Закрепление знаний об имени существительном
план-конспект урока по теме
Мною представлена разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvit._zakreplenie.docx | 84.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная начальная школа – детский сад № 225»
Урок русского языка
2 класс
УМК «Школа России»
Тема: Закрепление знаний об имени существительном.
Подготовила и провела
учитель высшей квалификационной
категории
Шумкина М. А.
Новокузнецк, 2013
Цели урока
- Обучающая. Закрепить умение обучающихся определять имена существительные, а также умение находить в слове изученную орфограмму. Учить сравнивать, анализировать, обобщать
- Развивающая. Развивать орфографическую зоркость, совершенствовать каллиграфические навыки, развивать речь, внимание, мышление, развивать графо-моторные навыки, связную речь, фонематический слух.
- Воспитывающая. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, расширять кругозор обучающихся.
Оборудование: карточки с написанными буквами Ее, картинки предметов-отгадок, карточки с предложениями, текст на каждого ребенка.
Ход урока.
- Мотивационный этап.
- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят. Уши чутко слушают и всё слышат. Голова хорошо работает».
Я желаю вам успеха.
- Прежде чем мы приступим к работе, давайте разогреем наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику.
Гимнастика для пальчиков.
– Что за скрип? | – Что за хруст? | |
– Это что ещё за куст? | – Как же быть без хруста, | |
Если я – капуста? | – Мы капусту рубим, рубим, | |
Мы морковку трем, трем, | Мы капусту | Мы капусту жмем, жмем. |
- Повторение изученного материала.
Минутка чистописания.
- Сегодня мы поработаем на минутке чистописания над буковой Е. Что вы о ней знаете? (Гласная буква “Е” может обозначать один звук Э, когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука Й/Э, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков.)
- Вспомним, как пишется буква “Е”. Из скольких элементов она состоит?
Заглавная буква “Е” состоит из 2 элементов, а строчная буква “Е” состоит из одного элемента. Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки. Пишу маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начинаю писать строчную букву. Выполняю верхнюю петельку и веду вниз наклонную линию с закруглением вправо.
- Посмотрите внимательно на доску и в тетрадь. Перед вами цепочка букв. Запишите её в тетрадь
Ее Ее Ее Ее ….
Работа над словарными слова.
- Отгадайте загадки:
Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
Ветер дует-дует -
Никак не сорвёт!
Солнышко пригреет -
Само спадёт. (ПАЛЬТО)
Треплют, катают,
а зиму таскают. (Валенки)
Вот фуфайку я купи,
И зимой её носил,
Вязаный и в нем тепло,
Лютым холодам назло. (СВИТЕР)
- Какая безударная гласная во всех словах? (безударная Е)
Разделите слова-отгадки на группы (1. Варежки, свитер, валенки, а 2 – Пальто. Первая группа – изменяются по числам, а вторая – нет. Выслушать все варианты разделения на группы. )
- Составьте и запишите предложение с одним из слов. (Один ребенок с комментированием)
- Как одним словом назвать эти слова ? (одежда)
ОДЕЖДА
– Запишем это слово в тетрадь. Какая орфограмма в этом слове?
- А почему эти слова являются словарным? (непроверяемые орфограммы в слове)
- А что объединяет все эти слова? (имена существительные)
- Определите тему и цель нашего урока.
- Итак, тема нашего урока – имя существительное. Наша цель сегодня повторить всё то, что мы о нём узнали.
- Что вы знаете об имени существительном? (часть речи, отвечает на вопросы кто? или что?; обозначает предмет, действие предмета, явления природы)
- Вы сказали, что имена существительные отвечают на вопросы кто? что? А какая разница, как спросить кто? или что? (если существительное одушевленное – КТО?; если существительное неодушевленное – ЧТО?). Приведите примеры.
ИГРА
- Вот я сейчас посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы топаете ногами.
ДОМ КРАСИВЫЙ МАЛЬЧИК ИГРАЕТ ШКОЛА ДОБРЫЙ УЧЕНИК КОШКА ОКНО ПОЁТ ДЕВОЧКА МЕТЕЛЬ ЛЮБОВЬ
Число имён существительных
- Молодцы! Справились с моим заданием. А что ещё вы знаете об имени существительном?
(Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, могут изменяться по числам.) Приведите примеры.
