Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»
план-конспект урока (8 класс) по теме

Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya_i_razvitiya_rechi_v_8_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе

Тема урока: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Совершенствование навыка осознанного, выразительного чтения.

Задачи урока:

Обучающие:

-учить анализировать и выразительно читать данное произведение;

-формировать навык работы над образными средствами языка.

Коррекционно-развивающие:

-развивать память учащихся, внимание, мышление, воображение, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;

-развивать связную устную речь учащихся;

-развивать эмоциональную сферу учащихся;

-формировать монологическую и диалогическую речь учащихся;

-активизировать и пополнять словарный запас учащихся.

Воспитывающие:

-прививать интерес к творчеству С.А. Есенина;

-пробуждать интерес к предмету;

-воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

Оборудование урока

1.Эпиграф к уроку.

2.Портрет С.А. Есенина.

3.Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

4.ТСО (компьютер, музыкальный центр, диск с записью классической музыки,  диск с записью стихотворения, романса).

5.Таблицы со словарными словами.

6.Карточки для самостоятельной работы учащихся.

7.Учебник чтения для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. З.Ф. Малышевой.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Я очень рада нашей встречи, встрече с нашими гостями, хорошей погоде.

-Скажите, чему рады вы?

-Начинаем наш урок. Мне хочется, чтобы он получился интересным, увлекательным, красивым. В этом поможете  мне вы. Поэтому, настройтесь на работу.

II. Подготовка к восприятию темы.

-Сегодня, мы отправимся в мир поэзии.

-Что такое поэзия?

( стихи, произведения написанные стихами)

-Прочитайте предложения, данные на доске.

Поэзия весеннего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

-Заменим слово поэзия словом красота.

-Сколько же значений слова поэзия выяснили? (два)

-Назовите их.

-Обратимся за более точным определением слова к словарю С.И. Ожегова.

( учитель зачитывает значение слова)

-Ребята, в этом словаре собрано и объяснено более 70 тысяч слов. В мире поэзии эти слова встают в определенный строй,  и мы слышим прекрасные поэтические творения.

III. Речевая разминка.

-Проведем речевую разминку.

-Читаем вслух по моей указке.

  Шум, блеск, всплеск, гам.

               Гром, треск, плеск, гам.

- Похожи эти слова на стихотворение?

-Почему? (произносятся складно)

-Совершенно верно. Это один из признаков стихотворения, называемый рифмой.

-Все ли слова мы произносим при чтении стихотворений одинаково? (одни - тише, другие – громче)

-Правильно. Это называется интонацией.

-Прочитаем эти слова еще раз, выделяя голосом первое слово. Попытаемся прочитать с чувством радости.

-Хорошо!

-Теперь прочитаем с интонацией удивления, спрашиваем , выделяя голосом четвертое слово, соблюдаем паузы.

-Что мы сейчас повторили?

(правила выразительного чтения)

-Перечислите их.

(-читать не торопясь,

-выделять голосом отдельные слова

-останавливаться на знаках препинания)

IV.Сообщение цели и темы урока.

1.Вводная беседа.

-Сегодня, ребята, мы начинаем изучать жизнь и творчество замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Есенин - нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел веселый клен.

Из солнечного ливня

Весеннее лицо

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльцой.

-Поэт прожил на земле до обидного мало - всего три десятилетия. Он писал, что его творения отзовутся и останутся в людских сердцах. На уроках, посвященных его творчеству, мы постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

-Вглядитесь внимательно  в портрет Есенина.

-Что вы можете сказать об этом человеке?

-О его жизни нам расскажут…

(учащиеся рассказывают краткую биографию поэта, на экране демонстрируются картины родного края Есенина, звучит мелодия пьесы Чайковского « Времена года»).

2.Рассказ учителя

Сергей Есенин - исконно русский, глубоко национальный поэт. «Какой русский и какой чистый поэт», - говорил о нем Максим Горький. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности.

Чарующую синеву глаз у бездонных озер и голубых небес;  Мягкие кудри- у крон родных берез; золото волос- у российских нив:

«Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь на палец вяжи-

Я нисколько не чувствую боли…»

А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу:

Душа моя - поле безбрежное…»

Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называют певцом русской природы.

V.Изучение нового материала. Работа над  стихотворением.

1.Вводная беседа.

-Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Сергея Есенина « Отговорила роща золотая…», в которой поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. И эпиграфом к уроку возьмем слова. В. Ходасевича об этом произведении:

«Это…яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»

2.Чтение стихотворения учителем.

