Коррекционная образовательная деятельность с аутичным ребенком "Зима. На горке" (сюжетное рисование)
план-конспект на тему

Рогалева Наталья Александровна

КОД “Зима. На горке” (сюжетное рисование)

 

Цель: Развитие у ребёнка способности понимать речь (формирование речевого мышления). Уменьшение, смягчение аутизма, установление более тесного эмоционального контакта между ребёнком и логопедом.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. развитие зрительного и слухового внимания;

2. развитие фонематического слуха;

3. развитие речевого слуха;

4. расширение словарного запаса.

Образовательные задачи:

1. развитие способности ребёнка к произвольному сосредоточению;

2. преодоление эмоционального недоразвития;

Воспитательные задачи:

1. формирование целенаправленного поведения;

2. социализация ребёнка;

3. привитие навыков самообслуживания.

Ход

I. Ребёнок смотрит в окно. Логопед начинает комментировать то, на что упал его взгляд: “Как красиво падает снег. Все деревья стоят в снегу. Снег пушистый, мягкий, вон какие глубокие следы оставляют дяди и тёти… Вот девочка везёт санки, а на них сидит кукла. Интересно, куда идёт девочка? Наверное, на горку, во двор вон того дома. Она будет там кататься на санках… А Коля с мамой тоже вчера ходил на горку. Было так хорошо, весело…

II. Логопед рассказывает ребёнку о нём самом. Он рисует Толю, рассказывает, как мальчик собирался на прогулку, какую куртку надел, как побежал кататься с горки. Ребёнок непременно обратит внимание на рисунок. Он может выслушать всю историю до конца, глядя, как события развиваются перед ним на рисунке, а может время от времени уходить, погружаясь ненадолго в свои занятия, а затем снова возвращаться.

Ребёнок подрисовывает или раскрашивает только тогда, когда сам захочет. Логопед рисует и рассказывает не торопясь, подробно прорисовывая и проговаривая детали: “Помнишь, какой был глубокий снег, сугробы, какие следы оставались от твоих сапог на снегу, а рядом – вот такие птичьи следы; там, помнишь, были голодные вороны и воробьи – вы с мамой им хлебных крошек насыпали много – много”.

III. Логопед:” а теперь мы соберём все краски в коробочку, вытрем салфеткой стол, чтобы было чисто и аккуратно”.

Комментарий:

1. На начальной стадии формирования стереотипа учебного поведения не надо пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. Не стоит разбрасываться, всякий раз 

предлагая ребёнку что-то новое, и убеждаясь вновь и вновь, что его внимание на новой деятельности удерживается очень недолго. Так, к рисованию любимых сюжетов можно возвращаться постоянно, немного меняя их за счёт деталей. Затем, когда ребёнок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать рассказ логопеда, можно постепенно создавать из рисунков целые серии. Так получаются “истории в картинках”, где главным героем является сам ребёнок. Рисунки развешиваются по стенам или наклеиваются в альбом, превращаясь в целые книжки, которые ребёнок будет сам с удовольствием перелистывать.

2. Практически любое обучающее занятие с ребёнком должно ориентироваться, в первую очередь, на возможности его непроизвольного внимания. Если мы с самого начала будем добиваться от него выполнения нашей инструкции – даже очень простой, но требующей его произвольного сосредоточения, - или задавать прямые вопросы, мы, скорее всего, сформируем стойкий негативизм ребёнка по отношению к занятиям, так как произвольно сосредоточиться для него очень сложно. Напротив, мы сможем достаточно быстро продвигаться в освоении любых навыков, сможем многому научить аутичного ребёнка, 

ориентируясь на его непроизвольное внимание; функция же произвольности будет постепенно отрабатываться на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОД “Зима. На горке” (сюжетное рисование)

Цель: Развитие у ребёнка способности понимать речь (формирование речевого мышления). Уменьшение, смягчение аутизма, установление более тесного эмоционального контакта между ребёнком и логопедом.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. развитие зрительного и слухового внимания;

2. развитие фонематического слуха;

3. развитие речевого слуха;

4. расширение словарного запаса.

