Адаптивная программа по интегрированному курсу математики и социально – бытовой ориентировки для старшеклассников. 8,9 класс
рабочая программа (8 класс) по теме
Я хочу поделиться с вами своей работой «Интегрированный курс математики и социально – бытовой ориентировки» для старшеклассников, представляющей собой обобщение педагогического опыта многих лет работы с обучающимися отделения коррекционного обучения. Данный курс составлен в виде адаптивной программы и использовался мною на факультативных занятиях. В пояснительной записке данной работы я попыталась обосновать актуальность помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в соединении полученных знаний на уроках математики с реальными жизненными задачами. Теоретические предпосылки и, в особенности, практическая часть работы подчинены главной цели – достижению такого социального статуса, такого уровня активности и заинтересованности в учебной и профессиональной деятельности в дальнейшем у выпускников коррекционного отделения, который соответствует их возможностям и позволит им социально адаптироваться.
Основная цель интегрированного курса - научить старшеклассников использовать полученные знания в тех или иных жизненных ситуациях. Курс содержит разнообразные математические задания практического характера. Например, обучающиеся просчитывают бюджет семьи, получают представления о доходах и расходах, приходят к пониманию экономного ведения хозяйства и необходимости своим трудом пополнять бюджет семьи. Все эти задания вызывают у подростков неподдельный интерес, способствуют мобилизации психических ресурсов. На занятиях подростки активно общаются, тем самым развиваются коммуникативные возможности, растет самостоятельность и самооценка становится более реалистичной и адекватной. Для контроля полученных знаний умений и навыков использую доступные тесты самостоятельные работы позволяющие оценить результативность предлагаемого курса – повышение уровня общего развития экономической грамотности и потребительской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Старикова Галина Владимировна
Отделение коррекционного обучения Городская основная общеобразовательная школа г. Калязин Тверская область
Учитель математики
Я хочу поделиться с вами своей работой «Интегрированный курс математики и социально – бытовой ориентировки» для старшеклассников, представляющей собой обобщение педагогического опыта многих лет работы с обучающимися отделения коррекционного обучения. Данный курс составлен в виде адаптивной программы и использовался мною на факультативных занятиях. В пояснительной записке данной работы я попыталась обосновать актуальность помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в соединении полученных знаний на уроках математики с реальными жизненными задачами. Теоретические предпосылки и, в особенности, практическая часть работы подчинены главной цели – достижению такого социального статуса, такого уровня активности и заинтересованности в учебной и профессиональной деятельности в дальнейшем у выпускников коррекционного отделения, который соответствует их возможностям и позволит им социально адаптироваться.
Основная цель интегрированного курса - научить старшеклассников использовать полученные знания в тех или иных жизненных ситуациях. Курс содержит разнообразные математические задания практического характера. Например, обучающиеся просчитывают бюджет семьи, получают представления о доходах и расходах, приходят к пониманию экономного ведения хозяйства и необходимости своим трудом пополнять бюджет семьи. Все эти задания вызывают у подростков неподдельный интерес, способствуют мобилизации психических ресурсов. На занятиях подростки активно общаются, тем самым развиваются коммуникативные возможности, растет самостоятельность и самооценка становится более реалистичной и адекватной. Для контроля полученных знаний умений и навыков использую доступные тесты самостоятельные работы позволяющие оценить результативность предлагаемого курса – повышение уровня общего развития экономической грамотности и потребительской культуры.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Городская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено и принято на Утверждаю:
педагогическом совете Директор школы ___
протокол № ____от «__»_____201 г. Приказ №____от____
Адаптивная программа
по интегрированному курсу математики и социально – бытовой ориентировки
для старшеклассников.
8,9 класс
на – учебный год.
Учитель: Г.В. Старикова.
г. Калязин
Содержание.
