Дидактические ценности игры
статья по теме
Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.
Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их. Игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие, как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в то же время большое удовольствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические ценности игры
г. Астрахань Макарова Татьяна Владимировна
Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека, так как язык и мышление были и продолжают быть тесно связанными с этими процессами.
Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но объяснять их.
На закономерность формирования у детей движений в процессе игры указывает в своих работах А.В. Запорожец; на формирование моральных привычек – З.В. Мануйленко; В.А. Горбачева, З.М. Истомина приходят к заключению, что у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче; такой же вывод о выполнении детьми несложных трудовых операций в игре делает Я.З. Неверович[1].
Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. С рождения его окружает множество звуков: речь людей, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторить их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, то есть обращать внимание на звуковую сторону слова.
Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.
Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, малыш контролирует свою артикуляцию и стремиться приблизиться, «подогнать» свое произношение к произношению окружающих.
Актуальной проблемой современной дошкольной дидактики является разработка системы развивающего обучения
Известно значение игры в жизни ребенка: «… В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» [2].
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношения к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Какие же качества игры являются дидактическими ценностями?
Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.
Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их. Игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие, как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в то же время большое удовольствие.
Выготский Л.С.[3] писал, что ни в каком другом периоде своей жизни ребенок не выучивается столь многому, как в годы своих детских игр, и что игра для ребенка имеет большой смысл, что она точно соответствует его возрасту и интересам, включая в себя такие элементы, которые ведут к выработке навыков и умений.
Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Попытки создать специфические логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко они надуманны и неинтересны для детей.
Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи, именно это, тот самый главный принцип, которого необходимо придерживаться при подборе игры для логопедической работы с ребенком.
Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первое место мы ставим игры по развитию слуха, артикуляционной моторики, дыхания и голоса.
Игры на развитие дыхания и голоса мы условно отнесли к подготовительным, ссылаясь на то, что они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, а также могут быть полезны в случаях нарушения темпа, плавности речи и различных расстройствах голоса.
«Пузырь» - развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Дети встают тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу «Лопнул пузырь» дети идут к центру круга, произнося с (или ш), подражая выходящему воздуху.
«Эхо» – развитие силы голоса и речевого дыхания.
Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит различные гласные звуки или их сочетания: «ау» (уа, иа, ио и т.д.), а другая тихо отзывается. После нескольких повторов игры дети, стоящие в первой шеренге, тихо отзываются, а второй - произносят различные гласные звуки или их сочетания.
Игры для формирования правильного звукопроизношения мы подбираем на различные звуки и группы звуков, наиболее искажающиеся у детей.
- «Насос» – автоматизация звука с.
В начали игры мы просим детей сесть на стулья, после чего говори им: «мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос, и будем накачивать шину: с-с-с…». Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая движению насоса.
- «Знаешь ли ты эти слова?» – автоматизация звуков р, р´ в слогах и словах.
Мы предлагаем детям помочь нам закончить фразу. Кто из детей первый правильно произносит недостающий слог, тот получает фишку. Набравший большее количество фишек выигрывает. Примерный перечень предложений: У нас ледяная го(ра); Кто мычит? Ко(рова); Вокруг парка за(бор); На дворе (трава), на траве (дрова); Где обедал во(робей)? В зоопарке у (зверей) и т.п.
- «Помнишь ли ты стихи?» – автоматизация звуков в словах.
Мы читаем строки из песен, стихов или просто рифмованные строчки, а дети заканчивают их словами. Кто из детей первый правильно произносит недостающий слог, тот получает фишку. Набравший большее количество фишек выигрывает. Примерный перечень:
С Сели дети на (салазки).
Как блестят весельем (глазки).
З Зайку бросила (хозяйка).
Под дождем остался (зайка).
Ц Зима не даром (злится) –
прошла ее пора.
Весна в окно (стучится)
И гонит со двора.
Ш Я рубашку сшила (мишке),
Я сошью ему (штанишки).
Ж Я на солнышке (лежала),
Носик к верху (держала).
Потешки, чистоговорки, считалки мы подбираем на те же звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе.
п, пь
«Уп-уп-уп, мама варит суп», «Петя пилил пилой пень», «наш Полкан попал в капкан».
Говорит попугай
Попугаю:
- Я тебя, попугай,
попугаю! –
Попугаю в ответ
попугай:
- Попугай!
- Попугай!
- Попугай!
р – рь
«В этой норке крот, норку стережет», «На горе на горке горько ревет Егорка», «Быстро Егорка говорит скороговорку».
вь – фь
«Наш Филат не был виноват».
д – дь
Дед Дани дыню делил: дольку – Диме, дольку – Дине».
Мы предлагаем используемый нами набор поговорок на отдельные буквы:
О, А
Не по траве, а около катилось «о» и охало. «О» охало, «о» окало… Не по траве, а около…
Б, П, В. Ф, Г, К, Д, Т, Х
Добыл бобов бобыль.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,у быка бела губы была тупа.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Верзила Вавила весело варил вилы.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
Шакал шагал, шакал скакал.
Купи кипу пик.
Купи кипу пуха.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
В один, Клим, клин колоти.
В поле полит Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
Считалки – жанр игрового детского фольклора, словесные рифмованные формулы, часто комические, с помощью которых определяется очередность в игре.
1. Курочка-потатурочка,
Кукушка, рябушка
Сели горели,
За море летели,
За морем горка,
На горке дубровка,
В дубровке царица –
Красная девица.
Медок, сахарок, -
Поди вон, королек!
2. Первенчики,
Друженчики,
Беребенчики,
Трынцы, волынцы,
Поповы ладонцы.
Цыкинь, выкинь!
Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора, с развития силы и крепости в голосе[4].
Эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество «трудных», «скользких» мест для произношения, поэтому повторение вслед за взрослым или выученные наизусть они служат целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.
Загадки служат тем же целям, сто и потешки, чистоговорки и считалки, т.е. введению в речь ребенка новых звуков.
1. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. Лук
2. Ног нет, а движется;
Перья есть, а не летает;
Глаза есть, а не мигает. Рыба
- Кто на себе свой дом носит? Улитка
4. Две сестрички,
Две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять –
Их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. Варежки
Загадки, как и потешки, чистоговорки и считалки мы используем самостоятельно, на занятиях, в играх и в разнообразной работе с детьми.
Как же использовать игры и игровые приемы при логопедической работе?
Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценировка какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации.
Отбирая темы занятий по мотивам игр-драматизаций, следует учитывать одно немаловажное обстоятельство: дети должны хорошо знать и содержание сказки, и представлять внешний образ и повадки животных. В проведения игр-драматизаций может участвовать вся группа: одни как действующие лица, другие в качестве зрителей.
Доступные по содержанию небольшие сказки («Репка», «Заюшкина избушка») расскажут детям о дружбе, взаимопомощи, будут способствовать нравственному воспитанию. Во время игры все дети объединены общим переживанием, радостью, заинтересованностью, что помогает расположить детей к педагогам, сдружить детей группы.
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры также формируют произвольное запоминание текстов и движений.
«Слово и движение» - это не просто слово, а народная мудрость, не просто движение, а пластический образ, выражающий это слово.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» – пестушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно, - понятно даже для самых маленьких.
Разучивание новых песен, стихотворений, инсценировок мы не начинаем до тех пор, пока не будет проведена тщательная словарная работа и текст, всех произведений, не станет понятен каждому ребенку.
Обеспечивая регулярное повторение отработанного с детьми материала используя при этом разнообразные методические приемы мы помогаем детям усвоить его постепенно.
В народных песнях часто поется о различных цветах и растениях. Поэтому все, о чем говорится в хороводах и музыкальных играх близко и доступно дошколятам. Рассмотрим это на примере музыкальной игры «Горошек и фасоль» сл. Ю. Лингиса, муз. Ю. Швядаса. В этой песне рассказывается о том, что вместо посеянного гороха выросла фасоль, а вместо фасоли – горох.
