Выступление. Тема 'Тематический учет знаний на уроках биологии.'
статья по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете МКОУ «Дарьинская ООШ»
Учителя биологии Кононовой Г.А.
Тема: « Тематический учет знаний на уроках биологии.
Или
Применение контрольно-измерительных материалов на уроках биологии.»
Многолетний опыт работы показал, что в совершенствовании современных уроков биологии важнейшую роль играет хорошо продуманная система проверки и учета знаний учащихся.
Одним из видов такой проверки является тематический учет знаний, который я провожу после изучения каждой темы программы по биологии. Тематический учет знаний на уроках биологии позволяет проверить сразу несколько компонентов знаний и умений: теоретические знания, определение понятий по биологии, умение выполнять упражнения различного рода: работа с рисунками, таблицами, схемами и т. д.
Особое предпочтение отдаю работе с тестовым материалом, который можно использовать на любом этапе урока – при проверке домашнего задания, закреплении, повторении и систематизации изученного материала, контроле и оценке знаний. Работа с тестами предполагает практическое применение знаний и регулярную работу с учебником, что позволяет учащимся подготовиться к уроку, контрольной работе, экзамену, учит анализировать и систематизировать знания, самостоятельно и объективно их оценивать, использовать дополнительные источники информации.
Тестирование – один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения ведущих понятий. Особое внимание уделяю проверке усвоения основных биологических терминов, понятий, понимания существующих взаимосвязей между биологическими явлениями и процессами, а также между различными организмами и окружающей средой.
Начиная уже с 6-го класса обучаю школьников работе с тестовым материалом, отражающим специфику тестов в формате ЕГЭ (содержащих части А, В, С), учитывая чрезвычайную полезность при подготовке к ИГА и ЕГЭ. Тесты группирую по темам в соответствии с программой.
Используемые мной тесты содержат примерно 7 вопросов и заданий.
Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С)
Уровень А – базовый (4 вопроса). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень В – более сложный (2 вопроса) Каждое задание этого уровня требует краткого ответа ( в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Уровень С – повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.
В качестве примера предлагаю тест, который провожу в 7-м классе при изучении темы:
Тип моллюски. Класс головоногие моллюски.
Вариант 1.
А1. Кто не относится к головоногим моллюскам?
- гребешок
- осьминог
- кальмар
- каракатица
А2. Что расположено на внутренней стороне щупалец головоного моллюска?
- маленькие хоботки
- дисковидные присоски
- реснички
- трубочки
А3. Какой дополнительный плавательный орган есть у некоторых видов головоногих моллюсков?
- лопасти
- мускулистые щупальца
- хвостовой отросток
- пара плавников
А4. Из чего состоит внутренний скелет головоногих моллюсков?
1
Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12 вопросов и заданий, также трех уровней сложности.
. Во время контроля использую тестовые задания на соотношение объектов («найти соответствие»), которые содержат только правильные ответы, и их необходимо сгруппировать или расставить в правильной последовательности.
Например в 6-м классе при изучении темы «Особенности строения и жизнедеятельности бактерий» на этапе закрепления изученных знаний провожу работу по карточке:
Карточка №1. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям. I.Кокки А.Палочковидные II. Бациллы Б. Шарообразные III.Вибрионы В.Спиралевидные IV.Спириллы Г.Изогнутые |
Выполнение такого типа тестов наиболее эффективно при контроле знаний по
изученным темам курса.
Задания, требующие выбора правильного утверждения и дополнения какого-либо определения или понятия («выберите правильное утверждение» и «вставьте пропущенное слово»), помогают лучше запомнить новые знания.
В форме биологического диктанта провожу задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях и выбору верного утверждения.
Например, по этой же теме, при закреплении, предлагаю работу по карточке:
Карточка №2 Вставьте пропущенное слово. Закончите определение Бактерии – относительно просто устроенные микроорганизмы, состоящие из… |
На выполнение тематических тестов на уроке отвожу 7-15 минут. Эти тестовые задания можно использовать практически на каждом уроке, привлекая к проверке знаний весь класс или отдельных учащихся. Количество заданий в тесте определяю исходя из времени, выделяемого обычно на проверку домашнего задания.
На выполнение итоговых тестов отводится соответственно 40-45 минут. Это обусловлено количеством и сложностью заданий.
Критерии оценки ответов.
В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания.
За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.
За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.
Часть С состоит из 1 задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или минисочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги
Задания уровня А
Выберите только один ответ из четырех предложенных. Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.
1.Человек – это название
а) отряда;
б) семейства;
в) рода;
г) вида;
2. Органоидами, синтезирующими белки, являются
а) ядра;
б) рибосомы;
в) митохондрии;
г) лизосомы;
- В организме животных и человека основных групп тканей насчитывается
а) 2;
б) 6;
в) 4;
г) 8;
- Опорно-двигательная система состоит из
а) костей и мышц;
б) мышц и сухожилий;
в) мышц;
г) костей;
5. Кровь относится к тканям
а) нервным;
б) мышечным;
в) соединительным
г) эпителиальным;
6. Органом голосообразования является
а) бронх;
б) гортань;
в) трахея;
г) глотка;
7. Дыхательный центр находится в
а) больших полушариях;
б) продолговатом мозге;
в) мозжечке;
г) мосте;
8. У взрослого человека зубов
а) 12;
б) 24;
в) 32;
г) 46;
9. В клетках тела из аминокислот строятся
а) молекулы крахмала;
б) жиры;
в) белки;
г) витамины;
10. Серое вещество головного мозга – это скопление
а) дендритов;
б) аксонов;
в) тел нейронов и дендритов;
г) тел нейронов и аксонов
Задания уровня В.
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. Кожа выполняет функции
1.защитную;
2. терморегуляционную;
3. синтез витамина В;
4. рецепторную;
5. синтез витамина А;
6. энергетическую.
В2. Верхние дыхательные пути включают
- бронхи;
- носовую полость;
- легкие;
- носоглотку;
- трахею;
- глотку.
В3. Артериальная кровь движется по
- венам;
- артериям;
- венам и артериям;
- капиллярам;
- аорте;
- капиллярам и венам
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В4. Установите соответствие (с помощью стрелок) между камерами сердца и кровью, поступающей в них.
КАМЕРЫ СЕРДЦА ТИП КРОВИ
А) правое предсердие 1) венозная
Б) правый желудочек 2)артериальная
В) левый желудочек
Г) левое предсердие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как нестандартная форма учета знаний на уроках математики
На протяжении 17 лет я работаю в школе-интернате с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, нуждающимися в особом подходе, пристальном внимании к их деятельности, в полном педагогическ...

Методы и формы опроса знаний на уроках биологии
Для учеников опрос домашнего задания подчас становится не просто неприятным моментом на уроке, но и самым не любимым. А ведь при этом многим нравиться сам предмет. Осно...
Организация учебной деятельности на этапе проверки знаний на уроках биологии
Грамотная и эффективная организация проверки знаний и умений учащихся позволяет выявить уровень подготовки школьников, вовремя обнаружить и ликвидировать имеющиеся пробелы.Если контроль знаний обучающ...

«Дифференцированное обучение как средство повышения качества знаний на уроках биологии»
Обобщенный опыт....

"ИКТ и тренажеры как инструмент повышения интереса учащихся к приобретению знаний на уроках биологии»
Использование ИКТ на уроке биологии, цели, задачи и результаты работы...
методическое пособие для педагога по использованию образовательных технологий в обучении по теме «Система работы с листами учета знаний на уроках истории»
Хочу поделиться опытом создания листа учета знаний, как способа оценки достижения результатов и способа формирования УУД на протяжении всего урока, а так же как один из способов подготовки учащих...