"Борьба советских людей на оккупированной территории"
план-конспект урока (9 класс) на тему
Конспект урока истории для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Данный урок из раздела "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borba_sovetskih_lyudey_na_okkupirovannoy_terri-torii.docx | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"
Составитель:
Е.А. Просвирнина
учитель истории
ДАТА:
КЛАСС: 9
ТЕМА:
«БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ»
ЦЕЛЬ:
- Формирование представлений учащихся о борьбе советских людей в тылу врага во время Великой Отечественной войны
ЗАДАЧИ:
- Познакомить учащихся с особенностями и формами народной войны в тылу врага; привести примеры борьбы партизан и подпольщиков на оккупированной территории; подчеркнуть вклад партизан и подпольщиков в общую победу над врагами;
- Коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы и умение связно и развёрнуто излагать факты;
- Воспитывать у учащихся патриотические чувства.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Формы и методы борьбы советских людей на оккупированной территории
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Концлагерь, рейды
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Борьба советских людей на оккупированной территории»
ТИП УРОКА:
Сообщение новых знаний
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Приветствие учащихся
- Проверка готовности учащихся к уроку
- 5 – ти минутное чтение
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке говорили о «Сталинградской битве»
Учитель:
Когда проходила «Сталинградская битва»?
Учащиеся:
«Сталинградская битва» проходила июль 1942 – февраль 1943 года.
Учитель:
Почему на первом этапе «Сталинградской битвы» Красная армия отступала?
Учащиеся:
На первом этапе «Сталинградской битвы» Красная армия отступала потому что
Учитель:
Где проходила особенно ожесточённые бои?
Учащиеся:
Особенно ожесточённые бои проходили на Мамаевом кургане.
Учитель:
Почему так важно завладеть Мамаевым курганом?
Учащиеся:
Завладеть Мамаевым курганом было важно, потому что это было самым высоким местом в городе, и отсюда просматривался весь город. И считалось, кто владеет Мамаевым курганом тот и владеет городом.
Учитель:
Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда?
Учащиеся:
Операцией по освобождению Сталинграда руководили маршалы Георгий Константинович Жуков и Васильев.
Учитель:
Какое значение имела победа под Сталинградом?
Учащиеся:
Победа в Сталинградской битве имела огромное значение так, как именно победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. И теперь преимущество было на советской стороне. С этого момента Красная армия перешла в наступление по всему фронту и советские люди верили, что победа близка.
- СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Благодаря героизму и стойкости советских воинов в Сталинградской битве – ход войны удалось переломить. Красная армия перешла в наступление. Перед ней встала задача освободить оккупированную фашистами советскую территорию.
Учитель:
Как вы понимаете «ОККУПИРОВАННУЮ»?
Учащиеся:
Оккупированную значит захваченную территорию другой страны и установленную на ней военный режим управления.
Учитель:
Люди, которые оставались на захваченной немцами территории тоже боролись в тылу с немецкими захватчиками. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как советские люди боролись в тылу с немецкими захватчиками. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
- ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Посмотрите на доску, где написаны слова, с которыми мы сегодня встретятся:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
КОНЦЛАГЕРЬ – МЕСТО, ГДЕ СОДЕРЖАЛИСЬ ВОЕННО-ПЛЕННЫЕ
ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД – БЫСТРОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НЕБОЛЬШИХ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ ПО ДЕРЕВНЯМ И ГОРОДАМ ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ
Учитель:
На захваченной немцами территории советским людям приходилось нелегко. Ведь в тылу врага советские люди, тоже боролись с оккупантами. На оккупированных территориях немцы сразу же устанавливали свои порядки, то есть гитлеровцы заставляли советских людей работать на немцев. Немцы налаживали работу заводов – сохранившихся после отхода советских войск. Немцы открывали угольные шахты, и добытый уголь отправляли в Германию. Гитлеровцы в вагоны собирали всех молодых людей и детей и высылали их в Германию, где их помещали их в концлагеря, где их заставляли работать на благо Германии. Захваченные колхозы - немцы беспощадно грабили, деревни сжигали, а жителей расстреливали. За малейшую повинность и отказ работать советских людей отправляли в концлагеря. За годы войны в немецких концлагерях погибло около 4 миллионов советских людей. Не смотря на тяжёлые условия жизни и труда советские люди, продолжали бороться с немецкими захватчиками и в концлагерях. Советские люди не давали фашистам ни минуты покоя на оккупированной территории – они организовывали подпольные группы и уходили в леса, где формировали партизанские отряды.
Учитель:
Какие порядки устанавливали фашисты на оккупированной территории?
Учащиеся:
На оккупированных территориях немцы устанавливали свои порядки, то есть гитлеровцы заставляли советских людей работать на немцев.
Учитель:
Кто боролся в тылу врага?
Учащиеся:
В тылу врага с фашистами на оккупированной территории боролись подпольные группы и партизанские отряды.
Учитель:
Сейчас мы с вами будем заполнять таблицу. Но для того, чтобы ее заполнить, нам нужно открыть учебник на стр. 196-197.
Сейчас сначала мы с вами прочитаем текст учебника по цепочке, затем заполним таблицу.
Учащиеся:
ЧИТАЮТ ПО ЦЕПОЧКЕ
«БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ»
ФОРМЫ БОРЬБЫ | РАЙОНЫ БОРЬБЫ | МЕТОДЫ БОРЬБЫ |
ПОДПОЛЬНЫЕ ГРУППЫ | СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЗАХВАТ В ПЛЕН ОФИЦЕРОВ |
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА | БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ БЕЛОРУССИЯ | - КАЗНЬ ПРЕДАТЕЛЕЙ; - ПОДПЫВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ПОЕЗДОВ; - ОСВОБОЖДЕНИЕ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ; - НАПАДЕНИЕ НА НЕМЦЕВ |
Учитель:
Какие формы борьбы использовали советские люди на оккупированной территории?
Учащиеся:
На оккупированной территории советские люди использовали такие формы борьбы как подпольные группы и партизанские отряды. (ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ)
Учитель:
На каких территориях было наиболее сильным партизанским движение?
Учащиеся:
Наиболее сильным партизанское движение было в Смоленской и Брянской областях. (ПОКАЗ НА КАРТЕ) (ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ)
Учитель:
Какими методами боролись партизаны и подпольщики?
Учитель:
Партизаны захватывали в плен офицеров для получения важной информации о передвижении немецких войск, казнили предателей, подрывали железные дороги и поезда, освобождали советских людей, которых немцы отправляли на принудительные работы в Германию. (ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ)
Учитель:
Сейчас вы самостоятельно будете работать с текстом для дополнительного чтения «Подвиг генерала Карбышева» на стр. 199 – 200.
Учащиеся:
(ЧИТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Учитель:
В каких войсках служил Дмитрий Михайлович Карбышев?
Учащиеся:
Дмитрий Михайлович Карбышев служил в инженерных войсках.
Учитель:
Вспомните, как Дмитрий Михайлович попал в плен?
Учащиеся:
Карбышев вместе со своими товарищами одними из первых встретили фашистов, когда они напали на СССР, героически сражались, но он был тяжело ранен и потерял сознание, немцы захватили его в плен и отправили в концлагерь.
Учитель:
Как погиб Дмитрий Михайлович Карбышев?
Учащиеся:
Дмитрия Михайловича Карбышева долго допрашивали, пытали, издевались над ним для того, чтобы он предал свою Родину и перешёл служить к фашистам. Но когда Карбышев отказался стать предателем, тогда немцы вывели его во двор концлагеря и стали обливать его ледяной водой и обливали до тех пор, пока он не превратился в ледяную скульптуру.
