Урок биологии 8 класс " Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.
Задачи:
- образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особенностях крови, плазмы крови; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «кровь», «плазма крови».
- развивающая: развивать умения учащихся обосновывать свое мнение; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; умения работать с микроскопом.
- воспитательная: воспитывать культуру общения; ; создать условия для развития интереса биологических знаний.
Оборудование: Таблицы “Ткани организма человека”, “Состав крови”, “Кровь человека”; микропрепараты, цифровой микроскоп, мультимедийное учебное пособие «Анатомия и физиология человека. Кровь – жидкая ткань». Видеофильм «Кровь», интерактивное оборудование, ПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plazma_krovi_i_eyo_sostav._att.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Плазма крови, ее состав.
Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.
Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.
Задачи:
- образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особенностях крови, плазмы крови; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «кровь», «плазма крови».
- развивающая: развивать умения учащихся обосновывать свое мнение; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; умения работать с микроскопом.
- воспитательная: воспитывать культуру общения; ; создать условия для развития интереса биологических знаний.
Оборудование: Таблицы “Ткани организма человека”, “Состав крови”, “Кровь человека”; микропрепараты, цифровой микроскоп, мультимедийное учебное пособие «Анатомия и физиология человека. Кровь – жидкая ткань». Видеофильм «Кровь», интерактивное оборудование, ПК.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1.Проверка знаний:
Внутренняя среда организма, её состав и значение.
1. Опрос «Учитель-ученик»
-Почему клетки организма не получают необходимые для их жизнедеятельности вещества непосредственно из крови?
-Почему содержание тканевой жидкости в организме значительно превышает остальные компоненты?
-Почему количество тканевой жидкости не уменьшается, несмотря на то, что клетки постоянно получают из неё питательные вещества и кислород?
- В чём проявляется постоянство внутренней среды организма?
3. Заполните таблицы по следующей форме:
Компонент внутренней среды | Расположение в организме |
1. Кровь | Сердце, … |
2. | |
3. |
2.Изучение нового материала.
1. Плазма крови, ее состав
Учитель сообщает учащимся, что плазма крови содержит 90-92% воды и 8-10% неорганических и органических веществ.
Неорганические вещества составляют 0,9-1,0% (ионы Na, K, Мg, Ca, C1, Р и др.)
Среди органических веществ плазмы 6,5-8% составляют белки( альбумины, глобулины, фибриноген), около 2% приходится на глюкозу – 0,1% аминокислоты – мочевина, липиды. Белки наряду с минеральными солями поддерживают кислотно-щелочное равновесие. Учащиеся самостоятельно с помощью учебника составляют схему:
Плазма крови, ее состав:
2.Клетки крови, их строение и функции
Эритроциты : особенности строения и функции.
Сообщение ученика «История открытия эритроцитов». Учитель обращает внимание учащихся на то, что в 1 мм3 крови содержится 4,5-5 млн. эритроцитов. Ни одна клетка нашего организма не похожа на эритроцит. Все клетки имеют ядра – у эритроцитов их нет. Большинство клеток неподвижны, эритроциты двигаются, правда, не самостоятельно, а с током крови.
Остальное клетки бесцветны – эритроциты в массе имеют красный цвет за счет содержащегося в них пигмента – гемоглобина. Природа идеально приспособила эритроциты для выполнения основной роли – транспорта кислорода: благодаря отсутствию ядра, выигрывается место для гемоглобина, которым буквально нафарширована клетка. Перенос кислорода настолько важная задача, что для наиболее полноценного ее выполнения эритроциты человека в процессе развития даже лишились своего клеточного ядра и уже сами не могут размножаться. Но зато место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода, чем эритроциты низших животных. Так на высоких ступенях развития животного мира отдельные клетки «Приносят себя в жертву» всему живому организму. Эритроциты образуются в красном костном мозге губчатого вещества костей. Время циркуляции в крови составляет около 120 суток, после чего они разрушаются в селезенке и печени. Как вы думаете, есть ли различие в строении эритроцитов других классов позвоночных животных? Для ответа на этот вопрос, нам необходимо провести лабораторное исследование: изучить препараты крови человека и лягушки по инструктивным карточкам и сделать вывод по данному исследованию.