Пояснительная записка__________________________________3
Задачи курса __________________________________________6
Темы курса ___________________________________________7
Методы достижения поставленных целей и задач ___________8
Содержание курса______________________________________9
Прогнозируемый результат реализации курса _____________11
Мониторинг отслеживания развития детей с ограниченными возможностями здоровья _______________________________ 12
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья ________________________________13
Календарно – тематическое планирование: 8 класс__________15
Календарно – тематическое планирование: 9 класс__________17
Литература ______________________________19
Пояснительная записка.
Многолетняя практика педагогической работы, а также наблюдения российских и зарубежных коллег показывают, что к 8, 9 классам у детей с ограниченными возможностями здоровья резко падает интерес к учебе.
Выделяют несколько тому причин:
- Концентричное построение программ, в целом, обоснованное и верное, создает, однако, у подростков чувство надоедливой знакомости и приводит к падению интереса к учебной деятельности.
- Дальнейшее усложнение содержания учебного материала делает его недоступным большинству учащихся, что снижает учебную мотивацию.
- У подростков в этот период в рамках возрастного кризиса наблюдается снижение успеваемости и работоспособности, ослабевает интерес к школьным занятиям в связи со сменой одного вида ведущей деятельности другой, возникновение нового типа отношений со взрослыми, нарушением взаимопонимания со взрослыми и сильными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
Учитывая это, и была создана программа в форме интегрированного курса математики и СБО. Предмет социально- бытовой ориентировки был выбран для интегрирования, во- первых, как самый значимый для социальной адаптации учащихся. Содержание учебного материала этого предмета предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и в социуме, отработку умений и навыков самообслуживания и самообеспечения, а также обучение навыкам общения в различных жизненных ситуациях. Во- вторых, предмет СБО интересен для учащихся.
В- третьих, при изучении СБО учащимся часто требуются знания по математике, а также вычислительные навыки.
В силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом, перенос и использование знаний, умений и навыков, полученных детьми в одной ситуации, в новую ситуацию весьма затруднителен. Так, например, они на уроке СБО прочесть десятичную или обыкновенную дробь в инструкции по использованию моющего средства и рассчитать, сколько его потребуется на 5 л воды, если известно, сколько надо на 1л. Хотя в то же самое время на уроках математике дети прекрасно справляются с примерами на все действия с десятичными и обыкновенными дробями и спокойно решают задачи на увеличение в несколько раз.
Для социальной адаптации детей очень важно компенсировать этот дефект. Интегрированный курс позволяет более эффективно решить эту задачу, чем обычный уроки математики. Для этого необходимо обучать узнаванию, что именно из изученного ранее требуется применить в конкретной жизненной ситуации.
Итак, основная цель интегрированного курса—научить использовать имеющиеся знания, умения, навыки в новых обстоятельствах, научить распознавать, что именно из того, что знаешь, можно и нужно использовать в тех или иных жизненных ситуациях.
Тот объем знаний, который получен за предыдущие годы обучения математике, вполне достаточен для выполнения основной цели интегрированного курса. Курс математики и СБО выстроен так, чтобы по возможности, мог совпадать по времени и с изучением тем курса СБО.
В содержание программы включены математические вычисления, задачи. Задачи, предлагаемые учащимся, связаны с ситуациями, с которыми старшеклассники уже сталкиваются или будут сталкиваться в повседневной жизни и трудовой деятельности. При отборе учебного материала и практических заданий опираемся на уровень развития детей.
Так, при изучении темы «Семья», рассматриваются такие вопросы, как бюджет семьи, прожиточный минимум, продовольственная корзина, оплата коммунальных услуг и т. д. Более того обучающиеся знакомятся с семейной экономикой. Целью этого является расширение и углубление представления детей с доходными и расходными статьями семейного бюджета, об операциях планирования и учета семейного бюджета.
Решаются практические задачи, экономические тесты, отмечаются наиболее рациональные решения.
На занятии «Прием гостей» по теме «Культура общения» детям предлагается практическая работа по составлению меню праздничного стола, и сделать это необходимо как можно более экономно. В ходе этой работы выявляется степень осведомленности детей о текущих ценах на продукты питания. На практикуме «Планирование семейного бюджета» обучающиеся составляют план бюджета на месяц на примере своей семьи.
