Речные рыбы.
статья на тему
В статье предложен речевой материал по развитию связной речи, формированию предпосылок экологического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Речные рыбы» (выпуск логопедической группы «Общее недоразвитие речи» ГБДОУ д/с №61 учитель- логопед Е.А.Лебезкина)
Участники: дошкольники 7 лет.
Количество детей: 10 чел.
Длительность: 30 минут.
Педагогический замысел:
Образовательная область Социализация
- Задачи:
- Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- Формировать предпосылки экологического сознания, гуманное отношение к живой природе, гражданскую позицию.
Образовательная область Коммуникация
Задачи:
- Воспитывать у детей навыки общения;
- Учить практическому употреблению предложно-падежных конструкции;
- Развивать связную речь, совершенствовать координацию речи с движением;
- Развивать звуко-слоговой анализ и синтез, дифференциацию твёрдых и мягких звуков.
Образовательная область Познание
Задачи:
- Стимулировать речь, активизируя словарь по теме «Речные рыбы»;
- Развивать мыслительные процессы с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы (Е.Пермяк «Первый карасик»); просмотр ДВД серии «Эти забавные животные»; сравнение рыб, составление описательных рассказов об обитателях рек.
Работа в технике оригами (лягушата), в технике коллажа (стрекозы, бабочки), с пластилином и крупами, аппликация с использованием элементов природного материала.
Оборудование: Магнитная доска, бумага, карандаши по числу детей. Игрушки лягушка и рыбка. Поделки детей. Плоскостное изображение лягушки, рыб, водорослей, коряги, камней, камышей. Ковролин, картинки на липучках-12 штук; 3 контейнера для картинок, 8 стеклянных камушков; 10 алгоритмов (как приготовить отварную и жареную рыбу).
В НОД использованы следующие методы и приёмы: беседа, игра, здоровьесберегающие технологии.
- Ход совместной деятельности:
1. Организационный момент: приветствие членов ПМПК (каждый ребёнок называет своё имя, фамилию, социальный статус).
2. Слуховой диктант.
Логопед:
- Сегодня мы ждём ещё одного гостя. А кто он, отгадайте сами. Слушайте 3-ий звук в слове и записывайте его буквой:
маЛина, клЯкса, ваГон, паУк, коШка, луКовка, трАвка.
- Под буквами нарисуйте звуковую схему слова.
- Выполните звуковой анализ слова «Лягушка».
3. Постановка цели занятия. Логопед вносит резиновую лягушку.
- Лягушка просит вас о помощи. Произошла экологическая катастрофа и её водяной дом лишился обитателей. Подумайте, чем можно помочь?
- Давайте оживим реку (магнитную доску), наполнив её чистой водой, заселив растениями, живыми обитателями.
(Дети прикрепляют водоросли, лягушку на листе кувшинки, свои поделки).
А). Логопед загадывает загадку: На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.
- Почему ты думаешь, что это СОМ? (Появляется изображение сома). Помести сома ЗА камнем. Где притаился сом? ОТКУДА он выглядывает? Расскажи о соме.
- Сом – самая крупная рыба, которая живёт в реках. Это хищная рыба. У него большая голова, крупный рот, короткий хвост. Свои длинные усы использует как приманку. Когда сом шевелит усами, рыбы думают, что это червяки и подплывают близко. А сом их съедает. Плавает сом медленно, у самого дна.
Б). - А это КАРП. Помести карпа ПОД камыши. Где спрятался карп? Расскажи об этой рыбе.
- Карпа называют королём пресноводных рыб. Это мирная рыба. У неё зубы не во рту, а в глотке. Ими она перетирает пищу (личинки насекомых, водоросли). Тело карпа овальное, с крупной тёмно-жёлто-золотистой чешуёй. Это очень осторожная рыба, сильная, умная и смелая. Её очень трудно поймать.
В). Игра «Родные слова» с игрушкой рыбкой (образование родственных слов).
Г). Появляется изображение ОКУНЯ.
- Помести окуня НАД водорослями. Расскажи об окуне.
- Это небольшая пресноводная рыба. У него большая пасть, острые зубы, а на жабрах есть шипы. Тело у окуня полосатое. Хвост и плавники красного цвета. Это хищная и смелая рыба.
Д). Физминутка « Юбилей у окуня».
Е). - Приплыла ЩУКА. Помести её ПОД корягу. Откуда она высматривает добычу? Расскажи об этой рыбе.
- Щука крупная хищная рыба. У неё большая пасть с острыми зубами. Они есть даже на языке и на нёбе. Тело длинное, покрыто пятнами и полосами. Это отличная маскировочная окраска. Щука меняет свой цвет: в траве она тёмно-зелёная , на песчаном дне жёлтая, а у коряги бурая. Хвост сильный. Она ничего не боится, даже тени рыбака или удочки. Её называют пресноводной акулой. Живут щуки дольше всех рыб.
- Сколько слогов в слове щука? Накормите эту хищницу (логопед поворачивает ковролин с 12 картинками, дети отбирают 4 картинки, состоящие из 2-х слогов).
Ж). Появляется изображение НАЛИМА. Помести эту рыбу куда хочешь. Где оказался налим? Расскажи о налиме.
- Налим крупная рыба. Голова широкая, приплющенная. На подбородке небольшой усик. Зубы мелкие и частые. Как щётки. Тело налима вытянутое, Плавники широкие, а хвост круглый. Это хищная рыба. Живёт в реках.
З). Игра «Чудесные камушки». Дети достают из мешочка зелёный или синий камушек, снимают с ковролина картинки с мягким или твёрдым первым звуком в слове и убирают в контейнер соответствующего цвета.
И). – Теперь все обитатели водоёма сыты и довольны. То-то обрадуются рыбаки, когда придут сюда с удочкой. Ведь рыба – очень полезная еда. А вы сможете самостоятельно приготовить рыбу?
Игра «Угощение» (с помощью алгоритмов дети составляют рассказы). 1 команда – «Как приготовить отварную рыбу», 2 команда – «Как приготовить жареную рыбу».
4. Итог : Молодцы! Вы сделали много добрых дел.( индивидуальная положительная оценка).
Планируемый результат: практическое овладение нормами речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соотношение военно-речных сил краснознаменной амурской флотилии и Сунгарийской речной флотилии в Советско-Японской войне 1945 г.
В кн.: Великая отечественная война; Подвиг народа и уроки истории: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Хабаровск 2010....
«Рыба морская и речная. Пищевая ценность рыбы Пр. р. Разделка сельди и подача к столу»
Раздел: кулинария 6 класс...
«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»
Занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ЗПРЦель: развитие лексико-грамматического строя речиЗадачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление представлений о ...
Конспект фронтального занятия в 1 классе. «Аквариумные, речные рыбы. Животный мир океанов»
Составлен на основе логопедических занятий и заданий для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищевой, Н.Э. Теремковой....
Презентация к уроку биологии на тему "Речные рыбы" (VIII вид обучения)
Презентция предназначена для использования на уроках естествознания в классах с обучающимися с особыми образовательными потребностями (VIII вид обучения)...
Конспект фронтального логопедического занятия "Речные рыбы"
Тема: «Речные рыбы»Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».Задачи:Образовательные:1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).2. ...
Конспект занятия по развитию речи РЕЧНЫЕ РЫБЫ
Конспект занятия по формированию ЛГК у детей старшей логопедической группы по теме РЕЧНЫЕ РЫБЫ....