Особенности развития познавательной деятельности у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка
консультация на тему

Титова Елена Константиновна

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего - то просто избавляясь.

Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Познавательный интерес также является важной составляющей познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Познавательное развитие ребенка формирует потребность и способность активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Познавательная сфера личности включает:

  • Ощущения
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление
  • Воображение

Ощущение – это первая форма познания окружающей действительности. С ощущений начинается развитие человека.

Различают пять основных видов ощущений:

  • Вкусовые
  • Тактильные
  • Обонятельные
  • Зрительные
  • Слуховые

Восприятие в раннем возрасте — это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины.

Внимание – это один из сложных познавательных процессов.

Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде слухового и зрительного сосредоточения. В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.

Память – сложный психический процесс, который обеспечивает целостность и развитие личности.      

Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни – становятся годами первых детских воспоминаний.

Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. 

  Виды мышления:

1. Наглядно-действенное – познание с помощью          манипулирования предметами – игрушками.

2.   Наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений.

3.   Словесно-логическое – познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Воображение – психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности. Начинает развиваться только в дошкольном возрасте.  

Для развития познавательной активности ребенка раннего возраста огромное значение имеет развитие восприятия знаковой функции мышления и осмысленная предметная деятельность. В этот период активны органы восприятия – зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, которые помогают познавать мир малышу. В этом возрасте ребенка надо познакомить с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый), формами (шар, куб, квадрат, треугольник), размерами (длинный – короткий, широкий – узкий, высоко – низко), а также развивать тактильные ощущения (мягкий – твердый, гладкий – шершавый). Развитию восприятия прекрасно способствуют двигательная активность и предметная деятельность ребенка.

Период раннего детства отличается наиболее интенсивным темпом развития физического, психического и социального развития ребенка. Это период активного освоения детьми окружающего мира, предметно-практической деятельности, овладения речью, развитию игровой деятельности. Именно в этот период формируются основы физического и интеллектуального развития ребенка.

Дом ребенка занимает особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Это учреждение здравоохранения призвано заменить семью, детям, оставшимся без попечения родителей, создать условия, в котором ребенок, лишенный родителей, развивался бы нормально, своевременно, всесторонне.

Оставшиеся без попечения родителей, основного источника опыта эмоциональных взаимоотношений между людьми, дети испытывают трудности в установлении элементарных связей с окружающим миром, формировании собственного активного поведения.

Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка лишены жизнерадостности, они вялы, апатичны, у них снижена познавательная активность, эмоциональные проявления и т.п.

Познавательное развитие этих детей отстает от показателей развития возрастной нормы. Сенсорное развитие этих детей формируется слабо: не все знают основные цвета и их оттенки;  не могут классифицировать предметы по одному значимому признаку (например, отделить кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета); затрудняются выделить предметы по цвету, форме, величине; не способны длительно сосредоточивать внимание на одном объекте; не ориентируются в пространстве; не достаточно сформирована игровая деятельность. Из-за дефицита общения с взрослыми детям свойственен госпитализм. Такие дети недоверчивы, замкнуты, плаксивы, пассивны.

Известно, что дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, отстают в формировании и развитии речи. Активная речь у них возникает позже; в общении с взрослыми дети чаще используют жесты, мимику. В основе задержек вербального развития этих детей лежит дефицит общения с взрослым, и, в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ним.

И поэтому, практическое сотрудничество ребенка с взрослым должно стать основной формой общения, а предметная деятельность – ведущей деятельностью. Если потребность в сотрудничестве у ребенка отсутствует, и он стремится к эмоциональному взаимодействию с взрослым, то необходимо больше внимания уделить организации эмоционально-деловых контактов с ребенком. Это важно не только для познавательного развития малыша, но и для налаживания взаимодействий с окружающими людьми.

Особая форма предметной деятельности – предметная или процессуальная игра. Воспитанники дома ребенка проявляют слабую склонность к игровой деятельности, больше времени проводят за простым манипулированием. Игра увлекает детей, если их отношение к обыгрываемым предметам эмоционально окрашено. Поэтому педагогам и воспитателям дома ребенка необходимо способствовать эмоциональной насыщенности игры, стимулировать интерес детей к действиям в воображаемой ситуации.

Так же важно учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы он чувствовал доброжелательность и поддержку.

Важна совместная деятельность взрослого и ребенка.                                                                                     Поддержка взрослого в выборе ребенка (игрушки, дидактического материала, желание выполнять или не выполнять предлагаемое и т.д.);                                  

Речевое сопровождение всех действий в процессе совместной деятельности и в повседневной жизни является важным условием.                                                      

   Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.

  Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. А так как ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра, то и развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Поэтому, игры являются составной частью коррекционно-образовательного процесса.

Занятия с детьми дома ребенка строятся в игровой форме или с использованием игровых упражнений.  

На занятиях используются методы: наглядный, словесный, игровой.

Методические приемы:

  • Дидактические игры, игровые упражнения, театрализованная
    деятельность.
  • Нетрадиционное рисование.
  • Малые формы устного народного творчества (потешки, прибаутки,
    колыбельные).

Занятия разнообразны, доступны детям по содержанию. У детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, внимание неустойчивое, дети отличаются повышенной подвижностью, нуждаются в частой смене деятельности. С этой целью в качестве отдыха используются подвижные упражнения и игры, которые используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности ребенка.

Литература:

  1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Москва.: Медицина, 1977.-304 с.
  2. Детская практическая психология: Учебник /Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. -М.:Гардарика, 2004.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новосёловой.- 4-е изд., перераб.- Москва.: Просвещение, 1985.- 144 с.
  4. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- Москва., 1997.
  5. Лисина М.И. Особенности практически действенного общения с взрослыми у детей с задержкой психического развития // Дефектология 1975, №6.
  6. Лямина, Г.М., Воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва.: Просвещение, 1981.-224 с.
  7. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка: Книга для работников дома ребёнка/ Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др.; Сост. Э.Л.Фрухт.-Москва.: Просвещение, 1989.-192 с.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения соврем...

Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...

Использование речевых игр в развитии познавательной деятельности у детей с проблемами в развитии

Статья об использовании и влиянии речевых игр на детей с проблемами в развитии, о взаимосвязи развития речи и развития познавательной деятельности....

Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.

Мы исследовали  психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией   и   косоглазием.  задачей эксперимента было: выявление  восприятия этими дет...

Пути развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.

Пути развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ....