Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью
статья по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 565
Кировского района Санкт-Петербурга
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью
Учитель: Тарасова Екатерина Викторовна
2013 год.
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей.
Многолетний опыт работы специалистов с детьми с нарушением интеллекта показал, что потенциальные возможности их развития довольно значительны. В специальной педагогике и специальной психологии приведено множество сведений о развитии детей с умственной отсталостью. Категория умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу детей, имеющих общие черты, главной из которых является психофизический дефект, обусловленный органическими нарушениями центральной нервной системы. Для всех детей данной категории помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Анализируя развитие умственно отсталых детей с раннего возраста, специалисты отмечают, что у них снижены активность и ориентировочная деятельность смещена система потребностей в сторону усиления примитивных , физиологических. Слабая активность, моторная недостаточность детей приводит к нарушениям ими предметными действиями. В поведенческих реакциях детей с умственной отсталостью наблюдаются различные варианты. Как правило, выделяют две группы поведенческих проявлений, которые носят полярный характер. Среди них выделяют гиперактивных детей, которых легко распознать с самого раннего детства. В раннем возрасте они беспокойны, раздражительны, капризны. Проявляют себя как чрезвычайно шумные ,не адекватные. Поведение этих детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней неустойчивостью произвольного внимания. Во время занятий дети этой группы вскакивают с места, хватают различные предметы, не слушаются педагога, но реагируют на замечания взрослых. В присутствии посторонних лиц они еще больше возбуждаются, много говорят, не адекватно смеются, еще хуже и невнимательнее выполняют отдельные задания. Поведение этих детей очень неустойчиво и зависит от ситуации, в которой они находятся. При малейшем изменении окружающей обстановки они возбуждаются еще сильнее. Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы. Отмечается повышенная раздражительность, плаксивость, у некоторых -склонность к резким аффективным вспышкам. Другая группа детей демонстрирует резко противоположную форму поведения. Они чрезвычайно медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, на занятиях пассивны. У пассивных детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Эти дети не обращаются с вопросами к педагогу, не пытаются дать ответ на поставленный вопрос, хотя могут правильно ответить. Во всякую деятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание, дополнительно "стимулирует" ребенка в процессе выполнения задания. Такие пассивные дети в группе обычно дисциплинированны, спокойны, исполнительны. На измененные внешние условия они часто реагируют еще большей замкнутостью, уходом в себя, нередко нарастанием заторможенности , вялости, крайней стеснительностью. Состояние детей с интеллектуальной недостаточностью первых дней характеризуется органическими нарушениями центральной нервной системы. В младенческом возрасте эти дети начинают позже держать голову, самостоятельно переворачиваться, сидеть. Ходьбой овладевают после 2 лет. Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по разному. При умственной отсталости двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, нестойкости. У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот , отмечается повышенная подвижность, но их движения беспорядочны, они затрудняются производить последовательные действия. Зачастую ребенок не может самостоятельно закончить начатое действие. У детей с умственной отсталостью нарушены все стороны психики: восприятие, внимание, мышление, память, речь, эмоционально-волевая сфера. Для этих детей характерно поверхстное восприятие, т.е восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспринимаемый предмет, не сравнивают и не сопоставляют его с другими предметами. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложненного материала. Обиходные, привычные предметы дети воспринимают и различают достаточно хорошо. Отсутствие целеноправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, одного охвата материала, применения адекватных способов действия у этих детей приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер. Внимание детей с умственной отсталостью всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание можно только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем либо чрезвычайно трудно. Изучение психики детей с умственной отсталостью показало, что логическая и механическая память у них крайне развиты. При запоминании связанного текста характерна тенденция к улучшению результатов воспроизведения по сравнению с воспроизведением ряда не связанных между собой слов. Наиболее резко недоразвитие детей проявляется в познавательной деятельности, в особенностях их мышления. Для детей этой категории чрезвычайно трудны, зачастую невозможны самостоятельный перенос и применение закрепленных знаний. Перенос полученных знаний и умений, применение их в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решений несложных жизненных задач- все это вызывает непреодолимые трудности для этих детей. Дети с умственной отсталостью способны к самым элементарным обобщениям. При обучении они научаются объединять предметы в категориальные группы ( овощи, фрукты, одежда, животные, мебель и т. д ). Эти обобщения образуются с большим трудом, только в результате специального обучения. огромные затруднения вызывают такие виды работ, как рассказывание по сюжетной картинке, определение последовательности собственных действий и др. Однако, как правило, обобщение дети связывают с собственным жизненным опытом. У всех детей данной категории отмечается сниженная работоспособнось, вялость , неадекватность и пассивность эмоциональных проявлений выявляются на самых ранних этапах их развития. Типичным для детей с интеллектуальными нарушениями является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные , импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддается внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. Такие дети-рутиеры во всем: прогулку любят совершать по определенным , знакомым местам, учебные вещи в классе стараются расположить в строго определенном порядке. Они любят заниматься старым, хорошо известным делом, так как косность и стереотипность поведения- отличительные черты детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Понятие о культурно- гигиенических навыках самообслуживания.
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр.
Навык приема пищи
Задачи: уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т. д ). Закрепить навыки: мыть руки перед едой: сервировать стол пред едой,, во время приема пищи сформировать навык пользования ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья , а какие нет. Знать. что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи и фрукты.
