«Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе»
план-конспект занятия по теме

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста по системе В. К. Воробьевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skvorcy_may.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению рассказыванию в старшей группе.

В теории и практике логопедии, специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, отмечаются трудности программирования высказывания и его языкового оформления. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

При составлении рассказов-описаний рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; выделение и перечисление основных признаков предметов; обучение развернутому описанию предмета; закрепление полученных навыков.

Тема: «Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе»

Цели:

  1. Продолжать знакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
  2. Учить детей связности, полноте, непрерывности пересказа, используя картинно-графическую схему.
  3. Уточнить значение слов. (скворец).
  4. Учить подбирать родственные слова.
  5. Расширять словарь детей (подбираем слова- действия)
  6. Развивать зрительную линейную память.
  7. Развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа.

Ход занятия

1. Организационный момент [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.

Логопед. Я разрешу сесть тому, кто сможет назвать ласково своих соседей. Например, Васю можно назвать Васенька, а Юлю – Юленька.

2. Основная часть [Знакомство детей с рассказом цепной структуры.]

Логопед читает рассказ: «Как птицы помогают саду»

Весной ребята построили скворечник.

Скворечник повесили на дерево.

Вскоре на дереве поселились скворцы.

Скворцы облюбовали наш сад.

В саду они собирали жучков и гусениц.

Ведь жучки и гусеницы вредят листве деревьев.

3. Работа с текстом.

Л.- Ребятки, ответьте на мои вопросы.

- Когда ребята построили скворечник?

- Куда повесили скворечник?

- Кто вскоре поселился на дереве?

-Кто облюбовал наш сад?

-Кого собирали в саду скворцы?

-Почему скворцы собирали жучков и гусениц?

4. Сенсорно-словарная работа. (скворец)

Л.- Вы по одному будете подходить, и выбирать только те картинки, которые подходят к нашему рассказу.

[Дети выбирают картинки, которые подходят к рассказу. (Улей, скворечник, конура, дупло, кошка, малинник, пчелы, собаки и т.д.) Работа над словом скворечник.]

-Дети, давайте подумаем, от какого слова образовалось слово скворечник.

-Правильно, скворец-скворечник.

-Давайте вместе подберем слова, которые будут подходить по звучанию к слову скворец. Как назвать скворца ласково? Скворушка. Кто у скворца птенец (ы)? Скворчонок (скворчата). Как называют маму скворчат? Скворчиха. Какой домик строят люди для скворцов весной? Назовите его. Скворечник.

Кто может перечислить все слова, которые мы сейчас называли?(скворец, скворечник, скворчата, скворушка, скворчиха)

-Эти слова называют родственными.
5.  Мелкая моторика + речь.  «Цыпа-цыпа»

Цыпа-цыпа (обеими руками «насыпайте» корм, потирая большим пальцем подушечки остальных пальцев, начиная с мизинца),

Гуль, гуль, гуль.

Я насыплю,

Ты поклюй

(покажите, как пальчики «клюют» корм: указательными пальцами обеих рук попеременно стучите по столу),

Ты поклюй!

Клю - клю -клю!

6. Знакомство детей с предметно-графическим планом.

А сейчас при помощи картинок запишем наш рассказ. Первый квадрат –  это слово, стрелка - это второе слово, третий квадрат - это третье слово. (Дети записывают рассказ при помощи картинок.)

7. Физминутка

Игра с мячом «Подбери действие».

Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Подвижная игра «Зимующие или перелетные птицы»

Воспитатель называет птиц. Если это зимующая птица, дети садятся, а перелетная- летают.

8. Пересказ рассказа цепной структуры.

Дети по предложению вспоминают рассказ. Один или два ребенка повторяют весь рассказ.

Итог занятия

Оценка работы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 2 класса по теме:"Знакомство с правилом употребления артиклей A, The". по УМК Биболетовой М.З."Enjoy English."

Урок ознакомления с новой темой, разработан с учетом требований по здоровьесбережению. На уроке используются занимательные игры....

Установление смысловых связей, основной мысли прозаических произведений, изучаемых в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению специальной ( коррекционной ) школы рассказы составляют примерно 50 % от произведений других жанров...

Сценарий по ПДД - Знакомство с правилами дорожного движения

Сценарий по ПДД лекторской группы ОБЖДействующие лица: Инспектор ГИБДД (хорошо осведомленный о правилах дорожного движения), Помеха, Светофор...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изучению французского языка ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКЗАМЕНА DELF

Целю настоящей программы является знакомство с правилами проведения и сдачи международного экзамена DELF.Новизна данной программы заключается в предоставлении возможности учащимся познакомиться с общи...

Открытый урок "Знакомство с правилами страны игр"

Цели: Формировать знания и представления учащихся о правилах подвижных игр, о правилах безопасного поведения на площадке при занятии физическими упражнениями; развивать быстроты двигательной реакции, ...

Сочинение по русскому языку. 11 класс. Смысловая связь в комментарии.

Презентация данного материала поможет при подготовке обучающихся к ЕГЭ....