Программа "Будь здоров"
материал по теме
примерная программа по формированию у воспитанников с ОВЗ мотивации к здоровому образу жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
« БУДЬ ЗДОРОВ!»
( программа по здоровому образу жизни школьников )
Составил: Бочаров П.А.,
воспитатель I категории
ПРОГРАММА «Будь здоров! » - одно из направлений комплексно-целевой программы воспитательной работы в ГБОУ РМЭ « Нартасская специальная
( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
на 20010 – 2015 гг.
Паспорт программы.
Краткая информационная справка:
В школе-интернате 140 воспитанников, из них: 4 сироты; 17-детей-инвалидов.
Школа работает в режиме круглосуточного пребывания детей. На 1 сентября 2012 г. в школе открыто 12 классов-комплектов. В соответствии с установленным государственным статусом, школа-интернат реализует программы общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Обучение проходит в одну смену при 6-ти дневной учебной недели. Трудовое обучение представлено профилями – швейное дело, столярное дело, штукатурно-малярное дело, сельскохозяйственный труд и плотницкое дело. Основной срок пребывания воспитанников в школе-интернате с 1 по 10 класс. Этого времени достаточно для формирования у воспитанников модели здорового образа жизни, улучшения физического, психического здоровья и мотивации здорового образа жизни. Эти изменения должны протекать на фоне разностороннего взаимосвязанного влияния на ребёнка. Мы надеемся, что оно будет осуществляться в ходе валеологизации коррекционно-воспитательного процесса, базируясь на принципах терпимости, внимания, веры в ребёнка и его принятие.
2. Нормативная база для разработки программы:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка;
- ФЗ «Об образовании»;
- Устав школы-интерната;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- Проект специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ.
3. Краткая аннотация программы.
Программа «Будь здоров!» направлена на формирование у воспитанников понятия «здоровье», «здорового образа жизни».
Программа интегрирует работу специалистов разного профиля – учителей, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и наиболее полно и конкретно отражает основные направления работы специальной (коррекционной) школы-интерната в целях формирования, сохранения, укрепления и развития здоровья детей и подростков, что соответствует требованиям Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 года (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803).
В программе «Будь здоров!» в центре внимания стоит личность ребёнка, её содержание направлено на создание здоровьесберегающего образования воспитанников в условиях школы-интерната.
Цели программы:
1. Формирование осознанного отношения воспитанников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путём передачи знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
2. Воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных средств.
3. Формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях.
4. Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.
Основные педагогические задачи программы:
1. Коррекционно-образовательные:
- Создать комплекс медико-психолого-педагогических условий, обеспечивающих индивидуальное развитие воспитанников, сохранения их здоровья, профилактику развития школьных форм патологии, коррекцию имеющихся отклонений и более полную социализацию личности.
- Сформировать комплекс представлений о различных аспектах здоровья, сформировать ответственное отношение к окружающей среде.
- Информировать о действии и последствиях злоупотребления ПАВ и других форм саморазрушающегося поведения.
2. Коррекционно-развивающие:
- Оказать помощь в формировании собственной системы ценностей, целей и установок у воспитанников, способности делать самостоятельный выбор, контролировать своё поведение, умение решать простые и сложные жизненные проблемы, умение оценивать ту или иную жизненную ситуацию, свои возможности;
- Коррекция и развитие познавательных интересов (восприятия, внимания, мышления, памяти) на основе установления взаимосвязи с окружающей средой;
- Обогащение эмоциональной сферы.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Формирование личности адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других;
- Формирование позитивного отношения к себе, критической самооценки и к возможностям своего развития, умение ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.
Сформулированные цели и задачи основываются на ряде принципов: общедидактических (гуманизации, природосообразности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, связи и жизнью, интеграции, регионализации) и специфических (коррекционно-компенсирующей направленности обучения, профессионального характера трудового обучения, принципа необходимости специального педагогического руководства).
Указанные цели и задачи могут быть осуществлены с помощью разумного сочетания психологической, педагогической, медико-биологической и социально-правовой поддержки на базе валеологического подхода в коррекционно-воспитательном процессе. Для этого в школе-интернате существуют все необходимые материально-технические, информационные и человеческие ресурсы.
4. Сроки реализации программы: сентябрь 2010 г. – сентябрь 2015 г.
5. Этапы реализации программы:
Ориентировочный – 2010 – 2011 гг. - Определение перспективных направлений и моделирование качественно нового состояния в условиях перехода к валеологизации коррекционно-воспитательного процесса.
Основной этап – 2011 – 2013 гг. – Освоение принципов валеологизации в образовательном и коррекционно-воспитательном процессе.
