Виды логопедической работы на уроках русского языка.
методическая разработка по теме
задания могут быть использованы на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_logopedicheskikh_rabot_.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды логопедической работы на уроках русского языка.
Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеды и учителя начальных классов.
Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с временной задержкой психического развития детей. Исследователи отмечают, что эти дети, к моменту поступления в школу, не достигают необходимого для начала обучения уровня развития восприятия, памяти, внимания. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности.
Особенно существенно их отставание в развитии мышления и речи. Специалисты подчеркивают, что большинство из таких детей отстают от нормально развивающихся сверстников как в развитии наглядного (действенного и образного), так и понятийного (словесно-логического) мышления. Это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают дети с задержкой психического развития при овладении навыками письма и чтения, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приемов вычислений и т.д. Особенности познавательной деятельности, психофизического развития изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяют своеобразие речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развернутом высказывании. Кроме того, несформированность аналитико-синтетической деятельности, психомоторики часто приводит к нарушению различных сторон речи, отдельных ее компонентов.
Причина неуспеваемости данной группы учащихся с похожими внешне на ОНР проявлениями обусловлена «преимущественной недостаточностью познавательной деятельности». Что касается детей с ОНР, то «своеобразие индивидуальных особенностей внимания, памяти, уровня произвольности общения и деятельности являются производными, т.е. следствием аномального развития речи».
Вместе с тем, можно выделить случаи сложного нарушения, когда задержка психического развития сочетается с ОНР. Тогда несформированность основных умственных операций: анализа и синтеза - не позволяет ребенку успешно усваивать не только теорию родного языка, оперируя такими понятиями, как слово, слог, ударение, звук и т.д., но и грамматические правила, способы решения математических задач, приемы вычисления. Совершенно очевидно, что прежде чем приступать к систематическому обучению ребенка и требовать от него усвоения материала, необходимо обеспечить соответствующий уровень развития процессов анализа и синтеза.
К сожалению, традиционное начальное обучение, которое часто вынуждены осваивать дети с задержкой психического развития, не выполняет этой функции, поскольку культивирует репродуктивный стиль мышления: даже если программой и предусматриваются аналитические, обобщающие и сравнительные действия, то они строятся по типу заданности и однозначности ответов. В значительной степени именно это порождает затруднения у учащихся с задержкой психического развития и ОНР в начальных классах.
Чтобы работа школьного логопеда в классах для детей с задержкой психического развития стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Они оба стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Большую роль в развитии устной и письменной речи детей играет использование на уроках русского языка различных видов логопедических заданий. Это помогает разнообразить занятия, преодолевать дисграфические ошибки, развивать память, внимание, логическое мышление. Кроме того, программа, применяемая в работе логопедами классов для детей с задержкой психического развития нашей школы, составлена таким образом, что в ней большое внимание уделяется отработке грамматических тем на логопедических занятиях. Мне удается применять различные виды логопедических заданий на уроках русского языка еще и потому, что я не только учитель, ведущий уроки русского языка в данном классе, но также и логопед. Поэтому я всегда точно знаю, какая тема изучается сейчас на логопедических занятиях и как это можно связать с тематикой урока русского языка и наоборот.
Одной из последних тем, изучаемых нами на уроках русского языка, была «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и простого будущего времени», поэтому представленные здесь фрагменты занятий, направлены на закрепление данной темы.
1. Задания «Расшифруй слово по буквам»
Прочитать пословицы, составляя глаголы из букв, обозначенных цифрой в словарных словах:
Ноги ____________(1) , а руки ___________(2) .
Дождик _________________(3), а солнышко____________(4).
Человек от лени__________(5), от труда _______________(6).
Кто много ___________(7), тот мало _______________(8).
1 | 2 | 3 | 4 |
пенал(3) около (5) овёс (4) ягода (1) ракета (5) | капуста (1) восток (2) квартира(4) восемь (5) сеялка (3) газета (5) | вокзал (1) язык (3) потом (5) родина (2) ученик (2) пшеница(5) учитель (4) | соловей (5) однажды(7) растение(3) рисунок (4) шоссе (1) сирень (2) салют (5) |
5 | 6 | 7 | 8 |
победа (3) топор (2) молоко (3) петух (2) одежда (3) метро (3) | здесь (1) обед (4) самолёт (4) трактор (7) портрет (2) медведь (4) ракета (4) месяц (2) шестнадцать(4) | одежда (4) сверкать(3) понедельник(7) машина (2) тетрадь (2) хозяйство (7) | Улица (3) мороз (1) одежда (3) месяц (2) приветливо(6) |
- Прочитать текст, читая глаголы справа налево:
Солнце ястеянолкс к западу, теасорб свои радостные лучи на поляну и тихими отблесками тижорд на ароматной хвое.
