Программа спецкурса для 8-9 специальных (коррекционных) классов VIII вида "Литература Ставрополья"
рабочая программа (8 класс) на тему

Скрынникова Татьяна Александровна

ПРограмма рассчитана для детей с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_stavropolya_8-9_klass.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:                           Согласовано:                            Рассмотрено

Директор шк.:                        зам. дир. по УВР                     на заседании МО

____________                        _______________                   Протокол № __ от_ «_____» ______                     «_____» ________                Руководитель МО:___    

                                                                                                  Скрынникова Т. А.                                                                                                                                                                

Программа спецкурса

«Литература Ставрополья»

для 8-9 коррекционных классов VIII вида.

Кол-во часов: 35

Учитель: Скрынникова Т. А.

Программа составлена на основе Программы спецкурса

«Литература Ставрополья и Северного Кавказа», З.Я. Сидоренко, Ставрополь, СКИПКРО, 1995 г.

Пояснительная записка

          Спецкурс  «Литература Ставрополья» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов.

        «Литература Ставрополья», являясь самостоятельным образовательным предметом, органично входит составной частью в литературу  как учебную дисциплину. Она основана  на литературных законах и стандартах, предусмотренных для РФ.

      Требования  к данному  курсу  определены  в утвержденном Губернатором  Ставропольского  края  национально  - региональном компоненте  государственного образовательного  стандарта  «Литература Ставрополья ».

«Литература Ставрополья» теснейшим образом связана с традициями, обычаями, культурой, искусством, историей, экономикой нашего региона.

   Цель  спецкурса «Литература Ставрополья»- привитие  учащимся  любви к Родине, к тому месту, где он проживает.

   При изучении спецкурса  необходимо дать почувствовать учащимся, что писатели, поэты нашего  края тоже создают ценные  в художественном плане  произведения, яркие литературные образы, как  литераторы  столичных городов  России.

     Ставропольский край – многонациональный регион, поэтому, определяя общероссийские культурные ценности, нам следует привить учащимся  культуру  межнациональных  отношений, культуру мира. Учителя Ставрополья  исторически всегда  активно влияли на настроение в обществе. Поэтому  через учащихся, родителей  педагоги края могут стать  активными пропагандистами культуры мира, учить детей уважать достоинство каждого человека , отвергать насилие , проявлять гуманизм.

    На примере произведений писателей Ставрополья   дети учатся  не только слышать слово  писателя , понимать друг друга , любить и оберегать  как  всю нашу планету, но и то, что  они видят каждый день , ту местность , где живут.

   Круг чтения       полностью зависит от наличия книг в школьной , районной библиотеках ,  в домашних библиотеках учителя и учащихся . Важно отбирать произведения с открыто выраженной авторской позицией , произведения , отвечающие высоким критериям художественности .

   Спецкурс, как и программный курс литературы, предполагает развитие теоретических понятий о произведении как художественном единстве  (идейно-тематической основе , сюжете , взаимосвязи героев и обстоятельств , способах характеристики  действующих  лиц, художественных особенностях) ; расширение знаний по стилистике.

   Программа построена на принципе вариативности :  учитель выбирает для изучения темы и произведения, которые отвечают конкретной педагогической целесообразности, наличию книг.

    Учитываются местные условия, интересы и возможности учащихся, учителя и школы.

Структура и содержание программы.

     Курс построен так, что параллельно со школьной программой по литературе можно обращаться к материалу и авторов Ставрополья, и местных авторов, связанному с разделами школьной  программы.

В программу курса  включены  произведения поэтов и писателей Ставропольского края, поэтов и писателей, чья творческая жизнь связана со Ставропольем.

       Необходимо обратить внимание на заучивание художественных текстов и выразительное чтение.

Поэзия представлена  следующими авторами: В.И.Бутенко, А.Е.Екимцевым, И.В.Кашпуровым, Г.С.Фатеевым, М.Ю. Лермонтовым.

     Праздник – презентация творчества любимого поэта и писателя завершает спецкурс  (или проверочная работа ).

     Наизусть 2-3 стихотворения , 1 отрывок прозы.

   Развитие  речи : отзыв о прочитанном, о произведениях других  искусств, сочинения по доступной проблематике, в том числе и по нравственному воспитанию  , сочинения о героях , создание сценариев . инсценировок и другие виды работ.

Рекомендуемая литература:

1. Писатели Ставрополья : Словарь- справочник / Краев. Юнош. Б-ка , Александровская  ЦБС; Сост.: Т.Н. Василенко , О.В.Карпинец . – Ставрополь, 2003 г.

