Использование ИКТ в интегрированных уроках ритмики, музыки и пения
статья на тему

Антонова Лариса Юльевна

Интегрированный урок сам по себе очень своеобразен. С одной стороны синтез различных предметов дает больше возможностей для фантазии учителя, с другой стороны -  возникают трудности в его проведении. В процессе проведения такого музыкального занятия решаются как музыкально-певческие задачи, так и ритмико-пластические. Важно только, чтобы они согласовывались друг с другом и дополняли друг друга.

Интегрированный урок должен пройти так, словно его проводил человек-оркестр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья16.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №15  
г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края

Использование ИКТ

в интегрированных уроках ритмики,

 музыки и пения

учитель высшей квалификационной категории

Антонова Лариса Юльевна

2012 год

Интегрированный урок сам по себе очень своеобразен. С одной стороны синтез различных предметов дает больше возможностей для фантазии учителя, с другой стороны -  возникают трудности в его проведении.

Многолетний опыт работы музыкальным руководителем в детском саду позволил мне без труда превратить обычные уроки музыки и ритмики в интегрированное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе проведения такого музыкального занятия решаются как музыкально-певческие задачи, так и ритмико-пластические. Важно только, чтобы они согласовывались друг с другом и дополняли друг друга.

Такие уроки, как правило, объединены одной темой и становятся неким подведением итога на определенном этапе обучения. В них используется живая музыка, фонограммы, музыкальные инструменты, наглядность, элементы логоритмики и ритмопластики, психогимнастика. Ничего сложного. Необходимо только самому вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой, учитывая физические и психические особенности умственно отсталых детей.

Но наша жизнь не стоит на месте. Современное обучение требует от учителя владения компьютером не только для поиска учебного материала, музыкального репертуара, информации, но и для использования этих технологий на уроках.

Размещая свои уроки на Учительском портале, столкнулась с проблемой. Мне не выдавали Подтверждения о публикации, так как к урокам не было презентаций, не используются ИКТ. Я убеждала Администрацию Уч.портала, что в уроках с двигательной активностью детей использование мультимедийного сопровождения не приемлемо, такой урок очень сложен в проведении и учителю просто нужно быть «сорокоручкой».

А потом я просто подумала, что интегрированный урок ритмики, музыки и пения для детей, по сути, развлечение, почти праздник. На нем они не решают сложных недоступных задач, а значит, урок должен быть ярким и запоминающимся. Сложно будет мне – справлюсь. И получилось.

Сейчас понимаю, более кропотливая, масштабная, но, в принципе,  обычная подготовка к уроку – важно только расположить в зале все так, чтобы было удобно и мне и детям. Технических средств больше не стало – магнитофон заменил компьютер.

Конечно же, в презентациях к моим урокам есть свои особенности. Необходимо учитывать не только её информационную сторону, но и эмоциональное воздействие.

Так в организационном моменте можно использовать краткие звуковые или анимационные эффекты для привлечения внимания детей, чтобы постепенно перейти к основной теме урока, которая не только устно озвучится учителем, но и предстанет перед детьми зрительно.

Наибольшее количество эффектов я использую во время слушания музыки. Это помогает усилить эмоциональное восприятие зрительными образами, создать более правильное и длительное представление об образе, корректировать эмоции умственно отсталых детей.

 Не стоит перенасыщать презентацию количеством слайдов и эффектов в той части урока, когда дети выполняют какие-либо дыхательные, ритмопластические упражнения или танцевальные композиции. Это будет отвлекать их от учителя, задача которого – обратить внимание детей на правильность выполнения упражнений или танца.

 Можно использовать несколько слайдов во время устных ответов детей о положении корпуса, рук, ног в том или ином упражнении или танце, как подтверждение правильности ответа. Это могут быть как анимационные картинки, так и фотографии самих детей или других учеников, выполняющих данное И.П. или танцевальное движение.

Во время исполнения песен можно использовать разные варианты. Если песня в стадии разучивания, то после её названия на экране могут постепенно печататься слова (прием караоке), это поможет ребятам вспомнить текст, чувствовать себя увереннее. Если же песня хорошо знакома, то можно размещать текст по куплетам или же использовать видеоряд картинок или фотографий вместо текста, который будет только отвлекать детей, если они не умеют быстро читать.

Для психогимнастики можно использовать картинки с гримасами или ситуациями по теме, а для релаксации достаточно музыкального сопровождения.

Пробуйте вводить элементы презентаций постепенно, особенно на уроках ритмики, хореографии и танцев. Можно, по началу, использовать слайды с названием того или иного движения, танца, игры; картинки и фото с минимальным количеством эффектов, чтобы ученики не отвлекались надолго от вас, ваших замечаний и указаний.

Очень сложно привлечь внимание к себе, когда на экране что-то мелькает. Учитывайте и то, как расположены дети по отношению к экрану, все ли хорошо его видят, в какой позе детям удобнее на него смотреть. На экран дети должны обращать внимание только в те моменты, когда вам это необходимо.

Хорошо, когда ребята приучены к использованию презентаций на других уроках – они не отвлекаются от учебного процесса. В любом случае, презентация должна стать помощником учителю, а не заменой. Она не должна быть перегруженной, чтобы не отвлекать ребят от основной цели урока.

И помните, что дети не должны чувствовать, что презентация напрягает вас, создает лишние затяжные паузы, когда вам необходимо переключиться с одного вида деятельности на другой. Используйте время перехода от инструмента к компьютеру для диалога или беседы.

Урок должен пройти так, словно его проводил человек-оркестр.

Конечно же, проще, когда интегрированные уроки готовят несколько учителей, но и в этом случае роли в определенных этапах урока должны быть распределены так, чтобы урок стал монолитом, единым замыслом, содружеством, а не соперничеством коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимна...

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимна...

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения в 5 классе с презентацией

Конспект интерактивного урока ритмики,  музыки и пения в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих игр и психогимнастики.Тема: «Ты...

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения в 5 классе с презентацией

Конспект интерактивного урока ритмики,  музыки и пения в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих игр и психогимнастики.Тема: «Ты...

Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения.

Из опыта работы. Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения. Для учащихся коррекционных школ.У учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с ...

интегрированный урок ритмики, музыки и пения для 2 класса коррекционной школы "Что такое доброта?"

Интегрированный урока ритмики, музыки и пения во 2-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики. ...

Конспект интегрированного урока ритмики, музыки и пения во 2-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр. Тема: «Что такое доброта?».

Учитель: Добрый день, дорогие ребята.  Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости. Давайте поздороваемся с гостями.Дети:  Доб...