Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа.
статья по теме

Цветкова Маргарита Валерьевна

Речь в статье пойдет о трудностях в организации занятий с участием животных. О мерах предосторожности в работе с животными и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы  проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа.

ГКУ ДДИ «Южное Бутово»

учитель-дефектолог

Цветкова М.В.

В течение нескольких веков в странах Европы использовался успокаивающий и развивающий эффект взаимодействия с животными пациентов психиатрических клиник и приютов (несмотря на то, что научной обоснованности этот метод в то время еще не получил), после чего на Западе животные стали использоваться для психотерапевтической помощи в некоторых подобных учреждениях.

В последние годы стало интенсивно внедряться в практику лечения некоторых болезней методы анималотерапии.

Но кроме положительных результатов стали возникать и трудности в осуществлении и проведении данной методики.

Исследование, проведенное Министерством образования в 1997 году, выделило список аргументов «за» и «против» содержания животных в школе, составленный с помощью учителей. В пользу этой программы говорило то, что животные являются великолепным источником удовольствия и вдохновения, усиливают мотивацию детей, помогают развивать чувство ответственности, способствуют сотрудничеству детей с учителем и друг с другом, и тем самым помогают укреплять социальные связи, уменьшают напряжение в классе, способствуют эмоциональной стабильности детей. Аргументом «против» выступало то, что содержание животных может требовать дополнительных затрат времени и денег.

В силу того, что занятия на территории проводить, не всегда есть возможность, то приходиться заключать договора с центрами, которые предоставляют услуги по анималотерапии. Следовательно, транспортировка детей – один из немаловажных аспектов. Время в пути занимает много времени, дети перевозбуждаются, от ожидания встречи с животными и за все время дороги очень устают. Поэтому приехав на место, становятся вялыми. И поездка обратно в интернат утомительная, многие дети не могут переносить длительные поездки из-за выраженной тошноты.

Анцупова И.И. пишет, что, несмотря на то, что влияние кошек на нервную систему и психологическое состояние людей, очевидно, некоторые интернаты, дома престарелых, наркологические лечебницы все-таки отказываются от таких обитателей. Связано это, прежде всего с непредсказуемостью кошек, их некоторой отчужденностью. Также отмечались случаи агрессивного отношения кошек по отношению к людям.

Так и другие животные могут просто напросто проявлять агрессию. Но это в случае ненаправленной анималотерапии (естественное наблюдение за животными). В случае с направленным видом мы имеем особым образом отобранных животных, прошедших специальную подготовку и дрессировку. То есть, вероятность нападения таких животных на человека практически сводится к нулю.

Более серьезный повод для беспокойства представляет угроза аллергических реакций людей на животных. Не исключено что по приезду на занятия у ребенка может обнаружиться аллергия на животное. Соответственно для предотвращения последствий аллергии, следует заранее проверить ребенка на чувствительность к конкретному животному. И если все-таки аллергия присутствует, то стоит, либо отказаться от терапии, либо продолжить, но уже с использованием образов (изображений, звуков).

Кстати Русский медицинский журнал отмечает, что контакт с домашними животными в раннем детском возрасте может являться защитным фактором против развития аллергической сенсибилизации и детских аллергических заболеваний.

Еще один аспект – опасность паразитарных заболеваний. В принципе если мы имеем дело с направленным видом анималотерапии, то поводов для беспокойства немного – все используемые животные обязательно привиты и регулярно проходят ветеринарный осмотр. Однако вероятность заражения животных остается. Например, построенная на территории интерната (дома престарелых и т.д.) голубятня, где здоровые голуби имеют возможность контактировать с зараженными животными из окружающей среды.

Поэтому прежде чем проводить занятия нужно проверять наличие паспорта у животного со всеми необходимыми прививками. Так же следует обратить своё внимание на внешний вид животного и его поведение. Жирная, свалявшаяся шерсть, слезотечение из глаз, бледная слизистая рта и угнетенное состояние животного – является первым показателем проблем со здоровьем.

Вообще, что касается птиц, то многие реабилитационные центры, интернаты и пр. стараются вообще не использовать в своей работе птиц по вышеописанной причине. Или же их использование сводится к минимуму – устанавливается одна – две клетки с попугаями или канарейками.

Перед занятиями и после, для поддержания положительного эффекта должна проводиться воспитательная работа. Для правильного и положительного настроя перед занятием, нужно рассказать о технике безопасности при общении с животным; рассказать о том, что может вызвать страх у детей. Так же после занятия закрепляем полученные навыки и знания самостоятельно с воспитателем в группе. Для этого персонал должен быть проинструктирован и знать о рекомендациях к курсу анималотерапии.

Так же не стоит забывать, для того чтобы добиться максимального эффекта от анималотерапии работа должна проводиться комплексно. Задействованы должны быть все по возможности: инструктора анималотерапии, учителя-дефектологи, воспитатели, массажисты, учителя ЛФК и т.д. Чем шире круг специалистов участвующий в работе сообща, тем легче выстроить программу помощи конкретному ребенку.

Итак, можно увидеть, что при направленном использовании анималотерапии и правильной работе терапевта негативные последствия можно практически исключить. Так, как животное – неотъемлемая часть этого метода психотерапии, то следует уделять ему огромную долю внимания – особый уход и специальные условия содержания.

Выводы

Таким образом, исходя из всего написанного выше, можно сделать вывод, что успех терапии зависит в первую очередь от правильной организации всего курса, профессионализма терапевта, от используемого животного (качества его подготовки) и от отношения ребенка к конкретному животному.

Не стоит также игнорировать ненаправленный вид анималотерапии – очень часто можно увидеть, как в больницах, интернатах, детских домах живет кошка (собака, рыбки и др.), но содержание животных это дополнительные финансовые затраты и дополнительное время для ухода за ними.

Список литературы

1. Нестерова Д.В. Кошкотерапия: пушистое лекарство. – М.: РИПОЛ классик, 2006

2. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. - Академия Развития, Академия И К°, 2000

3. Анцупова И.И. Анималотерапия - Москва, "Вокруг света": журнал "Вокруг света" N12 (2795) декабрь, 2006

4. Анцупова И.И. Иппотерапия. - Полиграф-экспресс: журнал "Педиатрия для родителей" N4 (2006)

5. С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996

6. Русский медицинский журнал, Том 10 № 5, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованным и интегрированным...

Взаимодействие педагогов по формированию правовой культуры воспитанников в условиях учреждений закрытого типа

В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в области правовых отношений в связи с провозглашением курса на формирование правового государства и гражданского общества. Эффективно...

Исследовательская деятельность и метод проектов в подготовке научных конференций по русско-английской филологии в учреждении закрытого типа

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. О инновационных тех...

Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...

Подростковая агрессия: как воспитать отрицательное отношение к жестокости в условиях учреждения закрытого типа.

Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, ...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...