Учитель:
Несмотря на все действия партизан, немцы вели с ними беспощадную борьбу. Но им ничего не помогало, немецкие солдаты пали духом – им под каждым кустом мерещились партизаны. В страхе гитлеровцы устраивали нападения на сёла и деревни, уничтожали родственников партизан и тех, кто им помогал. За помощь партизанам фашисты расстреливали и сжигали целые деревни. Но партизан это не пугало и партизанская война не прекращалась. Уже в 1943 году огромная территория была освобождена партизанами от фашистских захватчиков. Партизаны помогли многим советским людям выдержать режим оккупантов. За боевые заслуги более 130 тысяч партизан были награждены орденами и медалями. 249 партизан получили высшую награду Родины – звание Героя Советского Союза. Партизанское движение и действие подпольных групп на оккупированной территории нанесли фашистам непоправимый урон.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы говорили о том, как советские люди боролись на оккупированной территории.
Учитель:
Скажите, кто боролся с фашистами на оккупированной территории?
Учащиеся:
На оккупированной территории с фашистами боролись партизаны и подпольные организации.
Учитель:
Какие порядки фашисты устанавливали на оккупированных территориях?
Учащиеся:
На оккупированных территориях фашисты устанавливали свои порядки, заставляли советских людей трудиться на благо Германии.
Учитель:
Показать на карте, в каких районах особенно широко развернулась подпольная и партизанская борьба
Учащиеся:
Особенно широко развернулись подпольная и партизанская борьба в Смоленской, Брянской областях и в Белоруссии. (ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ)
Учитель:
Скажите, с именем, какого героя мы сегодня с вами познакомились?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы познакомились с подвигом М.Д. Карбышева
Учитель:
Какие методы борьбы использовали партизаны и подпольные группы?
Учащиеся:
Партизаны захватывали в плен офицеров для получения важной информации о передвижении немецких войск, казнили предателей, подрывали железные дороги и поезда, освобождали советских людей, которых немцы отправляли на принудительные работы в Германию, нападали на немцев в лесу.
Учитель:
Докажите, что в освобождении советских территорий есть заслуга подпольщиков?
Учащиеся:
В освобождении советских территорий есть огромная заслуга партизан и подпольщиков, потому, что они подрывали мосты, поезда которые шли к немецким войскам они уничтожали и продукты питания и оружия для немецких войск. Когда брали в плен немецких офицеров, они узнавали и передавали командованию Красной армии о передвижении немецких войск.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Открываем дневники и записываем домашнее задание.
I ГРУППА – стр.195 - 199, читать, ответить на 3 вопрос, стр. 199
II ГРУППА – стр. 195 - 199, читать, ответить на 2 вопрос, стр. 199
III ГРУППА – 195 - 198, читать, ответить на 1 вопрос, стр. 199
– – БЫСТРОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НЕБОЛЬШИХ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ ПО ДЕРЕВНЯМ И ГОРОДАМ ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На оккупированной территории
Урок в 9 классе по теме "Великая Отечественная война".Часть 1...
материалы к уроку "На оккупированной территории"
исторические документы и материалы к уроку по теме "На оккупированной территории"...
Урок по истории России « Человек на войне. Жизнь и борьба советского народа на оккупированной территории»
урок создает условия для развития познавательной деятельности учащихся , развивает умение работать с разнообразными историческими, документальными источниками ...
Конспект урока. Тема "Советский тыл в годы войны. На оккупированной территории"
Конспект урока по истории России. 9 класс. Тема "Советский тыл в годы войны. На оккупированной территории"...
конспект урока "На оккупированных территориях"
Урок в 10-м классе по ФГОС, в 11-м классе по ФК ГОСФорма урока: защита мини-проектов...
ч.2. Некоторые моменты отношения фашистских захватчиков к населению оккупированных территорий СССР
Этот материал является продолжением рассказа о поведении фашистских оккупантов на захваченных территориях СССР, начатый в статье «Некоторые моменты отношения фашистских захватчиков к населению о...
Проблемный очер к«Уничтожение мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций…»
Проблемный очерк написан в рамках конкурсного сочинения "Без срока давности-2023". Ученица 11 класса совместно с учителем проанализировала публицистическую и художественную литературу по тем...