Обсуждаем, что произойдет, если расходы будут больше, чем реальные доходы семьи, и как в этом случае следует поступать. Выполняем задание
«Стоимость питания можно регулировать» и т. д.
По теме «Жилище» дети знакомятся с различными видами платежей, решают арифметические задачи по ремонту и обустройству квартиры, рисуют план квартиры, размещения, мебели, вспоминают понятие масштаб.
По теме «Транспорт» рассматриваются расписания отправления поездов, автобусов, самолетов, рассчитывается время на путь следования, скорость, расстояние. При анализе стоимости билета, говорим об экономии (выгодно, невыгодно). Предлагается детям практикум «Планирование поездки». Решаем задачи на движение.
По теме «Трудоустройство» обучающиеся знакомятся с документами, необходимыми для устройства на работу, при поступлении на учебу в ПУ, инструкциями по ОТ и ТБ, пишут деловые бумаги. Также идет ознакомление с ТК РФ, со ст., регулирующими труд работников, организацией охраны труда, защиты труда работников и т. д. Проводим деловые игры по поиску работы, умению выражать информацию о себе при личной беседе, по телефону, в виде резюме.
Практически, на всех занятиях проводится словарная работа, объясняется смысл пословиц, записываются «умные мысли», полезные советы.
Задачи курса:
- Практически подготавливать детей к самостоятельной жизни и труду, формировать у них знания и умения, способствующие социальной адаптации. Обучать детей адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями социума.
- Формировать коммуникативные навыки в общении.
- Повышать компетентность и отрабатывать навыки реального использования имеющихся представлений у детей в ролевых играх, тренингах, экономических практикумах.
- Формировать основы нравственной, правовой, социальной и трудовой культуры.
- Способствовать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.
- Содействовать самопознанию, самоопределению личности.
Темы курса.
-- «ОДЕЖДА и ОБУВЬ»
-- «УЧРЕЖДЕНИЯ и ОРГАНИЗАЦИИ»
-- «ЖИЛИЩЕ»
-- «ТРАНСПОРТ»
-- «ТОРГОВЛЯ»
-- «МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»
-- «СЕМЬЯ»
-- «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
-- «ПИТАНИЕ»
-- «СРЕДСТВА СВЯЗИ»
Методы достижения поставленных целей и задач:
- Основной формой обучения является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
- Наряду с беседами, используются такие формы, как деловая игра, тренинг, экономический практикум, практическая задача, экономический тест, экскурсия, диспут, анкета, творческая работа.
- Для контроля ЗУН используются тесты, самостоятельные и контрольные работы. По параметрам отслеживания развития и определенным критериям оценивается результативность обучения старшеклассников.
- С целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания организована психолого-педагогическая помощь и поддержка ученику.
- Сотрудничество с родителями учащихся.
- Сотрудничество с ПУ- 49, со службой занятости.
Содержание курса.
Тема: Одежда и обувь.
Меры стоимости. Дороже- дешевле.
Выбор по цене в зависимости от дохода.
Сравнение цен.
Нахождение стоимости: обуви и одежды.
Определение размера обуви одежды.
Накопление на дорогую покупку.
Тема: Жилище.
Меры стоимости. Дороже- дешевле.
Покупка и стоимость хозтоваров, мебели, сантехники.
Сравнение цен.
Выбор по цене в зависимости от дохода.
Сравнение стоимости услуг по ремонту фирмой и ремонта своими силами.
Тема: Транспорт.
Меры времени. Сутки (расписание отправления поездов, самолетов, автобусов)
Расчет времени на путь.
Стоимость билета. Экономия (плацкарта, купе, общий вагон, СВ)
Городской транспорт (разовые и проездные билеты)
Сравнение стоимости оплаты проезда разовыми и проездными билетами. Выгодно- невыгодно.
Тема: Торговля.
Меры веса, стоимости. Дороже- дешевле.
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Сравнение цен (рынок- магазин)
Стоимость покупки.
Все действия с десятичными дробями.