Как мы мидох.
При ходьбе некоторые тюакраш ногами, сильно тюянолкан туловище вперёд и тюаксупо голову. Другие при ходьбе тюавичаксар туловище. А етеанз ли вы, что неправильная походка теавызыв болезни позвоночника?
Опытные любители ходьбы при ходьбе тяватс ногу на всю ступню, тюялварпсар плечи, голову ен тюаксупо. А ты ьшиделс за своей походкой?
Теперь уж скоро! Март тенатсан,
Грачи к нам с юга тятелирп,
Театсар снег, теплом тенятоп,
И новый темирп всё наряд.
Когда мы так говорим?
Тихой сапой
Раньше при осаде города нередко в город противника илавыдалкорп подземный ход. В него илавыдалказ бочки с порохом. Подземный ход, который яславызан сапой, надо было ьталед скрытно, бесшумно, незаметно.
Отсюда в нашей речи ьсолинархос выражение тихой сапой. Оно теачанзо ьталедс что-то неприятное тайно и скрытно. Интересно, что слово сапёр олшозиорп от слова сапа. Раньше сапёрами илавызан солдат, которые илыр сапы.
Тидохорп красной нитью.
Так тяровог об основной теме какого-нибудь произведения. Например, в сказке А.П. Гайдара «Горячий камень» красной нитью тидохорп мысль о том, что подлинное счастье – в борьбе и труде на благо народа.
Откуда ьсоливяоп это выражение? Оно олширп к нам из английского языка. На английских судах в верёвки илателпв красные нити. Это лыб опознавательный знак английского флота. По красным нитям иляледерпо принадлежность судна Англии.
Итйаз на огонёк.
Раньше в небольших городах России лыб интересный способ ьташалгирп в гости. На окна иливатс высокие свечи. Если на окне тирог огонёк, значит, хозяева дома и тюашалгирп к себе всех, кто течох их ьтедив.
Сейчас выражение итйаз на огонёк теачанзо итйаз к знакомым без специального приглашения. «лёш мимо, ну и лёшаз к вам на огонёк».
Мы часто мировог : «Время олкетси. Сколько воды олкету». ястеавызакО, между водой и временем ьтсе связь.
Больше двух тысяч лет назад люди иламудирп часы. Это илыб водяные часы. В высокий сосуд, с отверстием на дне, илавилан воду. Время ьсолялсичси количеством воды, которая алакетыв из сосуда. Время олкет.
- Прочитать текст, переставив местами буквы в глаголах, распределить гласные между согласными, начиная с первой буквы, данной в этом слове.
Ветер то брстсоаея к небу, то стремглав пдтаае в овраги.
В тихие дни берёзка сбрсвтаыае листья ровным кругом. С пугливой готовностью кдтиае липа зубчатые монетки в чёрную воду омута. Крснтаее стройный клён. Всегда буровато одетая лиственница так скупо трттаи свою хвою, что хвттаи и на зимнюю пору. Долго ещё пкрвтоыаю её золотые иголки белоснежную скатерть полей.
Муми-тролль стлоя на крыльце и смтрлое, как зима плнлееаа землю в белое одеяло. Семья троллей гтвлсьооиа к долгой зимней спячке. Мама-тролль нкрлаыа стол на веранде. После обеда все серьёзно пжллоеаи друг другу спокойной ночи. Папа-тролль ооёбшл весь дом, зкрлаы все ставни, оеубрнл люстру сеткой, чтобы пыль не пплоаа. Потом каждый злзае к себе в кровать, уоистрл в ней ямку поудобнее и зснлау до весны.
Жалобы зайца.
Жвшьиё в лесу. Встшьаё рано утром. Зслшшьаыи шорох, впргншьыые из куста да и ппдшьоаё охотнику под ноги. Хтршьии, лквшьуаи, а рано или поздно всё равно беды не иеизбжшь. Иёдшь к речке и глдшьяи, не спртлсяая ли кто на берегу.
Кот- ворюга
Рыжий кот оооыабврввл нас каждую ночь. Он врвлооа всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Почти месяц мы вслжвлыеиаи кота.
