Конспект НОД обучение элементам грамоты "Звук и буква А"
план-конспект урока на тему

Печенина Вероника Арнольдовна

ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНЫЙ ЗАМОК

ЦЕЛИ

Образовательные:

  • Закрепить умение самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику; добиваться  точности, устойчивости и плавности движений органов артикуляционного аппарата;
  • Закрепить умение выполнять самомассаж;
  • Закрепить понятия «звук»-«слово»;
  • Расширять словарный запас по лексической теме «Фрукты»;
  • Закрепить артикуляционно-акустическую характеристику звука А;
  • Познакомить с понятием «Гласные звуки»;
  • Познакомить с буквой А.

 

Воспитательные:

  • Содействовать эстетическому воспитанию;
  • Воспитывать стремление к правильному выполнению задания;
  • Воспитывать усидчивость,  упорство, трудолюбие, умение замечать новое,

красивое в дидактическом материале;      

  • Содействовать физическому воспитанию;
  • Воспитывать интерес к природе.

 

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
  • Развивать диафрагмальное и речевое дыхание.
  • Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
  • Развивать ритмико-интонационную сторону речи.
  • Развивать фонематические процессы.

 

Оборудование:

      Зеркала, «сухой» бассейн, сюжетные картинки «Сад». Звуковые замки красного, синего и зеленого цвета; звуковые пеналы, фишки— символы звуков; кукла, муляжи фруктов, предметные картинки: манго, апельсин, хурма, арбуз

Звуковой ряд:

  • «10 мышек» Е. Железнова. Пальчиковые игры для малышей 2-5 лет;

Ход   занятия

  1. Организационный момент 

Цель: формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие речевого слуха и памяти.

Л: Дети, сейчас мы поиграем.

Звучит музыка. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Апельсин»

Мы делили апельсин.                                 Разламывают воображаемый апельсин

                                                                                              на дольки.

Много нас,                                                                           Показывают 10 пальцев.

А он один.                                                                           Показывают 1 палец.

Эта долька – для ежа.                                  Загибают большой палец левой руки.

Эта долька – для стрижа.                            Загибают указательный палец.

Эта долька – для утят.                                                        Загибают средний палец.

Эта долька – для котят.                                                      Загибают безымянный палец.

Эта долька – для бобра.                                                      Загибают мизинец.

А для волка – кожура.                                 Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас –                          Сжимают кулаки и прижимают их к

Беда!!!                                                                                   груди.

Разбегайтесь –                                              «Бегут» пальцами по столу.

Кто куда!

 

Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

Выставляется картина «Лес»

Слышится плач куклы: «А-А-А».

Л: Это девочка Ася заблудилась в лесу и теперь горько плачет. Ребята, когда мы заблудимся в лесу, как надо кричать? (Ау!)

Проводится игра на развитие слухового внимания: «Кто кричал АУ?»

 

  1. Основная часть

Л: Каждый день, всегда, везде

    На занятиях, в игре

    Громко, чётко говорим,

   Никогда мы не спешим.

Дети сидят за столами.

Л: Дети, из чего состоят слова? (из звуков) Звуки мы слышим и произносим. Чем короткие слова отличаются от длинных? Назовите длинные слова и короткие слова.

Выставляется картина «Сад», Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.

Л: В этом замке живут звуки и буквы, а это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

Характеристика звука а по акустическим и артику­ляционным признакам

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.

Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.

Рот пошире открывай,

Звук погромче распевай.

 Петь мы будем, детвора,

Гласный звук веселый [А]!

Мы его везде найдем

 И с собою заберем!

Развитие слухового внимания

Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопа­ют, услышав звук а.

Произношение слов со звуком а, определение пози­ции звука

Фея живет в сказочном замке, около замка – фруктовый сад. Анна просит вас отгадать, какие фрукты растут в её саду.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель: уточнение и  расширение словарного запаса по теме «Фрукты», развитие образного мышления. Развитие слухового внимания.