Определение цены по стоимости и количеству.
Расчет сдачи при покупках.
Тема: Медицинская помощь.
Расход лекарств при приеме (дозировка)
Стоимость курса лечения, льготные лекарства.
Социальные выплаты. Оплата больничных листов.
Меры времени. Вычисление срока годности лекарств по дате изготовления и сроку хранения.
Тема: Семья.
Меры времени. Старше- моложе.
Вычисление возраста.
Бюджет семьи.
Продовольственная корзина.
Прожиточный минимум.
Оплата коммунальных услуг.
Решение задач на %, % к вкладам.
Накопление.
Тема: Культура общения.
Стоимость- цена.
Дороже- дешевле.
Сравнение: стоимость праздничного обеда, семейное торжество, кафе.
Подарки, их стоимость
Тема: Питание.
Потребительская корзина. Дороже- дешевле.
Стоимость блюда (расчет по рецепту)
Сравнительная стоимость: домашнее и покупное.
Тема: Средства связи.
Меры времени. Работа с часами.
Расчет стоимости подписки (месяц, полгода, год, льготы)
Оплата телефона (городской, сотовый, тарифы)
Тема: Учреждения и организации.
Меры времени. Продолжительность рабочей недели. Календарь. Продолжительность отпуска.
Меры стоимости. Зарплата. Сравнение заработков по специальности.
Документы: паспорт, ИНН, страховое свидетельство (№, серия)
Время подачи заявления при увольнении.
Проценты. Отчисления зарплаты (подоходный налог, пенсионный, профсоюз)
Прогнозируемый результат реализации курса.
Предполагается, что интегрированный курс математики и социально – бытовой ориентировки будет способствовать позитивной социализации выпускников школы, а именно в результате осуществления курса у старшеклассников должны:
- сформироваться патриотическое и гражданское сознание и самосознание;
- появиться опыт нравственного поведения;
- сформироваться экономическая грамотность и потребительская культура;
- сформироваться коммуникативные навыки, повыситься уровень общего развития детей.
Мониторинг отслеживания развития детей с ограниченными возможностями здоровья на интегрированном курсе математики и социально- бытовой ориентировки.
1. Критерии к оценке знаний, умений и навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
По уровню обучаемости, проявляющейся в овладении знаниями, умениями, навыками по данному курсу, учащиеся, условно, делятся на четыре типологические группы.
Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявленные им задания. Они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Вторую группу характеризуют замедленный темп продвижения в овладении знаниями, умениями и навыками. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
Третья группа учащихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушениями вниманиями, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе.
Четвертая группа характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний. Обучение таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого- педагогическое сопровождение предполагает систему специальных целенаправленных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих ученику успешно адаптироваться в среде и обществе, выполнять соответствующие социальные роли, достигать определенного уровня самореализации.
Предваряющим любые мероприятия психологического сопровождения является этап психодиагностики, в ходе которого оцениваются особенности актуального психического развития школьника, возможности его развития, а также определяются показания к психологической помощи, формулируются цели реабилитационных мероприятий, выясняется их содержание, определяются оптимальные варианты методических приемов и средств.
Психологический аспект включает выявление «зон ближайшего развития» как в сфере психических процессов (внимание, память, мышление, психомоторика), так и личностных характеристик: мотивационных (идеалы, установки, мотивы, желания, ценностные ориентации, уровень притязаний), интеллектуальных (умение ставить задачи и находить пути их решения, продуктивность синтеза, адекватность выдвигаемых гипотез, ведущих к достижению цели, степень сформированности сознательного самоконтроля за мыслительным процессом), эмоционально- волевых (эмоциональной выносливости, настойчивости, решительности, целеустремленности, самообладания, способности к преодолению препятствий на пути к цели).
