Обучение навыку составления деловых бумаг учащихся коррекционной школы
статья по теме
В статье перечислены приёмы и методы для обучения умственно отсталых школьников оформлению разных видов деловых бумаг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_navyku_sostavleniya_delovyh_bumag_v_korrekcionnoy_shkole.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Янченко
ГКОУ СО «Красноуфимская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа»
Обучение навыку составления разных видов деловых бумаг учащихся коррекционной школы
Проблема подготовки учащихся коррекционных школ к самостоятельной жизни в обществе выступает как одна из главных и ведущих в системе образования. Одной из составных частей этой проблемы является формирование речевой культуры учащихся, связной письменной речи. Особую трудность представляет обучение деловой письменной речи. Необходимость составлять различные виды деловых бумаг возникает у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовом конверте, заполнять различные анкеты и бланки.
Программа коррекционной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов. Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что она приучает умственно отсталых школьников писать точно, ясно и коротко.
Всю работу по формированию навыка написания деловых бумаг я разделила на два этапа: подготовительный и основной.
На подготовительном этапе, целью которого является твёрдое уяснение, в каких случаях данная деловая бумага применяется. На данном этапе идёт подготовка для написания деловых бумаг. Одной из форм данного этапа я выделяю экскурсию. Так, например, при знакомстве учащихся со всеми видами делового письма, связанного с почтой, я организую экскурсию на почтамт. Для учащихся администратор рассказывает о функциях почты, о работе сотрудников. Далее предлагается ребятам купить почтовые конверты и поздравительные открытки, которые нам нужны для дальнейшей работы. В ходе экскурсии учащиеся пополняют свой словарный запас специальной лексики и, может быть, в дальнейшем кто – нибудь из учащихся решит после школы стать почтальоном, чья работа является посильной для многих выпускников коррекционной школы.
При написании заметки в школьную стенгазету, составлении объявления я организую экскурсию в редакцию местной газеты, где редактор подробно и интересно рассказывает, как выпускается газета от сбора информации до выхода. Данная экскурсия позволила смотивировать учащихся на написание заметки не только в школьную стенгазету, но и в местное издание. Так же средства массовой информации служат образцом для составления объявлений из рубрики «Продаю, покупаю», а из рубрики «Букет сердечных поздравлений» школьники учатся подбирать поздравления для оформления открыток своим родным, сверстникам и педагогам школы.
Экскурсия в центр занятости помогает учащимся определить свой дальнейший жизненный путь, а так же выявить необходимость в умении писать заявление и свою автобиографию при поступлении на работу.
Основной этап работы включает в себя анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфических только для данного вида документа и подражание образцу. Кроме этого, на данном этапе можно использовать упражнения разной степени сложности: составление документа из деформированного текста; исправление неправильно составленных документов; переделка одного вида деловой корреспонденции в другой (письмо в телеграмму).
Результатом данной работы является то, что 85% учащихся самостоятельно по образцу могут составить все виды деловых бумаг, 15% с направляющей помощью.
Таким образом, я считаю, что планомерная и систематическая работа по формированию навыка составления деловых бумаг по образцу позволяет подготовить учащихся к успешной социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»
Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....
статья "Роль внеклассного чтения в формировании читательских навыков учащихся коррекционной школы"
В статье представлены материалы об особенностях воспрития художественных тестов учащимися и методы работы на уроках внеклассного чтения в коррекционной школе....
" Использование специальных приспособлений для формирования трудовых навыков у учащихся коррекционной школы"
Наблюдения за действиями детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках профессионального обучения показывают, что некоторые трудовые операции вызывают у них знач...
Презентация по русскому языку для учащихся 10-11 классов. "Составление деловых бумаг. Резюме".
Данный материал предназначен для учащихся старших (10-11-ых) классов при изучении деловых бумаг. Возможно изучение его на специальном элективном курсе, посвященном данной теме.Это необходи...
Составление деловых бумаг. Резюме.
Тема: Составление деловых бумаг. Резюме.Цель: Научить учащихся составлять резюме; развитие навыков устной и письменной речи, орфографической зоркости, воспитание самостоятельности, активности, внимани...
Составление деловых бумаг
Составление деловых бумаг, составление резюме , 9 класс...
статья Методические подходы к проведению уроков делового письма с учащимися коррекционной школы.
Проблема формирования навыков делового письма у умственно отсталых учащихся обусловлена трудностями усвоения основных характеристик деловой письменной речи: стандартизация, логичность, аргументированн...