логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз "Заикание"
календарно-тематическое планирование по теме
характеристика группы, ведущие признаки заикания, типы течения заикания, основные задачи, поурочный годовой план работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaikanie.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «Заикание»
Характеристика группы
Можно выделить 3 группы заикающихся:
1 группа. Дети с обычным темпом движений (свободные, плавные, координированные движения), с активным вниманием. К речи некритичны. Не испытывают страха речи, контролируют её. В незнакомой обстановке угловаты, напряжены. Дают хорошие результаты при коррекции, рецидивы редки.
2 группа. Дети с быстрыми, беспорядочными движениями, двигательным беспокойством, плохой моторикой. Они суетливы, болтливы, их речь торопливая, смазанная, недоговариваются слова, фразы. Выражен страх речи. Плохо вступают в контакт, демонстрируют яркие эмоциональные реакции. Отмечаются сопутствующие движения. После лечения и логопедического воздействия успокаиваются, темп речи выравнивается, запинки постепенно проходят (могут проявляться при сильном волнении).
3 группа. Дети с замедленным темпом движений, вялые, нерешительные, малоактивные. Речь медленная, монотонная, голос тихий, дыхание короткое, артикуляция вялая, есть страх речи. После коррекции и лечения становятся активнее, движения и речь нормализуются. Остаются редкие и лёгкие запинки. Возможны рецидивы.
Ведущие признаки заикания
- Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги;
- Расстройство общей моторики. У детей с заиканием обычно нарушены общая и мелкая моторика. Их движения некоординированы, нет синхронности в движениях правой и левой рук, ног, нарушена осанка. Эти дети не могут поймать мяч; медленно, роняя, выкладывают карточки; испытывают трудности в работе с мелкими предметами; у них из рук часто выпадают ручки, карандаши. Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются по-разному: от раздувания крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем телом (кивание головой, раскачивание, притопывание, сжатие кулаков и т.д.).
- Нарушение вегетативной нервной системы (усиление потовыделения, покраснение кожного покрова).
- Нарушение эмоционально-волевой сферы. Заикание существенно отражается на формировании личности, наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации ребёнка. Нарушение общения у заикающихся меняет условия формирования личности, развития сознания и самосознания. У детей с невротической формой заикания общественные отношения (с родителями, сверстниками) нарушаются постепенно, по мере закрепления речевой патологии и осложнения её вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений сильно отстаёт от нормы. Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и т.д. С возрастом появляется неуверенность в себе, образуется низкая самооценка, возникает боязнь речевого общения.
Типы течения заикания
- Стационарный тип – характеризуется достаточной стабильностью протекания дефекта, то есть выраженностью речевого дефекта, наличием логофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений.
- Рецидивирующий тип – чередование лавной речи с периодами заикания.
- Волнообразный тип – периоды различной длительности то в сторону улучшения, то ухудшения.
- Прогредиентный тип – тенденция к ухудшению речи (к усиленному заиканию).
Основные задачи
1. Задача организационного момента – настроить детей на деловой, бодрый лад.
2. Задачи общей моторной зарядки:
- снятие излишнего мышечного напряжения;
- воспитание навыка произвольной регуляции мышечного тонуса;
- преодоление двигательных уловок;
- коррекция общей и мелкой моторики.
3. Задачи речевой зарядки:
- воспитание правильного речевого дыхания;
- воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;
- воспитание лёгкого включения артикуляционных движений;
- коррекция трудных для произношения звуков;
- устранение сорных звуков.
4. Задача координации речи с движением:
- воспитание темпа, ритма и плавности речи.
5. Задача собственно речевой работы:
- постепенное овладение всё усложняющимися формами речи без заикания.