Он большой, как мяч футбольный,                      Он и сочен и душист

Если спелый – все довольны.                            А снаружи золотист

Так приятен он на вкус,                                       Много долек в нём друзья

А зовут его…(арбуз)                                             Будем кушать ты и я.         (Апельсин)

 

Выставляются предметные картинки с изображением фруктов, дети называют слова. Опре­деляется позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».

А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду)

 

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в именительном и родительном падежах.

Л: Глаза все дружно закрывайте. Чего не стало угадайте!

(убирается один предмет, дети угадывают)

Теперь, зажмурясь, раз, два, три,

Картинки по порядку назови.

(Дети называют все четыре предмета)

Развитие высоты и силы голоса

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус,

А зовут его…(арбуз)

 

Физминутка

Подвижные игры: «Капли», «Фрукты-овощи»

 

Возвращаются за столы

Артикуляционная гимнастика «Гости»

Цель: развитие артикуляционной моторики

Пальчиковая гимнастика «Базар», «Слива»

Цель: развитие мелкой моторики

Знакомство с буквой а. 

Что вам напоминает буква а?(крышу домика, ракету, треугольник)

Ответы детей.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

С. Маршак

Выкладывание буквы а из палочек.

Сложить букву а из трех пальчиков.

Нахождение буквы а в буквенных кассах.

Перед вами азбука.

Сказочный, волшебный дом,

Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А. Шибаев

Буквы бывают строчные и заглавные.

Сравнение заглавной и строчной букв.

Буквы мы видим, читаем и пишем.

А можем ли мы потрогать или увидеть звук А? (нет)

  1. Написание буквы а

 

IV. Оценка деятельности детей. Итог занятия.

Л: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. А я вам буду помогать ( Были в саду, вспоминали фрукты, отгадывали загадки, играли в мяч). Что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии? Какие задания вы хотели бы выполнить еще раз?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_rebenka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребенка

        Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.

        Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова меленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма – вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

        Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

        

От 1,5 до 3 мес. – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

        От 3 до 6 мес. – так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирелке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.

        От 6 до 9 мес. – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.

        От 9 мес. до 1 года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.        

От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. – первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!»

С 1 года 9 мес. до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке.

Малыши своими вопросами часто не только удивляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.

От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.

От 4 до 5 лет  дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Итак, к 4 – 5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука [Р, Л, С, Ш, Щ], то это не страшно, к 5 – 6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.

Что могло стать причиной нарушения речи?

Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – алкоголь, курение и наркотики – уж они-то бьют по ребенку без промаха еще до его появления на свет.

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.

На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с ним выясняется, что главная причина речевых нарушений – значительное  недоразвитие моторики. Источник этих неприятностей один: невнимание взрослых к особенностям развития ребенка.

В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками – зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону – за ним потянуться остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.

Что же можно посоветовать?

Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы «родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психо-лингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок надолго остается в стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника – «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.

И еще один важный момент – стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.

В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И казалось бы все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.

Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь.

Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбивают шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.

Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.

Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».

Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока по английскому языку "Согласные буквы английского алфавита" - с применением культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей (И.И. Закатова)

План - конспект урока  по английскому языку для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с подробным анализом и доказаьелствами по теме с применением информационных обучающих технологий -культ...

конспект занятия по обучению грамоте (звук и буква Й)

конспект занятия по обучению грамоте  для детей 6-7 лет...

Конспект НОД обучение элементам грамоты «Звуки [М] и [М\']. Буква М»

Непосредственная образовательная деятельность в рамках комплексного коррекционно-развивающего занятияобучение элементам грамоты в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: звук и буква "Яя"

Данный урок – урок приобретения новых знаний. Относится к букварному периоду. Это первый урок знакомства с данной буквой. Конспект урока содержит виды и формы деятельности, способствующей познавательн...


 

Комментарии

Печенина Вероника Арнольдовна

Жду конструктивной критики