«Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе»
план-конспект занятия по теме
Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста по системе В. К. Воробьевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skvorcy_may.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению рассказыванию в старшей группе.
В теории и практике логопедии, специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, отмечаются трудности программирования высказывания и его языкового оформления. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
При составлении рассказов-описаний рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; выделение и перечисление основных признаков предметов; обучение развернутому описанию предмета; закрепление полученных навыков.
Тема: «Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе»
Цели:
- Продолжать знакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
- Учить детей связности, полноте, непрерывности пересказа, используя картинно-графическую схему.
- Уточнить значение слов. (скворец).
- Учить подбирать родственные слова.
- Расширять словарь детей (подбираем слова- действия)
- Развивать зрительную линейную память.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа.
Ход занятия
1. Организационный момент [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.
Логопед. Я разрешу сесть тому, кто сможет назвать ласково своих соседей. Например, Васю можно назвать Васенька, а Юлю – Юленька.
2. Основная часть [Знакомство детей с рассказом цепной структуры.]
Логопед читает рассказ: «Как птицы помогают саду»
Весной ребята построили скворечник.
Скворечник повесили на дерево.
Вскоре на дереве поселились скворцы.
Скворцы облюбовали наш сад.
В саду они собирали жучков и гусениц.
Ведь жучки и гусеницы вредят листве деревьев.
3. Работа с текстом.
Л.- Ребятки, ответьте на мои вопросы.
- Когда ребята построили скворечник?
- Куда повесили скворечник?
- Кто вскоре поселился на дереве?
-Кто облюбовал наш сад?
-Кого собирали в саду скворцы?
-Почему скворцы собирали жучков и гусениц?
4. Сенсорно-словарная работа. (скворец)
Л.- Вы по одному будете подходить, и выбирать только те картинки, которые подходят к нашему рассказу.
[Дети выбирают картинки, которые подходят к рассказу. (Улей, скворечник, конура, дупло, кошка, малинник, пчелы, собаки и т.д.) Работа над словом скворечник.]
-Дети, давайте подумаем, от какого слова образовалось слово скворечник.
-Правильно, скворец-скворечник.
-Давайте вместе подберем слова, которые будут подходить по звучанию к слову скворец. Как назвать скворца ласково? — Скворушка. Кто у скворца птенец (ы)? — Скворчонок (скворчата). Как называют маму скворчат? — Скворчиха. Какой домик строят люди для скворцов весной? Назовите его. — Скворечник.
Кто может перечислить все слова, которые мы сейчас называли?(скворец, скворечник, скворчата, скворушка, скворчиха)
-Эти слова называют родственными.
5. Мелкая моторика + речь. «Цыпа-цыпа»
Цыпа-цыпа (обеими руками «насыпайте» корм, потирая большим пальцем подушечки остальных пальцев, начиная с мизинца),
Гуль, гуль, гуль.
Я насыплю,
Ты поклюй
(покажите, как пальчики «клюют» корм: указательными пальцами обеих рук попеременно стучите по столу),
Ты поклюй!
Клю - клю -клю!
6. Знакомство детей с предметно-графическим планом.
А сейчас при помощи картинок запишем наш рассказ. Первый квадрат – это слово, стрелка - это второе слово, третий квадрат - это третье слово. (Дети записывают рассказ при помощи картинок.)
7. Физминутка
Игра с мячом «Подбери действие».
Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.
Подвижная игра «Зимующие или перелетные птицы»
Воспитатель называет птиц. Если это зимующая птица, дети садятся, а перелетная- летают.
8. Пересказ рассказа цепной структуры.
Дети по предложению вспоминают рассказ. Один или два ребенка повторяют весь рассказ.
Итог занятия
Оценка работы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для 2 класса по теме:"Знакомство с правилом употребления артиклей A, The". по УМК Биболетовой М.З."Enjoy English."
Урок ознакомления с новой темой, разработан с учетом требований по здоровьесбережению. На уроке используются занимательные игры....
Установление смысловых связей, основной мысли прозаических произведений, изучаемых в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению специальной ( коррекционной ) школы рассказы составляют примерно 50 % от произведений других жанров...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников по теме: «Знакомство с правилами смысловой связи предложений в повествовательном рассказе на примере пересказа «Как петух напал на медвежонка»
Данный конспект составлен по методике В. К. Воробьевой....
Сценарий по ПДД - Знакомство с правилами дорожного движения
Сценарий по ПДД лекторской группы ОБЖДействующие лица: Инспектор ГИБДД (хорошо осведомленный о правилах дорожного движения), Помеха, Светофор...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изучению французского языка ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКЗАМЕНА DELF
Целю настоящей программы является знакомство с правилами проведения и сдачи международного экзамена DELF.Новизна данной программы заключается в предоставлении возможности учащимся познакомиться с общи...
Открытый урок "Знакомство с правилами страны игр"
Цели: Формировать знания и представления учащихся о правилах подвижных игр, о правилах безопасного поведения на площадке при занятии физическими упражнениями; развивать быстроты двигательной реакции, ...
Сочинение по русскому языку. 11 класс. Смысловая связь в комментарии.
Презентация данного материала поможет при подготовке обучающихся к ЕГЭ....