Лабораторная работа: «Изучение препаратов крови лягушки и человека».
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.
Ход работы:
1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.
2. Изучите препарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.
3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдения занесите в таблицу.
4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?
Эритроцит | Диаметр клетки, мкм | Форма клетки | Наличие ядра | Окраска цитоплазмы |
Человека | 7-8 | Двояковогнутая | Нет | Светло-розовая |
3. Гемоглобин и его свойства. Что же такое гемоглобин? Послушаем
сообщение учеников «Открытие, сделанное в Дерпте», «Нобелевская премия Макса Перутца». Учитель подчеркивает, что в эритроцитах содержится белок – гемоглобин, состоящий из белковой и небелковой частей. Небелковая часть (гем) содержит ион железа. Природа – великий экспериментатор и прекрасный зодчий – создала дыхательные пигменты как форму приспособления организма к недостатку кислорода. Дыхательные пигменты представляют собой соединение белка с железом или медью. Именно такие соединения лучше всего доставляют кислород к клеткам и тканям. Кроме гемоглобина мы знаем ещё три дыхательных пигмента. В крови животных разных систематических групп присутствуют разные дыхательные пигменты. Например, у некоторых улиток и ракообразных в гемолимфе находится гемоцианин (содержащий медь), у головоногих моллюсков – гемоэритрин (содержащий железо), у разных видов кольчатых червей –гемоэритрин (содержащий железо) . Вовсе не следует думать, что они, как гемоглобин, красного цвета. Некоторые животные имеют пресловутую голубую кровь. Есть виды членистоногих с зеленой кровью, в их числе – крабы, спруты и скорпионы. Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин? Обсуждаем варианты ответов учащихся.
Гемоглобин – наиболее совершенное творение природы. Действительно, гемоглобины по сравнению с другими дыхательными пигментами обладают большей кислородной ёмкостью, поэтому они могут больше присоединять или отдавать кислорода. Кислородная ёмкость крови (КЕК-) это максимальное количество кислорода, обратимо связываемое дыхательными пигмента. Поэтому в ходе эволюции животного мира выбор был сделан в пользу гемоглобина. Основная задача гемоглобина – транспортировка кислорода от легких к тканям. Соединение гемоглобин – кислород имеет ярко-алую окраску.
Hb + 02=HbO2 – оксигемоглобин.
В тканях организма, куда попадает по капиллярам кровь их легких, кислород отщепляется от HbO2 и используется клетками. Освободившийся же при этом гемоглобин присоединяет к себе накопившуюся в тканях углекислоту, а результате чего возникает другое соединение гемоглобина – карбгемоглобин.
Hb + CO2 = HbCO2
В природе имеется еще одно вещество, которое так же активно, как и кислород, соединяется с гемоглобином. Это угарный газ. Угарный газ, вступая в соединение с гемоглобин, образует так называемый карбоксигемоглобин. Гемоглобин после этого временно теряет способность соединиться с кислородом, и наступает тяжелейшее отравление. Учитель предлагает ученикам сделать записи в тетрадях.
4. Лейкоциты, строение и функции.
Учитель обращает внимание, что это самые крупные клетки крови человека, в 1мм3 крови содержится 6-8 тыс. лейкоцитов – ядерные клетки размером 8-10 мкм, способные к самостоятельным движениям.
Различают несколько типов лейкоцитов: моноциты, лимфоциты, базофиты, нейтрофилы. Они образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезенке, разрушаются в селезенке. Продолжительность жизни большинства лейкоцитов от нескольких часов до 20 суток, а лимфоцитов – 20 лет и более. Рассказ учителя о фагоцитозе, открытие фагоцитоза И.И. Мечниковым.