На диагностическом этапе определяются показания к психологической помощи:
Нарушения в развитии психических функций (интеллекта, восприятия, памяти, внимания, мышления, психомоторики и т. п.);
Патологические нарушения на уровне личности (неврозоподобные или психопатоподобные);
Расстройства эмоционально- мотивационной сферы (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, тревожность и т. п.);
Общие нарушения интеллектуальных функций;
В качестве показаний также могут выступать те особенности психологического развития, которые не являются по своей сути патопсихологическими, но тем не менее могут существенно затруднять возможность социальной адаптации:
Недостаточное усвоение навыков общения, низкий уровень коммуникативной активности;
Неадекватность уровня притязаний, самооценки, критики;
Узость круга интересов, неправильность выделения ценностных приоритетов;
Чрезмерная психологическая зависимость от ближайшего окружения, проявление в общении с окружающими черт детского возраста.
Условия социальной среды, внутрисемейных отношений также могут выступить в качестве показаний к психологической поддержке в процессе подготовки к самостоятельной жизни.
После сбора необходимой информации об учениках формируются задачи на определенный период по формированию того или иного навыка, далее происходит планирование текущей работы. Правильно определенные сферы развития ученика на ближайшее время в отдельных сферах функционирования, позволяет работать с ним как индивидуально, так и включать в работу с классом. Поскольку всем старшеклассникам, без исключения, необходимы социальные, коммуникативные навыки, умения адекватно оценивать свои возможности, в связи с этим возможна работа со всем классом, выполнение одинаковых заданий, а индивидуализация, в основном, будет касаться степени сложности этих заданий.
Так, например, на уроке по теме «Трудоустройство» задачи повышения компетентности и отработки навыков реального использования имеющихся представлений решаются в роевых играх и тренингах.
Сильная группа подростков готовится к более широкому кругу специальностей и имеет большие возможности в трудоустройстве. Но вместе с тем, испытывая затруднения в общении, такие выпускники могут быть не приняты на подходящую им работу из- за неумения подать себя. Личный контакт с работодателем неизбежен, и я предлагаю вначале отработать телефонные звонки по рекламируемой вакансии. В ролевой игре принимают участие пары. На первом занятии они имеют небольшие сценарии, где один является «ищущим работу», а второй- «работодателем». На следующем этапе оба ученика имеют одинаковые выписки из банка вакансий. «Ищущий работу» имеет запись вопросов, которые он должен задать. У «работодателя» также имеется вопросник, составленный учителем. Завершающим этапом является тренинг по самостоятельному обзваниванию организаций.
Для слабой группы данный вид работы будет заключаться в умении по телефону получать элементарную информацию от работодателя и сотрудников.
Календарно – тематическое планирование в 8 классе.
(1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
№п/п | Тема | дата |
1 четверть – 9 ч. | ||
«Одежда и обувь» | ||
1. | Меры стоимости. Дороже – дешевле. | |
2. | Стоимость одежды и обуви. | |
3. | Проверочная работа. | |
«Жилище» | ||
4. | Покупка хозтоваров. | |
5. | Сравнение цен. Дороже – дешевле. | |
6. | Проверочная работа. | |
«Транспорт» | ||
7. | Меры времени. Расписание отправления автобусов, поездов. | |
8. | Расчет времени. | |
9. | Проверочная работа. | |
2 четверть – 7 ч. | ||
«Торговля» | ||
10. | Меры веса, стоимости. Дороже – дешевле. | |
11. | Стоимость покупки. | |
12. | Расчет сдачи при покупки (нахождение остатка) | |
13. | Проверочная работа. | |
«Медицинская помощь» | ||
14. | Расход лекарства при приеме, дозировка. | |
15. | Вычисление срока годности лекарства. | |
16. | Проверочная работа. | |
3 четверть – 10 ч. | ||
«Семья» | ||
17. | Меры времени. Старше – моложе. | |
18. | Вычисление возраста. | |
19. | Бюджет семьи. | |
20. | Проверочная работа. | |
«Культура общения» | ||
21. | Стоимость – цена. Дороже – дешевле. | |
22. | Сравнение: обед на каждый день, праздничный обед. | |
23. | Проверочная работа. | |
«Питание» | ||
24. | Потребительская корзина. | |
25. | Стоимость блюд (расчет по рецепту) | |
26. | Обобщающий урок. | |
4 четверть – 8 ч. | ||
27. | Сравнительная стоимость: домашнее и покупное. | |
«Средства связи» | ||
28. | Меры времени. Работа с часами. | |
29. | Расчет стоимости подписки. | |
30. | Проверочная работа. | |
«Учреждения и организации» | ||
31. | Расчет времени. | |
32. | Дни недели. Календарь. | |
33. | Оплата за работу. | |
34. | Обобщающий урок. |
Календарно – тематическое планирование в 9 классе.
