Понятие о мышлении и его видах. Этапы формирования мыслительных операций
статья по теме
Наглядно-действенное,наглядно-образное мышление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_o_myshlenii_i_ego_vidah.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие о мышлении и его видах. Этапы формирования мыслительных операций
Автор учитель Квятковская Е.А.
Наглядно-действенное – это мышление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-действенное мышление обладает всеми признаками мышления. Оно целенаправленно, планируемо, подкреплено различного вида мотивами, обладает собственной структурой. В онтогенезе этот вид мышления преобладает у ребенка двух-трехлетнего возраста.
Однако, наглядно-действенное мышление у ребенка, а нередко и у взрослого человека, характеризуется очень высокой степенью эгоцентричности, то есть невозможностью абстрагироваться от очень узкой и жесткой системы отношений между собой как носителем мысли и вещами и другими людьми. Субъективность мышления на этой стадии развития характеризуется очень сильным синкретизмом, когда случайные поверхностные признаки объединяются в какой-то комплекс, не отражающий сущность предмета или явления. Л.С. Выготский говорил о синкретном мышлении ребенка как о мышлении – коллекции случайных признаков. Низкая критичность по отношению к своим действиям, трансдуктивный характер связей, отсутствие признаков род – вид, частное – общее, противопоставление – эти показатели делают наглядно-действенное мышление далеко не всегда эффективным, и если оно не подкреплено словесным мышлением, то может остаться на очень низком уровне проб и ошибок.
Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны. В процессе психического развития каждого ребёнка исходной будет не теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. По данным В.С. Мухиной в преддошкольном возрасте (до трёх лет) мышление в основном наглядно- действенное. Ребёнок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он сам практически будет манипулировать этими предметами, то есть по мере того, как он руками разъединяет, расчленяет и вновь соединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».
Значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребёнка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления. Те или иные погрешности, допущенные в развитии данной формы, затем отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка.
Основным признаком наглядно-действенного мышления является тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями. Таким образом, наглядно- действенное мышление – это такое мышление, при котором решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта.
Наглядно-образное – мышление, которое оперирует в плане представлений и образов, связано с представлением ситуаций.
Появляется у ребенка в два-три года и составляет доминанту его поведения до шести-семи лет. Основной единицей становится образ. Как и действие, образ у ребенка характеризуется синкретичностью, обилием частных связей, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов.
Наглядно-образное мышление доступно для психологического исследования по различным методам, где ведущую роль играют перцептивные компоненты: цвет, форма. Адекватность изображения какого-либо предмета или явления. Наиболее распространенные методы: использование кубиков Косса, прогрессивных матриц Равена, исключение лишнего на картинках, классификация картинок, пиктограмма.
Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко отмечают, что простейшей форме наглядно-образное мышление возникает у дошкольников, то есть в возрасте 4-7 лет. Этот вид мышления характеризуется тем, что решение ряда задач может быть осуществлено ребёнком в плане представлений, без участия практических действий. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребёнок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и ещё не владеют понятиями. Например, в исследовании, проводимом Ж. Пиаже, детям предлагалось рассмотреть два совершенно одинаковых пластилиновых шарика. Дети соглашались с тем, что шарики одинаковые. Затем один из них сдавливали в «лепешку», и на вопрос об их идентичности дети отвечали, что сдавленный шарик больше. [29]
Cледовательно, наглядно-образное мышление детей ещё непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета.
Наглядно-образное мышление осуществляется в тесной связи с речью. Предметы и явления, их отдельные свойства и связи познаются в образной форме и фиксируются в речевом плане, то есть идет воспроизведение в сознании ребёнка различных объектов с помощью образных и речевых средств.
Далее мы перейдем к обсуждению словесно-логического мышления. Это вид мышления, осуществляющий при помощи логических операций с понятиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы формирования мыслительной операции обобщения у умственно отсталых учащихся
Своеобразие развития мыслительных операций у умственно отсталых детей определяет своеобразие образования и качества понятий о предметах и явлениях у этих детей. Слабость и недоразвитие у умственно отс...
Обучение решению задач как средство формирования мыслительных операций «сравнение», «анализ» и «синтез» (на примере темы «Молекулярная физика»)
Мышление осуществляется посредством умственных действий, которые называют логическими мыслительными операциями. В психологии обычно выделяют такие операции как сравнение, анализ и синтез, абстрагирова...
Теоретические основы формирования мыслительных операций «сравнение», «анализ и синтез» обучающихся в процессе решения задач по физике
В настоящий момент информационное общество нуждается в человеке «обучаемом», а не только «обученном»: способном самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение сво...
Обучение решению задач по физике как средство формирования мыслительных операций "сравнение", "анализ", "синтез" на примере темы "Основы фотоэффекта"».
Рассмотрено формирование мыслительных операций на основе решения задач в профессиональной школе....
К вопросу об обучении решению задач как средству формирования мыслительных операций ″сравнение″, ″анализ″, ″синтез″
Данная работа посвящена изучению процесса преподавания физики в общей и средней школе.Современное общество требует от школы воспитания успешной, компетентной, нацеленной на саморазвитие и самосовершен...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ"
Статья о необходимости формировать сспособность мыслить при помощи решения физических задач...
Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья
Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детейс ограниченными возможностями здоровья...