Развивающие возможности ИКТ в формировании и коррекции речи неслышащих младших школьников
консультация на тему

Шуваева Наталья Ивановна

 

Когда идет речь об обучении, воспитании и общем развитии ребенка с нарушенным слухом, то на первое место выступает проблема развития его речи. Почему? Потому что нарушенная слуховая функция в первую очередь влияет на формирование речи. А речь – это не только средство коммуникации, но и средство мышления.

Могут ли стать информационно-коммуникационные технологии помощниками в этом нелегком деле?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_v_razv.rechi_.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие возможности ИКТ в формировании и коррекции речи неслышащих младших школьников

Когда идет речь об обучении, воспитании и общем развитии ребенка с нарушенным слухом, то на первое место выступает проблема развития его речи. Почему? Потому что нарушенная слуховая функция в первую очередь влияет на формирование речи. А речь – это не только средство коммуникации, но и средство мышления.

Речь слышащего ребенка постоянно развивается, пополняется новыми словами, речевыми оборотами, синтаксическими конструкциями. Происходит это без особых усилий со стороны ребенка, только благодаря слуху.

Речь неслышащего малыша не может полноценно развиваться без специального целенаправленного воздействия окружающих его  взрослых: педагогов, родителей, а в дальнейшем – чтения, общения..

Взрослые должны задействовать весь арсенал способов, методов, чтобы знакомить неслышащего ребенка с новыми словами, объяснять их значение, закреплять в связной речи.

Могут ли стать информационно-коммуникационные технологии помощниками в этом нелегком деле? Безусловно, ведь у детей с нарушенным слухом хорошо развито зрительное восприятие, зрительная память. Это свойство пластичности мозга выдающийся психолог Лев Сергеевич Выготский назвал «обходным путем развития». Этот обходной путь и надо эффективно использовать.

Сам компьютер – это и средство обучения, и объект изучения. Прежде чем что-то показать ребенку на компьютере, надо ввести в его речь такие слова, как «компьютер», «экран», «мышка», «провод», «клавиатура», «буквы», «печатать», «включить», «выключить» и. д.

Наверняка у многих дома имеются развлекательные компьютерные игры для детей. Они имеют право на существование, на то, чтобы дети в них играли. Но не надо забывать, что вы родители не обычного ребенка, и на вас лежит обязанность постоянно пополнять его словарный запас. Обратите внимание, какую игру вы покупаете, является ли она обучающей, развивающей, познавательной, интерактивной или просто приключенческой; соответствует ли она возрасту и общему развитию вашего ребенка.  Проверьте, знает ли ребенок название игры, имя главного героя, сюжет игры. С помощью практически любой игры можно пополнить словарь и ввести в связную речь ребенка такие слова, как «попал», «стреляет», «опасность», «убегает», догоняет», «победил», «проиграл» и т. д.

Какие обучающие и развивающие компьютерные программы имеются в школе?

Во-первых, это специальные компьютерные программы, созданы в НИИ коррекционной педагогики для детей, имеющих проблемы в развитии – «Мир за твоим окном» и «Картина мира». Программы посвящены теме «Времена года». С помощью этих программ решаются разные цели: ознакомление с окружающим миром, развитие речи,  развитие читательской деятельности, развитие коммуникативной деятельности. Предусмотрены упражнения разного уровня сложности; в основе всех упражнений лежит усвоение и уточнение лексического значения слов.

Также учителя могут пользоваться следующими компьютерными играми и программами: «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Кидди – 1», «Кидди – 2», «Кидди – 3», «АВС» (раскраска), «Состав слова», «Castle», и др. Чтобы уточнить, какая игра будет наиболее полезной в данный момент именно вашему ребенку – поговорите со своим учителем-дефектологом.

В настоящее время магазины предлагают нам множество различных компьютерных игр. Вот несколько, наиболее подходящих нашим детям:

- специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры». В блоке «Лексика» имеются модули «Слова», «Словосочетания», «Валентность». Упражнения позволяют развивать словарь ребенка по всем основным лексическим темам на материале слов разных частей речи, словосочетаний, предложений. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий, что позволит индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

- Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»;

- «Говорим с пеленок» (2 DVD диска, высокая эффективность);

- «Школа развития личности Кирилла и Мефодия»;

- «Веселая азбука Кирилла и Мефодия»;

- «Лунтик: развивающие задания для малышей»;

- «Лунтик учит буквы»;

- «Лунтик учит цифры»;

- «Супердетки: учим буквы, цифры»;

- «Антошка. Невероятное сафари».

Зайка, Мурзилка, Баба Яга, Кузя, Дракоша, домовенок Бу – эти и другие герои развивающих компьютерных игр помогут ребенку провести время за компьютером не только весело, но и с пользой.

Кроме готовых программ, родители, хорошо владеющие компьютером, могут создать свои программы, отвечающие потребностям и уровню развития своего ребенка, как это сделали учителя нашей начальной школы .Они создали компьютерную программу по лексическим темам «Посуда» и «Времена года».

Вывод: информационно-компьютерные технологии являются хорошим подспорьем для педагогов и родителей, желающих помочь своему неслышащему ребенку пополнить словарный запас и развить его речь. Учебный процесс носит игровой характер, индивидуализирован, используется «обходной путь» развития высших психических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка...

Формирование связной монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на воп...

Использование сказкотерапии в коррекции нарушений связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Выпускная квалификационная работа посвящена решению актуальной проблемы: применению современных технологий (сказкотерапии) на занятиях по развитию связной речи у умственно отсталых школьников.Значимос...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с ТНР

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте....

Использование коррекционно – развивающих и игровых форм обучения, для повышения учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Математическая радуга Цель мероприятия:  привитие интереса к математике. Задачи мероприятия:формировать коммуникативную компетентность;совершенствовать вычислительные навыки учащихся;ра...

Формирование монологической связной речи у младших школьников с ЗПР

   Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения....

Формирование толерантности в процессе коррекции нарушений речи у младших школьников

Демографические процессы последних десятилетий, серьезным образом отразились на социальном положении общества, как в России, так и в бывших союзных республиках. Усилились миграционные процессы на пост...