(1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
№п/п | Тема | дата |
1 четверть – 9 ч. | ||
«Одежда и обувь» | ||
1. | Выбор по цене в зависимости от дохода. | |
2. | Накопление на дорогую покупку. | |
3. | Проверочная работа. | |
«Жилище» | ||
4. | Покупка мебели. Сравнение цен. | |
5. | Сравнение стоимости услуг по ремонту фирмой и ремонта своими руками. | |
6. | Проверочная работа. | |
«Транспорт» | ||
7. | Расчет времени на путь. | |
8. | Стоимость билета. Экономия. | |
9. | Проверочная работа. | |
2 четверть – 7 ч. | ||
«Торговля» | ||
10. | Потребительская корзина. | |
11. | Определение цены по стоимости и количеству. | |
12. | Сравнение цен (рынок – магазин) | |
13. | Проверочная работа. | |
«Медицинская помощь» | ||
14. | Стоимость курса лечения. | |
15. | Социальные выплаты. Оплата больничных листов. | |
16. | Проверочная работа. | |
3 четверть – 10 ч. | ||
«Семья» | ||
17. | Бюджет семьи. | |
18. | Оплата коммунальных услуг. | |
19. | Накопление на отдых, крупные покупки. | |
20. | Проверочная работа. | |
«Культура общения» | ||
21. | Семейное торжество. Торжество в кафе. | |
22. | Подарки. | |
23. | Проверочная работа. | |
«Питание» | ||
24. | Расчет стоимости питания на день. | |
25. | Расчет стоимости питания на неделю, месяц. | |
26. | Обобщающий урок. | |
4 четверть – 8 ч. | ||
27. | Доход семьи и трата на питание. | |
«Средства связи» | ||
28. | Оплата телефона. | |
29. | Расчет стоимости подписки. | |
30. | Проверочная работа. | |
«Учреждения и организации» | ||
31. | Рабочее время подростка и взрослого. | |
32. | Оплата за работу. | |
33. | Проценты. Отчисления зарплаты. | |
34. | Обобщающий урок. |
Список использованной литературы.
1.А.М. Щербакова. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.
2.Т.Н. Стариченко. Экономический практикум в специальной (коррекционной) школе.
3.Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»
4.Е.М. Старобина. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью.
5 Горденчук В.Г., Старобина Е.М., Бобкова Д. В.
Современные подходы к определению и оценке готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.
6.А.М. Щербакова. Воспитание ребенка с нарушениями развития.
7. Н.М. Иовчук. Детско- подростковые психические расстройства.
8. В.В. Гладкая. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
9. И.В. Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика.
10 Л.Б. Азимов., Е.В.Журавская. Уроки экономики в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку социально - бытовой ориентировки "Адрес на конверте", 6 класс
Основным способом доставки писем является конверт. И в эпоху современных цифровых технологий и интерактивного общения нам надо знать, как правильно заполнить адрес на конверте....
Конкурсная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5-9 классов «Кто в доме хозяин?»
Данный материал может быть использован для проведения недели "Домоводства" в коррекционной школе в качестве итогового мероприятия, а также в конце года для обощения и систематизации знаний по пройденн...
урок по социально-бытовой ориентировке "Уход за волосами" 5 класс
презентация к уроку социально-бытовой ориентировке "Уход за волосами" 5 класс...
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовая ориентировка"; Конспект урока в 5 классе "Сезонная одежда и обувь"
Для учителей и дефектологов....
Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 10,11 классов
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...
Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 5 - 9 классов
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...