Поурочный годовой план работы с группой учащихся 1-4 классов, имеющих диагноз «Заикание»
недели | занятия | Темы и содержание коррекционной работы. |
Сентябрь
I | Фронтальное обследование |
1 этап (диагностический)
III | 1 2 | Сбор анамнеза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояния связной речи. Исследование процесса чтения, процесса письма. Логопедическое заключение. |
2 этап (подготовительный)
VI | 3 4 | Режим молчания. Постановка и коррекция диафрагмального(физиологического) речевого дыхания. Строение и функции речевого аппарата. Развитие и совершенствование устойчивости внимания, в том числе внимания к речи. Расслабление конечностей по контрасту с напряжением. |
Октябрь
I II III IV V | 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Режим молчания. Постановка и коррекция диафрагмального(физиологического) речевого дыхания. Строение и функции речевого аппарата. Развитие и совершенствование устойчивости внимания, в том числе внимания к речи. Расслабление конечностей по контрасту с напряжением. Режим молчания. Постановка и коррекция диафрагмального(физиологического) речевого дыхания. Пространственно-временные представления. Развитие и совершенствование наблюдательности по отношению к языковым явлениям; способности к запоминанию речевого материала; способности к переключению внимания; познавательной активности. Устранение логофобии. Коррекция общего речевого поведения. Формирование умения произвольно регулировать мышечный тонус. Устранение речевых и двигательных уловок. |
Ноябрь
3 этап (коррекционный)
I II III IV | 15 16 17 18 19 20 21 22 | Расслабление мышц шеи, речевого аппарата, диафрагмы. Внушение состояния покоя. Ягоды и грибы. Лес осенью. Сопряжённая речь. Отражённая речь. Ритмические ряды. Работа над темпом и ритмом речи. Координация движения с речью. Домашние животные. Сопряжённая речь. Отражённая речь. Ритмические ряды. Работа над темпом и ритмом речи. Координация движения с речью. Дикие животные. Сопряжённая речь. Отражённая речь. Ритмические ряды. Работа над темпом и ритмом речи. Координация движения с речью. Одежда. Обувь. Головные уборы. |
Декабрь
I | 23 24 | Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне слова. Зима. Зимующие птицы. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (принятие задачи)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием). Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне слова. Зима. Зимующие птицы. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (принятие задачи)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием). |
II | 25 26 | Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне слова. Мебель. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (принятие задачи)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием). Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне слова. Мебель. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (принятие задачи)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием). |
III | 27 28 | Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне словосочетания. Посуда. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (активное осмысление материала)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы по ходу деятельности). Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне словосочетания. Посуда. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (активное осмысление материала)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы по ходу деятельности). |
IV | 29 30 | Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне словосочетания. Новогодний праздник. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (активное осмысление материала)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы по ходу деятельности). Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне словосочетания. Новогодний праздник. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (активное осмысление материала)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы по ходу деятельности). |
Январь
III | 31 32 | Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне словосочетания. Транспорт. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (активное осмысление материала)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы по ходу деятельности). Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне предложения. Транспорт. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (выделение главного, существенного в материале)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы по итогам деятельности(начатки формирования связанного высказывания)). |
IV | 33 34 | Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне рассказа. Профессии. Формирование полноценных учебных умений (контроль за ходом деятельности, речью (от умений действовать по образцу до умения пользоваться приёмами самоконтроля)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы по итогам деятельности(начатки формирования связанного высказывания)). Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне рассказа. Профессии. Формирование полноценных учебных умений (контроль за ходом деятельности, речью (от умений действовать по образцу до умения пользоваться приёмами самоконтроля)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы по итогам деятельности(начатки формирования связанного высказывания)). |
V | 35
