Дидактическая урок-игра по химии "Неметаллы IV-VIгрупп" 9 класс
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

Леонтьева Наталия Викторовна

Представлена презентация и разработка урока-игры по химии "Неметаллы IV-VI групп". В игровой форме систематизируется материал по теме. Разные виды заданий помогают охватить разные аспекты . Форма игры - игра-состязание,  помогает всем учащимся  включится в работу. Урок рассчитан на учеников 9 класса по учебнику О.С. Габриеляна базовый уровень. Разработку можно использовать в рамках "Недели химии" и как повторение перед контрольной работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_9_klass.rar456.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Средняя общеобразовательная школа №9
с углубленным изучением отдельных предметов»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан

 Учитель химии: Леонтьева Наталия Викторовна.

                     

   Урок-игра.   «Неметаллы V-VI групп» 9 класс.

ЦЕЛЬ:  

Обобщение, закрепление  и систематизация  знаний учащихся по теме: «Неметаллы IV-VI групп».

 ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • обеспечить в ходе урока повторение и закрепление  свойств неметаллов IV-VI группы и их соединений;
  • закрепить умение составлять уравнения реакций с участием концентрированных кислот серной и азотной;
  • актуализировать знания об аллотропии, углероде,  азоте, сере, кислороде, фосфоре;

РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  • содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
  • содействовать воспитанию культуры общения.

ТИП УРОКА: обобщающий урок - игра.

ФОРМА ИГРЫ: игра-состязание.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: диалог, проблемность, работа в группах. 

СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ: оценочно – стимулирующая.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: мультимедиа средства (презентация).

 ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:  компьютер,  проектор,  презентация к уроку, раздаточный материал. Лист для подведения итогов для жюри.

ХОД УРОКА

Слайд 1.  Организационный момент.

Сегодня на уроке мы поиграем. Цель нашей игры повторить и систематизировать знания по неметаллам IV-VI группы. Разделитесь на команды по 4 человека. На столах стоят номера столов, это будут номера команд, лежит нумерация каждого игрока. Листы бумаги формата А4. Побеждает команда набравшая большее количество очков.

Слайд 2. Первый раунд. «Загадки». 

Повторяем  основные свойства простых веществ, и соединений элементов неметаллов, области их применения.

1.Тот элемент в печной трубе находим в виде сажи,

 и в простом карандаше его встречаем даже.  (Углерод)

2. Из меня состоит все живое:

 Я – графит, антрацит и алмаз,

 Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас.  (Углерод).

3. В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …   (Кислорода)

       

4. В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …  (Азот)

Слайд 3.

5. Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.

(Мрамор и известняк)

6. На полях они витамины, а на складе вроде мины.

(Нитраты)

7. Хлеб из муки не испекут, но от нее привеса ждут.

(Фосфоритная)

8. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.

(Азот)

9. Белый,  воздуха боится, покраснел,  чтоб сохраниться.

(Белый и красный фосфор)

10.Хоть многие вещества превращает в яд,
В химии она достойна всяческих наград.  
(Сера)

Слайд 4.  2 Раунд.  «Сходства и различия».

Повторяем свойства оксидов углерода и кремния. Учимся анализировать, выделять признаки, аргументировать выбор.

Работаем в четверках.

 В две колонки  выпишите как можно больше  общих признаков и отличий  оксида  углерода (IV) и оксида  кремния (IV).

 Вслух зачитываете самый длинный перечень, его дополняете признаками, которые не были отмечены, из списков других групп.

 Выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут:

 а) различить объекты;

б) разделить объекты;

в) классифицировать объекты.

Слайд 5 3 раунд «Составить предложения»

Предлагается 9 слов по теме «Неметаллы VI группы». Необходимо составить предложения, используя слова по вертикали, горизонтали, диагонали. Например: При горении сероводорода образуется вода и оксид серы (IV). Кислород и сера имеют аллотропные модификации, кислород и озон, сера кристаллическая и пластическая. Повторяются основные свойства  и понятия по теме.

Слайд 6 4 раунд  «Восстанови пропущенное».

Закрепляем умение составлять схемы генетической связи по азоту и фосфору. Повторяем формулы основных соединений по теме.

Слайд 7 5 раунд «Убери лишнее и составь уравнения».

Повторяем свойства концентрированных кислот азотной и серной. Ответ:

 Cu + 4HNO3  Cu(NO3)2+ 2NO2 + 2H2O

Zn + 2H2SO4  ZnSO4 + SO2 +2H2O

Слайд 8    6 Раунд «Цепочка».

Первый вопрос по теме урока задаёт 1 группе учитель.

 Ученик из группы  отвечает и дальше сам задаёт вопрос своему  товарищу.

 И так далее по цепочке.   Например: Учитель:  Какие аллотропные модификации образует углерод?

Слайд 9  7 Раунд  «Кто быстрее».

Соревнование на скорость составления реакций по схемам. Повторяем химические свойства элементов IV группы.

А) Cà CH4à  CO2à CaCO3à CaCL2 à CaCO3

Б) Sà FeS à SO2à SO3à H2SO4 àBaSO4 

  1. C + 2H2  CH4
  2. СH4 + 2O2  CO2 + 2H2O
  3. CO2 + CaO  CaCO3
  4. CaCO3 + 2HCL  CaCL2 + H2O + CO2
  5. CaCL2 + K2CO3  CaCO3 + 2KCL
  1. S + Fe  FeS
  2. 2FeS + 3O2  2FeO + 2SO2
  3. 2SO2 + O2  2SO3
  4. SO3 +H2O  H2SO4
  5. H2SO4 + BaCL2  BaSO4 + 2HCL

Слайд 10 8 раунд «Области применения».

Предлагается перечислить области применения соединений элементов V группы. Побеждает группа, назвавшая большее количество областей применения соединений элементов  V группы за отведенное время.

Слайд 11   «Подведение итогов».

Использованные интернет- источники.

Стихи - загадки: http://www.vsezagadki.ru/2011/04/zagadki-na-temu-ximiya/ 

Оформление:

http://fotto.ru/tag/kartinki_himiya 

http://www.x-top.org/prikol/images/2006/10/31/46c0e1cdc0298.jpg 

http://conspiration.com.free.fr/ 

http://chimik.volsk-sennoi2.edusite.ru/p2aa1.html 

1. Сходства и различия. 
Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Учитель предлагает учащимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других 
групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Можно предложить учащимся выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут: 
а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты.

2. Восстанови пропущенное.

В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что: 
1. по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов; 
2. в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов; 
3. в среднем ряду - знаки элементов II группы; 
4. по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды. 
Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра "Путешествие в страну "Глаголию". 5 класс.

Данный урок является обобщением ранее изученного материала.Его форма позволяет учащимся легко восстановить в памяти знания о глаголе....

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».

Задачи  урока:1.образовательные:                         - знакомство  с  памятником  средневековой  нра...

Разработка урока-игры по русскому языку в 5 классе.

Урок позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно повысить интерес учащихся....

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

Урок-игра "Своя игра". Алгебра, геометрия, 7 класс.

Эту игру целесообразно проводить в конце года во время итогового повторения....

Урок-игра по изобразительному искусству в 7 классе Тема: «Мода и ты» (обобщающий комбинированный урок в форме викторины)

Цели урока-игры: обобщить и систематизировать знания по теме;организовать контрольно- оценочную функцию;развивать художественный вкус;развитие кругозора и творческого потенциала учащихся;оптималь...