- Когда имя существительное употребляется во множественном числе? А когда в единственном числе? Приведите примеры. (когда слово обозначает несколько предметов – множественное число, когда один предмет - единственное)
- Закрепление изученного материала.
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали!
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
Работа с текстом. (у каждого на парте)
- Внимательно послушайте рассказ и скажите, о чём он.
Зимние постельки.
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобр спит в хате из брёвен. Синичка устроилась на ночлег под кустиком.
( по Н. Сладкову)
-О чём мы узнали из этого рассказа? ( Где спят зимней ночью разные животные наших лесов.)
Задание: выписать только одушевлённые имена существительные с выделением всех изученных орфограмм.
-На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные, а на какие - неодушевленные? (Если существительное отвечает на вопрос кто?, значит – одушевлённое, если на вопрос что? - неодушевленное)
(дети выполняют работу в тетради. Дети с нарушением фонематического слуха получают печатный вариант текста и после прочтения выполняют тоже самое задание. Дети с нарушением моторики – подчеркивают слова красным карандашом)
Проверка:
-Какие слова вы записали? (звери, лисица, белочка, медведь, бобр, синичка)
- Обменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка).
ФИЗМИНУТКА для глаз «Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)
Работа по карточкам.
- Определите, какую букву вы будете писать в словах – заглавную или строчную. А как называются слова, которые запишем с большой буквы? (имена собственные)
(Сильные дети – списывают, слабые – подчеркивают нужную букву)
У малышки (Г, г)руши в корзине (Г, г)руши.
Тетя (П, п)оля вернулась с (П, п)оля.
Денис (С,с)кворцов смотрел на (С,с)кворцов.
Петя (В,в)асильков нарвал в поле (В,в)асильков.
- Какие орфограммы встретились в словах? Что это за правила?
Работа по учебнику.
С. 20, упр. 36 .
- Выписать предложения с именами собственными. Выделить большую букву в именах собственных.
IV. Рефлексия.
- Над какой темой работали?
- Что было самым сложным на уроке?
- Что вызвало незначительное затруднение?
- Над именем существительным мы продолжим работать на следующем уроке русского языка.
Самоанализ урока.
Был дан урок русского языка во 2 классе. Тема урока: «Закрепление знаний об имени существительном». Данный урок является 12 – ым продолжением ряда уроков по теме: «Части речи. Существительное».
Тип урока – закрепление изученного материала.
В классе 11 учащихся, присутствовали все.
На уроке были поставлены следующие цели:
- Обучающая. Закрепить умение обучающихся определять имена существительные, а также умение находить в слове изученную орфограмму. Учить сравнивать, анализировать, обобщать
- Развивающая. Развивать орфографическую зоркость, совершенствовать каллиграфические навыки, развивать речь, внимание, мышление, развивать графо-моторные навыки, связную речь, фонематический слух.
- Воспитывающая. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, расширять кругозор обучающихся.
Содержание планировалось в соответствии с целями урока. Для реализации поставленных мною целей я использовала такие формы работы, как фронтальная работа, работа в парах.
На уроке были реализованы такие дидактические принципы, как наглядность, доступность, связь с жизнью.
На уроке я использовала следующие методы:
- Объяснительно – иллюстративный (показ и объяснение на минутке чистописания);
- Информационно – развивающий (при работе с текстом);
- Наглядный;
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Все этапы урока были взаимосвязаны между собой логически.
Учитывая специфику учреждения, на уроке проводила коррекционную работу с детьми:
- Стремилась активизировать работу с речевыми детьми;
- Для активизации двигательной активности учащихся использовала физминутку.
- Велась работа по развитию мелкой моторики.
- Снижение напряжение на глаза на физминутке для глаз.
Контроль знаний учащихся осуществлялся на разных этапах урока по устным и письменным ответам учащихся через похвалу и оценочную систему. Дети на уроке были активны.
Считаю, что цели, которые я перед собой ставила – достигнуты. Это видно из ответов учащихся, когда подводила итог урока.
Взаимопонимание между учителем и учащимися было установлено с начала урока, поэтому психологическая атмосфера была доброжелательной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".
Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...
План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"
План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...
Обобщение знаний об имени существительном
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятель...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение знаний об имени существительном.»
Цели урока:1. Закреплять знания об имени существительном, его постоянных признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы;2. развивать...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...