Игра несложная. Участвовать может любое количество детей.
До начала игры дети объединяются в пары. В паре – мальчик и девочка. Все пары встают в круг: мальчики – внутри, а девочки – с наружи.
Мальчики поют: «Сеял я горошек …», имитируют движения сеятелей и выходят из круга. После того, как слова пропеты, мальчики поворачиваются в центр лицом.
Девочки, имитирующие рост растения, поворачиваются лицом к мальчикам и поднимаются.
Мальчики: «Ты, фасоль, откуда?», упираясь в бока, с удивлением смотрят на девочек, делая четыре шага на месте.
При повторении слов песни мальчики идут в том же направлении, опять делают несколько сеятельных движений и возвращаются на прежнее место, а девочки, присев, поворачиваются через левое плечо к центру и поднимаются.
Все поют: «Вырос горох хороший.
С ним расти я вместе буду!»
В парах участники игры подают друг другу руки и шагом польки вращаются.
Потом все повторяется, но слова поют другие: «Сеял я фасоль. Ой, ты, горох, откуда?»
Занимаясь с детьми, мы увидели, что у ряда детей с недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.
Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений.
Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий.
В коррекционную работу мы включаем серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Тем самым мы стараемся формировать у ребенка, одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения.
В своей работе мы используем большое количество игровых заданий с предметами (шарами, кубиками, кольцами и тд.). предлагаем некоторые из них.
«Звонок». Перед ребенком, на столе мы помещаем звонок и показываем ребенку, что на кнопку звонка можно давить любым пальцем. После чего предлагаем ребенку поочередно всеми пальцами руки нажать на кнопку звонка.
«Сапожок». Ребенку предлагается шнурок и выполненный из картона сапожок с отверстиям для шнурка. После рассмотрения сапожка, предлагаем ребенку зашнуровать его.
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. Она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работами профессора М.М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому пальцевые игры очень важны для ребенка. Они обеспечивают хорошую тренировку пальцев, а также очень эмоциональные и простые. Мы предлагаем родителям наших подопечных проводить эти игры в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
В приложении мы предлагаем несколько игр, наиболее полюбившихся нашим детям: «замок», «апельсин», «сороконожки».
При обследовании детей с общим недоразвитием речи мы выяснили, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике, грамматике, конструктивной деятельности у большинства из них нарушены в той или иной степени память и внимание.
Внимание и память - процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то воспитание речи не может происходить в полном объеме. Р.Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.
Предлагаем игры и упражнения, которые по нашему мнению эффективно развивают внимание и память детей.
«Что исчезло?»
На столе, перед детьми, мы выставляем несколько знакомых игрушек и проговариваем, вместе с детьми их названия. Далее мы предлагаем детям закрыть глаза, и убираем одну или несколько игрушек. Открыв глаза, по нашей команде, дети называют отсутствующие игрушки. Тот кто первым правильно назовет получает фишку.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.
Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неустойчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив[5].
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению паровоза, голосам животных и т.д.
Обучение детей с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой. Поэтому в ДОУ должна быть дидактически оборудованная кукла[6].
К оборудованию такой куклы мы относим меблировку, платье, белье и обувь, постель, посуду, орудия труда. Занятия с этим материалом ведутся наподобие игр с мелкими игрушками: тот или другой предмет или подбор предметов извлекается из уголка куклы и включается в игру. Мы прививаем детям, что уголок куклы не место свалки игрушек, а комната, квартира куклы, в которой неизменно должен поддерживаться установленный порядок. На эту тему мы постоянно проводим беседы, а ведь каждая из них – арена для упражнения языка.
