Аутичный ребенок - как помочь
консультация по теме

Минеева Юлия Александровна

В консультции для молодых специалистов представлен опыт работы с аутичными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Среди детей, посещающих наше учреждение все чаще встречаются аутичные дети.

Аутизм выражается в искажении развития. Это состояние чаще всего формируется у детей в раннем возрасте. Распознать его позволяет наблюдение за поведением и реакциями ребёнка.

       Аутичные  дети не любят обращать внимание на окружающих, с трудом идут на контакт и словно живут в своём собственном мире. Они не стремятся познавать новое, делиться своими эмоциями.

Речь аутичного ребенка развивается по – разному и  имеет ряд особенностей.

В раннем возрасте вслед за лепетом появляются слова никак не связанные с ближайшим окружением (например: вместо слов «мама», «папа», «дай», ребенок говорит: «лампочка», «мяч» и т. д.).

Речь его не осмыслена, часто в ней присутствуют эхолалии. Ребенок говорит, но монотонно, как будто повторяет заученный текст. Вопросы задает редко, а если они возникают, то носят повторяющийся характер.

 Чтобы попросить что-либо такой ребенок  берет взрослого за руку и ведет к объекту, подводит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут нужный предмет.

    Обогащение активного словаря аутичных детей происходит за счет слов, произносимых окружающими в сильном аффекте (речевые штампы, бранные слова).  В дальнейшем речь малыша состоит из стереотипных фраз, которые являются следствием их эмоционального состояния, но не направлены на общение ребенка с окружающими.

Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития.

У нас в саду дети с различной степенью выраженности аутизма.

Среди наших воспитанников встречаются совсем не говорящие аутичные дети.

              Они отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности.  Нарушение коммуникации  у данной категории детей носит глобальный характер, у них полностью отсутствует  мотив речевой деятельности. Они совсем не испытывают потребности в общении.

     Как же научить общаться таких детей, взаимодействовать друг с другом и со взрослыми?

            Для таких детей  создается иная форма коммуникации, при которой речь взрослого подкреплена жестами  и зрительными символами. Визуализация, как метод работы с аутичными детьми  используется на всех этапах работы.

         Дети, страдающие аутизмом, отличаются повышенной тревожностью, неприятием всего нового. Непривычная ситуация, новые люди пугают его, вызывают страх. Адаптация таких детей длится продолжительное время. Ребенок должен довериться педагогу, не бояться остаться с ним в одном помещении.

      Первое время педагог наблюдает за ребенком, не вступая с ним во взаимодействие. Одновременно он определяет,  какие условия для занятий являются наиболее комфортными для ребенка, выявляет средства, способные привлечь его внимание. Необходимо отметить, что специально пространство  для занятий с ребенком важно для достижения наилучшего результата.

    Важно собрать информацию у родителей, выявив его предпочтения: что нравиться ребенку, чем он любит заниматься, что любит есть. Необходимо также знать, что может  у ребенка, вызывает отрицательные эмоции.

Когда адаптационный период работы с ребенком проходит, постепенно приступаем к специально организованным занятиям. Важно, чтобы в работе принимали участие все взрослые, контактирующие с ребенком, и новые навыки закреплялись одновременно во всем окружении ребенка.

Формирование коммуникации у неговорящих аутичных  детей ведется одновременно в нескольких направлениях: формирование понимания речи, преодоление артикуляционной апраксии, формирование ручного праксиса.

На всех этапах работы используются картинки, фотографии, напечатанные слова (глобальное чтение).

Картинки и фотографии помогают выработать у ребенка соответствующие стереотипы, помогая  на первых этапах организовать его деятельность. Соответствующие изображения учат малыша определять, когда идти гулять, спать, заниматься чем – либо и т.д. Работая с карточками важно добиться от ребенка фиксации взора на ней. Карточку педагог держит на уровне своих губ. Параллельно звучит четкая речевая инструкция (спать, заниматься, есть). Если ребенок не реагирует на обращение, мы используем тактильную стимуляцию (например, чтобы ребенок посмотрел в нужном направлении, можно повернуть его голову руками)

Положительным дополнением является использование жестов («встань» – руки педагога поднимаются вверх)  

Таким образом, структурируется вся деятельность ребенка.