2. Методические рекомендации по изучению курса  « Литература Ставрополья».  Учебное издание ./ Авт. – сост.: А.Е. Шабалдас , З.Я. Сидоренко .- Ставрополь: СКИПКРО , 2000 г.

3. Писатели –классики и Кавказ . Редактор – кандидат фил. Наук Л.В.Витковская . Составление и предисловие И .А. Мохова. – Ставрополь, 1985 г.

4.Готовимся к экзаменам по литературе: Регионально-национальный компонент. / Сост. : В.И.Сидоров , В.Б.Иванова , - Ставрополь : сервисшкола, 2003 г.

5. Литературное краеведение Ставрополья . Региональный учебник для 5-8 классов  общеобр. учрежден., Ставрополь, 2001 г.

6. Литературный Ставрополь, Альманах № 1, Ставрополь, 1998 г.

7.Подвиг народный .Сборник стихов к 60- летию Победы . Культурный фонд «Южная провинция » . Ставрополь, 2005 г.

Тематическое планирование

№п/п

Название разделов

              Количество часов

                                                                                                                                                               

     Дата

1

Программа курса. Литература Ставрополья как один из видов искусства, ее место и роль в жизни общества. Поэты и писатели Ставрополья. Жанры произведений ставропольских авторов. Ян Бернард «Вершины Пятигорья». Восхищение красотой родной природы.

1





2

Народные мифы, легенды, поверья, собранные на Ставрополье.

Миф «Два верных стража»

1


3

Народные мифы, легенды, поверья, собранные на Ставрополье.

Миф «Каменное кольцо»

1

4-5

Народные мифы, легенды, поверья, собранные на Ставрополье.

2

6

Загадки, пословицы и поговорки народов, проживающих на территории Ставропольского края

1

7-8, 9

Народные сказки, собранные на Ставрополье

3

10

Ставропольская поэзия. Тема «малой» Родины в произведениях ставропольских поэтов.

А. Екимцев «Светло в России от берёз», «Рубашка». Трепетная любовь автора к месту, где родился, грусть в воспоминаниях о детстве.

1

11

Ставропольская поэзия. К.Ходунков «Я родился, где цветут саранки», «Отчие просторы», «Старая береза», «Красота земли», «Осень». Искренняя привязанность к родному дому, дань уважения к обычаям своей страны.

1

12

Ставропольская поэзия. Песни. Г.Колесников «Тополя». М.Усов «Как шумят деревья». Поэтические миниатюры о природе. 

1

13,14-15, 16





Классики русской литературы 19 века на Ставрополье

Обзор творчества

Александр Сергеевич

Пушкин.  Пребывание лирика на Ставрополье. Написание произведений.

Михаил Юрьевич

Лермонтов. Рассказ о

поездке Лермонтова на

Кавказ в детстве

Лев Николаевич Толстой

Связь Л.Н. Толстого с Северным Кавказом.

4  

17

С. Заикина «Шапочка пуховая», «Степан и Степанида». Казачья станица. Казаки и их судьбы.

1

18

С. Заикина «Казачий пояс», «Корни», «Андрей большой и Андрей малый». Нравственные основы казачьих традиций. Взаимосвязь поколений. Ставропольская степь как живое существо.

       

1

19

В. Савин «Димка и Кардаш». Повесть о дружбе девочки с конём и собакой.

1

20

В. Байдерин «Рассказы о камне» Увлекательный рассказ о том, как люди постигают тайны минералов и ставят их на службу народу. Таинственный мир камня.

1

21

А.Петрушенко «Камышинка». Мир природы и мир человека. Взаимоотношения детей и взрослых. Смысл названия рассказа.

22-23

По творчеству Ивана Васильевича Кашпурова.

«Гуси», «Парикмахерская» , «Про арбузы»

2

24

 Ставропольский поэт Л.В.Епанешников

«Вместе с солнцем»

 1

26

Ставропольский поэт Л.В.Епанешников

 «Волшебные сапожки»

1

27

Ставропольский поэт Л.В.Епанешников

 «Живой значок»

1

28-29

Г.Н.Пухальская. Бабушкины сказки.

     

2

30

Г.С.Фатеев. «Турник»

1    

31-32

Г.С.Фатеев. «Мы играем в светофор»

   

2

33

Г.К.Баев «Собака не виновата»

1

34, 35

Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору». Книга о юных патриотах Ставрополья. Героический подвиг Володи Ковешникова (по рассказу «Вовкина гора»).

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Программа СБО  составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...

Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе специального (коррекционного) класса VIII вида

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физическо...

Рабочая программа по технологии для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: ...