Долгое время учёные не могли определить функцию этих клеток. Лишь в 1882 г. учёный И.И. Мечников на основе своего известного опыта с личинками морской звезды сделал вывод о том, что подобные клетки - лейкоциты. Клетки эти И.И. Мечников назвал фагоцитами, а явление фагоцитозом.
В нашем организме часто происходят невидимые сражения. Они ведутся по всем правилам военного искусства. Вы занозили палец, и уже через несколько минут к месту повреждения устремляются лейкоциты. Они вступают в борьбу с микробами, которые проникают вместе с занозой. Образуется гной, который состоит из «трупов» лейкоцитов, погибших в «бою» с инфекционным началом.
5. Строение и функции тромбоцитов.
Рассказ учителя о строении и функции тромбоцитов. Тромбоциты – это мелкие безъядерные образования, в 1 мм3 содержится 250-400 тыс., участвуют в процессах свертывания крови.
Продолжительность их жизни 5-7 дней, образуются в красном костном мозге.
Самостоятельна работа с текстом учебника: рассказ учителя с элементами беседы о механизме свёртывания крови.
Свертывание крови – важнейший защитный механизм. Он представляет собой цепь реакций, в результате которых растворенный в плазме фибриноген превращается в нерастворимый фибрин.
В процессе объяснения учебного материала ученики заполняют таблицу «Клетки крови»:
Клетки крови | Кол-во в 1мм3 крови | Продолжительность жизни | Место образования | Особенности строения |
6. Заболевания, связанные с нарушением состава, строения и функций клеток крови (Рассказ учителя; словарная работа).
Состояния организма, при котором в крови уменьшается либо количество эритроцитов, либо содержание гемоглобина в каждом из них, называется малокровием или анемией. Большие потери крови, нарушение образования эритроцитом в кроветворных тканях, недостаток витаминов (В12), плохое питание хроническое переутомление и т.д. В ходе беседы обсуждается значение здорового образа жизни, качества состояния окружающей среды в возникновении заболеваний крови.
III. Закрепление изученного материала о клетках крови, взаимосвязи их строения и функций.
2. Беседа по вопросам:
- Особенности строения эритроцитов
- Функции эритроцитов.
- Особенности строения лейкоцитов.
- Особенности строения тромбоцитов
- Чем опасно заболевание, при котором кровь не свертывается?
3. Решение задач:
- Почему в течение 3-4 часов после приёма пищи содержание лейкоцитом в крови человека повышено? Почему подобные изменение содержания лейкоцитов наблюдается также при мышечной работе, при крике детей.
- Какие характеристики включает обычный клинический анализ крови? Какие болезни и физиологические расстройства позволяет выявить такой анализ.
- Откуда появилась выражение «голубая кровь»?
Словарная работа – запись определений:
Плазма – это …, сыворотка – это …, тромб – это …, фибрин – это …, фибриноген – это …
4. Задания на дом: стр. 128-135
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плазма крови. Её состав. Форменные элементы крови» . урок биологии
Урок позволит изучить состав плазмы крови и её функции, особенности строения клеток крови в связи с их функциями....
Урок биологии в 8 классе "Тканевая совместимость и переливание крови"
Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови»8 классЦель урока: Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значе...
Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови"
Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови" по учебнику Н.И.Сонина....
Урок биологии в 8 классе по теме "Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов"
Конспект открытого урока по биологии в 8 Г классе.Учитель Пушина Анна Владимировна Тема урока: Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов.Цель урока: создать условия для...
Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.
Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....
Урок биологии, 8 кл., "Кровь: состав и выполняемые функции"
Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему "Кровь: состав и выполняемые функции". Материал содержит конспект урока и презентацию. Цели урока поставлены в соответствии с требованиями ФГО...
Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы крови : эритроциты , лейкоциты , тромбоциты , их строение и функции .
Урок биологии 8 класс.Тема : Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы крови : эритроциты ,...