36 | Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне рассказа. Профессии. Формирование полноценных учебных умений (контроль за ходом деятельности, речью (от умений действовать по образцу до умения пользоваться приёмами самоконтроля)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы по итогам деятельности(начатки формирования связанного высказывания)). Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне рассказа. Профессии. Формирование полноценных учебных умений (контроль за ходом деятельности, речью (от умений действовать по образцу до умения пользоваться приёмами самоконтроля)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы по итогам деятельности(начатки формирования связанного высказывания)). |
Февраль
I | 37 38 | Устранение сопутствующих речевых дефектов. Орудия труда. Инструменты. Формирование полноценных учебных умений (умение работать в определённом темпе). Формирование умений и навыков речевого общения (применение инструкций, схем при подготовке высказывания). Устранение сопутствующих речевых дефектов. Орудия труда. Инструменты. Формирование полноценных учебных умений (умение работать в определённом темпе). Формирование умений и навыков речевого общения (применение инструкций, схем при подготовке высказывания). |
II | 39 40 | Устранение сопутствующих речевых дефектов. Животные жарких стран. Формирование полноценных учебных умений (умение работать в определённом темпе). Формирование умений и навыков речевого общения (применение инструкций, схем при подготовке высказывания). Устранение сопутствующих речевых дефектов. Животные жарких стран. Формирование полноценных учебных умений (умение работать в определённом темпе). Формирование умений и навыков речевого общения (применение инструкций, схем при подготовке высказывания). |
III | 41 42 | Устранение сопутствующих речевых дефектов. Комнатные растения. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (употребление усвоенных терминов в высказывании). Устранение сопутствующих речевых дефектов. Комнатные растения. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (употребление усвоенных терминов в высказывании). |
IV | 43 44 | Устранение сопутствующих речевых дефектов. Аквариумные и речные рыбы. Животный мир океана. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (употребление усвоенных терминов в высказывании). Устранение сопутствующих речевых дефектов. Аквариумные и речные рыбы. Животный мир океана. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (обращение за разъяснением к логопеду, товарищам). |
Март
I | 45 46 | Устранение сопутствующих речевых дефектов. Ранняя весна. Мамин праздник. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (обращение за разъяснением к логопеду, товарищам). Устранение сопутствующих речевых дефектов. Ранняя весна. Мамин праздник. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (обращение за разъяснением к логопеду, товарищам). |
II | 47 48 | Устранение сопутствующих речевых дефектов. Наша Родина – Россия. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (пояснение заданий, инструкций). Устранение сопутствующих речевых дефектов. Наша Родина – Россия. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (пояснение заданий, инструкций). |
III | 49 50 | Устранение сопутствующих речевых дефектов. Москва – столица России. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (пояснение заданий, инструкций). Устранение сопутствующих речевых дефектов. Москва – столица России. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (пояснение заданий, инструкций). |
IV | Каникулы |
Апрель
I | 51 52 | Контекстная речь. Формирование навыка речи без запинок (на уровне слова). Весна. Весенние цветы. Формирование полноценных учебных умений (анализ продуктивности собственной деятельности). Формирование умений и навыков речевого общения (рассказ о последовательности выполнения работы (завершающая речь)). |
II | 53 54 | Контекстная речь. Формирование навыка речи без запинок (на уровне словосочетания). Космос. Формирование полноценных учебных умений (анализ продуктивности собственной деятельности). Формирование умений и навыков речевого общения (рассказ о предстоящей работе (предваряющая речь)). |
III | 55 56 | Контекстная речь. Формирование навыка речи без запинок (на уровне предложения). Наш город. Формирование полноценных учебных умений (анализ продуктивности собственной деятельности). Формирование умений и навыков речевого общения (устные связанные высказывания) |
IV | 57 58 | Контекстная речь. Формирование навыка речи без запинок (на уровне словосочетания). Перелётные птицы весной. Формирование полноценных учебных умений (анализ продуктивности собственной деятельности). Соблюдение речевого этикета при обращении (обращение, просьба, диалог). |
Май
I | 59 | Контекстная речь. Формирование навыка речи без запинок (на уровне словосочетания). Насекомые. Формирование полноценных учебных умений (анализ продуктивности собственной деятельности). Устные связные высказывания. Совершенствование просодической стороны речи. |
II | 60 61 | Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися. Подведение итогов работы за год. |
III IV | Фронтальное обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речиНаиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы....
Логопедическая работа с детьми, имеющими дизартрию.
Презентация. Логопедическая работа с детьми, имеющими дизартрию....
Компьютер - как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса....
Специфика логопедической работы с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.
Материал из опыта работы....