Применение конструирования из палочек, как средство освоения элементарных математических и пространственных представлений детьми с выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
статья по теме

Исаева Марина Александровна

Данная статья раскрывает актуальность применения конструирования детьми с выраженной умственной отсталостью на индивидуальных занятиях с учителем-дефектологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Статья

применение Конструирования из палочек, как средство освоения элементарных математических и пространственных представлений детьми с выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ.

Бобровская Л. И. (учитель-дефектолог ГКУ ДДИ «Южное Бутово»,

г. Москва),

Исаева М. А. (учитель-дефектолог ГКУ ДДИ «Южное Бутово»,

г. Москва)

Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений. В настоящее время эти дети классифицируются как «дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – М., 2001. - 480 с.). Значительное число тяжело умственно отсталых детей страдают двигательными нарушениями. У них нарушена общая координация движений, мелкая моторика руки, скоординированность движений руки и глаза, зрительно-моторной координация, зрительный анализ, точность и восприятие, устойчивость и концентрация внимания, наблюдаются самые глубокие недостатки в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Поэтому на индивидуальных занятиях дефектолога с такими детьми основными задачами являются стимуляция и развитие слабо сформированных психических процессов, а также формирование доступных элементов учебной деятельности, таких как мотивация, познавательный интерес, самоконтроль и самоанализ.

Одним из действенных средств коррекции и компенсации недостатков в развитии данной категории детей, мы считаем, является конструирование из палочек.

У детей с умственной отсталостью имеются большие трудности в формировании восприятии формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорции. Отмечается недоразвитие собственного тела, с большим трудом формируется понятие правого и левого. Отмечается недоразвитие предметных действий, трудности в формировании элементарных математических представлений обусловлены недостаточностью пространственных функций. Затруднения в узнавании и воспроизведении геометрических фигур.

Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования, проводятся с детьми с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики, развитие зрительного анализа и зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука».  В исследованиях доктора медицинских наук, академика РАО М. М. Безруких отмечается, что рука практически всех детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью дошкольного, младшего школьного возраста еще не готова к точным мелким движениям из-за недостаточности развития мелких мышц кисти и не закончившееся к этому возрасту отвердение костей запястья и фаланг пальцев. С физиологической точки зрения конструирование из палочек помогает коррекции этих недостатков.  Также конструктивные упражнения способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

Конструирование как особый вид деятельности возникает лишь на определенной ступени развития психики и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребенка.

В конструировании из палочек существует возможность для развития всех сторон интеллекта, а также данный вид деятельности моделирует творческий процесс. Они долго не надоедают ребенку, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций.  

В процессе конструирования из палочек ребенок с умеренной и выраженной умственной отсталостью учится ориентироваться в малом пространстве, учится понимать слова, обозначающие взаиморасположение элементов по отношению друг к другу, самостоятельно употреблять слова в речи. Конструирование из палочек способствует развитию общей моторики, мелкой моторики, координации руки и глаза, концентрация внимания, увеличивается объем внимания, вырабатывается терпение и умение доводить начатое дело до конца, зрительное внимание, тактильное восприятие, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Очень важно, что в процессе конструирования из палочек происходит развитие способности к элементам аналитико-синтетической деятельности, когда ребенок воспринимает предмет в целом, называет, обследует его, далее видит его графическое изображение, повторяет его название по графическому изображению из палочек, улучшается формирование элементарных математических представлений и узнавание и называние, воспроизведение плоскостных геометрических фигур.

На начальном этапе конструирование даже самой элементарной фигуры из палочек оказывается для ребенка очень трудным. Поэтому предлагается начинать работу с наложения палочек по контуру в полную величину. Ребенок учится брать палочку, накладывать ее четко на картинку без определенного изображения конкретного предмета. Затем совместно с дефектологом ребенка переводят к конструированию из палочек по образцам, изображающих конкретные предметы. Усложняя задание, необходимо переводить детей к конструированию по памяти (дефектолог показывает образец, рассматривает его совместно с ребенком, затем убирает).  

Таким образом, конструирование из палочек осуществляется поэтапно:

1 этап - конструирование из 2, 4 палочек наложение по контуру,

2 этап - конструирование по образцу,

3 этап - конструирование по памяти.

Далее переходим к более сложному этапу работы по конструированию из палочек. Детям можно предложить следующие виды работ:

 - узнавание в сложенных фигурах знакомых предметов (лопатка, флаг, елка, дом и т.д.);

- игровые действия, демонстрируемые педагогом с простейшими построениями из палочек и мелкими игрушками (машина и дорога, забор, ступеньки и т.д.);

- выполнение детьми простейшей постройки по подражанию действиям педагога методом поэлементного диктанта;

- наложение детьми палочек на рисунок фигуры;

- приложение палочек под рисунком;

- складывание фигуры по образцу;

- складывание фигуры по заданию, данному на карточке-схеме и придумывание ей названия;

- по данному педагогом названию фигуры (дом, машина, телевизор и др.) и образцу, показанному и убранному, складывание постройки по представлению (по памяти);

- для некоторых детей рисование (обводка) сложенных фигур и раскрашивание их;

- складывание фигур по названию и описанию предмета – по памяти (двух, трехэтажный дом с забором).

Работа по конструированию широко может использоваться при формировании элементарных математических представлений, которая осуществляется поэтапно:

1 этап - строительство геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник. Полученный навык можно использовать для построения различных предметов, изображенных на картинках, с использованием этих фигур по образцам рядом и по памяти.  На основе этих геометрических фигур дети строят разные предметы: куб, кувшин, очки, лестница, рыбка, пирамида, флаг, звезда, эскимо, параллелепипед, грибок, лодка с парусом, ворота, настольная лампа, окно, портфель, морковь, машина, лопата, танк, ракета, телевизор, кровать, часы, самолет.

2 этап - строительство предметных картинок по образцам с предварительным разбором названий этих картинок. Также для тех детей, кому конструирование дается тяжело, необходимо использовать одиночные картинки с изображением конструкции из палочек и рядом объемного конкретного изображение предмета, которая помогает узнать и увидеть его. При конструировании из палочек у детей повышается мотивация, развивается зрительный глазомер, формируется навык самоконтроля и самооценки. Дети учатся понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно, хорошо запоминать плоскостные геометрические фигуры.

3 этап - количественный счет до 10. Конструирование из палочек помогает освоить количественный счет от 1 до 10 и связи цифры с количеством. Для этого мы разработали авторские разные орнаменты и ступеньки, где используется счет палочек от 1 до 10 и закрепляется счет на палочках от 1 до 10.

Также необходимо закреплять у детей связь цифры с количеством предметов, используя конструкцию из палочек, количество которых соответствует данной цифре.

Параллельно с работой по формированию элементарных математических представлений мы решаем задачу по развитию активного словаря при конструировании из палочек, где используем слова-предметы (палочки, квадрат, треугольник, прямоугольник, узор, ромб, орнамент, лестница, пирамида, контур, забор и заборчик, дорожки, стена, фигура, образец), слова-действия (открывать и закрывать коробочку, собирать, разбирать, брать, рассыпать, выкладывать, составлять, сравнивать), слова-признаки (одинаковый, разный, маленький, большой, короткий, длинный, высокий, низкий, аккуратный, не аккуратный, простой, сложный, точный, ровный), что помогает развивать и активизировать речь наших детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью по формированию элементарных математических представлений и сенсорике

Данное календарно-тематическое планирование составлено для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим

Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...

Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».

Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...