Образовательные задачи:

1. развитие способности ребёнка к произвольному сосредоточению;

2. преодоление эмоционального недоразвития;

Воспитательные задачи:

1. формирование целенаправленного поведения;

2. социализация ребёнка;

3. привитие навыков самообслуживания.

Ход

I. Ребёнок смотрит в окно. Логопед начинает комментировать то, на что упал его взгляд: “Как красиво падает снег. Все деревья стоят в снегу. Снег пушистый, мягкий, вон какие глубокие следы оставляют дяди и тёти… Вот девочка везёт санки, а на них сидит кукла. Интересно, куда идёт девочка? Наверное, на горку, во двор вон того дома. Она будет там кататься на санках… А Коля с мамой тоже вчера ходил на горку. Было так хорошо, весело…

II. Логопед рассказывает ребёнку о нём самом. Он рисует Толю, рассказывает, как мальчик собирался на прогулку, какую куртку надел, как побежал кататься с горки. Ребёнок непременно обратит внимание на рисунок. Он может выслушать всю историю до конца, глядя, как события развиваются перед ним на рисунке, а может время от времени уходить, погружаясь ненадолго в свои занятия, а затем снова возвращаться.

Ребёнок подрисовывает или раскрашивает только тогда, когда сам захочет. Логопед рисует и рассказывает не торопясь, подробно прорисовывая и проговаривая детали: “Помнишь, какой был глубокий снег, сугробы, какие следы оставались от твоих сапог на снегу, а рядом – вот такие птичьи следы; там, помнишь, были голодные вороны и воробьи – вы с мамой им хлебных крошек насыпали много – много”.

III. Логопед:” а теперь мы соберём все краски в коробочку, вытрем салфеткой стол, чтобы было чисто и аккуратно”.

Комментарий:

1. На начальной стадии формирования стереотипа учебного поведения не надо пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. Не стоит разбрасываться, всякий раз 

предлагая ребёнку что-то новое, и убеждаясь вновь и вновь, что его внимание на новой деятельности удерживается очень недолго. Так, к рисованию любимых сюжетов можно возвращаться постоянно, немного меняя их за счёт деталей. Затем, когда ребёнок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать рассказ логопеда, можно постепенно создавать из рисунков целые серии. Так получаются “истории в картинках”, где главным героем является сам ребёнок. Рисунки развешиваются по стенам или наклеиваются в альбом, превращаясь в целые книжки, которые ребёнок будет сам с удовольствием перелистывать.

2. Практически любое обучающее занятие с ребёнком должно ориентироваться, в первую очередь, на возможности его непроизвольного внимания. Если мы с самого начала будем добиваться от него выполнения нашей инструкции – даже очень простой, но требующей его произвольного сосредоточения, - или задавать прямые вопросы, мы, скорее всего, сформируем стойкий негативизм ребёнка по отношению к занятиям, так как произвольно сосредоточиться для него очень сложно. Напротив, мы сможем достаточно быстро продвигаться в освоении любых навыков, сможем многому научить аутичного ребёнка, 

ориентируясь на его непроизвольное внимание; функция же произвольности будет постепенно отрабатываться на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми среднего возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) по развитию зрительно-моторной координации.

В конспекте отражены разные приемы и технологии развития зрительно-моторной координации в виде путешествия детей на разных видах транспорта. Данная деятельность с детьми была показана выездной кафедре...

Коррекционно - образовательная деятельность «Ах ты, зимушка-зима»

МБДОУ "Детский сад "Мастерок"Учитель-логопед: Рогалева Наталья АлександровнаНОД «Ах ты, зимушка-зима» Цель: обобщение знаний детей о зиме.Коррекционно-образовательные задачи:Активизировать словар...

Конспект коррекционной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Данный конспек показывает направления деятельности по развитию основных психических функций детей среднего дошкольного возраста....

проект коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Подводное царство

Пример серии занятий интегрирующих задачи по экологическому воспитанию и задачи по формированию связной речи....

Су-джок- как альтернативный метод и прием способствующий интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной деятельности педагогов

Су-джок- как альтернативный метод и прием способствующий интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной деятельности педагогов/...