Система М.Монтессори и её адаптация для детей со зрительными и неврологическими нарушениями
статья по теме

В начале XIX века, в 1905 г., в Италии врач и педагог М. Монтессори создала для детей с проблемами в развитии Дом ребёнка. Руководствуясь методами и практическими разработками французских педагогов и врачей Сегена и Итара, она заготовила разнообразный дидактический материал. «Этот материал, подчёркивала М.Монтессори, необходимо демонстрировать умело, иначе внимания детей он не привлекает.

Профессиональное владение этими пособиями, отдачи части жизненной энергии, бодрости, любви, уважения к каждому конкретному ребёнку должно вести к пробуждению души, которое дремлет в каждом ребёнке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnedrenie_sistemy_montessori.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Система М.Монтессори и её адаптация для детей со зрительными и неврологическими нарушениями.

В начале XIX века, в 1905 г., в Италии врач и педагог М. Монтессори создала для детей с проблемами в развитии Дом ребёнка. Руководствуясь методами и практическими разработками французских педагогов и врачей Сегена и Итара, она заготовила разнообразный дидактический материал. «Этот материал, подчёркивала М.Монтессори, необходимо демонстрировать умело, иначе внимания детей он не привлекает.

Профессиональное владение этими пособиями, отдачи части жизненной энергии, бодрости, любви, уважения к каждому конкретному ребёнку должно вести к пробуждению души, которое дремлет в каждом ребёнке.

Основное в работе с такими детьми - духовный элемент + непременное следование основному практическому методу Сегена: «Вести ребёнка за руку от воспитания мускульной системы к воспитанию нервной системы и органов чувств».

К сожалению, не все пособия и упражнения, созданные итальянским педагогом, могут быть применимы на данной группе. Это связанно с тем, что все дети имеют серьёзные заболевания органов зрения, неразвитость зрительного и слухового внимания, нарушения в той или иной степени общей и мелкой моторики, некоторые - детский церебральный паралич, который ведёт к резкой двигательной ограниченности.

Ниже я кратко изложу наиболее значимые для детей разделы, которые входят в систему М.Монтессори, и перечислю те упражнения и тот практический материал, которые применяются в коррекционно-педагогической и коррекционно-воспитательной работе на данной группе.

Разделы системы воспитания Марии Монтессори

Упражнения и игры, предлагаемые Марией Монтессори и используемые на группе детей со зрительными и неврологическими нарушениями

I.

Гимнастика мускулов

Лечебная физкультура и массаж, пальчиковые игры

II

Свободная гимнастика

Развитие движений в процессе коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, музыкальных занятий, в свободной деятельности и в свободных играх детей

III

Воспитательная гимнастика

Игры, направленные на развитие движений кистей рук, каждого пальца; упражнения по шнуровке и подготавливающие к этому процессу упражнения.

IV

Гимнастика дыхания


Артикуляционная гимнастка

Различные дыхательные упражнения, формирующие правильный вдох-выдох: «подуй на бабочку», «подуй на шарик». Различные артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.

V.

Ручной труд

Упражнения, развивающие предметно-практическую деятельность: манипулятивные, целенаправленные действия с предметами, игры, направленные на формирование согласованных движений рук: «собери матрёшку», «собери пирамиду», игры с мозаикой, кубиками; знакомство с пластилином, тестом, глиной и лепка из этих материалов; простейшее конструирование.

VI.

Воспитание чувств

1. Тактильное чувство



2. Термическое чувство


3. Стсрегностическое чувство (одновременное формирование тактильного и мускульного чувства


4.Чувство зрения

(зрительно-различительное

восприятие формы с

подключением тактильного и

мускульного чувств)


5. Зрительно – различительное восприятие цветов.


Игры: «пальчиковый бассейн», «шероховатые дощечки», «мягкие подушечки», подвесные игрушки, игры с водой.


Игры с водой различной температуры.


Упражнения, направленные на ощупывание различных геометрических тел «найди кубики», «найди шарики», «волшебный мешочек».




Эти упражнения, но указанию М.Монтессори, выполняются с открытыми, закрытыми, а затем с завязанными глазами. Вкладыши и рамки геометрических фигур, различных предметов (фрукты, овощи, бабочки, фигуры людей), внутренняя и внешняя обводка их, трафареты для рисования линии.




Игры, направленные на правильное соотношение, узнавание и называние цветов: «найди и покажи такой же», «подбери по цвету», «собери цветок», «что неправильно?».

Как видно из этой таблицы, в работе с детьми основное внимание уделяется упражнениям и играм, стимулирующим и развивающим зрительно-различительное чувства, тактильное, стереогностическое, термическое чувства, упражнениям по ручному труду и по различным видам гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».

В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития.

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития....

План восстановительных занятий детей с психо-неврологическими нарушениями

План восстановительных занятий детей с психо-неврологическими нарушениями/ Ghbdtltys ghbvths eghf;ytybq...

Календарно-тематическое планирование по логопедии по теме: "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...

Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта

Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.Ключевые слова, социализация, ад...

ПРОГРАММА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ И НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ДЦП)

Программа оздоровительно-коррекционных занятий по подготовке к плаванию детей со зрительной депривацией и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), в возрасте от 8 до 17 лет. Данную программу м...