Программа спецкурса для 8-9 специальных (коррекционных) классов VIII вида "Литература Ставрополья"
рабочая программа (8 класс) на тему
ПРограмма рассчитана для детей с ограниченными возможностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_stavropolya_8-9_klass.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор шк.: зам. дир. по УВР на заседании МО
____________ _______________ Протокол № __ от_ «_____» ______ «_____» ________ Руководитель МО:___
Скрынникова Т. А.
Программа спецкурса
«Литература Ставрополья»
для 8-9 коррекционных классов VIII вида.
Кол-во часов: 35
Учитель: Скрынникова Т. А.
Программа составлена на основе Программы спецкурса
«Литература Ставрополья и Северного Кавказа», З.Я. Сидоренко, Ставрополь, СКИПКРО, 1995 г.
Пояснительная записка
Спецкурс «Литература Ставрополья» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов.
«Литература Ставрополья», являясь самостоятельным образовательным предметом, органично входит составной частью в литературу как учебную дисциплину. Она основана на литературных законах и стандартах, предусмотренных для РФ.
Требования к данному курсу определены в утвержденном Губернатором Ставропольского края национально - региональном компоненте государственного образовательного стандарта «Литература Ставрополья ».
«Литература Ставрополья» теснейшим образом связана с традициями, обычаями, культурой, искусством, историей, экономикой нашего региона.
Цель спецкурса «Литература Ставрополья»- привитие учащимся любви к Родине, к тому месту, где он проживает.
При изучении спецкурса необходимо дать почувствовать учащимся, что писатели, поэты нашего края тоже создают ценные в художественном плане произведения, яркие литературные образы, как литераторы столичных городов России.
Ставропольский край – многонациональный регион, поэтому, определяя общероссийские культурные ценности, нам следует привить учащимся культуру межнациональных отношений, культуру мира. Учителя Ставрополья исторически всегда активно влияли на настроение в обществе. Поэтому через учащихся, родителей педагоги края могут стать активными пропагандистами культуры мира, учить детей уважать достоинство каждого человека , отвергать насилие , проявлять гуманизм.
На примере произведений писателей Ставрополья дети учатся не только слышать слово писателя , понимать друг друга , любить и оберегать как всю нашу планету, но и то, что они видят каждый день , ту местность , где живут.
Круг чтения полностью зависит от наличия книг в школьной , районной библиотеках , в домашних библиотеках учителя и учащихся . Важно отбирать произведения с открыто выраженной авторской позицией , произведения , отвечающие высоким критериям художественности .
Спецкурс, как и программный курс литературы, предполагает развитие теоретических понятий о произведении как художественном единстве (идейно-тематической основе , сюжете , взаимосвязи героев и обстоятельств , способах характеристики действующих лиц, художественных особенностях) ; расширение знаний по стилистике.
Программа построена на принципе вариативности : учитель выбирает для изучения темы и произведения, которые отвечают конкретной педагогической целесообразности, наличию книг.
Учитываются местные условия, интересы и возможности учащихся, учителя и школы.
Структура и содержание программы.
Курс построен так, что параллельно со школьной программой по литературе можно обращаться к материалу и авторов Ставрополья, и местных авторов, связанному с разделами школьной программы.
В программу курса включены произведения поэтов и писателей Ставропольского края, поэтов и писателей, чья творческая жизнь связана со Ставропольем.
Необходимо обратить внимание на заучивание художественных текстов и выразительное чтение.
Поэзия представлена следующими авторами: В.И.Бутенко, А.Е.Екимцевым, И.В.Кашпуровым, Г.С.Фатеевым, М.Ю. Лермонтовым.
Праздник – презентация творчества любимого поэта и писателя завершает спецкурс (или проверочная работа ).
Наизусть 2-3 стихотворения , 1 отрывок прозы.
Развитие речи : отзыв о прочитанном, о произведениях других искусств, сочинения по доступной проблематике, в том числе и по нравственному воспитанию , сочинения о героях , создание сценариев . инсценировок и другие виды работ.
Рекомендуемая литература:
1. Писатели Ставрополья : Словарь- справочник / Краев. Юнош. Б-ка , Александровская ЦБС; Сост.: Т.Н. Василенко , О.В.Карпинец . – Ставрополь, 2003 г.
2. Методические рекомендации по изучению курса « Литература Ставрополья». Учебное издание ./ Авт. – сост.: А.Е. Шабалдас , З.Я. Сидоренко .- Ставрополь: СКИПКРО , 2000 г.
