Методические разработки
статья по теме
Программа профилактики дисграфии.Даны советы родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Послушные буквы. | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи
Игры с малышом на первом году жизни способствуют
не только успешному речевому развитию,
но и профилактике дисграфии, дислексии.
Баюшки-баю
Взрослый берет ребенка на руки, одной рукой поддерживая за ягодицы, а другой обхватив поперек спины, и покачиват, как будто баюкает.
Ладушки
Ребенок выполняет хлопки в ладоши, подражая взрослому. Взрослый задает темп: сначала медленный, потом с ускорением.
На горку
Взрослый сидит или стоит, ребенка ставит перед собой, подерживая за кисти рук, и приговаривает: «Взбираемся на горку», тем самым стимулируя перемещение малыша вверх по ноге взрослого.
Воробьи
Взрослый держит ребенка подмышки, а позднее — за плечи, лицом к себе. Малыш подпрыгивает на обеих ногах. Далеe взрослый держит ребенка за одну руку и прыгает вместе с ним.
Тучи и ветер
Сидя или стоя, ребенок изображает маленькие и большие тучи круговыми движениями рук над головой и движениями всего тела. Потом он бежит, как туча, которую гонит по небу ветер.
Разговариваем с младенцем
Совет первый. Разговаривая с малышом, обязательно смотрите ему в глаза: это усилит действие слов. Прежде чем заговорить, погладьте кроху, прижмите к себе, поцелуйте. Ощутив всю вашу любовь и нежность, в самом скором времени он захочет ответить вам!
Совет второй. Примечательно, что интонации детских народных сказок очень точно рассчитаны на восприятие маленького ребенка. Поэтому как можно раньше (с 2-3 месяцев) ввидите в систему чтение коротких и ритмичных сказочек. Постепенно увеличивайте объем текста.
Совет третий. С первых дней беседуйте с ребенком на самые разные темы. Смысла он, конечно, не поймет, но уловит разные интонации. Именно они послужат в дальнейшем своеобразными смысловыми ниточками на которые «нанижутся» слова и фразы.
Совет четвертый. Грудной ребенок - не только приятный собеседник, но и прилежный ученик, внимательно анализирующий каждую фразу. Ваш малыш учится родному языку. Приспособьте свою речь к правилам обучения: не говорите быстро, четко произносите все согласные, чисто артикулируйте гласные звуки.
Помните, что «повторение - мать учения», поэтому не ленитесь много раз говорить одно и то же слово, фразу, снова воспроизводить интонацию. Сделайте обучение наглядным: рассказывайте о том, что близко малышу, что его окружает.
Совет пятый. Из сотни других голосов ваш кроха выберет и узнает, прежде всего, материнский: он привык к нему еще в период внутриутробного развития. Маме важно использовать свое преимущество и говорить с ребенком как можно чаще: это успокоит его, вызовет приятные эмоции.
Для разговора с младенцем отлично подойдут эмоциональные фразы: «Какое вкусное молочко!», «Какой ты молодец!», «Хороший, любимый мой мальчик!». Они одобрительные, ласковые, говорятся на повышенных тонах. Давно известно, что младенцев больше всего привлекают высокие звуки - их лучше слышно.
Когда родители приводят первоклассника на консультацию к логопеду с просьбой разобраться в причинах трудностей в обучении и помочь ребенку, мы каждый раз сталкиваемся с тем, что взрослые не помнят особенностей раннего развития своих детей (от 0 до 3 лет).
Избежать многих проблем поможет дневничок «Этапы развития моего гениального ребенка», куда вы будете записывать все достижения и трудности в развитии вашего малыша.
Если ваш ребенок собирается поступать в школу, вспомните и подготовьте ответы на ряд очень важных вопросов, которые вам обязательно задаст квалифицированный учитель-логопед.
Как протекала беременность? Не было ли в состоянии здоровья матери отклонений, которые могли бы повлиять на нервную систему плода?
Как проходили роды: нормально или принимались специальные меры, в срок ли родился ребенок?
Состояние новорожденного: не было ли после рождения физиологических отклонений, каковы были показатели шкалы Апгар и вес ребенка при рождении?
Какие заболевания перенес ребенок до 1 года, до 3 лет?
Как проходило моторное развитие ребенка: когда он начал держать головку, садиться, вставать, ползать, ходить?
Как шло развитие речи: время появления гуления, лепета, первых слов, с какого возраста началось постоянное речевое общение с окружающими?
Отмечались ли у ребенка нарушения слоговой структуры слов, аграмматизмы, какие звуки он долго произносил неправильно?
Не прерывалось ли речевое развитие ребенка? Если прерывалось, то по какой причине и как долго длилось, с какими последствиями?
Обращались ли ранее к логопеду? Причины обращения.
Условия воспитания: где и с кем воспитывался ребенок до трех лет, речевое окружение ребенка?
Как приобретались и осуществлялись самостоятельные гигиенические навыки и навыки самообслуживания (зашнуровывание ботинок, застегивание пуговиц и т.д.)?
Каков характер игровой деятельности ребенка, в какие игры он играет, как часто, сколько времени бывает занят одной игрой? Умеет ли ребенок общаться со сверстниками и взрослыми?
Каковы интересы ребенка: чем он интересуется, насколько устойчивы его интересы?
Желаю вам много свободного времени и успехов в воспитании ваших детей. Любите своего малыша и не перекладывайте заботу о нем на плечи даже самой первоклассной няни. Без помощи внимательных и заботливых родителей малыш не сможет овладеть речевыми навыками. Используя нехитрые рекомендации, изо дня в день, шаг за шагом вы заложите основу для правильного развития речи своего ребенка уже на первом году жизни.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет нас обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному возрасту.
Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по преду-преждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.
Изучив работы дефектологов, коллег-логопедов, учителей, занимающихся проблемами дисграфии и вопросами раннего обучения грамоте (И.Л. Калинина, Л.Г. Милостивенко, А.Н. Корнев, В.В. Лайло, И.Н. Садовникова), и обобщив свой личный опыт, я предложила систему работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма для детей с нарушениями речи.
К основным коррекционным задачам этой программы относятся:
- развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
- совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
- формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
- развитие восприятия.
В течение нескольких лет к основной программе (Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи») были добавлены упражнения и игры для предупреждения ошибок чтения и письма (см. таблицу).
Приложение
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):
- лепка из пластилина;
- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
- вырезание из цветной бумаги;
- выжигание на дощечках;
- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
- отгадывание букв с за-крытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Игра «Необычный конструктор»
Цели:
- вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;
- начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.
На фланелеграфе дети вы-кладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.
Упражнение
«Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)
• «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:
- из одного элемента (О, С);
- из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);
- из трех элементов и т.д.
• «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:
- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);
- вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);
- влево (З, Л, У, Ч и т.д.);
- «открыты» (А, Б, Г и т.д.);
- «закрыты» (В, О).
Упражнение
«Нарисуй дорожку»
Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
Упражнение «Угадай,
какая буква?»
Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).
Игра «Разноцветное путешествие»
У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.
Итог занятий
В результате целенаправленной работы у детей:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего возраста.
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей - залог успешного обучения детей в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...