Звуки С - Ш
план-конспект урока на тему

Васильченко Ольга Николаевна

Групповое логопедическое занятие во 2 классе. Дифференциация звуков С - Ш в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasilchenko_o.n_zanyatie_no2.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Васильченко О.Н

                                                                учитель-логопед,

                                                                п. М.Курган

 специальная (коррекционная)

 школа-интернат  IIIV вида.    

   

Групповое логопедическое занятие во 2 классе (нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР)

Тема: «Звуки С-Ш»

Задачи: 1. Учить детей слухо-произносительной дифференциации звуков С-Ш, вслушиваться в речь логопеда, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний имён существительных, умению дифференцировать звуки С-Ш в слогах, словах.

Оборудование: символы звуков С-Ш, звуковые дорожки, предметные картинки.

Ход занятия

I.Организационный момент.

- Ребята, в какой кабинет вы пришли на занятие? (В кабинет логопедии)

- А почему вы в этот кабинет ходите на занятия? (Чтобы красиво и правильно говорить)

   Представьте себе, что вы находитесь в лесу. Покажите, какие там большие деревья?

(Дети поднимают руки).

-Подул тёплый ветер: Ш-Ш-Ш, зашелестели листья. (Дети шевелят пальцами).

- Подул холодный ветер С-С-С, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками).

- Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. (Дети расслабляются).

II.Сообщение темы занятия.

-  Ребята, как шумела листва от тёплого ветра? (Ш-Ш-Ш)

-  Поднесите руку ко рту, какой ветерок ощущаете? (Тёплый)

-  А как шумела листва, когда подул холодный ветер? (С-С-С)

-  А сейчас, какой ветерок ощущаете на ладошке? (Холодный)

-  Сегодня на занятии мы с вами будем повторять звуки С-Ш.

1.Сравнивание звуков С-Ш по артикуляционным признакам

- Ребята, чем похожи эти звуки?

 (Оба звука согласные, глухие)

- А в каком домике они живут?

(В синем)

- А в чём различие этих звуков?

(При произношении звука С кончик языка упирается в нижние зубы, а при произношении звука Ш кончик языка поднимается вверх.   Губы   при   произношении   звука   С - улыбаются,  а     при произношении звука Ш -рупором)

- Давайте произнесём звуки С и Ш с опорой на кисть руки. Если кисть руки поднимается вверх, вы произносите звук Ш, а если опускается вниз, произносите звук С.

                                                                   

А теперь давайте произнесём звуки С и III по опорным стрелкам.

с ш  ш с  ш ш  с с

- Давайте с вами вспомним когда произносим звук С наши губы, что делают?

(Улыбаются)

- А когда произносим звук Ш? (Губы рупором)

 А сейчас произнесём звуки С и Ш по опорным схемам.

С  Ш                ,

2. Произношение звуков С и Ш по звуковым дорожкам.

ш         ш           ш           ш

3.Произношение звуков С и Ш в слогах.

 - Ребята, а теперь наши звуки решили совершить путешествие в Страну чудес.

-  Подошли к красному замку.

- Какие звуки в нём живут? (Гласные).

-  Давайте подружим гласные звуки со звуками С-Ш.

(Дети читают слоги со звуками С-Ш)

- Так и познакомились наши звуки. А потом решили поговорить, но по-особенному.

 -Произнесите звуки С-Ш удивлённо, с оживлением.

(СА-СА. ША-ША-ША).

-А теперь с восхищением.

(СУ-СУ! ШУ-ШУ!)

- И, наконец грустно.

(СО-СО-СО. ШО-ШО-ШО).

4.Произношение звуков С и Ш в словах.

-Пошли наши звуки дальше гулять и пригласили с собой гласные звуки. И наконец пришли в Страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук С просит назвать его слова.

(Сук, скворец, скворечник, самолёт, сосна).

-А теперь звук Ш.

(Машина, шар, шина, шалаш).

5.Произношение звуков С и Ш в чистоговорке.

-Ребята, вдруг нашим звукам захотелось посмеяться в Стране чудес.  И придумали они чистоговорку - небылицу со словами слон, лиса, душ.

-Давайте же прочитаем какая у них получилась чистоговорка?

ЛОН-ЛОН-ЛОН - на лопате едет слон.

СА-СА-СА - на луне сидит лиса.

УШ-УШ-УШ - слон с лисою съели душ.

Ш.ФИЗМИНУТКА

-В Стране чудес мы повстречали некоторые предметы и существа.

-  Давайте же изобразим мимикой и позами предметы и существа, увиденные нами в Стране чудес.

НА-НА-НА - изображаем мы слона.

ВУ-ВУ-ВУ - изображаем мы сову.

АФ-АФ-АФ - постоим как высокий жираф.

ЛЕТ-ЛЕТ-ЛЕТ- полетим как самолёт.

6.Деление слов на слоги.

- А теперь давайте слова слон, жираф, сова, самолёт разделим на слоги.

- Ребята, какое мы вспоминаем правило, когда делим слова на слоги?

 (Сколько гласных в слове, столько и слогов).

7.Образование уменьшительно-ласкательных слов.

-А теперь давайте покажем, как наши звуки в Стране чудес ласково разговаривали.

Стакан-стаканчик

Коляска-колясочка

Стул-стульчик

Кувшин-кувшинчик

Шапка-шапочка

-Ребята, к нам на занятие из Страны чудес забрёл мишка - косолапый.

 - Чтобы ему помочь попасть назад в лес, мы должны разгадать кроссворд.

1. Домик, сделанный из веток и соломы (шалаш).

2 Маленькое, серое животное с длинным хвостом (мышь).

3. Высокое болотное растение (камыш).

- Вот теперь наш Мишка вернётся домой.

IV.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

-Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

-Что узнали нового?

- На этом занятие окончено.

- До свидание.

                                                                2


 

   

             

   

             

                                                  1


 

   

             

                                               

                                                                                               

                                                     

               3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...

Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....

Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука

Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...

Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"

Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....