Наконец кот пплсоая. Он уакрл кусок колбасы, плзое с ним на берёзу, срвлсоая с ужасающим воем и уаямчлс под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не блыо. Втщтьыаи из-под дома кота прчлоуии Лёньке.
Лёнька првзлияа к леске за хвост небольшую плотвицу и зкнлаиу её через лаз в подполье. Кот вцплсеия зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька втщлыаи его наружу.
Мльктеае жёлтый лист на зелени дерев;
Работу кнчлои серп на нивах золотистых;
И пкрснлоае уже вдали ковёр лугов;
И зрелые плоды встия в садах тенистых.
- Прочитать текст, переставив местами слоги в глаголах:
Дятел-хлебосол.
Почему синицы бятлю дятла? Зимой дятел не только себя миткор, но и синицам моетпога. Нетсу клюв в сухую лесину стадонет себе пищу. Куски сухой коры щедро няроет на землю. А в них синицы щути и дятхона заснувших жучков.
Дрезалима звёзды золотые,
Дрозажоло зеркало затона,
Житбрез свет на заводи речные
И мятруни сетку небосклона.
Лыблисьнуу сонные берёзки,
Трераслипа шёлковые косы.
Лесшетят зелёные серёжки,
И рятго серебряные росы.
2. Работа с синонимами
- Составьте с данными глаголами словосочетания.
Удивился (чему?), поражаться (чем?);
Хотеть (чего?), стремиться (к чему?);
Беспокоиться (о ком?), тревожиться (за кого?);
Захватить (что?), завладеть (чем?);
Продавать (что?), торговать (чем?).
- К данным глаголам подберите синонимы. Составьте с ними словосочетания, используя для этого подходящие по смыслу существительные и, где нужно, предлоги. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. Например: блестеть – сверкать. Сверкать на солнце. Капли росы сверкали на солнце.
Блестеть, бороться, работать, торопиться, пригласить, вертеться, взлететь, греметь, сторожить, успокоить, заглядеться, бежать.
- Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существительные. Напишите, где нужно, предлоги. Составьте с полученными словосочетаниями предложения.
Посетить, побывать (Москва, друг);
Заботиться, беспокоиться (дети, здоровье);
Вращаться, виться (колесо, ласточка);
Охранять, караулить (склад, покой);
Унять, успокоить (ребёнок, больной).
- Выберите из скобок подходящие по смыслу глаголы и замените ими глаголы в данных предложениях. Лишние исключите.
На деревьях сверкал пушистый иней (искрился, сиял, блистал).
Мать опасалась за здоровье ребёнка (страшилась, пугалась, боялась).
Быстро бежало время (торопилось, мчалось, спешило).
На улицах и площадях развевались флаги (реяли, парили).
Над головой гремел оглушительный гром (шумел, грохотал, рокотал).
- Расположите глаголы по степени усиления обозначаемого действия. Составьте с ними словосочетания.
Кричал, шептал, говорил;
Мчался, шагал, бежал;
Смеялся, улыбался, хохотал;
Рассвирипел, разозлился, рассердился;
Накрапывал, лил, моросил;
Тлел, горел, полыхал;
Поразил, удивил, ошеломил;
Хвалил, одобрял, превозносил;
Озорничал, шалил, дурачился, баловался;
Лил, шёл, моросил, накрапывал;
Летел, шагал, мчался, бежал;
Одобрял, восторгался, хвалил, превозносил;
Тлел , пылал, горел, пламенел,
Поразил, удивил, ошеломил, изумил.
3. «Заколдованные буквы»
Учащимся предлагается найти все «заколдованные буквы», назвать среди них гласные/ согласные, подобрать глагол неопределенной формы, начинающийся с данной буквы, определить его спряжение, записать данный глагол, поставив его в форму 3 лица единственного числа настоящего времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида
Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...
Словарная работа на уроках русского языка в школе VIII-го вида.
Основная задача - словарной работы уточнить словарь, расширить его, активизировать. Закреплению правильного орфографического образа слова способствует работа с орфографическим толковым словарем....
Словарная работа на уроках русского языка в СКОШ VIII вида
В презентации представлены этапы изучения словарного слова на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида....
Организация самостоятельной деятельности учащихся при проведении словарно-орфографической работы на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.
Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинте...
Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.
Данный материал расскажет о структуре урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....
Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "
Статья " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...