Обобщающий – 2013-2015 гг. – Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
6. Управление программой:
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализации программы осуществляется директором, заместителями директора по учебной и воспитательной работе.
Пояснительная записка
1. Актуальность валеологизации коррекционно-воспитательного процесса в школе-интернате
По определению Н.К. Смирнова, кандидата медицинских наук, директора Федерального центра валеологии: «Валеология – наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс видеть завтра», поэтому этой наукой необходимо овладевать с детских лет, именно тогда, когда закладывается здоровье каждого гражданина страны.
Ухудшение экологии, среды обитания, плохое питание, ограничение двигательной активности, недостаток эмоционального тепла, неблагоприятный морально-психологический климат в семьях, приводит к ухудшению здоровья детей. Кроме указанных выше факторов существуют физиологические предпосылки нарушения здоровья детей и подростков. Это напряжённость процессов роста, «критические» периоды развития и т.д. Перечисленные факторы в совокупности приводят зачастую к нарушению психического и физического здоровья.
Воспитанники нашей школы, в основном выросли в условиях разносторонней депривации – сенсорной, когнитивной, эмоциональной, социальной (отсутствие заботы, внимания, любви со стороны самых близких людей – родителей). Тяжёлые условия, жестокое обращение взрослых, недостаточное питание (или полное отсутствие еды в течении длительного времени), постоянные психотравмы дома и на улице, приводят к нарушению психического и физического здоровья, сдерживают и деформируют развитие ребёнка.
У воспитанников нашей школы преобладают дезадаптивные пограничные расстройства в форме нарушения поведения (девиантное поведение, курение, употребление алкоголя, сквернословие, воровство); гиперактивность (двигательная расторможенность); нарушение эмоционально-волевой сферы, концентрации внимание, сексуальная расторможенность; нарушение концентрации внимания и др. Присутствуют истерические проявления: эгоцентризм, демонстративность, жажда внимания. Могут быть депрессивные проявления, соматовегативные расстройства: нарушения сна, снижение аппетита, снижение внимания к окружающему, головная боль, слабость, высокая утомляемость. У большинства старших детей искажены нравственно-этические представления о добре и зле, в силу интеллектуальных возможностей ограничены интересы и потребности. Практически у всех наших воспитанников снижено физическое здоровье, 17 воспитанников имеют инвалидность.
Однако, несмотря на подрыв физического и психического здоровья у детей, воспитывающихся в школе-интернате, валеологизация коррекционно-воспитательного процесса даёт реальные возможности улучшить состояние здоровья воспитанников, сформировать у них осознанное отношение к своему здоровью.
2. Характеристика групп здоровья.
На основе полученных данных о физическом, психическом уровне здоровья, общем развитии ребёнка выделяют 5 групп здоровья.
1 1группа | Дети с достаточно высоким уровнем физического и психического здоровья, с высокими функциональными резервами организма. |
2 2группа | Незначительное ухудшение функционального состояния организма, присутствуют признаки психоэмоционального напряжения, незначительное снижение резервов организма. |
3 3группа | Выраженные ухудшения физического и психического здоровья (хронические болезни в стадии ремиссии, эмоциональное напряжение, низкие функциональные резервы организма). |
4 4группа | Резкое ухудшение физического и психического здоровья обострение х хронических заболеваний, страха, беспокойства, послестресс или сстресс). |
55 группа | Дети- инвалиды |
3,4, 5 группы – это больные дети, которым проводят соответствующее их физическому и психическому состоянию лечение, лечебное питание, консультации и лечение у узких специалистов, физиопроцедуры, массаж, ЛФК, психокоррекцию, назначают фармакологические препараты.
Оценка состояния здоровья воспитанников школы-интерната.
Практически здоровые дети | 1 1группа – 0 % |
2 2группа - 0 % | |
Дети с хроническими заболеваниями | 3 3группа - 89 % |
4 4группа - 1 % 5 5группа - 10 % |
В школе-интернате дети характеризуются 3,4 и 5 группами здоровья. Они нуждаются в оптимизации учебного процесса, в особом режиме труда и отдыха, им необходима индивидуальная или групповая коррекция психолога, логопеда, дополнительная витаминизация. Основная задача при работе с данной категорией детей – сформировать установки на здоровый образ жизни, обучение методам самоконтроля, способом мышечной релаксации, приёмам поведенческой психологии, правильному половому поведению.
3. Содержание деятельности основных участников реализации программы.