Гигиенические навыки
Задачи: учить различать и называть части тела( голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены ( мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). Сформировать представление у детей о том, что быть чистым - красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирание насухо полотенцем; знания где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, гребешок и полотенце.
Навык опрятности
Задачи: учить накрывать на стол перед обедом, о время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать и мыть после еды посуду; вытирать или вымыть клеенку; уметь заправлять за собой пастель, встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, втирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик. аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убирать со своей парты школьные принадлежности; в игровой комнате убирать на место игры и игрушки; наводить порядок в своих сумках и рюкзаках. Приучить убирать помещение в конце учебной недели(пылесосить комнаты, выбрасывать мусор в корзинки, расставлять пособия на полки, в спортивном зале убирать инвентарь на место, выравнивать парты и поставить стулья на парты, вытереть доску и аккуратно расставить магниты на доске, вытереть пыль с парт , полить комнатные растения, покормить рыбок в аквариуме и т.д.).
Навык одевания и раздевания.
Задачи: сформировать имение различать и называть предметы одежды и обуви( трусы, носки, колготки, майки, колготы, рубашки, джинсы, шторы, платья, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т. д . ). Закрепить навык одевания и обувания при участии педагога, научить складывать и вешать снятую одежду и обувь. Научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Научить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду(на пуговицы, молнию, кнопки). Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли: учить пользоваться носовым платком.
Навык адекватного поведения.
Задачи: учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Научить детей взаимовыручки и помощи друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Научиться пропускать друг друга в помещении школы. Выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь. Вместе садиться за стол и по окончании трапезы вмести выходить из-за стола. В помещении школы и на улицы не сорить, не курить.
При формировании вышеуказанных навыков основную роль должны выполнять дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментов. По мнению специалистов, занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:
-создание положительно - эмоционального отношение к навыку:
-игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем):
-демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментирование каждого действия):
-совместные действия педагога с ребенком:
-действие ребенка по подражанию действиям взрослого:
-самостоятельные действия ребенка( планирование своей деятельности, комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком).
Таким образом, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта возникают трудности. С помощью специального созданной программы коррекционного действия можно добиться положительных результатов. с помощью игр, представленных ниже, детям с нарушениями интеллекта можно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
"Готовим обед для кукол"
Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т. д. ), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.
Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.
Ход игры:
Педагог: " кукла Маша принесла из магазина много различных продуктов. Назовите, пожалуйста какие продукты принесла Маша?". Дети по муляжам перечисляют продукты.
"А сейчас мы вместе приготовим вкусный обед для наших друзей( кукол). Из чего состоит обед ?-из первого блюда(борщ, щи ,суп), из второго блюда( котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда( соки, минеральная вода, чай). Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда( кастрюля , в которой мы варим суп), второго блюда( сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу),третьего блюда( кастрюля для варки компота, графин для воды или сока). "
Педагог вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, педагог сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:
- промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда( мясо, овощей):
- очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске:
-положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой:
- поставить на детскую плиты и зажечь камфорку:
- после того как суп будет готов , разлить половником по тарелкам.
На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Педагог по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье - варим компот из фруктов( яблок, груш и лимона).
Педагог поэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали, что делают и, что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того , как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и " благодарят" за вкусный обед.
" Вымой кукле руки"
Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.
Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белье, платье.
Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и "переодеваться" . Она "берет" платье " грязными руками" и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит : "ой, кукла Аня взяла платье грязными руками !дети, что же надо делать? (правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки".
Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и одевает его на куклу. Кукла Аня говорит" спасибо" и выходит в гости. Педагог обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня" пришла" с прогулки и не вымыла руки. Педагог: " дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки".
После формирования положительного отношения к навыку мытья рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примере рассмотрим последовательны действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.
Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от умственного отсталого ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.
" Мыльные перчатки. Пузырики".
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие входа и выхода , целенаправленной воздушной струи.
Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры:
Педагог:" мы пойдем к раковине , откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые ( белые перчатки). Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные" белые перчатки".
Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие ,у нас с другой стороны ладошек выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются, потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогает ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.
В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. На пример, первая потешка:
"Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб на ложки.!"
Вторая потешка:
"В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама Машенька Егорова" ( или педагог называет имя ребенка).
Третья потешка:
"Знаем, знаем да, да, да ! Где тут прячется вода! Входи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку...Нет, не понемножку- по смелей, будем умываться веселей!"
Эту игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов.
"Подберем куклу одежду"
Цель: учить называть предметы одежды дифференцировать одежду мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование: две куклы- кукла Митя и кукла Катя, набор одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды: платье, кофта, юбка, туфли.
Ход игры:
Педагог:" Посмотрите , дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться где чьи вещи". Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: " Что, носят девочки, а что носят мальчики?". После того , когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой- Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания .Если ребенок самостоятельно не справляется, то взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в следующих вариантах со сменой кукол и одежды.
Список литературы
- Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / Под. ред. Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н. .- СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Программа по предмету «Рисование» для учащихся с умеренной умственной отсталостью. 1 – 10 классы. АППО. Санкт-Петербург. 2012г.
- Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания
У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...
Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта
Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....
ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...
Совместная работа семьи и школы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с ограниченными возможностями здоровья
Наши учащиеся имеют сложную структуру нарушений ЦНС. Из этого следует, что перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения н...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ТМНР"
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и вып...
Формирование культурно-гигиенических навыков по самообслуживанию у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережн...