по письму для учащихся класса послешкольного образования с умеренной степенью умственной отсталости
рабочая программа по теме

Козлева Татьяна Валентиновна

Данная рабочая программа по математике составлена для учащихся класса послешкольного образования (17-18 лет) с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.pismo_psh_kl.docx50.3 КБ

Предварительный просмотр:

«рассмотрено на заседании  МО»

Руководитель  МО

_____        /______________/

ФИО

Протокол №_______от

«___» _________20__г.

«согласовано»

заместитель директора по УВР

____        /_________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г

«утверждено»

Директор ГКУ ДДИ «Южное Бутово»

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Козлевой Татьяны Валентиновны, высшая квалификационная категория

по _предмету     «Письмо»_-  ПШ класс – класс после школьного обучения

для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

(для внутреннего пользования)

Государственное казённое  учреждение

Детский дом-интернат «Южное Бутово»

2014– 2015 уч. год


Содержание:

1.Паспорт рабочей программ ________________________________________________

2.Пояснительная записка____________________________________________________

3.Личностные, метапредметные и предметные результаты овладения учебными навыками по письму

         3.1в ПШ классе_______________________________________________________

4.Тематическое планирование, планируемые результаты овладения учебными навыками по письму

                в ПШ классе ______________________________________________________

5.Перечень  учебно–методического обеспечения  коррекционно-образовательного процесса _________________________________________________________________

6.Перечень материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса__________________________________________________________________


  1. Паспорт рабочей программы.

Тип программы:

Программа для детей с умеренной  умственной отсталостью, проживающих в учреждениях социальной защиты населения города  Москвы.

Статус программы: Рабочая программа учебной дисциплины.

Рабочая программа в ПШ классе имеет социально-коммуникативную направленность, предполагающую формирование у воспитанников социально значимых умений и навыков, приобретенных  с помощью письма и чтения, обеспечивающих учащимся их социализацию в обществе. В связи с этим на первый план выдвигается задача развития речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности(т.е.психофизических недостатков).

Назначение программы:

Данная программа предназначена для  формирования навыков чтения и письма у детей с умеренной умственной отсталостью в ПШ классе, проживающих и обучающихся в ГКУ ДДИ «Южное Бутово».        

Категория обучающихся:

 Учащиеся ПШ класса ГКУ Детского дома-интерната для умственно-отсталых детей «Южное Бутово »города Москвы.

Сроки освоения программы: 1год.

Объем учебного времени: 100 часов;

Форма обучения: очная.

Режим занятий:2 часа в неделю.


  1. Пояснительная записка

Письменная речь-это сложный психический процесс. Способы возникновения и развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в отработанный навык. Этим оно отличается от устной речи, формирующейся непроизвольно и протекающей автоматически. На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действием, написание слова распадается для ребенка на ряд задач: выделить звук, запомнить его, обозначить его соответствующей буквой, запомнить ее, написать. По мере развития навыков письма психологическая структура его меняется. Отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в моторный навык, обеспечивающий в дальнейшем сложную психическую деятельность - письменную речь.

Письменная речь-«алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности».( Выготский Л.С.)

Письменная речь достаточно сложна по своему содержанию и не формируется в полном объеме у детей, имеющих выраженную умственную отсталость.

За основу  приблизительно разработанных материалов программ по предмету « Письмо » в ПШ классе были взяты исследования ведущих ученых в этой области М.Ф. Гнездилова, В.В.Воронковой, В.Г.Петровой, А.К.Аксеновой, в которых дается научно-обоснованная система обучения грамоте детей, имеющих легкую степень умственной отсталости. Применительно к детям с выраженной умственной отсталостью этот подход был изменен и скоординирован, с учетом  особенностей их личностного развития.

Содержание обучения письму детей с нарушением интеллекта строился на  принципах коммуникативного подхода, который направлен на развитие контекстной устной и письменной речи. Коммуникативный подход соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий. Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, деловой, литературной лексики на уроках письма позволяет преодолеть характерный для учащихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи.

Рабочая  программа построена по концентрическому принципу. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному , что дает возможность повторять и закреплять полученные знания в течение учебного года, переходя в прочные умения и навыки, а далее дополнять их новыми сведениями.

Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами.

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо» -  класс послешкольного обучения составлена на основании следующих нормативно–правовых документов:

1. Приказа ДСЗН города Москвы № 1891 от 16.08.10 «Об утверждении учебных планов общего образования детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в детских домах – интернатах для умственно отсталых детей  Департамента социальной защиты населения города Москвы ».

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И. М. Бгажноковой ( раздел Русский язык:авторыА.К.Аксенова,Н.Г.Галунчикова,С.Ю.Ильина,Э.В.Якубовская).  - М.: Просвещение,2010.

3. Программа социальной реабилитации детей-инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов 5-9 классы. Авторы: Л.Б. Баряева ,Е.Д. Худенко. – М.:АНМЦ «Развитие и коррекция», 2008.

4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. -  Москва, 1984 г.

5. Учебного плана общего образования детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в детском  доме – интернате для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы»  от 27 августа 2012 года.

Цель: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков по письму, который необходим  для социальной  адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи:

1.повышать уровень общего развития учащихся;

2.учить правильно и осмысленно читать;

3.вырабатывать навык аккуратного, разборчивого и грамотного письма;

4. учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

5.развивать  устную и письменную речь учащихся как средство общения, как способ коррекции их мыслительной деятельности;

6. формировать навыки грамотного письма на основе  изучения элементарного курса грамматики;

7. формировать нравственные качества личности.

Специфика дисциплины заключается в  коррекции речи и мышления  школьников с  умеренной  и выраженной умственной отсталостью,являющаяся составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков устной и письменной речи.

Основной формой организации учебного процесса по предмету  «Письмо» является - урок.

Основные виды организации учебного процесса:

-урок,

-самостоятельная работа,

-практическая работа,

-индивидуальная  форма работы,

-коллективная форма работы.

Формы контроля: устный фронтальный опрос, устный индивидуальный опрос, текущий контроль, письменные работы (самостоятельные работы).

Основные технологии обучения:

-личностно-ориентированные;

-деятельностный подход

-уровневая дифференциация;

-информационно-коммуникативные технологии;

-здоровьесберегающие;

-проблемное обучение;

-развивающее обучение;

-игровые.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

-обогащение и уточнение словаря, использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи;

-анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;

-овладение правописанием слов, предложений, текстов;

-различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,

-работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,

-ответы на последовательно  поставленные вопросы,

-совершенствование графического навыка,

-списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,

-самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,

-составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов (с помощью учителя),

-описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям,

-связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,

-составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,

-освоение на практике полученных знаний.

3.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения письма в ПШ классе .


Учащиеся должны овладеть следующими базовыми понятиями:

-сложное предложение, бессоюзное предложение;

-союзы: и, а, но, что, чтобы, потому что, когда. Союзное слово: который;

-схема предложения(ий), рассказ;

-рукописный, печатный текст;

-грамматический анализ;

-письмо, заявление, деловые бумаги, телеграмма, автобиография;

-рассказ, план;

-диалог, разговорная речь, интонация.;

- вопросительное, восклицательное, повествовательное предложения.

Учащиеся должны овладеть следующими универсальными действиями:

-составлять сложные предложения без союзов для рассуждения о чем-то, с опорой на схему

-составлять сложные предложения с союзами  и союзным словом для рассуждения о чем-то, с опорой на схему;

-составлять сложные предложения для последующего составления рассказа, описания.

- самостоятельно (с помощью)составлять сложные предложения по картинкам;

-составлять сложные предложения по схеме;

-составлять сложные предложения по схеме для последующего составления рассказа;

-проводить подготовительную работу перед списыванием;

-составлять ответы на поставленные вопросы;

-составлять подписи под серией картинок;

-записывать текст на доске и в тетради;

-выполнять грамматическую работу с текстом; составлять простые и сложные предложения для написания письма, деловых бумаг ,заявления, автобиографии, телеграмм;

- писать под диктовку текст, с предварительным разбором

-составлять короткие тексты по плану;

-с помощью и самостоятельно записывать короткие рассказы;

-составлять короткие тексты по опорным словам ,с использованием картинок, картин;

- составлять короткие рассказы по  опорным словам;

- составлять короткие рассказы–описания героев, на материале прочитанных художественных произведений;

-составлять  диалоги с опорой на ситуацию;

-применять вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения при составлении диалога;

-правильно использовать интонацию при построении диалога;

-развивать логическое мышление;

-развивать разговорную и письменную речь.

Планируемые результаты освоения универсальными учебными

действиями

Личностные универсальные учебные действия:

1.Положительно относиться к урокам письма.

2.Понимать  необходимость  уроков письма.

3.С заинтересованностью воспринимать  учебный материал.

4.Мотивировать свои действия.

5.Ориентироваться на понимание причин своих успехов в учебной деятельности.

6.Самостоятельно  оценивать собственную деятельность.

7.Знание и ориентация на выполнение основных моральных и этических норм.

8.Осознавать смысл,  оценивать и анализировать свои поступки с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.

9.Осознавать смысл,  оценивать и анализировать поступки других людей с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.