№ п/п | участники реализации программы | Содержание деятельности | Пути реализации |
1. | Административный персонал школы-интерната | -анализ проблем жизнедеятельности воспитанников; -выявление актуальных потребностей детей; -внедрение в образовательный и коррекционно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий; - контроль за соблюдением охранительного режима образовательного и корекционно-воспитательного процесса; -организация и контроль за полноценным питанием и отдыхом детей; -контроль за повышением квалификации педагогов; - меры направленные на оснащении и пополнение необходимой материальной базы учреждения. | -участие в мероприятиях, предполагающих поддержку, помощь администрации; -помощь специалистам; -консультации педагогов по проблемам реализации программы; -другие виды поддержки педагогов. |
2. | Медсестра школы -интерната | - организация работы по укреплению резервов здоровья воспитанников; -контроль за своевременным фармакологическим лечением ослабленных детей, плановой госпитализацией (по показаниям), диспансеризацией воспитанников; -выявление особенностей развития, психосоматических отклонений; -проведение целенаправленных оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий; - участие в работе ПМПК; -взаимодействие с лечебными и профилактическими учреждениями; -контроль за санитарным состоянием помещений, пищеблока, соблюдением светового охранительного режима и др. | -лечебно-профилактическая работа; -медицинское просвещение. |
3. | Педагог-психолог | -организация работы ПМПК; -комплексная индивидуальная диагностика; -создание социально-психологических условий для развития личности воспитанников и оказания им квалифицированной психологической помощи; -отслеживание динамики психологического развития ребёнка и его психолого-педагогического статуса; -организация работы кабинета психологической разгрузки и др. | -проведение психокоррекционных, развивающих и консультационных мероприятий; -взаимодействие с центром диагностики и консультирования. |
4. | Педагоги (учителя, воспитатели, классные руководители, дефектологи). | -рациональная организация жизнедеятельности воспитанников, с учётом психофизиологических особенностей ребёнка; -создание развивающей среды, создание атмосферы доверия и педагогической требовательности; -формирование адекватной самооценки и осознание воспитанниками реальных жизненных перспектив и др. | -проведение конкретных форм учебно-воспитательной работы; -работа по реализации содержательного и методического компонента коррекционных учебных программ; -мониторинг |
5. | Педагог-логопед | Анализ речевого анамнеза воспитанников: -развитие слухового восприятия; -состояние импрессивной стороны речи; -состояние фонематического слуха; -состояние психомоторного развития речи; -звуковой анализ и синтез; -лексико-грамматическое развитие. | -групповые и индивидуальные занятия; -коррекция развития коммуникативных функций; -мониторинг речевого развития ребёнка. |
6. | Социальный педагог | -представление интересов и защита законных прав детей; -оказание непосредственной практической помощи воспитанникам, при взаимодействии с гражданами, с различными государственными и общественными структурами; -профориентационная работа; -содействие саморазвитию личности ребёнка и др. | -защитно-охранная деятельность; -организационно-координационная деятельность; -диагностическая работа; -предупредительно-профилактическая работа. |
7. | Воспитанники школы-интерната | -освоение реального жизненного опыта; - социальная адаптация к изменяющимся условиям; -сознательное поддержание рационального режима труда и отдыха; -участие в профилактических медицинских мероприятиях; -участие в коррекционно-воспитательной деятельности по валеологическому направлению. | -утренняя гимнастика; - уроки СБО; -уроки физкультуры; -занятия в спортивных секциях; -уроки здоровья; -воспитательские часы; -дни здоровья; оздоровительные мероприятия; -диспансеризация; -гигиенические процедуры; -профилактические мероприятия. |
4. Направления валеологизации коррекционно-воспитательного процесса.
4.1. Выправление и повышение физического здоровья воспитанников через:
- занятия физкультурой;
- занятия ЛФК;
- трудовое обучение;
- формирование санитарно-гигиенических навыков здоровья;
- рациональное питание с учётом здоровья каждого ребёнка (дополнительная витаминизация пищи, минерализация пищи, наличие полноценных белков, жиров и углеводов, наличие пищевых волокон (овощи, фрукты) и т.д.
4.2. Выправление и укрепление психического здоровья через:
- индивидуальную психокоррекцию;
- групповую психокоррекцию;
- психотерепевтическую коррекцию;
- консультации психолога;
- консультации психиатра;
- консультации и индивидуальные занятия с логопедом;
- коррекционных занятий;
- уроки социально-бытовой ориентировки;
- классные часы;
- воспитательские занятия;
- обучение навыкам саморегуляции.
4.3. Повышение уровня нравственного здоровья через:
- формирование нравственных основ полового поведения;
- экологическое образование (экология мыслей, чувств);
- развитие эмоциональной сферы и общей культуры.
