"Борьба советских людей на оккупированной территории"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Просвирнина Елена Александровна

Конспект урока истории для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Данный урок из раздела "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_sovetskih_lyudey_na_okkupirovannoy_terri-torii.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

                                                                 

Составитель:

        Е.А. Просвирнина

     учитель истории

с.Леуши, 2013 г

ДАТА:

КЛАСС: 9

ТЕМА:

«БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ»

ЦЕЛЬ:

  1. Формирование представлений учащихся  о борьбе советских людей в тылу врага во время Великой Отечественной войны

ЗАДАЧИ:  

  1. Познакомить учащихся с особенностями и формами народной войны в тылу врага; привести примеры борьбы партизан и подпольщиков на оккупированной территории; подчеркнуть вклад партизан и подпольщиков в общую победу над врагами;    
  2. Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы и умение связно и развёрнуто излагать факты;
  3. Воспитывать у учащихся патриотические чувства.

ОСНОВНЫЕ  ЗНАНИЯ:

        Формы и методы борьбы советских людей на оккупированной территории

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

        Концлагерь, рейды

ОБОРУДОВАНИЕ:

        Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Борьба советских людей на оккупированной территории»

ТИП  УРОКА:

        Сообщение новых знаний 

ХОД  УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ
  1. Приветствие учащихся
  2. Проверка готовности учащихся к уроку
  3. 5 – ти минутное чтение
  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ  УЧАЩИХСЯ

Учитель: 

        Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?

Учащиеся:

        На прошлом уроке говорили о «Сталинградской битве»

Учитель: 

        Когда проходила «Сталинградская битва»?

Учащиеся:

        «Сталинградская битва» проходила июль 1942 – февраль 1943 года.

Учитель:

        Почему на первом этапе «Сталинградской битвы» Красная армия отступала?

Учащиеся:

         На первом этапе «Сталинградской битвы» Красная армия отступала потому что

Учитель: 

        Где проходила особенно ожесточённые бои?

Учащиеся:

        Особенно ожесточённые бои проходили на Мамаевом кургане.

Учитель:

         Почему так важно завладеть Мамаевым курганом?

Учащиеся:

        Завладеть Мамаевым курганом было важно, потому что это было самым высоким местом в городе, и отсюда просматривался весь город. И считалось, кто владеет Мамаевым курганом тот и владеет городом.

Учитель: 

        Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда?

Учащиеся:

        Операцией по освобождению Сталинграда руководили маршалы Георгий Константинович Жуков и Васильев.

 Учитель:

        Какое значение имела победа под Сталинградом?

Учащиеся:

        Победа в Сталинградской битве имела огромное значение  так, как именно победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. И теперь преимущество было на советской стороне. С этого момента Красная армия перешла в наступление по всему фронту и советские люди верили, что победа близка.

  1. СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  УРОКА

Учитель:  

Благодаря героизму и стойкости советских воинов в Сталинградской битве – ход войны удалось переломить. Красная армия перешла в наступление. Перед ней встала задача освободить оккупированную  фашистами советскую территорию.

Учитель:  

Как вы понимаете «ОККУПИРОВАННУЮ»?

Учащиеся:

Оккупированную значит захваченную территорию другой страны и установленную на ней военный режим управления.

Учитель:  

Люди, которые оставались на захваченной немцами территории тоже боролись в тылу с немецкими захватчиками. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как советские люди боролись в тылу с немецкими захватчиками. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Тема урока: «БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ»

Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

  1. ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

Учитель:

        Посмотрите на доску, где написаны слова, с которыми мы сегодня встретятся:

        СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

        КОНЦЛАГЕРЬ – МЕСТО, ГДЕ СОДЕРЖАЛИСЬ ВОЕННО-ПЛЕННЫЕ

        ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД – БЫСТРОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НЕБОЛЬШИХ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ ПО ДЕРЕВНЯМ И ГОРОДАМ ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Учитель:

        На захваченной немцами территории советским людям приходилось нелегко. Ведь в тылу врага советские люди, тоже боролись с оккупантами. На оккупированных территориях немцы сразу же устанавливали свои порядки, то есть гитлеровцы заставляли советских людей работать на немцев. Немцы налаживали работу заводов – сохранившихся после отхода советских войск. Немцы открывали угольные шахты, и добытый уголь отправляли в Германию. Гитлеровцы в вагоны собирали всех молодых людей и детей и высылали их в Германию, где их помещали их в концлагеря, где их заставляли работать на благо Германии. Захваченные колхозы - немцы беспощадно грабили, деревни сжигали, а жителей расстреливали. За малейшую повинность и отказ работать советских людей отправляли в концлагеря. За годы войны в немецких концлагерях погибло около 4 миллионов советских людей. Не смотря на тяжёлые условия жизни и труда советские люди, продолжали бороться с немецкими захватчиками и в концлагерях. Советские люди не давали фашистам ни минуты покоя на оккупированной территории – они организовывали подпольные группы и уходили в леса, где формировали партизанские отряды.

Учитель:  

        Какие порядки устанавливали фашисты на оккупированной территории?        

Учащиеся:  

        На оккупированных территориях немцы устанавливали свои порядки, то есть гитлеровцы заставляли советских людей работать на немцев.

Учитель:

        Кто боролся в тылу врага?

Учащиеся:

         В тылу врага с фашистами на оккупированной территории боролись подпольные группы и партизанские отряды.

Учитель:

         Сейчас мы с вами будем заполнять таблицу. Но для того, чтобы ее заполнить, нам нужно открыть учебник на стр. 196-197.

        Сейчас сначала мы с вами прочитаем текст учебника по цепочке, затем заполним таблицу.

Учащиеся:

ЧИТАЮТ ПО ЦЕПОЧКЕ         

«БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ»

ФОРМЫ БОРЬБЫ

РАЙОНЫ БОРЬБЫ

МЕТОДЫ БОРЬБЫ

ПОДПОЛЬНЫЕ ГРУППЫ

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАХВАТ В ПЛЕН ОФИЦЕРОВ

ПАРТИЗАНСКАЯ

ВОЙНА

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

БЕЛОРУССИЯ

- КАЗНЬ ПРЕДАТЕЛЕЙ;

- ПОДПЫВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ПОЕЗДОВ;

- ОСВОБОЖДЕНИЕ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ;

- НАПАДЕНИЕ НА НЕМЦЕВ

Учитель:

        Какие формы борьбы использовали советские люди на оккупированной территории?

Учащиеся:

        На оккупированной территории советские люди использовали такие формы борьбы как подпольные группы и партизанские отряды. (ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ)

Учитель:

        На каких территориях было наиболее сильным партизанским движение?

Учащиеся:

        Наиболее  сильным партизанское движение было в Смоленской и Брянской областях. (ПОКАЗ НА КАРТЕ) (ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ)

Учитель:

        Какими методами боролись партизаны и подпольщики?

Учитель:

        Партизаны захватывали в плен офицеров для получения важной информации о передвижении немецких войск, казнили предателей, подрывали железные дороги и поезда, освобождали советских людей, которых немцы отправляли на принудительные работы в Германию. (ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ)

Учитель:

        Сейчас вы самостоятельно будете работать с текстом для дополнительного чтения «Подвиг генерала Карбышева» на стр. 199 – 200.

Учащиеся:

        (ЧИТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Учитель:

        В каких войсках служил Дмитрий Михайлович Карбышев?

Учащиеся:

        Дмитрий Михайлович Карбышев служил в инженерных войсках.

 Учитель:

         Вспомните, как Дмитрий Михайлович попал в плен?

Учащиеся:

        Карбышев вместе со своими товарищами одними из первых встретили фашистов, когда они напали на СССР, героически сражались, но он был тяжело ранен и потерял сознание, немцы захватили его в плен и отправили в концлагерь.

Учитель:

        Как погиб Дмитрий Михайлович Карбышев?

Учащиеся:

        Дмитрия Михайловича Карбышева долго допрашивали, пытали, издевались над ним для того, чтобы он предал свою Родину и перешёл служить к фашистам. Но когда Карбышев отказался стать предателем, тогда немцы вывели его во двор концлагеря и стали обливать его ледяной водой и обливали до тех пор, пока он не превратился в ледяную скульптуру.

Учитель:

        Несмотря на все действия партизан, немцы вели с ними беспощадную борьбу. Но им ничего не помогало, немецкие солдаты пали духом – им под каждым кустом мерещились партизаны. В страхе гитлеровцы устраивали нападения на сёла и деревни, уничтожали родственников партизан и тех, кто им помогал. За помощь партизанам фашисты расстреливали и сжигали целые деревни. Но партизан это не пугало и партизанская война не прекращалась. Уже в 1943 году огромная территория была освобождена партизанами от фашистских захватчиков. Партизаны помогли многим советским людям выдержать режим оккупантов. За боевые заслуги более 130 тысяч партизан были награждены орденами и медалями. 249 партизан получили высшую награду Родины – звание Героя Советского Союза. Партизанское движение и действие подпольных групп на оккупированной территории нанесли фашистам непоправимый урон.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель:  

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся:

        Сегодня на уроке мы говорили о том, как советские люди боролись на оккупированной территории.

Учитель:

        Скажите, кто боролся с фашистами на оккупированной территории?

Учащиеся:

        На оккупированной территории с фашистами боролись партизаны и подпольные организации.

Учитель:

        Какие порядки фашисты устанавливали на оккупированных территориях?

Учащиеся:

        На оккупированных территориях фашисты устанавливали свои порядки, заставляли советских людей трудиться на благо Германии.

Учитель:  

        Показать на карте, в каких  районах особенно широко развернулась подпольная и партизанская борьба

Учащиеся:

        Особенно широко развернулись подпольная и партизанская борьба в Смоленской, Брянской областях и в Белоруссии. (ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ)

 Учитель:

        Скажите, с именем, какого героя мы сегодня с вами познакомились?

Учащиеся:

        Сегодня на уроке мы познакомились с подвигом М.Д. Карбышева

Учитель:  

        Какие методы борьбы использовали партизаны и подпольные группы?

Учащиеся:

        Партизаны захватывали в плен офицеров для получения важной информации о передвижении немецких войск, казнили предателей, подрывали железные дороги и поезда, освобождали советских людей, которых немцы отправляли на принудительные работы в Германию, нападали на немцев в лесу.

Учитель:

        Докажите, что в освобождении советских территорий есть заслуга подпольщиков?

Учащиеся:

        В освобождении советских территорий есть огромная заслуга партизан и подпольщиков, потому, что они подрывали мосты, поезда которые шли к немецким войскам они уничтожали и продукты питания и оружия для немецких войск. Когда брали в плен немецких офицеров, они узнавали и передавали командованию Красной армии о передвижении немецких войск.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

  1. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

I ГРУППА – стр.195 - 199, читать, ответить на 3 вопрос, стр. 199

II ГРУППА – стр. 195 - 199, читать, ответить на 2 вопрос, стр. 199

III ГРУППА – 195 - 198, читать, ответить на 1 вопрос, стр. 199

        – БЫСТРОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НЕБОЛЬШИХ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ ПО ДЕРЕВНЯМ И ГОРОДАМ ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На оккупированной территории

Урок в 9 классе по теме "Великая Отечественная война".Часть 1...

материалы к уроку "На оккупированной территории"

исторические документы и материалы к уроку по теме "На оккупированной территории"...

Урок по истории России « Человек на войне. Жизнь и борьба советского народа на оккупированной территории»

урок создает условия для развития  познавательной  деятельности  учащихся , развивает умение работать с  разнообразными историческими, документальными  источниками   ...

Конспект урока. Тема "Советский тыл в годы войны. На оккупированной территории"

Конспект урока по истории России. 9 класс.  Тема "Советский тыл в годы войны. На оккупированной территории"...

конспект урока "На оккупированных территориях"

Урок в 10-м классе по ФГОС, в 11-м классе по ФК  ГОСФорма урока: защита мини-проектов...

ч.2. Некоторые моменты отношения фашистских захватчиков к населению оккупированных территорий СССР

Этот материал является продолжением рассказа о поведении фашистских оккупантов на захваченных территориях СССР, начатый в статье «Некоторые моменты отношения фашистских захватчиков к населению о...

Проблемный очер к«Уничтожение мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций…»

Проблемный очерк написан в рамках конкурсного сочинения "Без срока давности-2023". Ученица 11 класса совместно с учителем проанализировала публицистическую и художественную литературу по тем...