Конспект НОД обучение элементам грамоты "Звук и буква А"
план-конспект урока на тему
ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНЫЙ ЗАМОК
ЦЕЛИ
Образовательные:
- Закрепить умение самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику; добиваться точности, устойчивости и плавности движений органов артикуляционного аппарата;
- Закрепить умение выполнять самомассаж;
- Закрепить понятия «звук»-«слово»;
- Расширять словарный запас по лексической теме «Фрукты»;
- Закрепить артикуляционно-акустическую характеристику звука А;
- Познакомить с понятием «Гласные звуки»;
- Познакомить с буквой А.
Воспитательные:
- Содействовать эстетическому воспитанию;
- Воспитывать стремление к правильному выполнению задания;
- Воспитывать усидчивость, упорство, трудолюбие, умение замечать новое,
красивое в дидактическом материале;
- Содействовать физическому воспитанию;
- Воспитывать интерес к природе.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
- Развивать диафрагмальное и речевое дыхание.
- Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
- Развивать ритмико-интонационную сторону речи.
- Развивать фонематические процессы.
Оборудование:
Зеркала, «сухой» бассейн, сюжетные картинки «Сад». Звуковые замки красного, синего и зеленого цвета; звуковые пеналы, фишки— символы звуков; кукла, муляжи фруктов, предметные картинки: манго, апельсин, хурма, арбуз
Звуковой ряд:
- «10 мышек» Е. Железнова. Пальчиковые игры для малышей 2-5 лет;
Ход занятия
- Организационный момент
Цель: формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие речевого слуха и памяти.
Л: Дети, сейчас мы поиграем.
Звучит музыка. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Апельсин»
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин
на дольки.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают 1 палец.
Эта долька – для ежа. Загибают большой палец левой руки.
Эта долька – для стрижа. Загибают указательный палец.
Эта долька – для утят. Загибают средний палец.
Эта долька – для котят. Загибают безымянный палец.
Эта долька – для бобра. Загибают мизинец.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – Сжимают кулаки и прижимают их к
Беда!!! груди.
Разбегайтесь – «Бегут» пальцами по столу.
Кто куда!
Сообщение темы занятия
Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Выставляется картина «Лес»
Слышится плач куклы: «А-А-А».
Л: Это девочка Ася заблудилась в лесу и теперь горько плачет. Ребята, когда мы заблудимся в лесу, как надо кричать? (Ау!)
Проводится игра на развитие слухового внимания: «Кто кричал АУ?»
- Основная часть
Л: Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим.
Дети сидят за столами.
Л: Дети, из чего состоят слова? (из звуков) Звуки мы слышим и произносим. Чем короткие слова отличаются от длинных? Назовите длинные слова и короткие слова.
Выставляется картина «Сад», Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.
Л: В этом замке живут звуки и буквы, а это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам
Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.
Рот пошире открывай,
Звук погромче распевай.
Петь мы будем, детвора,
Гласный звук веселый [А]!
Мы его везде найдем
И с собою заберем!
Развитие слухового внимания
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук а.
Произношение слов со звуком а, определение позиции звука
Фея живет в сказочном замке, около замка – фруктовый сад. Анна просит вас отгадать, какие фрукты растут в её саду.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Цель: уточнение и расширение словарного запаса по теме «Фрукты», развитие образного мышления. Развитие слухового внимания.
Он большой, как мяч футбольный, Он и сочен и душист
Если спелый – все довольны. А снаружи золотист
Так приятен он на вкус, Много долек в нём друзья
А зовут его…(арбуз) Будем кушать ты и я. (Апельсин)
Выставляются предметные картинки с изображением фруктов, дети называют слова. Определяется позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».
А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду)
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в именительном и родительном падежах.
Л: Глаза все дружно закрывайте. Чего не стало угадайте!
(убирается один предмет, дети угадывают)
Теперь, зажмурясь, раз, два, три,
Картинки по порядку назови.
(Дети называют все четыре предмета)
Развитие высоты и силы голоса
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус,
А зовут его…(арбуз)
Физминутка
Подвижные игры: «Капли», «Фрукты-овощи»
Возвращаются за столы
Артикуляционная гимнастика «Гости»
Цель: развитие артикуляционной моторики
Пальчиковая гимнастика «Базар», «Слива»
Цель: развитие мелкой моторики
Знакомство с буквой а.
Что вам напоминает буква а?(крышу домика, ракету, треугольник)
Ответы детей.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
Выкладывание буквы а из палочек.
Сложить букву а из трех пальчиков.
Нахождение буквы а в буквенных кассах.
Перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А. Шибаев
Буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
Буквы мы видим, читаем и пишем.
А можем ли мы потрогать или увидеть звук А? (нет)
- Написание буквы а
IV. Оценка деятельности детей. Итог занятия.
Л: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. А я вам буду помогать ( Были в саду, вспоминали фрукты, отгадывали загадки, играли в мяч). Что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии? Какие задания вы хотели бы выполнить еще раз?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_rebenka.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие ребенка
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.
Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова меленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма – вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.
Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.
От 1,5 до 3 мес. – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.
От 3 до 6 мес. – так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирелке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.
От 6 до 9 мес. – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.
От 9 мес. до 1 года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.
От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. – первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!»
С 1 года 9 мес. до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке.
Малыши своими вопросами часто не только удивляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.
От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.
От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.
Итак, к 4 – 5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука [Р, Л, С, Ш, Щ], то это не страшно, к 5 – 6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.
Что могло стать причиной нарушения речи?
Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – алкоголь, курение и наркотики – уж они-то бьют по ребенку без промаха еще до его появления на свет.
Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.
На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с ним выясняется, что главная причина речевых нарушений – значительное недоразвитие моторики. Источник этих неприятностей один: невнимание взрослых к особенностям развития ребенка.
В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками – зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону – за ним потянуться остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.
Что же можно посоветовать?
Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы «родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психо-лингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок надолго остается в стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника – «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.
И еще один важный момент – стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.
В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И казалось бы все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.
Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь.
Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбивают шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.
Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.
Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».
Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план - конспект урока по английскому языку "Согласные буквы английского алфавита" - с применением культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей (И.И. Закатова)
План - конспект урока по английскому языку для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с подробным анализом и доказаьелствами по теме с применением информационных обучающих технологий -культ...
конспект занятия по обучению грамоте (звук и буква Й)
конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет...
конспект урока обучения чтению по теме "Буква мягкий знак"
Буква мягкий знак...
Конспект НОД обучение элементам грамоты «Звуки [М] и [М\']. Буква М»
Непосредственная образовательная деятельность в рамках комплексного коррекционно-развивающего занятияобучение элементам грамоты в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: звук и буква "Яя"
Данный урок – урок приобретения новых знаний. Относится к букварному периоду. Это первый урок знакомства с данной буквой. Конспект урока содержит виды и формы деятельности, способствующей познавательн...
Конспект урока "Написание элементов букв"
Написание элементов букв...
Комментарии
речевые нарушения
Жду конструктивной критики