Программ "Физическое воспитание"
рабочая программа по теме
программа и тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fiz.vospitanie_malysheva_t.v.docx | 47.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Многочисленными исследованиями установлено, что умственно отсталый ребенок в физическом развитии значительно уступает нормально развивающемуся сверстнику. У таких детей замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие качества. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. Необходимо отметить, что воспитанники этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний.
Программа предназначена для детей от 14 лет с выраженным недоразвитием интеллекта. Физическая культура во всех ее проявлениях стимулирует позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма ребенка.
В соответствии с этим целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с преподавателем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.
Задачи программы:
- Создание условий для формирования и совершенствования необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
- Создание условий для воспитания нравственных качеств, приучения к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности, волевых и эмоциональных качеств.
Основные педагогические требования, соответствующие формированию личности обучающегося с выраженным недоразвитием интеллекта на занятиях по физическому развитию
- учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника (состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.
К психологическим требованиям относятся:
- создание комфортного психологического климата на уроках по предмету «Физическое развитие» (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;
- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);
- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример воспитателя, его открытость, выраженное внимание к каждому ребенку);
- примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия, перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий, эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.), концентрация внимания воспитанников на положительном, позитивном, переориентировка внимания на саморегуляцию, самоконтроль, установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.
Игровой метод представляется наиболее целесообразным для процесса социализации учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках по предмету "Физическое воспитание». Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания развивают мелкую моторику, координацию движений, точность и другие физические и интеллектуальные способности воспитанников..
Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сензитивные зоны. Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста ребенка.
Эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей детей и подростков с нарушениями в развитии будет выше, если педагогическое воздействие будет осуществляться с учетом физических и психических особенностей того или иного периода индивидуального развития. Подбор упражнений в «Программе» позволяет воздействовать не только на весь организм, но и на определенные группы мышц.
Организационная структура программы:
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут
Организационная структура занятий:
Основной формой работы по физическому развитию является занятие.
Каждое занятие должно планироваться в соответствии со следующими принципами:
-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию воспитанников.
Занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
В работе с воспитанниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На занятиях широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.
Обязательным требованием является обеспечение систематического медицинского контроля за физическим развитием и состоянием здоровья воспитанников. Помещение, отведенное для занятий по физическому развитию, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, быть оборудовано современным спортивным инвентарем, пособиями и аптечкой первой помощи.
На всех занятиях должны быть предприняты меры для предупреждения несчастных случаев.
Чтобы воспитанники усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. При планировании занятий необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях.
Поскольку воспитанники этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.
На занятиях по предмету «Физическое развитие» детей и подростков необходимо учить:
- в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к выполнению движений;
- согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные усилия для закрепления формируемых навыков;
- дисциплинированности, организованности, ответственности, максимальной самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и элементарными видами спорта.
В процессе обучения по программе «Физическое развитие» воспитанников необходимо:
- знакомить, а затем уточнять и закреплять с ними понятийный аппарат (название движений, действий);
- учить последовательности движений без предметов, с предметами (мячами, гимнастическими палками и т. п.), а также правилам безопасности при этом;
- учить адекватно вести себя во время занятий физическими упражнениями с элементами спортивных игр;
- учить осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые в подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время занятий.
Каждое занятие должно планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям воспитанников.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ обучающихся по ДАННОМУ ПРЕДМЕТУ.
