«Развитие у ребенка с КИ диалогической речи»
консультация
Основные этапы обучения диалогу детей с КИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_u_rebenka_s_ki_dialogicheskoy_rechi.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа—Югры
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида»
«Развитие у ребенка с КИ диалогической речи»
Подготовила учитель-дефектолог
Белокопытова Л.В
Неотъемлемой задачей развития связной речи у детей с КИ является обучение умению вести диалог. Ведущей нитью данного направления работы можно рассматривать такой аспект, как научить детей с КИ правилам логического построения высказывания, умениям располагать предложения (или реплики диалога) в определённой последовательности, правильно использовать синтаксические и грамматические средства.
Существует пять основных групп диалогических единств А. Г. Зикеева, которые определяют начальную и последующую работу по обучению диалогу детей с КИ.
I группа – вопросно-ответные единства, выясняющие определённый элемент мысли с побуждением назвать его:
- Кто сегодня дежурный?
- Я.
- Кого нет в классе?
- Андрея.
II группа – вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо:
- Сегодня тепло?
- Нет, сегодня прохладно.
- Да, сегодня тепло.
III группа – вопросно-ответные единства с альтернативной формой вопроса
(предполагающего несколько возможных вариантов ответа):
- Ручка лежит в столе или на окне?
- В столе.
- На окне, а не в столе.
- Не на окне, и не в столе, а в шкафу.
IV группа – диалогические единства типа «Сообщение – вопрос».
Использование их требует создания соответствующей ситуации, когда
реплика учителя вызовет ответную реакцию учащихся в виде вопроса:
- Сегодня на занятии будет что-то интересное.
- Что мы будем делать?
- Мы будем играть.
- Как будем играть?
V группа – диалогические единства типа «Сообщение – сообщение».
Этому диалогу свойственна экономичность речевого оформления, множество
неполных предложений.
- Ты прочитал эту сказку?
- Да.
- И я тоже.
- А я не смогла прочитать.
Работа над диалогом должна продолжаться и вне группы, дома, в саду.
Обучение диалогу может проходить те же четыре основных этапа, что и овладение любым речевым материалом. Знакомство с определённым типом диалога ( I этап усвоения) может происходить на любом занятии развития речи. Это является дополнительной целью занятия.
Выбор того или иного типа диалога зависит, во-первых, от основной темы занятия и, во-вторых, от уровня развития речи учащихся.
В своей работе при обучении диалогу у детей с КИ чаще всего использую диалогические единства I типа – вопросно-ответные, выясняющие место действия, время, причину. Например, при работе над предложениями, включающими словосочетания с предлогами, используется диалог I типа:
- Где лежит мяч?
- На столе.
При усвоении словаря можно планировать работу над диалогами III типа с использованием игровых приёмов.
Например, в игре «Угадай, что в мешочке». Один ребёнок берёт предмет из мешочка, а другие дети в это время задают ему вопросы.
- Там овощи или фрукты?
- Там овощи.
- Там помидор или огурец?
- Там огурец (помидор).
В процессе развития связной устной речи, в беседах на темы из жизни ребят можно начинать знакомить детей с диалогами IV и V типов.
- Завтра мы пойдём на экскурсию.
- Куда мы пойдём?
- В парк.
- Когда мы пойдём?
- После занятий.
Как видно из приведённых примеров, II этап усвоения – воспроизведение речевого материала как бы проникает в I этап и неразрывно связан с ним.
III этап – варьирование и комбинирование речевого материала – при обучении диалогу предполагает включение в уроки развития речи ряда тренировочных упражнений.
Некоторые из них:
1) Составление диалога по аналогии с образцом.
- Куда ты положил мяч?
- Я положил мяч в шкаф.
- Куда?
- В шкаф.
2) Прочитать диалоги и сказать, к каким картинкам (ситуациям) относятся ( соответствующие картинки выставлены на доске).
3) Составление диалога по заданной ситуации: (по картинке, по описанию).
1 сентября. Алёша и Саша встретились во дворе школы.
Послушай (прочитай) их диалог. Послушай, что они говорят … (даётся текст диалога).
IV этап овладения диалогом – закрепление полученных навыков в естественных ситуациях общения.
Ежедневная и систематическая работа по формированию, расширению лексического запаса и развитие диалогической речи у детей с КИ приводит к достаточно высоким результатам. Следует отметить и ещё один аспект. Ребёнок развивается не только под воздействием среды, но и в результате его личной активности, его собственной самостоятельной практической и умственной деятельности. В разных формах общения (и прежде всего в речевом общении) ведущая роль принадлежит мотивам, побуждающим ребёнка вступать в контакты с товарищами, со сверстниками и взрослыми, включаться в различные виды деятельности с целью познания и удовлетворения разнообразных потребностей развивающейся личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по английскому языку в 11 классе "Профессии. Развитие навыков устной монологической и диалогической речи"
Данная работа была представлена на конкурс муниципального уровня "Учитель года". Прзентация в формате Ppt выполнена с использованием мультимедийных средств, Интернет и информационных источников. Этапы...
"Расширение лексико-грамматических навыков по теме "Экология". Развитие навыков аудирования,монологической и диалогической речи в рамках изучаемой темы".
Данный урок составлен по УМК "Spotlight 11" издательства"Просвещение". Урок отражает метапредметные связи-химия, экология, татарский язык. В основе урока лежит кейс-метод, позволяющи...
Методическая работа "Развитие коммуникативных навыков общения через диалогическую речь на уроках социально-бытовой ориентировки"
Обобщение опыта работы...
Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
В разработке представлены этапы, направления и упражнения работы по развитию диалогической речи у учащихся с ОНР....
«Игрушки, Животные, Семья, Дом, Одежда, Еда» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи)
Информационно-технологическая карта урока английского языка во 2 классе...
« Игрушки, Животные, Семья, Дом, Еда, Выходной» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи )
Информационно-технологическая карта урока английского языка в 3 классе...
«Ролевая игра как средство развития мотивации студентов при обучении диалогической речи на уроках английского языка»
В данной статье изложен теоретический материал по вопросу использования ролевых игр для совершенствования иноязычной диалогической речи обучаемых, создания атмосферы сотрудничества и личной заинтересо...