Формирование мотевации к обучению у детей со сложной структурой дефекта.
статья по теме

Юрченко Елена Фёдоровна


В статье раскрываются особенности учебно - познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта, указаны возможные пути повышения мотивации к обучению данной категории детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к обучению у детей

со сложной структурой дефекта.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта. К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью,  задержкой психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, а также с соматическими заболеваниями. В последнее время специалистов беспокоит и появление достаточно большого количества детей с аутистическими расстройствами, которые сопровождают другие дефекты развития - умственную отсталость, задержку психического развития и др., а иногда проявляются изолированно. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Особенности познавательной сферы детей со сложной структурой дефекта.

Особенности познавательной сферы детей со сложной структурой дефекта освещены в психологической литературе достаточно широко (М.В. Жигорева, В.И. Лубовский, 1989; Л.И. Переслени, 1984; В.Л. Подобед, 1988; И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, 1989 и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания таких детей, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В.Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у детей со сложной структурой дефекта отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. Кроме того, характерными свойствами детей этой группы детей является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения проявлялись при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложными нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и  постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой.

Коррекционно-педагогическая помощь таким детям, прежде всего, ориентирована на социализацию и обеспечивается специалистами разного профиля и  базируется на принципах:

1. Принцип индивидуализации. Необходимо учитывать индивидуальные  различия, чтобы обеспечить адекватные возможности развития каждому отдельному ребенку.

2. Принцип вариативности и структурированности образовательной концепции. Практической реализацией этого принципа является переход от нормативной общепедагогической модели обучения и воспитания к специальной помощи детям, когда акцент делается на разработку индивидуальных учебных планов, программ. Сроки освоения образовательной программы (образовательных программ) воспитанниками определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного ребенка.

3. Принцип социальной мотивации. Соответственно учебное содержание строится таким образом, чтобы оно способствовало повышению социальной мотивации, т.е. чтобы у ребенка возникали потребность и активность в учебной деятельности, в овладении жизненными умениями и навыками в той мере, в какой они для него доступны практически: самообслуживание; бытовые дела; социальные контакты; правильное поведение в общественных местах; передвижение в пространстве; речевое развитие; познавательные умения; трудовая и профессиональная подготовка.

4. Принцип единства обучения и воспитания. Объединение обучения и воспитания подчинены единой цели - оказанию помощи в развитии ребенка и в реализации его возможностей в настоящей жизни.

5. Принцип деятельностного подхода. Одним из главных звеньев обучения является формирование у ребенка действий. Знания могут быть усвоены им  только при выполнении определенных предметных и умственных действий, которые у него специально формируются.

 6. Принцип дифференцированного подхода. В коррекционно-педагогическом процессе должно быть предусмотрено внесение изменений в учебные планы в сторону увеличения или уменьшения объема часов, отводимых на изучение тех или иных дисциплин, включение предметов, направленных на коррекцию выявленных отклонений.

Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность, с применением здоровьесберегающих технологий.

7. Принцип коммуникативной направленности. В ходе коррекционно-педагогической работы особое место отводится развитию коммуникативной функции. С одной стороны, коммуникация постепенно преобразуется в сложную осознанную форму повседневного поведения человека, с другой - развитие личности становится возможным только в условиях общения с другими людьми. Коммуникация — это важнейший путь формирования мышления, сознания, психики.

Организация и основные направления работы с детьми

со сложной структурой дефекта.

Основным направлением деятельности педагога  является: - выбор образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребёнка;  в соответствии с концепцией ФГОС в образовании умственно отсталых детей .

Основными задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:

  1. формирование представлений ребенка о себе;
  2. формирование навыков самообслуживания;
  3. формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
  4. развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;
  5. познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.

Коррекционная работа с детьми со сложной структурой дефекта развития должна  быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывать зону ближайшего развития и  постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематическом самообразовании:

  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной (познавательной)  функции речи;
  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
  • формирование представлений о себе;
  • формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
  • формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
  • формирование коммуникативных умений;
  • обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
  •  обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность   и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;
  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
  • овладение доступными образовательными уровнями.
  • формирование мотивации к обучению.

Формирование мотивации к обучению у детей со сложной структурой дефекта.

Для того, чтобы воздействовать на ребенка в плане формирования учебной мотивации педагогу необходимо знать, что такое мотив, какие существуют виды мотиваций, как помочь ребенку в плане формирования учебной мотивации.

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Мотивы для обучению можно классифицировать по направленности и содержанию: социальные – (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества); познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным); эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты); коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

Отрицательное отношение к обучению возможно характеризировать бедностей и узостей мотивов. Здесь возможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Нейтральное (безразличное) отношение к учению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об способном, но ленивом учащимся.

Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной.

Интерес - один из мотивов обучения

Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания.

Виды мотиваций: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная, устойчивая и неустойчивая.

Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное- не получение знаний, а какая-то награда).

Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. К внутренней мотивации относятся:

- познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.). Один из основных путей развития познавательной активности ребенка - расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте - прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования;

- социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе, следовательно, меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками;

- мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха и желание хорошо, правильно выполнять задание, получить нужный результат. Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей;

- мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать плохой отметки и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.

Положительная мотивация основывается на положительных стимулах.

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах.

Пример: конструкция - «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция -  «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны. Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. Например, на вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?» -- ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина: дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания в отношении незнакомой ему ситуации школьного обучения и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему.

В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка -- все это является мотивационной основой школьного учения и формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания.

Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу»), но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных заверений и клятв подкрепляют формирование таких негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность.

Положительное отношение к обучению создается двумя путями.

Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п. Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей?

1. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.

2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

3. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

5. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

Таким образом, учебная мотивация складывается у детей со сложной структурой дефекта при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться, самым важным в этот период считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Вместе с формированием системы мотивов меняется отношение к окружающему миру взрослым и сверстникам и от того, смогут ли взрослые уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком и в соответствии с этим изменить свое отношение, будет зависеть положительный результат в развитии мотивационной сферы.

  • Использование любой возможности, чтобы на уроке каждый ученик получил поддержку словом, взглядом или прикосновением.
  • Использование игровых ситуаций на уроке.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет мне удерживать внимание детей на уроке, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – ни одного невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно. Играя, дети непроизвольно закрепляют, навыки счета, математические знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

  • Очень эффективны в повышении школьной мотивации бывает использование приема: ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, трудового обучения.
  • загадки
  • ИКТ
  • Похвала
  • Заменой похвалы может быть: подарок, что-нибудь веселое и смешное – история, сказка, выдумка, шутка; приятное воспоминание; что угодно – ко времени и к месту.
  • Моральное поощрение
  • Ситуация успеха
  • Вот он, главный воспитательный момент – ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОДОБРЕНИЕ:
  • Внимание! Очень важно! Похвалите ребенка с утра, и как можно раньше. Это аванс на весь долгий и трудный день).

Ты этого хочешь!

Ты это сможешь!

Ты это почти можешь!

Ты сильнее, смелее, умнее,

Ты лучше, чем кажешься!..

Для формирования активности у детей со сложной структурой дефекта можно использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Кроме того, положительный эффект обеспечивает ситуация личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или домики?);

степень сложности задачи (легкая или интересная);

число задач, примеров (сколько задач берешься решить одну или две?),

также создаю ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (детей разбиваю на пары и они выполняют предложенные задания).

В 3 классе учебная мотивация у детей со сложным дефектом крайне снижена, интересы в основном игровые. Постоянно необходимо снижать тревожность детей, исключая иронию, выговор, порицание. Необходимо создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Опора на игру – всегда положительный результат.

Необходимо целенаправленное стимулирование детей на уроке, пробуждение интереса, эмоций удивления. Важна также новизна и формирование оптимистического настроения.

Итак, метод эмоционального взаимодействия, метод педагогической релаксации, а также использование предложенных мне приемов, способствующих развитию мотивационных факторов учебно-познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта.

Литература:

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2,1979

Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1971

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Просвещение, 1971

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – м.,2008.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2005.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.В. – М., 1978.

Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика,2005

Ресурсы интернет

  1. http://fatihovalf.ucoz.ru/blog/deti_so_slozhnoj_strukturoj_defekta_tendencija_vremeni/2011-01-18-6
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF
  3. http://dskvp2281.mskobr.ru/base/gruppy_dou/articles/esli_u_vas_rebyonok_so_slozhnoj_strukturoj_defekta/
  4. http://xreferat.ru/71/3902-1-problemy-obucheniya-i-vospitaniya-deteiy-so-slozhnoiy-strukturoiy-defekta.html
  5. http://apteke.net/article/deti-so-slozhnym-defektom.html
  6. http://rudocs.exdat.com/docs/index-86006.html
  7. coolreferat.com.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

Конспект по обучению грамоте детей со сложной структурой дефекта (в условиях ЦВЛ "Детская психиатрия"

Конспект рекомендован для работы логопедам и дефектологам,работающим с детьми дошкольного возраста с ОНР....

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Приемы работы по формированию речи и слухового восприятия у детей со сложной структурой дефекта после кохлеарной имплантации.

В статье описывается система работы по формированию предметного словаря у  детей со сложной структурой дефекта в состоянии после кохлеарной имплантации. Материал может быть интересен  сурдоп...

Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе работы над формированием сенсорных эталонов у детей со сложной структурой дефекта

Сенсорное восприятие детей с ОВЗ характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его, поэтому с детьми ...

Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс

Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование  мотивации к урокам письма,  умение слушать учителя и  выполнять ег...

«Формирование основных умений и навыков у детей со сложной структурой дефекта через индивидуальное увлечение»

Только, сумев найти ключик к каждому ребенку,построить фундамент, на который следует опереться (это интересы и увлечения воспитанников) можно достигнуть положительных результатов в работе с детьми со ...