" Использование специальных приспособлений для формирования трудовых навыков у учащихся коррекционной школы"
материал по теме
Наблюдения за действиями детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках профессионального обучения показывают, что некоторые трудовые операции вызывают у них значительные затруднения.
Рассмотрим это на примере урока обувного дела .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст-цы Новолеушковской Краснодарского края
Доклад
Тема: « Использование специальных приспособлений
для формирования трудовых навыков у учащихся коррекционной школы»
Учитель Азерский Н.В.
Наблюдения за действиями умственно отсталых детей на уроках профессионального обучения показывают, что некоторые трудовые операции вызывают у них значительные затруднения.
Рассмотрим это на примере урока обувного дела с умственно отсталыми учащимися. Например, при работе с ножом по вырезанию деталей из кожи, резины, учащиеся делают неправильный захват ручки ножа. Отклоняются от намеченного фронта работы, нарушается угол резки ножом. Если взять работу с крючком, то учащиеся вместо плавных движений при пошиве обуви, делают резкие движения, крутят крючком, в результате чего нитки ворсятся , рвутся, шов теряет свою прочность. При поступательно-вращаемых движениях, ушко крючка может сломаться.
При изготовлении заготовки крючка, у большей части учащихся идет неправильная работа с пилкой. При пропиливании ушка крючка, нарушается угол пропилки, вследствие чего происходит плохой захват нитки. При этом ученик может знать, как надо выполнить то или иное рабочее движение, видит и ошибку в подготовленной им детали, но не в состоянии выполнить задание правильно. В таких случаях я подбираю такие методы и приемы, которые способствуют быстрому усвоению и формированию у учащихся правильного и прочного двигательного навыка. В частности, я ставил задачу добиться от учащихся более быстрого и правильного освоения навыков работы с ножом по вырезке подошвы. При выполнении этой работы очень важно, чтобы нож шел точно по вертикальному направлению. Большинство же учащихся держат инструмент так, что подошва получается клинообразной вместо прямоугольной .
Изготовленное мною приспособление состоит из макета подошвы с широкими бортиками. Приспособление, задавая нужное направление ножу, тем самым предупреждает его отклонение в процессе резки, частично освобождая обучаемого от контроля над выполнением основного движения. Приспособление позволяет ученику временно переключить свое внимание на другие, сопутствующие основному рабочему движению и потому быстрее овладеть ими. Прочное же усвоение этих вспомогательных движений резки резины в свою очередь способствуют правильному и последовательному выполнению учащимися всего комплекса рабочих операций. Используя данную методику, я провел эксперимент, в котором участвовали по четыре ученика, незнакомых ранее с техникой вырезания, взятых из двух классов. Они составили экспериментальную и контрольную группу; в каждой из их два ученика успевали хорошо и два –удовлетворительно. После ознакомления с техническими приемами и рабочими движениями, производимыми при вырезании подошвы, он приступили к выполнению задания. Испытуемые обеих групп сначала произвели разметку по вырезанию подошв. После того как им было указано на допущенные ошибки, они приступили к более сложному заданию- вырезанию подошв. Каждый из них вырезал по одной паре подошв. Затем экспериментальная группа получила приспособление, с помощью которого учащиеся вновь приступили к вырезке подошв.
Наконец обе группы выполнили ту же работу, не пользуясь приспособлением. После выполнения каждого из перечисленных заданий, все края подошв замерялись, и результаты заносились в протокол. Вырезание подошв без приспособления колебались в среднем от 0,5мм до 0,7мм. Использование приспособления позволило экспериментальной группе сократить величину отклонения до 1,5мм.
В третьей серии опытов , проходивших без применения приспособления, величина ошибок контрольной и экспериментальной групп измерялись соответственно 0,3мм- 0,4мм.
Таким образом, показатель экспериментальной группы оказался в два раза лучше в сравнении с контрольной, что говорит об эффективности использования при обучении операции по вырезыванию подошвы предлагаемого мною приспособления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы "Формирование экономико бытовых умений учащихся коррекционной школы VIII вида
Система работы раскрывает особенности и принципы планирования работы по формированию экономико–бытовых умений и навыков, системно– деятельностный подход в обучении на уроках социально–бытовой ориенти...
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»
Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....
статья "Роль внеклассного чтения в формировании читательских навыков учащихся коррекционной школы"
В статье представлены материалы об особенностях воспрития художественных тестов учащимися и методы работы на уроках внеклассного чтения в коррекционной школе....
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ И РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ.
Работа с детьми, обучающимися по программе 8 вида....
Индивидуальный план работы по привитию санитарно-гигиенических навыков с учащимися коррекционных школ-интернатов 8 –вида со сложной структурой дефекта.
Привитие основ трудовых навыков...
Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"
Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...
Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании трудовых навыков учащихся с ОВЗ.
уроки профессионально-трудового обучения с использованием ЦОР...