Сюжетно-ролевая игра помогает активизировать опыт детей и их творческое воображение, а основывается она на жизненный опыт ребенка. Правда дети не всегда могут интересно развернуть игру, потому что для них «… остается скрытой связь между ролью и действиями, в которых она может быть воплощена…»[7]. Именно поэтому сами по себе игры детей бедны и однообразны по содержанию. Например, игра в «Автобус» часто сводится к составлению «автобуса» из стульев и гудению «мотора». Поэтому, мы подобрали соответствующие игрушки: игрушечный автобус, билеты, костюм кондуктора, водителя, и т.д.
Теперь наша игра «Автобус» происходит следующим образом.
Дети выстраивают несколько стульчиков посредине комнаты в длину (по числу играющих). Между стульями оставляется проход для кондуктора. Дети занимают места пассажиров, а водитель - место впереди.
Кондуктор, проходя по салону автобуса, интересуется, кто до какой остановки едет и продает билеты.
Названия остановок мы подбираем в зависимости от поставленных логопедических целей.
Пассажиры едут каждый до своей остановки, в дороге кондуктор интересуется с какой целью каждый из них едет.
На обратном пути пассажиры занимают свои места в автобусе и обмениваются впечатлениями.
Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, мы также используем и заменители реальных (палочки, кубики, шарики и т.д.). При общем недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовывать предмет, а затем сообщать об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Мы организуем сюжетно-ролевые игры совместно с воспитателями. Через игру с дидактической куклой мы проводим обучение детей практическим действиям, а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляет воспитатель.
С большим интересом и удовольствием обычно воспринимаются предложения провести подвижную игру.
Рассмотрим пример:
«У медведя во бору»
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь ворчит
И на нас рычит:
Р-р-р.
Условия игры не сложные, как только медведь зарычит, дети убегают «домой», а медведь их ловит.
Эту игру мы используем как начало или конец занятия, а также во время отдыха.
Используя эту игру, мы преследуем: логопедические цели, а также цели физического и умственного развития.
Логопедические цели: автоматизация звука р изолированного и в тексте; развитие фразовой речи, дыхания, голоса; нормализация темпа и ритма речи.
Цели физического развития: развитие общих движений, скорости реакции, собранности.
Цели умственного развития: может служить началом или завершением беседы о диких животных и растительности леса.
На игру и ее место в воспитательном процессе, существует несколько взглядов.
До сих пор в практике наибольшее распространение имеет первая точка зрения. Эта же точка зрения главным образом отражена и в литературе по дошкольному воспитанию.
При передаче детям новых знаний чаще всего прибегают к занятиям, на которых сообщаются эти знания в готовом виде, используя разнообразные наглядные пособия, а дидактическую игру – используют как средство закрепления представлений, получаемых на занятиях и экскурсиях.
В своей работе мы часто используем дидактические игры, способствующие развитию речи, мышления, памяти и внимания.
«Кто больше».
Материал для игры – карточки, на которых изображены: домашние и дикие животные, птицы, овощи, фрукты ягоды и т. п.
Ведущий перемешивает карточки после чего кладет их (в виде стопки) на стол рисунком вниз. Затем снимает верхние 4 картинки и выкладывает возле стопки изображениями вверх. Первый игрок берет верхнюю карточку из стопки и сравнивает ее с изображениями на карточках, лежащих на столе. Если на его карточке изображен предмет из той же группы, он называет данную группу, после чего берет обе карточки себе. А взамен взятой карточки кладет верхнюю из стопки, так как количество лежащих возле стопки карт не должно быть менее 4-х.
Ребенок имеет право взять со стола только одну карточку, даже если там лежит большее количество карточек, из той же группы. Если же снятая ребенком карточка не подходит ни к одной из лежащих на столе, игрок кладет свою карточку рисунком вверх возле стопки. Если играющий, сравнивая карточки, неправильно определил группу, к которой они относятся, то кладет свою карту возле стопки, рисунком вверх.
Те же самые манипуляции с карточками проделывает каждый из игроков. Победителем является тот, кто соберет большее количество карточек.
