Формирование толерантности в процессе коррекции нарушений речи у младших школьников
статья
Демографические процессы последних десятилетий, серьезным образом отразились на социальном положении общества, как в России, так и в бывших союзных республиках. Усилились миграционные процессы на постсоветском пространстве, и российское общество столкнулось с небывалыми миграционными процессами. В Россию прибывало большое количество беженцев и переселенцев из бывших азиатских республик и Кавказа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование толерантности в процессе коррекции нарушений речи у младших школьников.
Демографические процессы последних десятилетий, серьезным образом отразились на социальном положении общества, как в России, так и в бывших союзных республиках. Усилились миграционные процессы на постсоветском пространстве, и российское общество столкнулось с небывалыми миграционными процессами. В Россию прибывало большое количество беженцев и переселенцев из бывших азиатских республик и Кавказа.
Современное общество оказалось не готовым к таким резким изменениям. Причиной этому является низкий уровень толерантности, как основного коренного населения России, так и эмигрантов.
Российская школа является прямым отражением процессов, происходящих в обществе. Поэтому, именно система школьного и дошкольного образования должно встать в авангарде воспитания толерантности в нашем обществе.
Модели функционирования интегрированных групп в детских садах и классов в школах, а также интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные классы требует не только определенных материальных затрат, но и поиска наиболее эффективных педагогических подходов, методов и технологий, базирующихся на гуманистических принципах воспитания. Наше общество, рядовые граждане не готовы к совместному обучению и воспитанию здоровых и «особых» детей. Мы вынуждены отметить, что толерантность не является обязательным, само собой разумеющимся качеством современного россиянина.
Поэтому, в настоящее время разрабатывается и реализуется единая государственная политика по формированию толерантности, о чем свидетельствует принятая Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В программе модернизации российского образования отмечается, что необходимо детей с дошкольного возраста приобщать к азам толерантности как к системе определенных ценностей значимых для всех людей на земле, в процессе познания культур народов, традиций, этических норм поведения.
Претворением в жизнь идеи толерантности должны заниматься все субъекты образовательного процесса. Поэтому специалисты, занимающиеся непосредственно проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-эмигрантов и переселенцев, оказываются на переднем плане этих проблем.
Логопедам, дефектологам одним из первых пришлось заниматься проблемами толерантности внутри коррекционных групп, поскольку в них оказываются дети и с ОНР, и с системными нарушениями речи, обусловленными ЗПР, и с нарушением слуха, и дети с билингвизмом, для которых русский язык является иностранным. Для детей с билингвизмом нами разработана специальная коррекционная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи.
Одним словом, структура дефекта детей этих категорий многообразна. Это требует от специалиста учета психологических и интеллектуальных особенностей детей.
На коррекционных логопедических занятиях работа проводится как индивидуально, так и в группах по 5-7 человек. В начале коррекционного процесса приходится сталкиваться с очевидными психологическими проблемами: дети не умеют строить отношения, конструктивно общаться, уступать друг другу. Когда в группе оказываются дети эмигрантов, преимущественно из Средней Азии, зачастую они слышат насмешки, обидные слова. Наиважнейшей задачей логопеда является создание теплой, доброжелательной атмосферы, поддержка любых позитивных проявлений детей, обучение их навыкам разрешения конфликтов, организация ситуаций взаимопомощи и правил работы в группе, осознание себя одной единой командой.
Припоминается недавняя ситуация непосредственно относящаяся к теме сегодняшнего обсуждения. В составе коррекционной группы 2-классников с ОНР был мальчик с ЗПР и с нейросенсорной тугоухостью. У некоторых девочек было неприязненное отношение и недовольство по поводу того, что ему больше, чем остальным уделялось внимание со стороны логопеда. По этому поводу, кроме беседы логопеда с детьми, педагогом-психологом были проведены занятия арт-терапии по развитию коммуникативных навыков и формированию импатии.
Воспитание толерантности личности – сложный процесс, осуществляемый семьей, школой, обществом. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, учит общаться, слушать и уважать мнение других. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия родителей, родственников напрямую оказывает влияние на формирование личности ребенка.
Анкетирование родителей, проводимое в начале коррекционного обучения, позволяет выявить проблемы в воспитании ребенка. Анкета заставляет и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании и, самое главное, получить помощь от специалистов нашего Центра. Опыт подсказывает, что необходимо организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам ненасильственного общения, навыкам толерантного взаимодействия.
Особого внимания заслуживают родители, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья. Зачастую они испытывают разочарование, отчаяние, чувство вины или неприятие своего ребенка. Кроме бесед, знакомящих родителей с сущностью определенного дефекта, возможностями и условиями развития и его компенсации, необходимо проводить и другие мероприятия. Нами практикуется выполнение совместных семейных заданий (составление рассказов о семье, о профессии родителей, о своей малой Родине, о домашних животных и т.д.).
В конце года проводится итоговый концерт для родителей, на котором учащиеся демонстрируют свои успехи в преодолении нарушений устной и письменной речи; конкурс чтецов среди детей, исправивших звукопроизношение и дикцию. Такое завершение коррекционной работы способствует осознанию удовлетворенности и успешности в коллективе.
Воспитание толерантности как одной из значимой черт личности является не только социальной, но и политической задачей, стоящей перед всеми государствами и народами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Такие специфические трудности письма, как пропуск и смешение букв, перестановка букв в слове, нед...
Упражнения с мячом для коррекции нарушений осанки у младших школьников
План-конспект урока для учащихся первых классов. Ведущий диагноз: нарушение осанки....
Современные методы коррекции письменной речи у младших школьников с нарушениями развития психоневрологических функций.
Использование игровых приемов, обеспечивающих полимодальность воздействия, способствут развитию высших психических функций, снятию эмоционального напряжения, неуверенности, и, как следствие, повышает ...
Нарушения речи у младших школьников и их коррекция в условиях школьного логопункта
Презентация содержит материал о работе логопеда в условиях школьного логопункта...
Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"
ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...
Программа по коррекции устной речи у младших школьников
Программа по коррекции устной речи у младших школьников...
Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников с детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью в системе логопедического сопровождения (из опыта работы)
Трудности обучения младших школьников, имеющих сложный дефект (ДЦП и интеллектуальную недостаточность), определяются не только тяжестью и многообразием их двигательных расстройств, стойким недоразвити...