     При обучении глобальному чтению мы используем карточки с напечатанными  словами.

На первых этапах используются слова, обозначающие известные ребенку действия или предметы: кукла, мяч, машина, идет, лежит, стоит, и к ним подбираются соответствующие предметы.  В дальнейшем можно использовать и картинки, причем как пары картинок: предмет – слово, так и двусторонние картинки: с одной стороны изображение предмета, с другой – его название. Это позволяет разнообразить игры и понять, насколько ребенок усвоил данную лексику.

    Расширение словаря происходит постепенно, на первых этапах не только за счет введения новых слов, а путем расширения значений уже известных. Так, ребенок, учится понимать, что летит не только птица, а еще и бабочка и самолет.

Параллельно ведется работа по преодолению артикуляционной апраксии.  Ребенок может свободно выполнять непроизвольные движения органами артикуляции (есть, глотать, локализировать отдельные звуки), но произвольные движения ему недоступны.

          Работа по формированию произвольного произнесения звуков строится  с опорой на имеющиеся спонтанные артикуляции.

Последовательность постановки звуков – традиционна. Работу начинают с постановки гласных звуков, параллельно или чуть позже – включают согласные. Звуки произносятся педагогом утрированно. Отработав несколько звуков, можно попытаться слить их в простейшие звукоподражания. Закрепив стереотип произнесения отдельных звукокомплексов, можно попытаться

закрепить их ситуативное употребление. Например, «ОП» - прыжки на двух ногах, «Д – Д – Д» - постучать кулачком об ладошку и т. д. В дальнейшем повторение ребенком этих действий вызывает у него соответствующие звукоподражания.

    Параллельно с работой по формированию произношения, необходимо проводить массаж. Приемы массажа общеизвестны, но начинать его рекомендуется с большой осторожностью, постепенно приучая детей к прикосновениям.

  Особое место отводится работе над указательным жестом, который, как правило, отсутствует у аутичных детей. На первых этапах педагог своими руками укладывает пальцы ребенка так, чтобы получился указательный жест и удерживает их несколько секунд в этом положении, повторяя: «Вот мячик», «Вот кукла».

Поскольку понимание речи у таких детей затруднено, педагог вместе с ребенком выполняет различные действия, сопровождая их речью. Обычно это короткие четкие фразы. Например: Я прыгаю. Я бегаю.  

Часто приходится вместо инструкции давать образец речевого высказывания. Например: Ваня, скажи: «Папа иди сюда».

Таким образом, у ребенка появляется набор слов – штампов, фраз – штампов, которыми он пользуется. В дальнейшем в эти фразы – штампы вводятся новые слова. Без специальной коррекционной работы спонтанное развитие речи может остановиться на этом этапе и в дальнейшем ребенок не сможет пользоваться речью, как средством общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком

Сенсорные игры являются эффективным средством  для установления эмоционального контакта  с аутичным ребенком при условии ориентации на его структуру уровневой эмоциональной регуляции и...

Проблемы перехода аутичного ребенка с надомного обучения на обучение в классе и пути их решения.

В данной статье рассматривается ситуация, когда ребенок-аутист переходит с обучения на дому на обучение в коллективе специальной коррекционной школы VIII вида (1 вариант обучения)...

Как вести себя с аутичным ребенком?

Рекомендации адресуются родителям начальных классов. Стремитесь сделать новую совместную деятельность с ребенком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности....

Психокоррекционная работа с аутичным ребенком

Психолого-педагогические проблемы профессиональногосамоопределения детей с ограниченными возмоностямив условиях МКУ "РЦ "Радуга" г.Прокопьевск...

Коррекционная образовательная деятельность с аутичным ребенком "Зима. На горке" (сюжетное рисование)

КОД “Зима. На горке” (сюжетное рисование) Цель: Развитие у ребёнка способности понимать речь (формирование речевого мышления). Уменьшение, смягчение аутизма, установление более тесного эмоци...

Сенсорные игры как средство коммуникации с аутичным ребенком

Сенсорные игры как средство коммуникациис аутичным ребенком...

Работа с родителями аутичного ребенка

В нашей стране все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутического спектра. За помощью к специалистам  родители обращаются уже, когда...