5. Пути реализации программы:
№ п/п | содержание | срок | ответственный |
1. | Определение уровня физического, психического здоровья, социальной дезадаптации, группы здоровья ребёнка. | в течении 2-х мес. со дня поступления | - медсестра; - психолог; - кл. рук-ли; - воспитатели. |
2. | Разработка индивидуальной рпрограммы реабилитации еребёнка на основе диагностических данных (на ПМПК). | в течении 3-х мес. со дня поступления | - психолог; - кл. рук-ли; - воспитатели. |
3. | Мониторинг коррекционно-воспитательного процесса. | через полгода; далее ежегодно, и по итогам реализации программы | - медсестра школы-интерната; - психолог; - кл. рук-ли; - воспитатели. |
4. | Своевременная коррекция индивидуальной программы медицинского сопровождения. | по необходимости | - медсестра школы-интерната. |
5. | Обязательное включение каждого ребёнка в общую программу оздоровление на всё время пребывания в школе-интернате. | в течении 3-х мес. со дня поступления | -зам. директора по ВР |
6. | Текущий контроль знаний детей о здоровом образе жизни в виде КВН, агитбригад, конкурсов, спектаклей, в форме игр и др. | в ходе реализации программы | - кл. рук-ли; - воспитатели; - педагог-организатор |
7. | Привлечение различных специалистов как школы-интерната, так и внешних учреждений для проведения бесед, лекций, практических занятий, мероприятий. | в ходе реализации программы | -зам. директора по УВР; -зам. директора по ВР |
8. | Повышение резистентности организма ребёнка за счёт полноценного питания. | в ходе реализации программы | -медсестра школы-интерната; - диет-сестра; - работники пищеблока |
10. | Создание банка данных о каждом воспитаннике. | до 01. 12. 2012г. | - соц. педагог |
11. | Своевременный контроль за повышением квалификации педагогических работников и медицинского персонала учреждения. | постоянно | Администрация |
6. Алгоритм реализации программы:
1 1 этап | Деятельность по накоплению методической базы, материального обеспечения программы – оснащения и оборудования, создание условий максимального комфорта проживания и обучения воспитанников. |
2 2 этап | Творческая разработка планов, включение в уроки и во внеурочное время всего комплекса мероприятий, укрепляющих здоровье ребёнка и приучающих его к самоподдержанию, самосохранению, самоукреплению своего здоровья. |
Важной компонентой реализации программы являются уроки:
- истории (пример героизма русских воинов на разных этапах российской истории, даёт возможность провести оценку силы и мощи Руси, показывает привлекательность человека по внешним и внутренним признакам, на уроках истории раскрывается понятие нравственного здоровья человека, нации и т.д.);
- обществознания (на этих уроках формируются понятия долг, совесть, мораль, представления о морали, её функциях в жизни человека и общества, о мере ответственности человека за свои поступки, о нравственных основах в личной и общественной жизни, об этической ценности здоровья);
- социально-бытовой ориентировки (именно на этих уроках проходит обучение жизненно необходимым бытовым и социальным умениям и навыкам, закладываются основы основных компонентов здорового образа жизни, соблюдения личной гигиены и т.д.);
- физической культуры (способствуют развитию моторики, являются средством реабилитации, оздоровления, адаптации и терапии организма);
- географии (раскрывается взаимосвязь экономики государства и здоровья граждан);
- естествознания (изучается строение и расположение основных органов человека, раскрывается влияние физических нагрузок на организм и пагубное влияние на здоровье вредных привычек, формируется представление о природно-климатических и экологических факторах здоровья, в том числе региональных).
7. Перечень основных знаний, умений, навыков, которые должны быть сформированы у воспитанника в процессе коррекционно-воспитательной работы:
7.1. Элементарное представление об анатомии и физиологии человека, его возможностях и способностях.
7.2. Основные гигиенические знания.
7.3. Значение питания для здоровья человека и основы рационального питания.
7.4. Нравственные основы полового поведения и полового воспитания.
7.5. Профилактика вредных привычек.
7.6. Значение двигательной активности для жизнедеятельности человека и её роль в формировании здоровья.
7.7. Нравственно-этические основы здоровья.
7.8. Элементарные вопросы поведенческой психологии.
7.9. Умение оказывать первую помощь себе и другим.
8. Ожидаемые результаты.