Предполагается то, что обучающиеся будут знать:
- Как нужно одеваться на занятия физкультурой;
- Название предметов одежды;
- Что значит « шеренга», « колонна», « круг»;
- Правила поведения в спортивном зале;
- Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;
- Правила поведения во время подвижных игр;
Предполагается то, что воспитанники будут уметь:
- Выполнять команду « Становись!»;
- Строиться в шеренгу, в колонну;
- Держать мячи, обручи;
- Выполнять инструкции и команды воспитателя;
- Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять ОРУ;
- Чередовать ходьбу с бегом;
- Подпрыгивать на одной и двух ногах;
- Метать мячи одной рукой с места;
- Мягко приземляться при прыжках;
- Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством воспитателя;
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание. |
| 1 четверть. | 17ч |
|
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. | 1ч. |
| |
1 | Знакомство учащихся с оборудованием для занятий по физическому развитию. Правила поведения в спортивном зале Демонстрация того, что можно делать с физкультурными снарядами Совместные с каждым воспитанником игры с мячом. | 1 ч. |
|
Построение и перестроение | 2 ч. |
| |
2 | Упражнение в построении по одному в ряд. Упражнение в построении в колонну друг за другом | 1 ч. |
|
3 | Упражнение в построении парами. | 1 ч. |
|
4 | .Упражнение в построении в круг. | 1 ч. |
|
Ходьба и упражнения в равновесии | 2 ч. |
| |
5 | Ходьба в заданном направлении (к игрушке). | 1 ч. |
|
6 | Ходьба между предметами. | 1 ч. |
|
Бег | 2 ч. |
| |
7 | Бег по сигналу вслед за направляющим. | 1 ч. |
|
8 | Бег в в разных направлениях. | 1 ч. |
|
Прыжки | 2 ч. |
| |
9 | Выполнение подскоков на двух ногах на месте, держась за руки и самостоятельно. | 1 ч |
|
10 | Подскоки на мячах – фитболах. | 1ч. |
|
Катание, бросание, ловля округлых предметов. | 2 ч. |
| |
11 | Учить прокатывать мяч двумя руками воспитателю. Прокатывание мяча под дугу и между предметами. | 1 ч. |
|
12 | Ловля мяча, брошенного воспитателем. | 1ч. |
|
Ползание и лазание | 2 ч. |
| |
13 | Ползание на животе по прямой. | 1ч. |
|
14 | Ползание на четвереньках в заданном направлении. | 1ч. |
|
Подготовка к спортивным играм | |||
15 | Коррекционная подвижная игра «Стой прямо» | ||
16 | Игра с элементами общеразвивающих упражнений «Мы солдаты» | ||
17 | Игра с бегом «Веселая эстафета» | ||
2 четверть | |||
Построение и перестроение | 2 ч. |
| |
1 | Совершенствование построения в ряд и в колонну друг за другом | 1 ч. |
|
2 | Совершенствование построения парами | 1 ч. |
|
Ходьба и упражнения в равновесии | 2 ч. |
| |
3 | Ходьба по дорожке в заданном направлении с предметом в руке | 1 ч. |
|
4 | Упражнение в перешагивании через незначительные препятствия | 1 ч. |
|
Бег | 2 ч. |
| |
5 | Упражнение в беге в заданном направлении с ленточкой в руках | 1 ч. |
|
6 | Бег по сигналу врассыпную | 1 ч. |
|
Прыжки | 2 ч. |
| |
7 | Выполнение подскоков на месте совместно с воспитателем, держась за одну руку. | 1 ч |
|
8 | Подскоки на мячах - прыгунах | 1ч. |
|
| Катание, бросание, ловля округлых предметов. | 3 ч. |
|
9 | Учить прокатывать мяч двумя руками друг другу. | 1 ч. |
|
10 | Прокатывание цилиндров из полуфункциональных наборов « Собери пирамидку». | 1ч. |
|
11 | Игровые упражнения с шариками в сухом бассейне. | 1ч. |
|
Ползание и лазание | 3 ч. |
| |
