразборчивая для окружающих речь).
Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации фонем, как гласных, так и согласных. Имеются негрубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т.д.). Речь детей с дизорфографией бедна интонационно, маловыразительна.
Особенно значительно выявляется недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных и т.д.
Особую группу школьников с дизорфографией составляют дети, у которых диагностируется скрытое или явное левшество. (Сумченко Г.М. Нарушение письма у детей с левшеством. СПб, 2000) Дети–амбидекстры имеют стойкие нарушения письма, сопровождающиеся теми или иными нарушениями высших корковых функций (чаще всего двигательно–зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и др.). У таких школьников левшество может быть генетическим, врожденным, а может быть и приобретенным, патологическим. В обоих случаях требуется вмешательство логопеда.
В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дизорфографией требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести логопед-дефектолог, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
В условиях ГБОУ ЦДК проводится комплексное коррекционное воздействие на детей с дизорфографией: они получают медицинское сопровождение (лечение у невропатолога).
Продолжительность курса занятий – 36 часов при проведении занятий 2 часа в неделю.
Группы комплектуются в количестве 2 человек.
Контингент учеников в группах – учащиеся 5, 6, 7, 8 классов общеобразовательной школы.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Раздел | Тема | Кол-во часов |
I. Развитие фонетико-фонематических процессов и языкового анализа; развитие слухо-речевой памяти. |
| 10 |
II. Развитие гностико-праксических процессов |
| 6 |
III. Лексико-грамматические и грамматико-орфографические упражнения |
| 20 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЗАНЯТИЙ
Раздел I. Развитие фонетико-фонематических процессов и языкового анализа.
№ | Тема | Задачи | Дидактический материал | Кол-во часов |
1 | Работа над артикуляцией (дикцией) | Развитие четкой артикуляторной моторики | Артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка. Артикуляция гласных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и). Слова со стечением согласных (типа “Триста тридцать третья артиллерийская бригада”). Послоговое проговаривание любого речевого материала (слов, фраз, текста). | 2 |
2 | Работа над фонематическим восприятием | Развитие четкой слуховой дифференциации гласных и согласных (близких по акустико - артикуляционным признакам) | Тренировка в различении на слух слов с разными ударениями (замок – замок; пили – пили; косы – косы). Выделение ударного слога в словах разной длины (вода, водолаз, водопровод), с оппозиционным согласным (башня – пашня; дочка – точка). Слоги ша – ща; ба – да; да – та. | 2 |
3 | Работа над языковым анализом | Развитие навыка членить предложения на слова, слов на слоги, слоги на звуки и буквы | Деление слов на слоги и буквы (звуки): вначале берутся 2-х сложные слова из списка непроверяемых слов. Затем речевой материал усложняется по лексике и звуко-буквенной структуре. Схемы предложений: По ___ ___ ___. По веткам прыгала белка. | 5 |
4 | Работа над слухоречевой памятью | Развитие объема слухоречевой памяти | Повторение слов, фраз, стихотворений, чистоговорок, пословиц (типа “Семеро одного не ждут”, “Пришел Прокоп принес укроп”, “Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока”). | 5 |
Раздел II. Развитие гностико-практических процессов
1 | Работа над зрительным (буквенным) гнозисом | Развитие зрительного восприятия букв | Реконструкции букв. Строчные и заглавные буквы. Зеркально расположенные буквы. Нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте. | 2 |
2 | Работа над праксисом кисти руки | Развитие четкой каллиграфии (графомоторный навык) | Тренировка в пробах на динамический праксис (кулак – ладонь – ребро, проба). Прописывание букв в воздухе, на столе. Обведение по точкам. Штриховка фигур. Подключение дополнительных анализаторов для запоминания траектории букв (из наждачной бумаги, фанеры, пластилина). Упражнения в письме по специальным трафаретам (линейка с вдавленными буквами). Упражнения по прописям. | 2 |
Раздел III. Лексико-грамматические и грамматико-орфографические упражнения.