- создание благоприятных условий для формирования здоровой личности,
социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья,
подготовка их к самостоятельной жизни;
- улучшение качества обучения и воспитания детей на основе адаптивной
психосберегающей среды и здоровьесберегающих технологий образования;
- повышение соматического статуса воспитанников;
- развитие физической активности;
- укрепление физической работоспособности;
- повышение психологического статуса;
- улучшение нравственного компонента;
- улучшение социального компонента здоровья;
- эффективная адаптация к изменяющимся социально-бытовым условиям;
- потребность в здоровом образе жизни;
- контроль воспитанников за собственным здоровьем.
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам саморегуляции и способам укрепления здоровья.
За методическую основу взяты программы:
- «Азбука здоровья» для младшего звена ( 1-4 классы.)
- « Уроки здоровья» для среднего и старшего звена (5-10 классы.)
П Л А Н работы на 2012 – 2013 учебный год
в рамках программы «Будь здоров!» на 2010 – 2015 гг.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Составление листка здоровья учащихся на основании медицинского обследования. | сентябрь апрель | Медсестра школы-интерната |
2. | Проведение «Дня здоровья». | сентябрь, май | - учителя физкультуры, - зам. директора по ВР |
3. | Осенний и весенний турпоход в лес. | сентябрь, май | - кл. рук-ли, воспитатели, Администрация школы-интерната. |
4. | Совещание при зам.дир.по ВР: «Состояние здоровья воспитанников», «Профилактика вредных привычек» и т.д. | апрель | Медсестра школы-интерната -зам. директора по ВР |
5. | Анкетирование учащихся 8-9 классов на тему: «Мое отношение к здоровому образу жизни». | апрель | -педагог - психолог, -кл. рук-ли |
6. | Проведение конкурса плакатов «Я люблю жизнь», « Мы выбираем спорт», «Стоп-смокинг». | В течение года | -кл. рук-ли, -воспитатели, -зам.директора по ВР; педагог- организатор |
7. | Работа МО воспитателей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» | март | Руководители МО воспитателей. |
8. | Акция «Жить без этого можно...». | В течение года | Педагог-организатор |
9. | Лыжная школьная спартакиада. | декабрь, февраль | -учителя физкультуры. |
10. | Организация Круглого стола с участием субъектов профилактики и врачей на тему профилактики заболеваний - туберкулеза, пневмонии, вредных привычек у детей. | В течение года | -Администра-ция школы; Социальный педагог. |
11. | Диагностика «Мои ценности» 5 - 10 классы. | февраль- март | Педагог-психолог |
12. | Акция «Курить не модно». | май | Зам.дир. по ВР. |
13 | Диспансеризация воспитанников. | В течение года | Мед.сестра школы-интерната директор |
14. | Выставка рисунков на тему «Будь здоров!». | апрель | -учитель ИЗО, воспитатели |
15. | Игра «Зарница». | февраль | -учитель физкультуры, -зам. директора по ВР |
16. | Уроки здоровья. | еженедельно | -воспитатели |
17. | Проведение занятий по ОБЖ | 1 раз в неделю | -воспитатели |
18. | Спортивные мероприятия по плану школы | в течение года | -учителя физкультуры |
19. | Организация рейдов чистоты и порядка. | ежедневно | -мед.сестра школы-интерната; санитарный Совет ДО «АРГО» |
20. | Обеспечение горячим питанием учащихся школы. | в течение года | администрация школы |
21. | Оформление уголков здоровья. | в течение года | -медсестра, -кл. рук-ли, -воспитатели |
22. | Плановая госпитализация детей. | в течение года | Медсестра |
23. | Консультации узких специалистов. | в течение года | медсестра |
24. | Организация спортивных секций и кружков | В течение года | -учителя физкультуры |
25. | Неделя профилактики вредных привычек и заболеваний | Апрель | Зам.дир.по ВР. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Игра «по станциям»«Будь здоров»
Игра направленная на осознание правильности выбора здорового образа жизни....

Урок в 5 классе "Здоров-значит счастлив"
Данный интегрированный урок предназначен для проведения в 5 классе школ с углубленным изучением иностранных языков,работающих по УМК "Английский язык"И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой.При подгот...

Игра "Если хочешь быть здоров..."
Данную игру можно использовать на уроках технологии при прохождении раздела "Кулинария".Играть могут от двух учениц и более. Нужны кубик ,фишки и ...как в старые добрые времена игра захватывает всех у...
Если хочешь быть здоров, или Что делать, если простудился
Простые советы, которые помогут справиться с простудой....

Проект "Будь здоров - всегда здоров!"
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно провод...

Телемост "Если хочешь быть здоров..."
7 апреля – Всемирный день здоровья. К этой дате во всех школах запланированы мероприятия. Как интересно и в необычной форме провести классный час? Я выбрала форму: телемост. Этому мероприятию пр...