10.Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

11.Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

12.Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

13.Сравнивать различные  точки зрения.

14.Считаться с мнением другого человека.

15.Установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и   поступках.

16.Придерживаться основных правил и норм здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

3.Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

4.Планировать свои действия для выполнения конкретного задания.

5.Учитывать установленные правила поведения на уроках математики.

6.Проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности.

7.Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

8.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, др. людей.

9.Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

10.Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

1.Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

2.Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

3.Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

4.Строить грамматически правильные синтаксические конструкции.

5.Различать оттенки лексических значений слов.

6.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

7.Использовать схемы, демонстрационные таблицы, индивидуальные  раздаточные задания, карточки, перфокарты, макеты и т. д. для решения поставленных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1.Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

2.Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

3.Учитывать мнение сверстников и стремиться наладить с ними  общение.

4.Учитывать мнение взрослых и стремиться наладить с ними общение.

5.При помощи педагога формулировать свою точку зрения.

6.Самостоятельно формулировать свою точку зрения.

7.Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

8.Строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой.

9.Удерживать  логику повествования на заданную тему.

10.Осуществлять взаимоконтроль.

11.Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

4.Тематическое планирование, планируемые результаты овладения учебными навыками по письму в ПШ классе.

Календарно - тематические планирование по письму ПШ   класс

( 2 часа в неделю ) 2014-2015 уч .год

Тема (содержание)

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Примечание

Базовые понятия

Универсальные учебные действия

1.

«Составление сложных предложений без союза»

повторение

5

Сложное предложение, без союзное предложение;

Схема, рассказ

-составлять сложные предложения без союзов для рассуждения о чем-то, с опорой на схему

-записывать составленные предложения самостоятельно и с помощью учителя

2.

«Составление сложных предложений с союзами»

5

Сложное предложение,

Союзы: и, а, но. что, чтобы, потому что, когда

Союзное слово: который

-составлять сложные предложения с союзами  и союзным словом для рассуждения о чем-то, с опорой на схему;

- составлять сложные предложения для последующего составления рассказа, описания.

-записывать составленные предложения самостоятельно и с помощью учителя.

3.

«Составление, запись сложных предложений с опорой на рисунок»

5

Сложное предложение, союзное- без союзное предложение;

Картинки, рисунок, рассказ

-самостоятельно ( с помощью)составлять сложные предложения по картинкам;

-записывать предложения в тетрадях и на доске;

-выделять основу предложений

4.

«Составление, запись сложных предложений по схеме»

5

Сложное предложение.

Схема предложения

-составлять сложные предложения по схеме;

-записывать на доске и в тетрадях

-развивать логическое мышление

5.

«Составление, запись рассказа по схеме»

4

Сложное предложение.

Схема предложения

рассказ

-составлять сложные предложения по схеме для последующего составления рассказа;

-записывать на доске и в тетрадях

-развивать логическое мышление

6.

«Списывание рукописного и печатного текста»

3

Рукописный, печатный текст.

Грамматический анализ

-проводить подготовительную работу перед списыванием;

-составлять ответы на поставленные вопросы;

-составлять подписи под серией картинок;

-записывать текст на доске и в тетради;

-выполнять грамматическую работу с текстом

7.

«Составление и запись простых, сложных предложений по заданному вопросу»

6

Простое , сложное, составное, союзное, без союзное предложения.

-составлять и записывать с помощью и самостоятельно простое, сложное, составное, союзное, без союзное предложения по заданному вопросу.

8.

Написание письма

3

Письмо

-составлять простые и сложные предложения для написания письма

9.

Составление и написание заявления

3

Заявление

Деловые бумаги

-составлять простые и сложные предложения для написания  деловых бумаг и заявления

10.

Свободный диктант по тексту повествовательного характера

4

Диктант, рассказ, отрывок

- писать под диктовку текст, с предварительным разбором

11.

Составление телеграмм

3

Телеграмма, текст, простое предложение

-составлять простые для написания телеграмм

-записывать самостоятельно и с помощью текст телеграмм

12.

Составление автобиографии по плану

5

Автобиография, план

-составлять короткие тексты по плану;

-подбирать речевой материал для написания автобиографии;

-с помощью учителя составлять и писать автобиографию

13.

«Составление коротких рассказов по плану»

6

Рассказ, план.

Простое,  сложное предложение

-составлять короткие тексты по плану;

-с помощью и самостоятельно записывать короткие рассказы;

-развивать логическое мышление;

-развивать разговорную и письменную речь

14.

«Составление короткого рассказа по опорным словам, с использованием  картинки»

6

-составлять короткие тексты по опорным словам,с использованием картинок,картин;

-с помощью и самостоятельно записывать короткие рассказы;

-развивать логическое мышление;

-развивать разговорную и письменную речь

15.