Эта игра предъявляет значительные требования к умственной деятельности детей. Она развивает у них умение быстро сравнивать предметы друг с другом, устанавливать сходство и различие между ними, выделять общий признак в предметах и производить обобщение, побуждает их вспоминать соответствующие родовые названия и осуществлять отнесение единого к общему. В этой игре дети упражняются в классификации не только, как в практическом, но и как в умственном действии, поскольку произвести соотнесение, обобщение и обозначение они должны до практического объединения сходных картинок.
Дидактическая игра – познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей игра.
Литература
- Антонова Л.Г. Развитие речи «уроки риторики». Ярославль «Академия развития» 1997
- Болгуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры М.: «Просвещение» 1991
- Генинг М.Г., Герман Н.Е. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чувашское книжное изд-во Чебоксары – 1976
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеренбург АРД ЛТД 1998
- Игры в логопедической работе с детьми /под ред. В.И. Селиверстова М.: «Просвещение» 1981
- Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.: «Просвещение» 1971
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. М.: 1998
- Логинова В.И. Дошкольная педагогика. М.: «Просвещение» 1983
- Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: «Просвещение» 1988
- Миронова С.И. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. М.: А.П.О. 1993. 57 с.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи Министерство просвещения СССР Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР М.: «Просвещение» 1978
- Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения Российская Академия образования Ассоциация «Профессиональное образование» М.: 1996
- Рузина М.З., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт-Петербург «КРИСТАЛЛ» 1997
- Тихеева Е.И. Развитие речи. М.: «просвещение» 1972
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург «Акцидент» 1998
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно. М.: «Просвещение» 1973
- Федорова Г. Заглянет солнце и в наше оконце Санкт-Петербург 1997
- Филипова А.Д. Говори правильно М.: «Просвещение» 1967
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: «просвещение» 1987
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М.: 1993
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения М.: «Просвещение» 1989
- Хрестоматия по логопедии \ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селеверстова М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997
- Чисто- и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи дошкольников / Максаков А. Д/в.: 12/79
- Эльклнин Д.Б. Психология игры М.: «Педагогика» 1978
- Эльконин А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. Д/в 10/65
[1] См.: Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка – дошкольника в зависимости от мотивов и условий его деятельности; Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста; Горбачева В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста; Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте; Неверович Я.З. мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста.
[2] Рубинштейн С.
[3] Педагогическая психология. Выготский В.С.
[4] Ломоносов М.В.
[5] логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи Миронова С.А.
[6] Дидактически оборудованной куклой Е.И. Тихеева называла куклу, приспособленную в целях обучения детей, например, к знакомству их с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т.д. Разумеется, все это оборудование должно быть продуманно и должно отвечать требованиями жизни. Такая кукла используется для занятий.
[7] Эльконин Д.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»
Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....
Дидактический материал "Играем на уроке"
Игры на уроках биологии по любой теме и на различных этапах урока....
Комплект дидактического материала "Игра "Лото" "(английский язык) 2-5 класс.
Игра "Лото" -это игра с дидактическим раздаточным материалом, используемый на любом этапе урока и к любому УМК, созданный мной на основе " Русского лото"...
Дидактическая инсценированная игра по химии
В моей работе представлена разработка урока по органической химии для учащихся 10 класса. материал содержит поурочную разработку, тесты, дидактический материал....
Дидактическая урок-игра по химии "Неметаллы IV-VIгрупп" 9 класс
Представлена презентация и разработка урока-игры по химии "Неметаллы IV-VI групп". В игровой форме систематизируется материал по теме. Разные виды заданий помогают охватить разные аспекты . Форма игры...
Дидактический материал Игра-Лото
Это готовый раздаточный материал для игры в лото на уроках английского языка для учащихся начальных классов. Первую карту разрезаем, а вторую размножаем по количеству детей, слова можно переставить ме...
Дидактическая ценность использования ИКТ
Дидактическая ценность использования ИКТ...