1 | Лексико-грамматические упражнения | Развитие морфологического анализа Развитие лексико-семантических связей | Подбор однокоренных слов (стол, столовая, столешница, столоваться, престол, столица и т.д.). Разбор слов по составу: загородный. Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами: Вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода. Подбор слов с корнями – синонимами: вода, водный, река, речной. Подбор синонимов: смелый – храбрый – отважный; грустный – печальный – хмурый. Подбор антонимов: друг – враг, утро – вечер, счастье – беда. С каждым из придуманных слов составляется предложение (со схемой) и записывается. Объяснение многозначных слов: золотая осень, золотые руки, золотое сердце, золотая голова, свежие фрукты, свежий ветер, свежее утро, свежее дыхание. Стилистические упражнения типа: придумать существительные к следующим прилагательным: пухлая (почка, девочка), пуховый (платок), пушистый (снег, свитер), земляной (вал, червяк), земельный (надел, налог, участок), землистый (цвет лица), глиняный (кувшин), глинистая (почва). | 7 |
2 | Грамматико-орфогра- фические упражнения | Различение правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Различение Ъ и Ь. Написание заглавных букв (различение строчных и заглавных). Дифференциация падежных окончаний. Тренировка в правильном употреблении глагольных форм. | Придумывание слов и предложений. Подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером. Вставлять пропущенные орфограммы: уч…щиеся нач…льной школы кач…ются на качелях. Обозначать цветными маркерами. Вписывать пропущенные Ъ и Ь. Писать короткие диктанты. Слова и предложения с именами собственными (с малознакомыми географическими названиями, типа: На острове Мадагаскар много полезных ископаемых. Склонение словосочетаний существительных с прилагательными, причастиями, типа: бушующий океан, темновишневая шаль, цветущая акация. Спряжение глаголов (в сочетании с существительными), типа: проспрягать идти по мостовой, жить в квартире и т.д. | 5 |
3 | Работа с предложением | Умение составлять самостоятельно предложения, производить синтаксический разбор. | Составление с каждым заданным словом предложение. Составление предложений из деформированного текста, типа: лесу, в, елочка, родилась. | 3 |
4 | Работа со связным текстом | Развитие связной устной и письменной речи. | Составление рассказа по серии сюжетных картин. Работа с деформированным текстом. Работа над планом изложения. | 3 |
ЛИТЕРАТУРА
- Александров А.М. Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи. Пособие для учителя 2 класса.М.,1972.
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. // Школа здоровья,1997,№4, с.9-17.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей в обучении. /сб. Нейропсихология сегодня/ М.,1995.
- Белякова Л.И., Шмакова О.Б. Нарушения письма и чтения у учащихся неправшей. /сб. Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция/СПб.,1999, с. 53 - 60.
- Безруких М.М. Князева М.Г. Если Ваш ребенок левша. М.,1994
- Воронова А.П. Нарушения письма у детей. Методические рекомендации. СПб.,1994.
- Греков В.Ф, Крючков С.Е. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.,1970.
- Дидактический материал по русскому языку ( орфография, пунктуация, развитие речи, стилистика и культура речи) Пособие для учителей М.,1976.
- Доброхотова Т.А., Брагина М.Г. Левши М.,1994.
- Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.,1995.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.,1950.
- Макарьев И.Н. Если ваш ребенок – левша. СПб. ,1995.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей./из опыта работы/ СПб, 1995.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно СПб., 1996.
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма СПб.,1999.
- Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. М.,1990.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников /книга для логопеда/ М.,1997.
- Сумченко Г.М. Недоразвитие речи, дисграфия и дизорфография как закономерные этапы развития речевой системы у ребенка с речевой патологией. /сб. Речевая деятельность в норме и патологии./ СПб.,1999.
- Сумченко Г.М. Нарушение письма у детей с левшеством. /сб. Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых 20 в./ СПб.,2000.
- Сумченко Г.М. Преодоление ошибок письма при левшестве (из опыта работы) (Сб. «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств») СПб.,2001.
- Храковская М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса. (Сб. «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств») СПб.,2001.
- Ястребова М.С. Коррекция нарушений речи у учащихся М.,1984.
- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников./КАРО, СПб., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего занятия с использованием ИКТ по социально-бытовой ориентировке с детьми среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Огонь – наш друг или враг»
Закрепить у детей понятие противопожарной безопасности, понимать необходимость соблюдения правил ротивопожарной безопасности...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Грузовой транспорт"
Развивать у детей интерес к конструированию.Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение...
Презентация коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Викторина «Весёлая математика».
В группе продленного дня класса "Особый ребенок", чтобы закрепить знания, полученные на уроке "Математические представление и конструирование", я провожу игры-викторины "Веселая математика"...
Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста на уроках физической культуры
Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста...
Календарный план воспитательной работы для работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Календарный план воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида....
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...
Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты
Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, ...