«Составление короткого рассказа по опорным словам»

6

--составлять короткие рассказы по  опорным словам;

-с помощью и самостоятельно записывать короткие рассказы;

-развивать логическое мышление;

-развивать разговорную и письменную речь

16.

Составление описания героев на материале уроков чтения

7

Описание, герой, рассказ, простое предложение, сложное предложение

-составлять короткие рассказы –описания героев, на материале прочитанных художественных произведений;

-с помощью и самостоятельно записывать короткие рассказы;

-развивать логическое мышление;

-развивать разговорную и письменную речь

17.

«Составление диалогов с опорой на ситуацию»

6

Диалог, разговорная речь, интонация.

Вопросительное, восклицательное, повествовательное предложения

-составлять  диалоги с опорой на ситуацию;

-применять  вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения при составлении диалога;

-правильно использовать интонацию при построении диалога

-развивать логическое мышление;

-развивать разговорную и письменную речь

18.

«Составление диалогов с опорой на тему»

6

Диалог, разговорная речь, интонация.

Вопросительное, восклицательное, повествовательное предложения

-составлять  диалоги с опорой на ситуацию;

-применять  вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения при составлении диалога;

-правильно использовать интонацию при построении диалога

-развивать логическое мышление;

-развивать разговорную и письменную речь

19.

«Составление диалогов на прочитанное произведение»

6

Диалог, разговорная речь, интонация.

Вопросительное, восклицательное, повествовательное предложения

Художественное произведение

-составлять  диалоги с опорой на ситуацию;

-применять  вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения при составлении диалога;

-правильно использовать интонацию при построении диалога

-развивать логическое мышление;

-развивать разговорную и письменную речь

20.

Повторение изученного материала

6

5.Описание учебно – методического обеспечения

коррекционно-развивающего процесса

п/п

Название

Автор

Выходные данные

1.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

А.К.Аксенова, А.П.Антропов,

И.М. Бгажнокова

Москва, «Просвещение», 2010 г.

2.

Программа социальной реабилитации детей инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов .5-8 кл.

Л.Б. Баряева

Е. Д. Худенко

Москва, АНМЦ «Развитие и коррекция», 2008

3.

Программа обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью

НИИ Дефектологии АПН СССР

  Москва, Мин. соц. обеспечения РСФСР, НИИ Дефектологии АПН СССР, 1984

4.

«Русский язык» учебник для 2 класса коррекц. образоват. школы 8 вида

Н.М.Барская

Москва «Просвещение» 1998

5.

«Русский язык»учебник для 1 класса трехлетней начальной школы

В М.А. Мельникова

«Просвещение»

Москва 1996

6.

«Русский язык» учебник для 5 класса специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида

Н.Г.Галунчикова

Э.В.Якубовская

Москва, «Просвещение»,2013

7.

«Русский язык» учебник для 6 класса специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида

Н.Г.Галунчикова

Э.В.Якубовская

Москва, «Просвещение», 2013

6.Описание материально-технического обеспечения

коррекционно - развивающего процесса.

  1. Учебный  дидактический материал (индивидуальные раздаточные

 задания, карточки, перфокарты, учебники и т. д.)

  1. Коррекционные задания и упражнения,

  1. Игры по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по письму для учащихся 8-го класса с умеренной степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа составлена для учащихся восьмого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

по математике для учащихся класса после школьного образования с умеренной степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа составлена для учащихся класса послешкольного обучения (17-18 лет) с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

по письму для учащихся 9-го класса с умеренной степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа составленна для учащихся девятого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

классный час о дружбе в 6 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости

На классном часе использованы коррекциооные игры и задания. Классный час проведён с использованием интерактивной доски. Материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей воспитанник...

Урок социально бытовой ориентировки проведён в 7 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости по теме: "Общественный транспорт".

На уроке формировала знания о правилах поведения в городском общественном транспорте, правилах безопасного поведения при посадке в транспорт и при выходе из него. Урок носит коррекционную направленнос...

Конспект урока письма в 5 классе для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Тема: «Письмо слов с буквами сходными по начертанию: Ц ц, Щ щ, й. Обобщение».

Формирование навыка письма является одной из наиболее трудных задач при обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Как сделать это проще и интереснее? Научить различать буквы сходные по ...

Технологическая карта урока в 4 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости ОО "Математические представления"

Данный материал будет полезен специалистам, работающим в коррекционных классах с обучающимися с УО (ИН). Технологическая карта урока составлена по теме "Число и цифра 6"....