3. Писатели –классики и Кавказ . Редактор – кандидат фил. Наук Л.В.Витковская . Составление и предисловие И .А. Мохова. – Ставрополь, 1985 г.
4.Готовимся к экзаменам по литературе: Регионально-национальный компонент. / Сост. : В.И.Сидоров , В.Б.Иванова , - Ставрополь : сервисшкола, 2003 г.
5. Литературное краеведение Ставрополья . Региональный учебник для 5-8 классов общеобр. учрежден., Ставрополь, 2001 г.
6. Литературный Ставрополь, Альманах № 1, Ставрополь, 1998 г.
7.Подвиг народный .Сборник стихов к 60- летию Победы . Культурный фонд «Южная провинция » . Ставрополь, 2005 г.
Тематическое планирование
№п/п | Название разделов | Количество часов
| Дата |
1 | Программа курса. Литература Ставрополья как один из видов искусства, ее место и роль в жизни общества. Поэты и писатели Ставрополья. Жанры произведений ставропольских авторов. Ян Бернард «Вершины Пятигорья». Восхищение красотой родной природы. | 1 | |
2 | Народные мифы, легенды, поверья, собранные на Ставрополье. Миф «Два верных стража» | 1 | |
3 | Народные мифы, легенды, поверья, собранные на Ставрополье. Миф «Каменное кольцо» | 1 | |
4-5 | Народные мифы, легенды, поверья, собранные на Ставрополье. | 2 | |
6 | Загадки, пословицы и поговорки народов, проживающих на территории Ставропольского края | 1 | |
7-8, 9 | Народные сказки, собранные на Ставрополье | 3 | |
10 | Ставропольская поэзия. Тема «малой» Родины в произведениях ставропольских поэтов. А. Екимцев «Светло в России от берёз», «Рубашка». Трепетная любовь автора к месту, где родился, грусть в воспоминаниях о детстве. | 1 | |
11 | Ставропольская поэзия. К.Ходунков «Я родился, где цветут саранки», «Отчие просторы», «Старая береза», «Красота земли», «Осень». Искренняя привязанность к родному дому, дань уважения к обычаям своей страны. | 1 | |
12 | Ставропольская поэзия. Песни. Г.Колесников «Тополя». М.Усов «Как шумят деревья». Поэтические миниатюры о природе. | 1 | |
13,14-15, 16 | Классики русской литературы 19 века на Ставрополье Обзор творчества Александр Сергеевич Пушкин. Пребывание лирика на Ставрополье. Написание произведений. Михаил Юрьевич Лермонтов. Рассказ о поездке Лермонтова на Кавказ в детстве Лев Николаевич Толстой Связь Л.Н. Толстого с Северным Кавказом. | 4 | |
17 | С. Заикина «Шапочка пуховая», «Степан и Степанида». Казачья станица. Казаки и их судьбы. | 1 | |
18 | С. Заикина «Казачий пояс», «Корни», «Андрей большой и Андрей малый». Нравственные основы казачьих традиций. Взаимосвязь поколений. Ставропольская степь как живое существо. | 1 | |
19 | В. Савин «Димка и Кардаш». Повесть о дружбе девочки с конём и собакой. | 1 | |
20 | В. Байдерин «Рассказы о камне» Увлекательный рассказ о том, как люди постигают тайны минералов и ставят их на службу народу. Таинственный мир камня. | 1 | |
21 | А.Петрушенко «Камышинка». Мир природы и мир человека. Взаимоотношения детей и взрослых. Смысл названия рассказа. | ||
22-23 | По творчеству Ивана Васильевича Кашпурова. «Гуси», «Парикмахерская» , «Про арбузы» | 2 | |
24 | Ставропольский поэт Л.В.Епанешников «Вместе с солнцем» | 1 | |
26 | Ставропольский поэт Л.В.Епанешников «Волшебные сапожки» | 1 | |
27 | Ставропольский поэт Л.В.Епанешников «Живой значок» | 1 | |
28-29 | Г.Н.Пухальская. Бабушкины сказки. | 2 | |
30 | Г.С.Фатеев. «Турник» | 1 | |
31-32 | Г.С.Фатеев. «Мы играем в светофор» | 2 | |
33 | Г.К.Баев «Собака не виновата» | 1 | |
34, 35 | Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору». Книга о юных патриотах Ставрополья. Героический подвиг Володи Ковешникова (по рассказу «Вовкина гора»). | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...
Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....
Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе специального (коррекционного) класса VIII вида
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физическо...
Рабочая программа по технологии для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида
Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: ...