Закрепление знаний об имени существительном
план-конспект урока по теме

Мною представлена разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvit._zakreplenie.docx84.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная начальная школа – детский сад № 225»

Урок русского языка

2 класс

УМК «Школа России»

Тема: Закрепление знаний об имени существительном.

Подготовила и провела

учитель высшей квалификационной

категории

Шумкина М. А.

Новокузнецк, 2013

Цели урока

  1. Обучающая.  Закрепить умение обучающихся  определять имена существительные, а также  умение находить в слове изученную орфограмму. Учить сравнивать, анализировать, обобщать
  2. Развивающая. Развивать орфографическую зоркость, совершенствовать каллиграфические навыки, развивать речь, внимание,  мышление, развивать графо-моторные навыки, связную речь, фонематический слух.
  3. Воспитывающая. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, расширять кругозор обучающихся.

Оборудование: карточки с написанными буквами Ее, картинки предметов-отгадок, карточки с предложениями, текст на каждого ребенка.

 

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят. Уши чутко слушают и всё слышат. Голова хорошо работает».

Я желаю вам успеха.

 - Прежде чем мы приступим к работе, давайте  разогреем наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальчиков.

– Что за скрип?

– Что за хруст?

– Это что ещё за куст?

– Как же быть без хруста,

Если я – капуста?

– Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту
солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

  1. Повторение изученного материала.

Минутка чистописания.

- Сегодня мы поработаем на минутке чистописания над буковой Е. Что вы о ней знаете? (Гласная буква “Е” может обозначать один звук Э, когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука Й/Э, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков.)

 - Вспомним, как пишется буква “Е”. Из скольких элементов она состоит?

Заглавная буква “Е” состоит из 2 элементов, а строчная буква “Е” состоит из одного элемента. Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки. Пишу маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начинаю писать строчную букву. Выполняю верхнюю петельку и веду вниз наклонную линию с закруглением вправо.

 - Посмотрите внимательно на доску и в тетрадь. Перед вами цепочка букв. Запишите её в тетрадь

Ее  Ее  Ее  Ее ….

Работа над словарными слова.

 - Отгадайте загадки:

Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.    (Варежки)

Ветер дует-дует -
Никак не сорвёт!
Солнышко пригреет -
Само спадёт.                      (П
АЛЬТО)

Треплют, катают,
а зиму таскают.              (Валенки)

Вот фуфайку я купи,

И зимой её носил,

Вязаный и в нем тепло,

Лютым холодам назло.       (СВИТЕР)

- Какая безударная гласная во всех словах? (безударная Е)

Разделите слова-отгадки на группы (1. Варежки, свитер, валенки, а 2 – Пальто. Первая группа – изменяются по числам, а вторая – нет. Выслушать все варианты разделения на группы. )

- Составьте и запишите предложение с одним из слов. (Один ребенок с комментированием)

 - Как одним словом назвать эти слова ? (одежда)

ОДЕЖДА

– Запишем это слово в тетрадь. Какая орфограмма в этом слове?

- А почему эти слова являются словарным? (непроверяемые орфограммы в слове)

-  А что объединяет все эти слова? (имена существительные)

- Определите тему и цель нашего урока.

 - Итак, тема нашего урока – имя существительное. Наша цель сегодня повторить всё то, что мы о нём узнали.

- Что вы знаете об имени существительном? (часть речи, отвечает на вопросы кто? или  что?; обозначает предмет, действие предмета, явления природы)

 - Вы  сказали, что имена существительные отвечают на вопросы кто?  что? А какая разница, как спросить кто? или что? (если существительное одушевленное – КТО?; если существительное неодушевленное – ЧТО?). Приведите примеры.

ИГРА

 - Вот я сейчас посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы топаете ногами.

ДОМ КРАСИВЫЙ МАЛЬЧИК ИГРАЕТ ШКОЛА ДОБРЫЙ УЧЕНИК КОШКА ОКНО ПОЁТ ДЕВОЧКА МЕТЕЛЬ ЛЮБОВЬ

 Число имён существительных

 - Молодцы! Справились с моим заданием. А что ещё вы знаете об имени существительном?

(Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, могут изменяться по числам.) Приведите примеры.

 - Когда имя существительное употребляется во множественном числе? А когда в единственном числе? Приведите примеры. (когда слово обозначает несколько предметов – множественное число, когда один предмет - единственное)

  1. Закрепление изученного материала.

РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали!
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.

  Работа с текстом.  (у каждого на парте)

- Внимательно послушайте рассказ и скажите, о чём он.

Зимние постельки.

   Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобр спит в хате из брёвен. Синичка устроилась на ночлег под кустиком.

 ( по Н. Сладкову)

-О чём мы узнали из этого рассказа? ( Где спят зимней ночью  разные животные наших лесов.)

Задание:  выписать  только одушевлённые имена существительные с выделением всех изученных орфограмм.

-На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные, а на какие - неодушевленные? (Если существительное отвечает на вопрос  кто?, значит – одушевлённое, если на вопрос что? - неодушевленное)

(дети выполняют работу в тетради. Дети с нарушением фонематического слуха получают печатный вариант текста и после прочтения выполняют  тоже самое задание. Дети с нарушением моторики – подчеркивают слова красным карандашом)

Проверка:

-Какие слова вы записали? (звери, лисица, белочка, медведь, бобр, синичка)

 - Обменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка).

ФИЗМИНУТКА для глаз   «Ах, как долго мы писали»


Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.    
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,    
(Посмотреть влево - вправо)
Ах, как солнце высоко.    
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,      
(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,    
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,      
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.    
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

  Работа по карточкам.

 - Определите, какую букву вы будете писать в словах – заглавную или строчную. А как называются слова, которые запишем с большой буквы? (имена собственные)

(Сильные дети – списывают, слабые – подчеркивают нужную букву)

У малышки (Г, г)руши в корзине (Г, г)руши.

Тетя (П, п)оля вернулась с (П, п)оля.

Денис (С,с)кворцов смотрел на (С,с)кворцов.

Петя (В,в)асильков нарвал в поле (В,в)асильков.

- Какие орфограммы встретились в словах? Что это за правила?

Работа по учебнику.

С.  20, упр. 36 .    

 - Выписать предложения с именами собственными. Выделить большую букву в именах собственных.

IV. Рефлексия.

- Над какой темой работали?

 - Что было самым сложным на уроке?

 - Что вызвало незначительное затруднение?

 - Над именем существительным мы продолжим работать на следующем уроке русского языка.

Самоанализ урока.

    Был дан урок русского языка во 2 классе. Тема урока: «Закрепление знаний об имени существительном». Данный урок является 12 – ым продолжением ряда уроков по теме: «Части речи. Существительное».

    Тип урока – закрепление изученного  материала.

    В классе 11 учащихся, присутствовали все.

    На уроке были поставлены следующие цели:

  1. Обучающая.  Закрепить умение обучающихся  определять имена существительные, а также  умение находить в слове изученную орфограмму. Учить сравнивать, анализировать, обобщать
  2. Развивающая. Развивать орфографическую зоркость, совершенствовать каллиграфические навыки, развивать речь, внимание,  мышление, развивать графо-моторные навыки, связную речь, фонематический слух.
  3. Воспитывающая. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, расширять кругозор обучающихся.

Содержание планировалось в соответствии с целями урока. Для реализации поставленных мною целей я использовала такие формы работы, как фронтальная работа, работа в парах.

На уроке были реализованы такие дидактические принципы, как наглядность, доступность, связь с жизнью.

На уроке я использовала следующие методы:

  1. Объяснительно – иллюстративный (показ и объяснение на минутке чистописания);
  2. Информационно – развивающий (при работе с текстом);
  3. Наглядный;
  4. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Все этапы урока были взаимосвязаны между собой логически.

Учитывая специфику учреждения, на уроке проводила коррекционную работу с детьми:

  1. Стремилась активизировать работу с речевыми детьми;
  2. Для активизации двигательной активности учащихся использовала физминутку.
  3. Велась работа по развитию мелкой моторики.
  4. Снижение напряжение на глаза на физминутке для глаз.

Контроль знаний учащихся осуществлялся на разных этапах урока по устным и письменным ответам учащихся через похвалу и оценочную систему. Дети на уроке были активны.

  Считаю, что цели, которые я перед собой ставила – достигнуты. Это видно из ответов учащихся, когда подводила итог урока.

Взаимопонимание между учителем и учащимися было установлено с начала урока, поэтому психологическая атмосфера была доброжелательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...

План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"

План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Обобщение знаний об имени существительном

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятель...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение знаний об имени существительном.»

Цели урока:1.     Закреплять знания об имени существительном, его постоянных  признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы;2.     развивать...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...