12 | Упражнение в пролезании на четвереньках под дугой. | 1ч. |
|
13 | Пролезание в воротца, составленные из мягких модулей. | 1ч. |
|
14 | Упражнения и игры в сухом бассейне. | 1ч. |
|
Подготовка к спортивным играм | 2ч | ||
15 | Коррекционная подвижная игра «По канату» | ||
16 | Игра с элементами общеразвивающих упражнений «Слушай сигнал» | ||
| 3 четверть. |
|
|
Построение и перестроение | 2 ч. |
| |
1 | Совершенствование построения в колонну и в шеренгу по сигналу | 1 ч. |
|
2 | Упражнение в построения парами по сигналу | 1 ч. |
|
Ходьба и упражнения в равновесии | 2 ч. |
| |
3 | Ходьба по сенсорной тропе. | 1 ч. |
|
4 | Ходьба по коврику « ГОФР» | 1 ч. |
|
Бег | 2 ч. |
| |
5 | Закрепление бегать по сигналу в заданном направлении к игрушке. | 1 ч. |
|
6 | Обучение бегу в медленном и быстром темпе. | 1 ч. |
|
Прыжки | 2 ч. |
| |
7 | Самостоятельное выполнение подскоков на ногах попеременно. | 1ч. |
|
8 | Прыжки, слегка продвигаясь вперед. | 1 ч. |
|
Ползание и лазание | 2 ч. |
| |
9 | Обучение ползать на животе и на четвереньках по прямой по словесной инструкции | 1ч. |
|
10 | Обучение пролезанию на четвереньках под дугой, рейкой. | 1 ч. |
|
Подготовка к спортивным играм | 5 ч. |
| |
11 | Игры с прыжками: « Мячик кверху». | 1 ч. |
|
12 | Игры с метанием, ловлей: « Метко в цель». | 1 ч. |
|
Игры на улице | 6 ч. |
| |
13 | Правила поведения при проведении физкультурных занятий на улице. Форма одежды в зимний период времени для занятий физкультурой. Построение с санками в шеренгу | 1 ч. |
|
14 | Катание на санках друг за другом. | 1 ч. |
|
15-16 | Катание друг друга на санках. | 2 ч. |
|
17 | Катание на санках - ледянках с небольшой горки. | 1 ч. |
|
18 | Катание на санках по двое. | 1 ч. |
|
| 4 четверть |
|
|
Построение и перестроение | 3ч. |
| |
1 | Обучение простейшим перестроениям из колонны в шеренгу и из шеренги в колонну. | 1 ч. |
|
2 | Обучение простейшим перестроениям из колонны по одному в колонну по два. | 1 ч. |
|
3 | Обучение простейшим перестроениям из колонны по два в колонну по одному. | 1 ч. |
|
Ходьба и упражнения в равновесии | 3 ч. |
| |
4 | Ходьба по дорожкам из ковролина. Ходьба по кругу, взявшись за руки. | 1 ч. |
|
5 | Перешагивание через незначительные препятствия. | 1 ч. |
|
6 | Формирование умения двигаться под музыку с прихлопыванием. | 1 ч. |
|
Бег | 2 ч. |
| |
7 | Бег в медленном темпе по сигналу в заданном направлении. | 1 ч. |
|
8 | Бег в быстром темпе по сигналу в заданном направлении. | 1 ч. |
|
Прыжки | 3 ч. |
| |
9 | Выполнение подскоков на двух ногах с продвижением вперед. | 1ч. |
|
10 | Подпрыгивание на надувном мяче - фитболе. | 1 ч. |
|
Ползание и лазание | 3ч. |
| |
11-12 | Лазание на гимнастическую стенку на три ступеньки с поддержкой воспитателя. | 2ч. |
|
13 | Ползание по поверхности шариков в сухом бассейне в разных направлениях, стараясь не погружаться в них. | 1 ч. |
|
Игры на улице | 4 ч. |
| |
14 | Подвижная игра « Охотники и Зайцы». | 1 ч. |
|
15 | Подвижная игра « У Медведя во бору». | 1 ч. |
|
16 | Подвижная игра « Хитрая лиса». | 1 ч. |
|
17 | Подвижные игры « Охотники и Зайцы», « У Медведя во бору», « Хитрая лиса».Закрепление. | 1 ч. |
|
Утверждено решением
педсовета
от 30 августа 2013г №1
Программа
«Физическое развитие»
Воспитатель: Малышева Татьяна Васильевна
Детский дом им. Ушинского
п.Шимск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...