-Ребята, это стихотворение относится к такому жанру, как пейзажная лирика.

Лирика- выражение чувств поэта.

-Я прочитаю вам его.

(учитель читает стихотворение наизусть)

-Ребята, что увидели, что услышали, что представили, слушая стихотворение?

-Какое время года описано? Почему?

3.Словарная работа.

-Я бы хотела выяснить, как вы понимаете значение следующих слов?

  • Журавли - большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
  • Равнина  - ровная, без холмов земная поверхность
  • юность-возраст, промежуточный между детством и зрелостью

(На экране демонстрируется толкование слов после высказываний учащихся)

4.Чтение стихотворения учащимся «про себя».

-Сейчас прочитайте стихотворение «про себя».

(учащиеся читают вполголоса)

-Я за вами наблюдала и видела, что вам было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет понять его и выразительно прочитать вслух.

-Послушайте, ребята, еще раз это стихотворение в исполнении профессионального чтеца. Внимательно слушайте и следите за его интонацией (звучит запись стихотворения).

Физкультминутка.

5.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

-Понравилось вам исполнение актера?

-Сегодня, мы будем учиться выразительно читать это стихотворение. Для этого нам нужно поставить логическое ударение в тексте и проанализировать стихотворение. Работу проведем по карточкам.

*Чтение по цепочке.

-Я буду читать по одному четверостишию, голосом выделяя слова и паузы.

-Вы должны подчеркнуть эти слова и расставить паузы.

(учитель читает по четверостишию, учащиеся работают в карточках. Затем учитель проверяет, задавая вопросы:

-Какие слова подчеркнули?

-Где следует поставить паузы?)

(После проделанной работы дети читают стихотворение по цепочке по четверостишию.)

-Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

(тоска, одиночество, сожаление)

-Каким настроением оно проникнуто? (грустью)

-В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом? Зачитайте эти строки.

-Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)

-Зачитайте эти строки.

-Кем чувствует себя поэт?

(осенней рощей)

-Да, ребята. Поэт и роща - двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты. Этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал «себя» деревом, травой, рощей. Это как бы «олицетворение наоборот».

-Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.

-А о чем печалится поэт?

(о прошедшей юности, об ушедшем лете)

-Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?

( красивое,  пронизано любовью к родной земле).

*Выразительное чтение.

-Теперь, я думаю, вам не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.

-Вспомним еще раз правила выразительного чтения.

-Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.

*Хоровое чтение.

-Молодцы!

-Я даю вам минуту на тренировочное чтение.

-Прочитай стихотворение….

-Очень хорошо!

VI.Закрепление знаний учащихся.

-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)

-«К стихам расположили песни», - отмечал Есенин в автобиографических набросках. И многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» не могло

не стать песней. Композитор Г. Пономаренко переложил его на музыку и получился прекрасный романс. Я предлагаю вам его послушать

(звучит романс; на экране демонстрируются картины золотой осени)

-Понравилось вам это произведение?

-Какие чувства оно вызывает?

(волнение, любовь к природе)

-Да. Оно волнует, завораживает, озаряет душу каким – то таинственным, тихим светом.

VII. Домашнее задание.

-Домашнее задание, ребята,  будет немного  необычное. Обычно,  если мы учим стихи наизусть, нам это задание предлагает учебник. А сегодня такого задания в учебнике нет. Но мне бы хотелось, чтобы это произведение осталось в вашей памяти.

VIII. Подведение итогов урока.

         Оценивание.

-Ребята, что на ваш взгляд, отличает поэзию Есенина?

(любовь к Родине, к природе, к родным местам)

-В стихах Есенина мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Поэта можно понять только по хорошим  настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь его голос.

Наш урок подошел к концу. Но на этом уроке мы не закончили изучать творчество С. А. Есенина. В этом разделе учебника только два произведения поэта, но я думаю, что вы еще не раз в течение своей жизни  откроете томик стихов Есенина.

 Поэтому, мне хочется вам пожелать: читайте, любите,  наслаждайтесь поэзией Сергея Есенина.

-Вы сегодня показали хорошие знания по данной теме.

-За активную работу…

-За красивое, выразительное чтение…

-Хорошо работали…

-Вам, ребята, понравился урок?

-Что нового узнали?

-Что было наиболее увлекательным?

-Значит, наш урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.

-Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....